Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 5. Межличностный конфликт



2015-11-10 2268 Обсуждений (0)
Глава 5. Межличностный конфликт 5.00 из 5.00 5 оценок




В работах, посвященных проблемам межличностных конфликтов, выделение их отличительных особенностей не всегда опирается на существенные признаки, встречается не часто и базируется на разных основаниях. К примеру, указывают на следующие особенности межличностных конфликтов:

1.Непосредственное (здесь и сейчас) противоборство людей на основе столкновения их личных мотивов.

2.Проявление широкого спектра известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.

3.Создание условий для проверки индивидуально-психологических особенностей субъектов конфликтного взаимодействия.

4.Высокая эмоциональность и охват практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.

5.Затрагивание лиц, служебными или межличностными отношениями, связанными с конфликтантами [31, с.199-200].

А.В. Липницкий выделяя содержательную (предмет спора, дело, вопрос, вызывающий разногласия) и психологическую (личностные особенности субъектов конфликта, их личные взаимоотношения, эмоциональные реакции на причины конфликта, на его ход и друг на друга) стороны конфликта, отмечает: “Вот эта-то вторая сторона и является специфической чертой межличностных конфликтов - в отличие от конфликтов социальных, политических и др.”[59, с.125].

Наиболее психологически корректным представляется определение межличностного конфликта, предложенное Н. В. Гришиной: он отличается появлением ситуации противостояния участников, которая воспринимается и переживается ими (по крайней мере одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и преобразование ситуации противостояния в интересах обеих или одной из сторон [23, с. 88].

Согласно анализу Н.В. Гришиной, в отечественной социально-психологической литературе встречается использование понятия “межличностный” в широком смысле для указания на явления, происходящие “между личностями” и для обозначения неформальных явлений наряду с функциональными /ролевое, деловое, формальное общение/ (В.Н. Куницына, 1991) [23, с.88]. К межличностному поведению относят любые наблюдаемые проявления коммуникативной активности индивида, обусловленные фактом реального, предполагаемого или воображаемого присутствия других людей (Ю.Н. Емельянов, 1991). Широкое значение понятия “межличностный” в отечественной психологии тождественно термину “интерперсональный”, используемому западными учеными.

Представители разных психологических направлений имеют собственные взгляды на феноменологию межличностного конфликта.

В соответствии с психоаналитической традицией межличностные проблемы человека интерпретируются через его внутренние конфликты.

К. Левин, опираясь на концептуальные положения теории поля, выполнил первые теоретические описания и экспериментальные исследования, непосредственно посвященные интерперсональным конфликтам. С его точки зрения, к межличностным конфликтам относится случай, обозначенный как “конфликт между собственными и вынуждающими силами”, то есть противоречие между собственными потребностями человека и внешней объективной вынуждающей силой. Сила, побуждающая одного человека к каким-то проявлениям, зависит от поля власти другого. Человек с полем власти может создавать побуждающие или ограничивающие силы. Снятие конфликта – разрушение внешней власти.

М. Дойч в рамках ситуационного подхода межличностные конфликты рассматривает в контексте общей системы взаимодействия. Соответственно измерениям интерперсональных отношений (кооперация – конкуренция, равное – неравное распределение власти, ориентация на задачу – социально-эмоциональная ориентация, формальный – неформальный характер отношений, интенсивность и значимость), он выделяет шестнадцать их типов, среди которых восемь характеризует конкурентное взаимодействие. Дойч отожествляет конфликт с конкуренцией.

Существует многочисленное количество классификаций межличностных конфликтов, различающихся по основаниям, положенным в их основу.

Соотношение взаимоотношений субъектов может выступить основанием для классификации межличностных конфликтов [31] (См. рис. 6).


Рис. 6. Вариант классификации межличностных отношений

Тип конфликта Модель межличностных отношений

 

Взаимно-положительный S1 + S2 +

 

Взаимно-отрицательный S1 − S2 −

Односторонне положительно-

отрицательный S1 + S2 −

Односторонне противоречиво-

положительный S1 + S2 ±

Односторонне противоречиво-

отрицательный S1 − S2 ±

 

Взаимопротиворечивый S1 ± S2 ±

 

Безразличный S1 0 S2 0

 

Основанием для классификации может выступить сфера жизнедеятельности [23, с. 99-101].

Для мотивационной сферы характерны конфликты интересов. Они затрагивают цели, планы, устремления, мотивы участников, оказывающиеся несовместимыми или противоречащими друг другу. Например, руководитель дает поручение, которое необходимо выполнить в течение недели, сотруднику, планировавшему использовать свободное рабочее время для решения деловых производственных вопросов, представляющих личный интерес.

К когнитивной сфере можно отнести ценностные конфликты, в которых разногласия между участниками связаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особое значение. Конфликт ценностей возникает тогда, когда, эти различия оказывают влияние на взаимодействие людей или же они начинают “посягать” на ценности друг друга. Если в основе поведения участников взаимодействия лежат разные доминирующие ценности, они могут приходить в противоречие друг с другом и порождать конфликты. Склонность людей переубеждать друг друга, навязывая свои взгляды, вкусы, точки зрения, также способна актуализировать конфликты.

В деятельностной сфере разворачиваются ролевые конфликты, возникающие из-за нарушения норм или правил взаимодействия. Причины нарушений норм и правил могут иметь разный характер. Кто-то может невольно нарушить принятие в коллективе правила просто потому, что, как новый человек в коллективе, он еще не полностью с ними знаком. Сознательное же нарушение норм или правил связано с желанием их пересмотра.

Межличностный конфликт является частным случаем взаимодействия между людьми в процессе их общения и совместной деятельности. Когда два человека взаимодействуют и воспринимают принципиальныепротиворечия между их ресурсами, потребностями, целями или ощущают угрозу для них, то поведение этих людей становится реакцией на это взаимодействие и на восприятие этого взаимодействия. После этого конфликт может пойти двумя путями:

 

 


ОБОСТРЕНИЕ ОСЛАБЛЕНИЕ
  § Расширяются ряды участников, которые принимают ту или иную сторону. § Повышается и ярко выражается внешне накал страстей (гнев, страх, тревога, разочарование). § Растет ощущение угрозы. § Субъекты и участники конфликта не видят путей его урегулирования. § Отсутствуют попытки для установления или поддержания отношений.   § Занимается нейтральная позиция. § Осуществляется контакт с другой стороной, цель которого сосредоточиться на проблеме, а не личностях, поговорить об эмоциях, объяснить, а не демонстрировать их. § Уменьшается ощущение угрозы. § Используются собственные умения урегулирования конфликтов или приглашаются нейтральные посредники. § Делается попытка сохранить и укрепить отношения.

Конфронтацию, ссору и скандал следует рассматривать в качестве уровней развития межличностных конфликтов.

Существенным фактором определяющим специфический характер порождения, развития и разрешения межличностного конфликта выступают процессы межличностного понимания [116].

Зарубежные и отечественные психологи имеют общее представление о времени появления межличностных конфликтов: с ними мы сталкиваемся довольно рано, в возрасте одного-двух лет.

Я.Л. Коломинский и Б.П. Жизневский выделили типичные причины конфликтов между детьми разного дошкольного возраста [56]. У младших детей (от одного до трех лет) конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего дошкольного возраста (от четырех до пяти лет) – из-за ролей, в более старшем возрасте (от пяти до шести лет) – из-за правил игры.

Основными сферами взрослого взаимодействия, где появляются межличностные проблемы, считают дом и работу. Наиболее распространенным объектом исследования выступают семейные и служебные конфликты.

Причины межличностных конфликтов чрезвычайно разнообразны. Для их выявления нужен анализ действий, позиций, психологических особенностей участников столкновения, а также обстоятельств, возникающих в ситуации их взаимодействия. Увидеть непосредственные причины и источники межличностных конфликтов можно, обратившись к базовым потребностям человека, а именно: к потребностям в пище, сексе, привязанности, безопасности, самоуважении, справедливости, доброте и др. Когда они подавляются или появляется угроза их удовлетворению, тогда продуцируется напряжение и возникают конфликты между людьми. В этом случае человек усматривает в поведении тех, кто, по его мнению, наносит ему ущерб, проявление агрессивности, эгоизма, категоричности или превосходства над собой.

По мнению Н.В. Гришиной, причины конфликтов могут быть сведены к трём группам: 1)само содержание взаимодействия (совместной деятельности); 2) особенности межличностных отношений; 3)личностные особенности участников [25].

Вильям Линкольн выделил причинные факторы конфликтов [59, с.132-135]. Его классификация помогает определить пути, ведущие к разрешению конфликтов, способствует осуществлению первичных мер для их устранения.

1.Информационные факторы связаны с неприемлемостью информации для одной из сторон. В их качестве могут выступать: неполные и неточные факты, включая вопросы, связанные с точностью изложения проблемы и истории конфликта; слухи, невольная дезинформация; преждевременная информация и информация, переданная с опозданием; ненадежность экспертов, свидетелей, источников информации или данных, неточность переводов и сообщений средств массовой информации; нежелательное обнародование информации, которая может оскорбить ценности одной из сторон, нарушить конфиденциальность и даже оставить неприятные воспоминания; интерпретация использованного языка, оперирование выражениями типа “приблизительно”, “существенно”, “намеренно”, “чрезмерно” и т.п.; посторонние факторы, спорные вопросы законодательства, правил, порядка действий, стереотипов и т.п.

2.Поведенческие факторы– это характеристики поведения, отторгаемые одной из сторон, например: неуместность, грубость, эгоистичность, непредсказуемость. Наиболее типичными поведенческими факторами, вызывающими конфликтные ситуации, являются: стремление к превосходству; проявление агрессивности; проявление эгоизма.

В качестве поведенческих факторов могут выступать случаи, когда кто- либо: угрожает нашей безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной); подрывает нашу самооценку; не оправдывает положительных ожиданий, нарушает обещания; постоянно отвлекает нас, вызывает стресс, неудобство, дискомфорт, смущение; ведет себя непредсказуемо, грубо, преувеличенно и вызывает страх.

3.Факторы отношений– неудовлетворенность от взаимодействиямежду сторонами. Часто она порождается не только уже сложившимся взаимодействием, но и неприемлемостью для одной из сторон предложений относительно его дальнейшего развития. Важнейшими факторами отношений являются: вклад сторон в отношения, баланс сил в отношениях; важность отношений для каждой из сторон; совместимость сторон в плане ценностей, поведения, личных или профессиональных целей и личного общения; различия в образовательном уровне, классовые различия; история отношений, их длительность, негативный осадок от прошлых конфликтов, уровень доверия и авторитетности; ценности групп, к которым принадлежат стороны, и их давление на отношения сторон.

4.Ценностные факторы включают принципы, которые провозглашаются или отвергаются, которых придерживаются и которыми пренебрегают, о которых забывают или сознательно и даже намеренно нарушают; принципы, следования которым другие ожидают от нас, а мы от других. Ценности могут различаться по силе действия и по важности.

5.Структурные факторы – относительно стабильные обстоятельства, существующие объективно, независимо от нашего желания, которые трудно или даже невозможно изменить, они требуют для преодоления больших ресурсов: материальных, физических, интеллектуальных и т.п. Это, например, закон, возраст, фиксированные даты, время, доходы, доступность техники и других средств.

В реальной практике конфликты, обусловленные только одной группой причинных факторов, встречаются редко. Классификация, предложенная В. Линкольном, помогает не только понять источники конфликтов, но и наметить способы разведения столкнувшихся интересов, т.е. пути, ведущие к разрешению конфликтов. Отнесение конкретных конфликтов к тому или иному типу позволяет принимать первичные меры к их устранению. Например, в случае возникновения конфликтов на основе нехватки информации достаточно обеспечить ее поступление, и столкновение будет снято.

Успешность действий при межличностном конфликте во многом определяется готовностью субъекта к разрешению конфликта.Она появляется вследствие переоценки ценностей, когда один или оба конфликтанта начинают осознавать бесперспективность продолжения противостояния, в связи с чем происходят перемены в отношениях к ситуации, к оппоненту и к самому себе, меняется конфликтная установка.

Оценивая феномен готовности в межличностном взаимодействии, Хелена Корнелиус и Шошана Фейр отмечают: “Сама по себе готовность разрешить проблему вовсе не означает, что вы не правы. Это означает, что вы отказались от ваших попыток доказать, что другая сторона не права: вы готовы позабыть прошлое и начать все сначала” [60, с. 127].

Для успешного разрешения конфликта, в конечном счете, необходимо желание двух сторон. Но если такое желание будет проявлено хотя бы одной из них, то и это даст больше возможностей и другой для встречного шага. В межличностном конфликте люди как бы обоюдоскованы взаимными обидами, претензиями и другими негативными эмоциями. Сделать первый шаг на пути к разрешению конфликта довольно трудно: каждый считает, что уступить должен другой. Поэтому готовность к разрешению конфликта, проявленная одной из сторон, может сыграть решающую роль в разрешении конфликта в целом.

Если в межличностном конфликте преобладают негативные тенденции (взаимная неприязнь, обиды, подозрения, недоверие, враждебные настроения и т. д.) и оппоненты не могут или не желают идти на диалог, то в качестве первого этапа урегулирования конфликта следует использовать так называемые косвенные приемы урегулирования межличностного конфликта[55, с.40-41].

v Прием “выхода чувств”. Оппоненту дают возможность высказать все, что у него наболело и тем самым понижают спровоцированное конфликтом эмоционально-психологическое напряжение. После этого человек в большей степени предрасположен к поиску вариантов конструктивного урегулирования конфликтной ситуации.

v Прием “положительного отношения к личности”. Конфликтующий, прав он или виноват — всегда страдалец. Надо высказать ему свои сочувствия и дать положительную характеристику его личным качествам типа: “Вы человек умный и т. д.” Стремясь оправдать положительную оценку, прозвучавшую в его адрес, оппонент будет стремиться найти конструктивный способ разрешения конфликта.

v Прием вмешательства “авторитарного третьего”. Человек, находящийся в межличностном конфликте, как правило, не воспринимает высказанных оппонентом в его адрес положительных слов. Оказать содействие в таком деле может некто “третий”, пользующийся доверием. Таким образом, конфликтующий будет знать, что его оппонент не такого уж плохого о нем мнения, и этот факт может стать началом поиска компромисса.

v Прием “обнаженная агрессия”. В игровой форме в присутствии третьего лица оппонентам дают “выговориться о наболевшем”. В таких условиях ссора, как правило, не достигает крайних форм и напряжение в отношениях оппонентов понижается.

v Прием “принудительного слушания оппонента”. Конфликтующим ставят условие внимательно слушать друг друга. При этом каждый, прежде чем ответить оппоненту, должен с определенной точностью воспроизвести его последнюю реплику. Сделать это достаточно трудно, так как конфликтующие слышат только себя, приписывая оппоненту слова и тон, которых в действительности не было. Предвзятость оппонентов друг к другу становится очевидной и накал напряженности в их отношении спадает.

v Прием “обмена позиций”. Конфликтующим предлагают высказывать претензии с позиции своего оппонента. Этот прием позволяет им “выйти” за пределы своих личных обид, целей и интересов и лучше понять своего оппонента.

v Прием “расширения духовного горизонта спорящих”. Это попытка вынести конфликтующих за рамки субъективного восприятия конфликта и помочь увидеть ситуацию в целом, со всеми возможными последствиями.

Возникновение конфликта связано с условиями, при которых противоречие между людьми обостряется, начинает осознаваться и требует разрешения. В ходе конфликта из-за возникших сильных эмоций замедляется и сужается мышление, срабатывают более примитивные пласты психики.

Если конфликт единственно доступный способ урегулирования противоречия, целесообразно выступить инициатором его начала: при сознательном вхождении в конфликт возможности управления им значительно выше. Алгоритм управления конфликтом представлен на рис. 7.

Учитывая высокую частоту возникновения противоречий между людьми, целесообразно освоить принципы управления конфликтом.

I. Необходимо взять под контроль собственные эмоции, поскольку переполняя наше сознание они заставляют нас действовать иррационально.

Для контроля эмоциональной сферы важно научиться состоянию, которое психотерапевты называют “свободным самочувствием” [63, с. 103-104]. Это состояние проявляется в выработке чувства личности, спонтанности, уверенного спокойствия в контактах. Его противоположностью является постоянная внутренняя напряженность, сдерживание своих эмоций, зажатость, ожидание неприятностей. Свободное самочувствие предполагает заботу о своем психологическом благополучии, умение правильно давать ответ окружающим на их слова и действия, способность выражать свои чувства и ощущения.

Рис. 7. Алгоритм управления конфликтом

 

Входя в конфликт, необходимо четко определить:

возможно и желательно ли устранение противоречия, не забывая о том,

что оно – двигатель развития

 

ДА НЕТ

 

имеются ли более экономные

и этические пути разрешения противоречия кроме конфликта

 


ДА НЕТ

 

хватит ли сил, чтобы выиграть конфликт

 

ДА НЕТ

 

как долго может конфликт длиться, чтобы иметь

реальную перспективу выжидать его конец с

минимальным расходом сил

Можно использовать нижеприведенные методы овладения эмоциями [60].

1.Разрядка эмоций. Тело и его мышечная система могут накапливать напряжение, вызванное невыраженными эмоциями. Если этот запас достаточно велик, он может привести к физическому распаду. Чтобы не носить в себе груз невыраженных эмоций, нужно найти подходящее время и место для их разрядки вне ситуации, вызвавшей негатив. Разрядка подавленных чувств должна приводить к ощущению облегчения.

2.Самоконцентрация. Наилучший подход к трудной эмоции или состоянию – это прочувствовать их, исследовать их содержание и понять причину. Под самоконцентрацией понимают сосредоточение на проблеме на уровне тела до тех пор, пока она не проявит себя как- то в вашем сознании.

3.Передача чувств. Наиболее очевидный способ высвобождения эмоций – это их непосредственное выражение людям, вовлеченным в проблемную ситуацию. Многие чувства могут стать предметом продуктивного обсуждения, здесь все зависит от того, как это делается и для какой цели.

II. Важно вскрыть за мнимыми причинами конфликта подлинные, для этого нужно следить более внимательно за партнером.

Организуя взаимоотношения при межличностном конфликте, необходимо хорошо ориентироваться в ролях, состояниях, свойствах личности и намерениях собеседника. Источником информации о них служат вербальные и невербальные проявления.

Составление правильного представления о другом человеке требует длительных, повторных контактов и значительных усилий внимания, интеллекта и чувств. Адекватному восприятию человека другим мешают сложившиеся стереотипы и негативные установки.

Существует оценочная функция конфликтной речи.Установлена тенденция к сдвигу обсуждения с темы конфликта на оценивание действий и качеств противоборствующих сторон [134]. При этом происходит негативное оценивание оппонентов, позитивное – выступающего и его сторонников. Этот факт отражает интенцию выступающего дискредитировать противоположную сторону и апологизировать свою, что реализуется через функцию оценивания. Выявлены типы “ментальных клише”, с помощью которых осуществляется дискредитация противника и само – апологизация. При дискредитации: указание на некомпетентность, нечестность, негативный моральный облик, сходство с другими негативными персонажами, обвинение в дружбе с негативно оцениваемыми людьми и др. При апологизации: ссылка на высокие моральные качества, компетентность, миролюбие, сходство с позитивными персонажами, сообщение о дружбе с позитивно оцениваемыми людьми и др.

III. Целесообразно локализовать конфликт на основе саморегуляции.

В ситуации конфликта важно противодействовать инстинктивному желанию перейти в тотальное наступление за победу любой ценой. Вместе с тем бегство от созревшего конфликта равносильно переводу внешнего конфликта во внутренний со всеми вытекающими из этого последствиями для здоровья и работоспособности; бегство от созревшего конфликта изуродует личность человека.

Если явно отсутствуют шансы на выигрывание, желательно постараться получать хотя бы игровое наслаждение от самого процесса конфликта.

Важно избегать чрезмерной концентрации и внимания на защите: запуск психологических механизмов защиты закрывает глаза на изменения в обстановке и в поведении партнера.

IV.Можно не быть активной стороной, но нужно держать инициативу за собой, диктуя: эмоции, в том числе и спокойствие; тему разговора; роли; языковой стиль; степень строгости правил игры.

Инициативу помогает удержать умение переформулировать аргументы противника на понятном для вас языке.

Дляпрофилактики межличностных конфликтовнеобходимо развивать качества, значимые для взаимоотношений. Ниже представлен список качеств, важных для межличностных отношений.

Эмпатия: умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они, воспринимать их поступки с их же позиций и в то же время способность сказать другим о своем понимании и дать возможность подтвердить или опровергнуть эти представления.

Доброжелательность: способность не только чувствовать, но и показывать людям свое доброжелательное отношение, уважение и симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддержать других.

Аутентичность:умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками или ролями, открытая демонстрация другим своего отношения в разным проблемам и людям, способность быть самим собой в контактах с окружающими.

Конкретность: отказ от общих рассуждений, многозначных и невнятных замечаний, умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы.

Инициативность: склонность к деятельностной позиции в отношении с людьми, к тому, чтобы “идти вперед”, а не только реагировать на то, что делают другие, способность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны; готовность браться за какие- то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что- то делать.

Непосредственность: умение говорить и действовать напрямую, без всяких “кивков”, четкое представление об отношении других людей и честная демонстрация своего отношения к ним.

Открытость: готовность открыть другим свой внутренний мир, не эксгибиционизм, но твердая убежденность в том, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность, которая не эквивалентна готовности обнародовать абсолютно все самые интимные секреты, поскольку сам человек, а не его тайны интересны людям; умение говорить о своих мыслях, чувствах.

Принятие чувств: отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей, умение не только испытывать какие-то чувства в общении с людьми, но и показывать их, выражать готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других, но при этом – отсутствие стремления навязывать окружающим свои чувства, чтобы они осознавали свою ответственность за них.

Конфронтация: умение “с глазу на глаз” общаться с другими людьми с полным осознанием своей ответственности и заинтересованности; в случае несходства мнений- готовность пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покорять другого, а с надеждой на установление подлинных и искренних отношений.

Самопознание: исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, стремление воспользоваться для этого помощью со стороны окружающих, готовность принимать от них любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом – умение быть автором своей самооценки; отношение к конфронтациям с другими людьми и новому опыту как к ценному материалу, важному для более глубокого самоопознания.

Х. Корнелиус и Ш. Фэйр выделили вербальные штампы, нарушающие общение (См. табл. 3) [60].


Табл.3. Саботажники общения

Саботажник общения Пример
Угрозы (вызывают страх, подчинение, обиду, враждебность) “Делайте как сказано или….”; “ Если Вы не можете вовремя приходить на работу, нам придется подумать о возможности Вашего увольнения”
Приказы (когда мы прибегаем к власти над другими) “Срочно зайдите ко мне в кабинет”; “Не спрашивайте почему, делайте так, как Вам сказано”.
Критика (негативная) “Вы недостаточно прилежно работаете”; “Вы постоянно жалуетесь”.
Оскорбительные прозвища “Такое может сказать только идиот”; “Ну ты просто дурак”
Слова – “должники” “Вы должны вести себя более ответственно”; “Ты не должен так сердиться”
Сокрытие важной информации (реплика- ловушка) “Вам этот проект придется по душе” – выражение используется без пояснения, т.е. не говорится, что с проектом связано
Допрос “Чем ты занимаешься?”; “Почему ты так поздно?”; “Во сколько это обошлось?”; “Сколько часов у Вас ушло на это? ”
Похвала с подвохом “У Вас так хорошо получаются отчеты; Вы не напишите еще один? ”
Диагноз мотивов поведения “Вы одержимы собственническим инстинктом”; “У вас никогда не хватало инициативы”
Несвоевременные советы (когда человек просто хочет быть выслушанным) “Если бы ты навел порядок на своем письменном столе, у тебя не было бы причин для паники”; “Просто не обращай на них внимания”
Убеждение логикой “Нечего тут расстраиваться. Все это довольно лично”.
Отказ от обсуждения вопроса “Нечего тут обсуждать. Я не вижу здесь проблемы”
Смена темы “Очень интересно…Я смотрел вчера смешной фильм…”
Соревнование -Я попал на прошлой неделе в ужасную аварию… -Это что, ты бы посмотрел на мою…
Успокоение отрицанием “Не нервничай”; “Все пройдет”; “Не волнуйся, все образуется”.

 

Техники, помогающие ослабить напряженность в межличностных отношениях, представлены в таблице 4.

 


Табл. 4.Техники ослабления напряженности в межличностных отношениях

ТЕХНИКА ДЕЙСТВИЕ ТЕХНИКИ
Внимательное выслушивание, стрем-ление установить и поддержать контакт Успокаивает, настраивает на собеседника
Уважительное отношение, добро-желательность, терпимость, само-контроль Создает обстановку согласия
Отвлечение или переключение внимания в случае повышенной эмоциональности Снижает напряжение
Уменьшение социальной дистанции Подчеркивает равенство сторон
Обращение к фактам, проверка реальностью Создает уверенность в выполнимости договоренностей
Обращение за советом, обещание помощи Показывает на готовность к взаимо-действию

 

В настоящее время не разработано методики, ориентированной на выявление уровня межличностной конфликтности человека, поэтому в практической работе психологи используют методические процедуры, фиксирующие выраженность какого-либо психологического свойства, качества или состояния человека, связанного с его повышенной конфликтностью.

А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов предлагают под конфликтностью личности понимать “ее интегральное свойство”, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты” [7, с. 170]. С точки зрения авторов, она определяется комплексным действием психологических (темперамент, уровень агрессивности, психологическая устойчивость, уровень притязаний, актуальное эмоциональное состояние, акцентуация характера и т.д.), социально-психологические (социальные установки и ценности, отношение к оппоненту, направленность во взаимодействии на “себя”, компетентность в общении и др.) и социальных факторов (условия жизни и деятельности, возможности релаксации, социальное окружение, общий уровень культуры, возможности для удовлетворения потребностей и т.п.).

В некоторых исследованиях выявлен высокий индекс агрессивности у конфликтных людей (В. Згуро, А. Шипилов, Ю. Канатаев, С. Дохолян). Люди с высоким уровнем конфликтности имеют выраженную установку и опыт применения насильственных средств для достижения своих целей. Из конфликтных столкновений они чаще всего пытаются выходить с помощью физической или вербальной агрессии. Определить индивидуальный уровень агрессивности личности можно с помощью опросника А. Басса – А. Дарки. Агрессия рассматривается авторами как комплексный феномен, проявляющийся в различных формах агрессивных и враждебных реакций: физической, косвенной, вербальной агрессии, раздражительности, негативизма, обиде, зависти, подозрительности. Опросник дает возможность определить индивидуальные индексы агрессивности и враждебности, позволяет выделить их низкий, средний и высокий уровни.

Методика, созданная Т.Лири, Т. Лефоржем и Р. Сазеком (Интерперсональный диагноз Т. Лири), позволяет определить преобладающий тип отношения личности к окружающим. Наиболее конфликтными из выделенных восьми типов считают третий (прямолинейно-агрессивный), и четвертый (недоверчиво скептический) типы. Вероятность конфликтности личности высока, если исследуемый набирает по одному из этих типов более восьми баллов из шестнадцати возможных (Л.Н. Собчик, 1990).

Установлена взаимосвязь по методикам А. Басса–А. Дарки и Т. Лири (А.И. Шипилов, 1993). Выявлено, что прямолинейно-агрессивный тип отношений к окружающим положительно коррелирует с физической и косвенной агрессией, раздражением, негативизмом и обидой. Для недоверчиво-скептического типа свойственны косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида и подозрительность.

Личностный опросник Г. Айзенка позволяет выявить тип темперамента личности с помощью двух школ: “экстраверсия - интроверсия” и “нейротизм - стабильность”. Повышенный уровень нейротизма способствует конфликтному поведению личности (А.И. Шипилов, 1993). Зависимость между экстравертированностью и конфликтностью человека не выявлена.

Для выявления конфликтных личностей можно применять “Шестнадцатифакторный личностный опросник” Р. Кэттела. Конфликтные и неконфликтные личности статистически значимо различаются по следующим факторам: F (беспечность – озабоченность), G (сила – слабость “сверх Я”), H (смелость - робость), I (суровость - нежность), N (расчетливость - наивность) (В.В. Синеок, 1997). Относительно более конфликтные лица по сравнению с бесконфликтными характеризуются следующими психологическими особенностями: они скрытны, их отличает практичность, жесткость, суровость, независимость, решительность, смелость, это, как правило, честолюбивые, стремящиеся к лидерству личности.

В ряде исследований подтверждена положительная взаимосвязь между повышенной тревожностью и конфликтностью личности (Н.В. Гришина, С.И. Ерина, Т.А. Полозова, А.И. Тащева). Для диагностики тревожности можно использовать адаптированный Ю.Л. Ханиным опросник Ч. Спилбергера, который измеряет тревожность как эмоциональное состояние (присутствующее в данный момент у человека напряжение, беспокойство, нервозность) и свойство личности (индикатор проявления человеком опасения, страха в объективно безопасных ситуациях, воспринимаемых им как угрожающие).

Методика “Q-сортировка”, предложенная В. Стефенсоном, позволяет исследовать представления субъекта о своем “Я” и об окружающих людях. С ее помощью диагностируют тенденции поведения человека в реальной группе: зависимость – независимость, общительность – необщительность, стремление к борьбе – избегание борьбы. О конфликтности личности свидетельствует высокий показатель тенденции к борьбе, который рассматривается как стремление к завоеванию более высокого статуса и авторитета в системе межличностных отношений (Ю.А. Канатаев, 1992; И. Ламанов, 1998).

Тест К. Томаса “Стратегии поведения в конфликтных ситуациях” адаптирован Н.В. Гришиной и предназначен для выявления репертуара поведенческих тенденций в противоречивых ситуациях. Оптимальным поведением в конфликтных ситуациях считается такое, когда применяются все стратегии и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов (минимальное числовое значение – 0, максимальное – 12 баллов). В настоящее время расширены диагностические возможности теста К. Томаса: В.А. Хащенко предложена новая интерпретация его результатов (См. главу 14).

А.И. Тащева считает, что интерпретация человеком представлений о конфликте дает возможность уточнить специфику его восприятия конфликтной ситуации и поведения по отношению к партнерам. Она разработала “Методику исследования межличностного восприятия в конфликтной ситуации”, направленную на выявление семантического поля понятия конфликта [128].

Т.А. Полозова предложила методическую процедуру для диагностики межличностного конфликта в группе, основанную на экспертных оценках отношений между членами обследуемого сообщества [100]. Каждый член группы оценивает попарные отношения всех остальных. Оценки производятся на основании внешне наблюдаемых признаков конфликтных отношений, при этом задаются вопросы о причинах разногласий, их глубине и т.д. В результате высчитываются разнообразные показатели группового и индивидуал



2015-11-10 2268 Обсуждений (0)
Глава 5. Межличностный конфликт 5.00 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Глава 5. Межличностный конфликт

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2268)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.19 сек.)