Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Глава 10.Конфликты в семье




Семья как феномен особого взаимодействия и взаимоотношения между людьми – предмет частого исследования в науке [16, 20, 40, 53, 109, 120 и др.]

Существует внутреннее содержание понятия “семья” для личности: для ребенка – это Я., мои родители и близкие родственники, для молодого человека – супружество.

Интенсивное взаимодействие в семье порождает разнообразные конфликтные явления.

В семейной жизни конфликты могут развиваться на разных уровнях взаимоотношений: муж – жена, родители – дети, дети – дети.

Природа супружеских конфликтов многоаспектна [73, 74, 75, 76, 93, 127, 128 и др.].

Определяя супружество как совокупность отношений между брачными партнерами – мужем и женой, Н.Н. Обозов и А.Н. Обозова выделяют в нем четыре достаточно независимых уровня отношений [93]

1.Психофизиологический контакт выходит за рамки непосредственного сексуального контакта, проявляясь в виде различных эротических игр: флирта, поцелуев, объятий, прикосновений за пределами и без цели сексуального контакта. Поэтому для психофизиологического общения имеют значение не только чисто сексуальные характеристики партнеров (тип половой конституции, половая потенция и т.п.), но и особенности телосложения, реактивность организма, психодинамические характеристики поведения, оформление внешности. Вследствие этого причина неудовлетворенности некоторых супругов – не сексуальный контакт в узком смысле слова, а форма эротических игр, проявление сексуальной заинтересованности, внешность партнера.

Психофизиологическая дисгармония супругов выражается в 2-х видах нарушений: сексуальной жизни (физиологический аспект) и эротических контактов (психологический аспект).

2.Психологический уровень супружеских отношений имеет много общего с интимно- исповедной формой дружбы и любовными отношениями, главная функция которых – избирательный контакт, способствующий наиболее полному самовыражению личности. Психологический контакт имеет целью создать такую психологическую атмосферу между партнерами, которая способствует самовыражению личности, поддерживает и стимулирует развитие ее неповторимой индивидуальности, дает терапевтический эффект понимания, одобрения, принятия личности, является источником моральной и эмоциональной поддержки.



Психологическая дисгармония часто выражается в виде отчуждения брачных партнеров, напряженной атмосферы столкновений и конфликтов личного порядка, когда критике и неприятию подвергаются особенности темперамента и характера партнера. Психологически несовместимые партнеры испытывают трудности в распределении инициативы, власти и главенства. Наиболее явные признаки психологической дисгармонии: утомление и раздражение друг от друга, невозможность найти приемлемые способы общения друг с другом, затяжные нарушения психологического климата в семье. При этом партнеры часто отрицательно отзываются друг о друге как об обладающих негативными личностными чертами. Даже если партнеры с высокой психологической культурой способны отдать должное психологическим качествам друг друга, они все-таки указывают, что с таким человеком им трудно, неуютно, ненадежно.

Психологическая несовместимость при длительном контакте выражается в симптомах невротизации личности. На 1-ом этапе расстройства симптомы у всех сходны и выражаются в расстройствах настроения (депрессия, раздражительность). На 2-ом этапе личность развивает присущую ей симптоматику: ипохондрические, неврастенические, психопатические, параноидные и прочие симптомы. У мужчин нередко добавляется склонность к алкоголизму. Сложность психологического приспособления друг к другу заключается в том, что адаптация супругов в этом аспекте требует перестройки личности, ломки присущих ей индивидуальных черт. Коррекция психологической несовместимости эффективна на первых этапах супружества. Хороший эффект оказывает включение в пару третьих лиц.

3.Социально-психологический уровень проявляется как социально-ролевая совместимость. Содержанием семейно-ролевой области супружеских отношений является сотрудничество брачных партнеров при реализации семейных функций. Функции семьи исторически изменчивы, что сопровождается изменением роли мужчины и женщины в семье, всего уклада семьи. Для современной семьи характерны следующие функции: рождение и первичная социализация детей, экономическая поддержка нетрудоспособных, организация бытового потребления, моральная и эмоциональная поддержка, защита и представительство семьи перед более широким социальным окружением, организация досуга.

Семейно-ролевая совместимость проявляется как согласованность семейных ценностей и как согласованность ролевых представлений о функциях мужа и жены в семье.

Можно выделить следующие причины семейно- ролевой дисгармонии супругов:

1.)Рассогласование шкал семейных ценностей. Рассогласование семейных ценностей является следствием различий в образовании и воспитании. Семейные ценности формируются под влиянием образцов родительской семьи и являются довольно стойкими установками.

2.)Проблемы распределения семейной нагрузки, хаотичность семейного уклада. Наиболее часты ролевые конфликты в семьях работающих женщин, особенно при творческом и ненормированном характере их труда; ролевые конфликты часты в первый период рождения детей.

4.Социокультурный уровень позволяет супругам согласовывать общую направленность и мотивацию поведения. Выделение этого аспекта супружеских отношений продиктовано его значимостью для многих супружеских пар в условиях приобщения к духовным, культурным ценностям общества, выходом мотивации личности за пределы семейных потребностей. Духовное общение супругов позволяет им согласовать жизненные позиции, ценностные ориентации, взгляды на окружающий мир и свое место в нем, интересы и мотивы социального поведения.

Духовная совместимость проявляется как совпадение, подобие вышеуказанных установок, оценок, ценностей. Признаками духовной гармонии являются: высокое взаимопонимание, одобрение жизненной позиции партнера, высокое уважение к нему как члену общества.

Духовное несоответствие проявляется в ценностных ориентациях (по терминологии Рокича речь идет о терминальном конфликте) и средствах достижения жизненных целей (конфликт инструментальных ценностей партнеров). Духовное несоответствие чаще других несоответствий и отчетливее осознается супругами. Обнаружено, что причинами духовной дисгармонии являются различия в образовании супругов, возрасте, культурном развитии.

Итак, существуют четыре основных уровня супружеского взаимодействия и соответствующие четыре вида супружеской дисгармонии. Конкретные супружеские пары могут характеризоваться конфликтом одной, двух и более областей контакта. Нередко конфликт иррадиирует на другие области, тем самым маскируя первопричину затруднений. Глубина, значимость и затяжной характер конфликта свидетельствуют об особой личной значимости для супругов той области отношений, которая оказалась дисгармоничной.

Благополучие семьи характеризуют следующие показатели: сходство семейных ценностей, высокая ролевая адекватность, низкая конфликтность, высокое уважение и эмоциональное приятие друг друга, совместное времяпровождение, наличие общих интересов, физическое и психическое здоровье, удовлетворенность сексуальными отношениями. Умение адаптироваться друг к другу, одинаковые установки супругов на брак и семейную жизнь, сотрудничество, ощущение потребности в семье и в семейном образе жизни [17].

Конфликтное поведение супругов может проявляться в скрытой и открытой формах [7, с.353-354]. Показателями первой являются демонстративное молчание; резкий жест или взгляд, говорящий о несогласии; бойкот взаимодействия в какой-то сфере семейной жизни; подчеркнутая холодность в отношениях. Открытая форма проявляется чаще через открытый разговор в подчеркнуто корректной форме; взаимные словесные оскорбления; демонстративные действия (хлопанье дверью, битье посуды, стучание кулаком по столу), оскорбление физическими действиями и др.

Одним из факторов, влияющих на конфликтность супружеских отношений, выступают кризисные периоды в развитии семьи (С. Кратохвил) [7].

Первый год супружеской жизни характеризуется конфликтами адаптации друг к другу, когда два “Я” становятся одним “Мы”. Происходит эволюция чувств, влюбленность исчезает и супруги предстают друг перед другом такими, какие они есть. Известно, что в первый год жизни семьи вероятность развода велика, до 30 % общего числа браков (И. Дорно).

Второй кризисный период связан с появлением детей. Еще неокрепшая система “Мы” подвергается серьезному испытанию. Основанием для конфликтов в этот период выступает следующее :

· ухудшаются возможности профессионального роста супругов;

· уменьшаются возможности для свободной реализации в лично-привлекательной деятельности (увлечения, хобби);

· усталость жены, связанная с уходом за ребенком, может привести к временному снижению сексуальной активности;

· возможны столкновения взглядов супругов и их родителей по проблемам воспитания ребенка.

Третий кризисный период совпадает со средним супружеским возрастом, характеризующимся конфликтами однообразия. В результате многократного повторения одних и тех же впечатлений у супругов наступает насыщение друг другом. Это состояние называют голодом чувств, когда наступает “сытость” от старых впечатлений и “голод” по новым (Ю. Рюриков).

Четвертый период конфликтности отношений супругов наступает после 18—24 лет совместной жизни. Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей, усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне, “пока не поздно” (С. Кратохвил).

Считают, что супружеские конфликты чаще возникают из-за неудовлетворения потребностей друг друга. В связи с этим выделяют основные причины супружеских конфликтов: психосексуальная несовместимость супругов; неудовлетворение потребности в значимости своего “Я”; неуважение чувства достоинства со стороны партнера; неудовлетворение потребности в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания; пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворению своих потребностей (алкоголь, наркотики, финансовые расходы только на себя и т.д.); неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимопонимании по вопросам ведения домашнего хозяйства, питания детей, в отношении к родителям и т.д.; различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях [127, 128].

Совместная жизнь требует от супругов взаимной координации взглядов, оценок, принятий единых решений, умения чувствовать и понимать партнера, способности и готовности изменить свою стратегию поведения с учетом действий супруга для достижения единой цели. Коммуникативные особенности семейной пары отражают в целом специфику семейного бытия.

А.В. Петровский и В.В. Абраменкова в качестве одной их главных причин семейных конфликтов называют неверное истолкование супругами мотивов поведения друг друга и приписывание партнеру несуществующих намерений [123]. Одним из психологических механизмов отлаживания личностно-смысловых взаимоотношений, предполагающих ориентировку в мотивах и личностных смыслах другого, является идентификация. Она выступает как способность встать на позицию другого человека, приводящая по взаимному согласованию оценок и взглядов на мир, рождая основу для взаимопонимания.

По-настоящему близкий человек – это тот, кто нас понимает. Понимать другого мешает эгоцентризм. Вы не можете считать, что правы, пока не посмотрите на ситуацию глазами другой стороны [54].

А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов выделяют внешние факторы и макрофакторы конфликтности семьи [7]. Ухудшение материального положения многих семей; чрезмерная занятость одного из супругов (или обоих) на работе; невозможность нормального трудоустройства одного из супругов; длительное отсутствие своего жилья; отсутствие возможности устроить детей в детское учреждение они относят к ряду внешних факторов. В ряду макрофакторов конфликтности семьи Анцупов и Шипилов называют изменения, происходящие в современном обществе: рост социального отчуждения; ориентация на культ потребления; девальвации моральных ценностей, в том числе традиционных норм сексуального поведения; изменение традиционного положения женщины в семье (противоположными полюсами этого изменения являются полная экономическая самостоятельность женщины и синдром домохозяйки); кризисное состояние экономики, финансов, социальной сферы государства.

В.П. Левкович считает, что более высока вероятность возникновения конфликтов в разнонациональных семьях [74]. Это вероятность, определяясь уровнем подготовленности молодых супругов к браку, характеризуется: адекватным пониманием и реализацией супругами семейных ролей; успешностью формирования у них установки на взаимопонимание и сотрудничество; культурой общения брачных партнеров; умением строить отношения с родителями и родственниками супруга; сформированностью чувств ответственности за семью.

Если в разнонациональной семье супруги недостаточно подготовлены к конструктивному решению конфликтов, возникающих на основе противоречивых потребностей, связанных с личностными особенностями и прошлым опытом, это может привести к тому, что их межличностный конфликт, первоначально не связанный с национальными разногласиями, перерастет в конфликт “межнациональный”. В межнациональном браке может быть и обратная зависимость: разногласия супругов, возникающие на национальной почве в семьях с повышенной конфликтностью и неудовлетворенностью супругов своим браком, могут провоцировать появление конфликтов, связанных со спецификой их личностных особенностей.

В современной российской действительности появилась тенденция возвращения к традиционной патриархальной семье. Резкий переход от эгалитарной к патриархальной модели семьи часто приводит к психологическим трудностям и конфликтам. Жене в такой семье непривычно её подчиненное, зависимое положение. Женщина в таких семьях часто растеряна, выбита из привычной колеи. Ей необходима психологическая поддержка, чтобы адаптироваться в новой ситуации или начать пересмотр привычных семейных ролей. Анализ проблем жен “новых русских” показал, что эту категорию женщин отличает от других частота переживания по поводу вербального насилия, супружеских измен и ревности, сильно волнует полная материальная и психологическая зависимость от мужей [12].

По способности разрешать конфликты В.П. Левкович и О.Э. Зуськова выделяют следующие группы семей:

§ пары, успешно преодолевающие конфликты (стабильные);

§ пары, частично справляющиеся с конфликтами, которые в большинстве случаев не могут конструктивно решить конфликты при наличии позитивной семейной мотивации, субъективно неудовлетворенные своим браком и осознающие возможность его расторжения, но не желающие этого (проблемные семьи);

§ пары, не преодолевающие конфликты при наличии негативной семейной мотивации, субъективно неудовлетворенные браком и находящиеся на пути к принятию решения о расторжении брака или уже принявшие такое решение (нестабильные семьи) [73, 76].

Учитывая, что основа супружеских конфликтов определяется рассогласованием между представлениями мужа и жены относительно потребностей друг друга, а также между представлениями и ожиданиями одного по отношению к другому, исследователи, согласно эмпирическим данным, определили сферы жизнедеятельности семьи с точки зрения конфликтогенности [76].

Первое место занимает культура общения, определяемая как соблюдение или несоблюдение супругами норм повседневной жизни. Второе место отведено недостаточному удовлетворению в семейном взаимодействии супругов потребности в защите Я-концепции, которая поддерживается удовлетворением потребностей в любви, ощущения своей значимости, чувства собственного достоинства. На третьем месте находятся две основные сферы взаимодействия супругов: ролевая и информативная. Первая связана с удовлетворением ролевых потребностей супругов в соответствии с позициями мужа и жены, матери и отца, хозяина и хозяйки, вторая – с взаимной информированностью о различных сторонах жизни и личностных особенностях партнера.

Установлено, что группы семей отличаются по доминированию тех или иных конфликтов.

В группе нестабильных семей супружеские конфликты происходят чаще, чем в группе проблемных. В последнем случае при решении конфликтов супруги исходят не из стремления выработать единую точку зрения с партнером, они пытаются любым способом решить конфликт в свою пользу. Это проявляется в преобладании таких способов разрешения конфликтов, как бойкотирование партнера, выяснение отношений в грубой форме, применение силы. Все это мешает супругам выработать общие позиции, приводит к дезорганизации их общения и сотрудничества, к еще большей дезадаптации. Наибольшей напряженности конфликты в этой группе семей достигают в сферах “культура общения” и “защита Я-концепции”.

Обнаружены различия в семьях с разными показателями конфликтности по следующим показателям: переживаемые отрицательные и положительные состояния, отношение детей к родителям [104].

В семьях, где конфликты происходят чаще, выявлены следующие отрицательные состояния: гнев, раздражение, усталость, злость, тревога. Нормализуется состояние супругов при помощи общения вне семьи, бесед, размышлений, выяснения отношений, просмотра телепередач, курения или прогулки в одиночестве. В семьях, где конфликты случаются очень редко, доминирующими отрицательными состояниями выступают злость, гнев, обида, тревога. Саморегуляция у супругов происходит чаще всего за счет общения между мужем и женой, размышлений, уборки в квартире, чтения газет и книг, прослушивания музыки или принятия пищи.

В семьях, где конфликты происходят чаще, встречаются такие положительные состояния, как радость, веселость, восхищение, восторг и бодрость. Чтобы продлить свое положительное состояние, супруги играют с ребенком, выезжают вместе на природу, дарят подарки друг другу, оказывают взаимопомощь. Физическая близость между ними также помогает продлить положительные состояния.

Дети, воспитывающиеся в семьях, где показатель семейных конфликтов минимален, лучше относятся к своим родителям, нежели в конфликтных семьях. Дети, родители которых имеют максимальный показатель семейных конфликтов, в свой круг общения чаще всего включают сестер, братьев, друзей, подруг и авторитетных взрослых.

Психотравмирующие последствия конфликтов в семье различны [7, с.353-354]. Психотравмы чаще проявляются в виде переживаний, которые в силу выраженности, длительности или повторяемости сильно воздействуют на личность.

Состояние полной семейной неудовлетворенности, являясьпсихотравмирующим переживанием, возникает в результате конфликтных ситуаций, в которых проявляется заметное расхождение между ожиданиями индивида по отношению к семье и ее действительной жизнью. Оно выражается в скуке, бесцветности жизни, отсутствии радости, ностальгических воспоминаниях о времени до брака, жалобах окружающим на трудности семейной жизни. Результатом такой неудовлетворенности, накапливающейся от конфликта к конфликту, выступают эмоциональные взрывы и истерики.

Семейная тревога как психотравмирующее переживаниечаще появляется после крупного семейного конфликта. К её признакам относят сомнения, страхи, опасения, касающиеся прежде всего действий других членов семьи.

Нервно-психическое напряжение — одно из основных психотравмирующих переживаний, проявляющихся в раздражительности, плохом настроении, нарушениях сна, приступах ярости. Оно возникает в результате следующих действий:

§ создания для супруга ситуаций постоянного психологического давления, трудного или даже безвыходного положений;

§ создания для супруга препятствий для проявления важных для него чувств, удовлетворения потребностей;

§ создания ситуации постоянного внутреннего конфликта у супруга.

Как психотравмирующее переживание состояние вины зависит от личностных особенностей супруга. Человек чувствует себя помехой для окружающих, виновником любого конфликта, ссор и неудач, склонен воспринимать отношения других членов семьи к себе как обвиняющие, укоряющие, несмотря на то, что в действительности они такими не являются.

Анализируя конфликты между мужем и женой, важно учитывать зависимость характеристик супружеской семьи от родительской [29]. Дети из благополучных семей неосознанно предпочитают друг друга при брачном выборе, создают семью соответственно функциональному уровню родительских семей, что обеспечивает высокий уровень жизни им и высокую жизнеспособность их детям. Аналогичный выбор по схожести семей как бы удваивает невротическое поведение супругов из неблагополучных семей, что может приводить к разводам, к проблемам в развитии потомства. Супруги, не имея адекватных целей и установок при создании семьи, неосознанно строят собственную семью по родительской модели. Существует возможность прогнозировать и предупреждать негативные явления в семье: путем смещения ответственности с бессознательной мотивации поведения супругов на осознанно- волевую деятельность по устроению семьи можно оптимизировать адаптационные процессы и стабилизировать семью.

Сравнительный анализ вербального поведения супругов в счастливых и конфликтных браках показал, что в первых положительные высказывания существенно преобладают над отрицательными и особенно над критическими, а во вторых часты ссоры [8]. Мужья относятся к последним более негативно, чем жены, которые, возможно, в ответ на появление своих отрицательных эмоций ожидают получить определенную реакцию. Для гармоничных браков характерно преобладание положительных невербальных поведенческих актов: поцелуй, подарок и т.д.

Л.Л. Баз предположила систему оценки взаимодействия супругов по пяти параметрам:

1)конфликт – наличие выраженного неудовлетворения у одного или обоих супругов по поводу существования или отсутствия отдельных личностных характеристик, которое присутствует постоянно и может проявляться в критических ситуациях;

2)доминантность – мера возможности взять каждым из супругов на себя функцию управления совместной деятельностью;

3)аффект – общий эмоциональный фон коммуникации;

4)ясность коммуникации – умение донести свою мысль до другого;

5)эффективность коммуникации – показатель продуктивности общения, а также скорости и качества достижения общей цели в решении совместной задачи [9].

Брак выступает источником конфликтов, вместе с тем в нем заложены т возможности для огромного удовлетворения. Примером одновременно и отрицательного и положительного влияния брака служит наличие как очень счастливых периодов, так и периодов частых ссор и конфликтов. М. Аргайл указывает на результаты, согласно которым степень супружеской удовлетворенности можно предсказать, исходя из следующих данных: частота интимной жизни минус число ссор[8]. Удовлетворенность в браке падает, когда в доме есть дети, особенно в возрасте 12- 16 лет.

Вирджиния Сатир называет некоторые причины, по которым дети могут спровоцировать конфликты между родителями [111]. Одна из них – отдельные характеристики детей:

§ Уродливость, физическая неполноценность или проблемы с адаптацией, имеющиеся у ребенка, понижают уровень самоуважения родителей, а также стимулируют супругов справляться с тем, что им чуждо. Такой ребенок ставит под угрозу родительскую потребность производить хорошее впечатление на окружающих, поскольку он может стать объектом насмешек или любопытства. Родителями в большей степени движет стремление защитить собственное чувство самоуважения, нежели защитить ребенка.

§ Красота или выдающийся интеллект ребенка одновременно и повышают, и понижают самоуважение родителей, так как в этом случае невыгодно контрастируют со своим чадом.

§ Поведение ребенка, схожее с поведением родителей или родственников, может вызвать перенос проблем.

Конфликт между супругами может быть обусловлен полом ребенка. Родители способны использовать ребенка одного рола с самого момента его рождения или только после того, как с ней (с ним) произойдет ряд изменений, стимулирующих возникновение супружеских конфликтов. Возраст ребенка также может спровоцировать супружеский конфликт просто потому, что, становясь старше, он начинает претендовать на независимость от родительского контроля.

Развод считают самым радикальным способом разрешения конфликта между супругами. Ему предшествует процесс, состоящий из трех стадий: 1)эмоциональный развод, выражающийся в отчуждении, безразличии супругов друг к другу, утрате доверия и любви; 2)физический развод, приводящий к раздельному проживанию; 3)юридический развод, требующий правового оформления прекращения брака. Развод может принести многим решение проблем, однако он имеет и негативные последствия, связанные с нервно-психическими расстройствами и социальными проблемами.

Проанализировав идеи (В. Владин, Д. Капустин, И. Дорно, А. Егидес, В. Левкович, Ю. Рюриков) по нормализации супружеских взаимоотношений и предупреждению перерастания спорных ситуаций в конфликты, А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов предложили следующие рекомендации [7, с.354]:

ü Уважай себя, а тем более другого. Помни, что он (она) самый близкий для тебя человек, отец (мать) твоих детей.

ü Старайся не копить ошибки, обиды и “грехи”, а сразу реагируй на них. Это исключит накопление отрицательных эмоций,

ü Исключи сексуальные упреки, так как они не забываются.

ü Не делай замечаний другому в присутствии детей, знакомый гостей и т.д.

ü Не преувеличивай собственные способности и достоинства, не считай себя всегда и во всем правым.

ü Больше доверяй и ревность своди к минимуму.

ü Будь внимательным, умей слушать и слышать супруга.

ü Не опускайся, заботься о своей физической привлекательности, работай над своими недостатками.

ü Никогда не обобщай даже явные недостатки супруга, веди paзговор только о конкретном поведении в конкретной ситуации.

ü Относись к увлечениям супруга с интересом и уважением.

ü В семейной жизни иногда лучше не знать правду, чем во что бы то ни стало пытаться установить истину.

ü Старайтесь находить время для того, чтобы хотя бы иногда отдохнуть друг от друга. Это поможет снять эмоционально-психологическую перенасыщенность общением.

Конфликты между детьми и родителями могут начаться в подростковом возрасте (12-14 лет), вместе с тем, пик конфликтности приходится на раннюю юность (15-17 лет).

Учитывая, что подростковый период конфликтогенен для системы отношений по типу родители - дети, для разрешения возникающих противоречий важно представлять возрастной психологический портрет отрочества.

Можно выделить следующие подростковые ситуационно–личностные реакции.

Реакция отказа проявляется как отсутствие, либо снижение стремления к контактам с окружающими, малообщительность, общая заторможенность, нередко испытываемое чувство отчаяния, отказ от пищи, привычных игр, игнорирование вопросов, стремление к уединению. Нередко наблюдается у инфантильных и конформных подростков, когда их насильно отрывают от привычной для них обстановки.

В основе реакции оппозиции лежат сверхценные переживания обиды, замаскированной враждебности по отношению к “виновнику”. Причиной могут быть чрезмерные, несправедливые с точки зрения подростка, требования, непосильные нагрузки, незаслуженное наказание или оскорбление. Часто реакция оппозиции носит демонстративный характер как сигнал тревоги для взрослых о трудной ситуации, переносить которую подростку больше не под силу. Выделяют 2 формы реакции оппозиции: активную и пассивную. Первая выражается в нарочитой грубости, непослушании, вызывающем поведении, категоричных отказах выполнять какие-либо поручения, возникает в условиях психотравмирующей ситуации и направлена на тех, кого подросток считает обидчиками и виновниками его переживаний. В более худших условиях происходит аффективное сужение сознания, двигательное возбуждение, асоциальные поступки: чтобы отомстить “обидчикам”, портят их одежду, пишут на стенах, крадут их вещи. Течение второй связано с отказами от еды, уходами из дома, проявлениями недовольства, обиды, необщительностью, капризностью.

Реакция имитации может быть положительной и отрицательной. Реакция положительной имитации – это стремление во всем подражать определенному образу – реальному человеку, литературному герою. Легко и охотно копируются асоциальные формы поведения, вредные привычки. Реакция отрицательной имитации – отрицание поведения значимого лица, демонстрация противоположного поведения (в большей мере это проявление борьбы за самостоятельность, самоутверждение – ближе к реакции эмансипации).

Реакция компенсации проявляется как стремление скрыть или восполнить свою слабость, несостоятельность в одной области деятельностным успехом в другой.

Реакции гиперкомпенсациипредставлены стремлением добиться высших результатов именно в той области, где оказался несостоятельным. Часто выражаются в безрассудных, опасных для жизни поступках.

В основе реакций эмансипации лежит характерная для подростков потребность освобождения от контроля и опеки взрослых, протест против установленных правил и порядков, стремление к независимости и самоутверждению себя как личности. Характерны непереносимость возражений и критики, нетерпимое отношение к опеке и покровительству, плохая адаптация к существующим порядкам, традициям. Выделяют две формы реакций эмансипации. Явная эмансипация проявляется как непослушание, грубость, патологическое упрямство, демонстративное игнорирование мнений и распоряжений взрослых (крайние формы – алкоголизм, наркотики, правонарушения), скрытая – как бродяжничество, половая свобода и создание неформальных асоциальных групп, подростковая субкультура.

Реакция группирования со сверстникамиможет стать главным регулятором поведения подростков, выполняя следующие функции: канал недоступной для взрослых информации; новая форма межличностных отношений; новый специфический вид эмоциональных контактов; форма личностной защищенности.

Реакция увлеченности наблюдается в виде выраженного стойкого интереса к чему-либо, сопровождающегося чаще всего такими сложными чувствами, как одухотворенность, восторженность и т.п. В качестве функций этой реакции выступают: самовыражение, коммуникация и идентификация с собой подобными, средство достижения престижного статуса в своей среде. Часто подросток словно укрывается за забором своих увлечений от травмирующей его действительности, конфликтных межличностных отношений в семье и школе, т.е. стремится к своим увлечениям как к психологической защите.

Реакции, обусловленные сексуальными влечениями,являются результатом повышенного, недостаточно дифференцированного полового влечения. Для подростков характерны сексуальные фантазии, сопровождающиеся мастурбацией, рассуждениями на темы секса, интерес к литературным эротическим сценам, кино, видео. Иногда сексуальные переживания и половая активность подростков становятся настолько интенсивными, что поглощают все остальные интересы и превращаются в одну из причин нарушения поведения.

Реакции, обусловленные формированием самосознания,связаны со становлением устойчивого образа собственного “Я”. Вопросы “Что Я?” и “Кто Я?”, в первую очередь, адресуются к своему внешнему облику и внутреннему миру. Поиски сопровождаются эмоциональным напряжением, чувством растерянности, нарушениями поведения. У мальчиков вызывают беспокойство невысокий рост, слаборазвитая мускулатура, отсутствие волос на теле, недостаточные, по их мнению, размеры половых органов. У девочек источником тревоги часто бывают излишняя полнота, высокий рост, “неправильные” черты лица, угреватость кожи, появление волос на отдельных участках тела. В старшем подростковом возрасте озабоченность своей внешностью ослабевает, и на первый план выступают повышенный интерес к своему внутреннему миру, самоанализ, оценка своих умственных способностей и моральных качеств.

Пытаясь найти причину конфликтов между детьми и родителями, обращаются к гипотезе о существовании разрыва поколений.

Термин “разрыв поколений” (generation gap) был введен для того, чтобы ясно указать на поворот от родителей к сверстникам как главной референтной группе в подростково-юношеский период. Определяющую роль во введении этого термина в научный обиход, видимо, сыграл психоанализ. Согласно его теории, с наступлением подросткового периода ребенок начинает переадресовывать собственные сексуальные импульсы от своих первичных объектов любви, свойственных детству (родителей), к заменам за пределами семьи. С наступлением пубертата человек имеет сильные биологические сексуальные желания и возвращение эдиповых привязанностей, но влечение теперь не является легко подавляемым и должно быть направлено на объекты, не являющиеся членами семьи. Для подростка нормально восставать против своих родителей, быть враждебно настроенным по отношению к ним. Это здоровый и обычный феномен. Используя такой стиль поведения, ребёнок противостоит возобновляющимся эдиповым желаниям и становится независимым от своей либидозной привязанности по отношению к родителям.

Известна когнитивистская трактовка разрыва поколений. Представители этого направления считают, что разрыв детско-родительских связей осуществляется на внутреннем уровне, то есть умственно. Сформировавшаяся к подростковому возрасту способность к формальному мышлению позволяет ребёнку, опираясь на собственную рассудочную деятельность, самому искать причины тех или иных событий, выстраивать взгляды, автономные от родителей.

Результаты большинства эмпирических исследований, в том числе, полученных на отечественных выборках, опровергают гипотезу о существовании разрыва поколений (В.Н. Куницына ,1968; Т.П. Скрипкина ,1984; De Wuffel F.J.,1986; Dreyfus E.A.,1976). Установлено, что в большинстве случаев родители продолжают оставаться важными партнёрами для взаимодействия, чьи советы оцениваются столь же высоко, что и советы сверстников, если не оказываются предпочтительнее последних.

В основе конфликтов родителей и детей в подростковом и юношеском возрасте лежит неправильное родительское отношение к ребенку. Можно назвать три его основных типа [30].

Доминантное отношение характеризуется строгим, внушительным контролем. Зачастую оба родителя чрезмерно критикуют ребенка. Ответными действиями со стороны юноши (девушки) на явный доминантный контроль могут быть негодование и длительная борьба с родителями. Однако не всегда доминантное отношение родителей приводит к родительско-юношеским конфликтам. Это зависит от того, ощущает ли юноша (девушка) доминантность, которая была проявлена, как оправдываемую и/или принимает ли он (а) или отвергает родительский авторитет. Доминантное поведение может быть приемлемым для ребенка, если принципы кажутся ему благоразумными, хорошо обоснованными и имеющими цели.

Отвергающее отношение описывается как наличие одной или двух спец





Читайте также:


Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (761)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)