Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!

Ефимов В.В., Корольков Б.П., Лашкова И.Ю





ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Петербургский

Государственный университет путей сообщения»

(ПГУПС)

_________________

Кафедра «Логистика и коммерческая работа»

 

В.В. Ефимов, Б.П. Корольков, И.Ю. Лашкова

 

Хладотранспорт

 

Учебник

для вузов и техникумов ж.-д. транспорта

 

 

Санкт-Петербург


УДК [629.463.12+656.225.073.444](073.8)

 

Ефимов В.В., Корольков Б.П., Лашкова И.Ю.

Хладотранспорт: Электронный учебник. — СПб.: Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2005. — с.

Библиогр.: назв. Табл. . Ил. .

 

Приведено систематическое изложение основных теоретических положений, определяющих рациональное функционирование железнодорожного хладотранспорта в условиях непрерывной холодильной цепи доставки скоропортящихся грузов от мест производства к районам реализации. Рассмотрены основы сохранения качества этих грузов, условия их подготовки и перевозки по железной дороге в свете новых правил перевозок грузов [1]. Освещены принципы искусственного охлаждения, устройство и порядок эксплуатации изотермических транспортных модулей (вагонов и контейнеров).

Электронный учебник отвечает учебным программам дисциплин «Хладотранспорт» и «Доставка скоропортящихся грузов», предназначен для студентов и аспирантов высших учебных заведений ж.-д. профиля (специальности 240100 – «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт)» и 061140 – «Коммерция (торговое дело)»), а также для специалистов в области хладотранспорта.

Учебник насыщен иллюстрациями, что позволяют вполне самостоятельно освоить излагаемый материал.

 

© Петербургский государственный университет путей сообщения, 2005


Определения и сокращения

 

АРВ‑Э   БМЗ ИВ-термос   КРК НХЦ   Правила ПЭТ ТБА УВ-термос Устав —   — —   — —     — — — — автономный рефрижераторный вагон с обслуживающей бригадой Брянский машиностроительный завод грузовой вагон рефрижераторной секции из холодного отстоя, переоборудованный или эксплуатируемый в опытном порядке без холодильно-отопительного оборудования как одиночный изотермический вагон в режиме термос, а такжеавтономный рефрижераторный вагон без служебного помещения, переоборудованный под вагон-термос крупнотоннажный рефрижераторный контейнер непрерывная холодильная цепь   Правила перевозок скоропортящихся грузов полиэтиленовая тара (в данном случае – бутылка) Тетра-Брик Асептик (упаковка) универсальный вагон-термос Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации  

 



.
Обозначения

 

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 


Содержание

 

  С Файл
Введение  
Тема 1 Непрерывная холодильная цепь  
1.1 Основные понятия и определения  
1.2 Элементы и схемы непрерывной холодильной цепи  
1.3 Особенности и условия функционирования непрерывной холодильной цепи  
1.4 Аспекты непрерывной холодильной цепи  
1.5 Структура управления железнодорожным хладотранспортом    
1.6 Контрольно-измерительные приборы для наблюдения за состоянием режимных параметров непрерывной холодильной цепи    
Тема 2 Основы сохранения качества скоропортящихся грузов  
2.1 Природа и свойства скоропортящихся грузов  
Природа пищевых продуктов  
Химический состав скоропортящихся грузов  
Физические свойства скоропортящихся грузов  
2.2 Основные причины порчи продуктов  
Причины порчи продуктов  
Микробиальные процессы в продуктах  
Ферментальные процессы в продуктах  
2.3 Проявления порчи продуктов  
Мясо и мясопродукты  
Рыба и рыбопродукты  
Яйцо птицы  
Молоко  
Масло сливочное  
Сыры  
Плодоовощи  
2.4 Методы сохранения качества пищевых продуктов  
Принципы консервирования пищевых продуктов  
Основные способы консервирования  
Изменения в продуктах при их холодильной обработке  
2.5 Лесные грибы и употребление их в пищу  
Съедобные грибы  
Несъедобные грибы  
Ядовитые грибы  
Тема 3 Подготовка скоропортящихся грузов к доставке  
3.1 Основные направления подготовки скоропортящихся грузов  
Подготовка и проверка грузов по качеству  
Подготовка и проверка упаковки и транспортной тары  
Подготовка и проверка средств пакетирования  
Холодильная подготовка грузов  
Лечебная профилактика корнеплодов  
3.2 Основные условия хранения скоропортящихся грузов  
3.3 Требования к скоропортящимся грузам при погрузке в железнодорожные транспортные модули  
Мясо и мясопродукты  
Рыба и рыбопродукты  
Плодоовощи свежие  
Продукция молочной, маслосыродельной и жировой промышленности, яйца  
Прочие скоропортящиеся грузы  
Тема 4 Основы теплотехники и холодильной техники  
4.1 Основы термодинамики  
Термодинамическая система  
Механические и тепловые взаимодействия  
Первый закон термодинамики  
Второй закон термодинамики  
4.2 Основы теплопереноса  
Механизмы теплопереноса  
Теплопроводность  
Конвективный теплообмен  
Лучистый теплообмен  
Теплопередача  
4.3 Получение искусственного холода с помощью охладителей  
Изменение агрегатного состояния охладителей  
Охлаждение в воздухе  
Охлаждение жидкой средой  
Охлаждение твёрдой средой  
4.4 Термодинамические основы работы холодильных машин  
Холодильные агенты и холодоносители  
Холодильные машины  
Теоретический цикл Карно и идеальная паровая компрессионная холодильная машина  
4.5 Реальные паровые компрессионные холодильные машины  
Одноступенчатая паровая компрессионная холодильная машина  
Построение и расчёт холодильного цикла одноступенчатой паровой компрессионной холодильной машины  
Реальная двухступенчатая паровая компрессионная холодильная машина  
Основные элементы паровой компрессионной холодильной машины  
4.6 Воздушная холодильная машина  
4.7 Абсорбционная холодильная машина  
4.8 Автоматизация работы холодильных установок  
Тема 5 Технические средства хладотранспорта для доставки скоропортящихся грузов    
5.1 Железнодорожные изотермические транспортные модули    
Классификация изотермических транспортных модулей    
Требования к изотермическим вагонам    
Теплоизоляционные материалы    
Универсальный рефрижераторный подвижной состав    
Пятивагонная рефрижераторная секция постройки Брянского машиностроительного завода    
Пятивагонная рефрижераторная секция постройки завода Дессау    
Автономный рефрижераторный вагон со служебным помещением    
Вагоны–термосы    
Вагон, охлаждаемый жидким азотом    
Живорыбная рефрижераторная секция    
Цистерна–термос для молока    
Вагон–термос для вина и виноматериалов    
5.2 Изотермические контейнеры и контрейлеры    
5.3 Технология обслуживания изотермических транспортных модулей    
Пункты и виды обслуживания    
Система технического обслуживания    
Техническое обслуживание рефрижераторного подвижного состава между плановыми ремонтами    
Ветеринарно-санитарная подготовка вагонного парка и контейнеров    
5.4 Холодильные складские модули    
Классификация холодильных складов и грузовых фронтов    
Требования к планировке холодильного склада    
Плодоовощные склады    
Механизация погрузочно-разгрузочных работ на грузовых фронтах холодильных складов    
Определение потребной вместимости и размеров склада    
Особенности нормирования оборота вагонов на грузовых фронтах холодильных складов    
5.5 Станции предварительного охлаждения плодоовощей    
Тема 6 Условия перевозок скоропортящихся грузов в железнодорожных транспортных модулях    
6.1 Режимные параметры условий перевозок    
Температурный режим    
Влажностный режим    
Циркуляция воздуха    
Вентилирование груза    
Теплообменные режимы    
Обслуживание груза в пути    
6.2 Требования к размещению и укладке грузов в транспортных модулях    
Непакетированные грузы. Общие требования    
Транспортные пакеты. Общие требования    
Особые требования к размещению и укладке грузов    
6.3 Условия использования железнодорожных транспортных модулей    
Общие положения и требования    
Скорости и сроки доставки скоропортящихся грузов    
Условия использования рефрижераторных вагонов    
Условия использования вагонов-термосов    
Условия использования крытых вагонов    
Условия использования универсальных контейнеров    
Условия использования рефрижераторных контейнеров    
6.4 Теплотехнические расчёты изотермических транспортных модулей    
Цели, методы и надёжность теплотехнических расчётов    
Состав теплопоступлений в грузовое помещение рефрижераторного транспортного модуля    
Определение расчётных температур окружающей среды    
Характеристика и основные параметры теплообменных процессов в рефрижераторных транспортных модулях    
Расчёт мощности теплопоступлений для проектных целей    
Расчёт мощности теплопоступлений в однородной климатической зоне    
Определение параметров и режимов работы дизель-генераторного и холодильно-отопительного оборудования рефрижераторных транспортных модулей    
Особенности теплотехнического расчёта транспортных модулей, следующих в режиме термос второго рода    
Тема 7 Особенности коммерческой и технической эксплуатации изотермических транспортных модулей    
7.1 Особенности приёма, погрузки, выгрузки, выдачи и переадресовки скоропортящихся грузов    
Специфические сопроводительные документы, оформляемые на перевозку скоропортящихся грузов    
Приём скоропортящихся грузов к перевозке на нормативной основе    
Приём скоропортящихся грузов на договорных условиях    
Приём скоропортящихся грузов к перевозке на особых условиях    
Приём скоропортящихся грузов к перевозке мелкими отправками    
Особенности погрузки, выгрузки и выдачи скоропортящихся грузов    
Переадресовка скоропортящихся грузов    
Сопровождение скоропортящихся грузов в пути следования    
7.2 Несохранные перевозки скоропортящихся грузов    
Виды несохранных перевозок    
Акты и претензии по несохранным перевозкам    
7.3 Организация перевозок скоропортящихся грузов    
Факторы, влияющие на организацию вагонопотоков    
Организация холодных поездов    
Управление и регулирование работой изотермического подвижного состава    
Планирование перевозок скоропортящихся грузов    
Техническое нормирование эксплуатационной работы с изотермическими транспортными модулями    
Тема 8 Экономика перевозок скоропортящихся грузов    
8.1 Особенности оценки вагоно-часа изотермического вагона    
8.2 Калькуляция себестоимости перевозок и тарифов    
8.3 Сравнение вариантов доставки скоропортящихся грузов различными видами хладотранспорта    

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Среди грузов, доставляемых с участием ж.–д транспорта, продукты питания и скоропортящееся сырьё для ряда отраслей промышленности составляют небольшую долю (5...7 %). Однако значимость этого грузопотока и необходимость сохранения качества доставляемых грузов очевидны. Поддержание потребительских свойств скоропортящихся грузов достигается созданием специфических условий для защиты от воздействия на них высоких или низких температур наружного воздуха. Такие грузы требуют особого ухода и обслуживания в процессе доставки от мест производства до мест потребления.

Выполнение этих требований на ж.-д. транспорте возложено на хладотpанспоpт и соответствующие ему складскую и обслуживающую инфраструктуры. Скоропортящиеся грузы перевозят по железным дорогам в следующих типах транспортных модулей: изотермических вагонах (рефрижераторные вагоны, вагоны‑термосы, молочные цистерны, цистерны‑термосы, вагоны‑цистерны), крытых вагонах, универсальных и рефрижераторных контейнерах. В перспективе возможно использование изотермических вагонов, охлаждаемых жидким азотом и термоэлектрическими батареями.

В условиях перехода России к рыночной экономике появились новые факторы, влияющие на работу железнодорожного хладотранспорта.

Конкурентная борьба российских железных дорог с автомобильным и другими видами транспорта требует обеспечения процесса доставки скоропортящихся грузов потребителям в кратчайшие сроки без потерь и понижения качества. Это может быть достигнуто при строгом соблюдении условий подготовки, приёма, погрузки, транспортировки, выгрузки и выдачи таких грузов. При этом первостепенное значение приобретает решение задач, направленных на максимальное удовлетворение интересов и потребностей грузовладельцев в перевозках. Для этого необходимо совершенствовать и технологию перевозочного процесса, и всю его нормативно-законодательную основу, которая шла бы в ногу со временем.

Децентрализация экономики страны привела к изменению структуры грузопотоков и к необходимости изменения соотношения в парке изотермических вагонов. Появление мелких грузоотправителей уже сейчас определяет потребность в одиночных изотермических вагонах, количество которых явно недостаточно. Рост мелкопартионных поставок скоропортящихся грузов почти полностью отвергает использование группового рефрижераторного подвижного состава (РПС), который постепенно переоборудуется на одиночные изотермические вагоны‑термосы (далее — ИВ-термосы). Намечается тенденция к широкому использованию в нашей стране изотермических контейнеров.

В связи с реструктуризацией МПС в ОАО «Российские железные дороги» и интенсивным развитием поставок новых видов скоропортящейся продукции в 2003 г. были пересмотрены и дополнены правила перевозок скоропортящихся грузов (Далее – Правила) [1] в соответствии со статьёй 3 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» [2] (далее – Устав).

Наряду с доставкой скоропортящихся грузов на основе действующих нормативных документов целесообразно применять и договорные условия приёма этих грузов к перевозкам с применением гибких договорных тарифов, дифференцированных по видам и режимам обслуживания грузов в пути.

Всё выше указанное потребовало кардинальной переработки имеющейся учебной литературы.

Настоящая книга посвящена различным аспектам доставки скоропортящихся грузов в железнодорожных транспортных модулях. Особое внимание уделено основам сохранения качества продуктов питания, условиям подготовки и перевозки скоропортящихся грузов, а также условиям коммерческой эксплуатации ж.–д. хладотранспорта в свете новых Правил. Причём здесь применена определённая систематизация излагаемого материала с теоретическими выкладками, основанными на анализе и обобщении результатов контрольно‑опытных перевозок скоропортящихся грузов, которые проводились учёными страны в разное время.

В учебнике достаточно подробно освещены термодинамические основы работы холодильных машин, изотермический подвижной состав и технология его обслуживания, особенности нормирования работы грузовых фронтов холодильников.

 

Тема 1




Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1331)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)