Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Способы и средства выражения лексико-категориальных значений и их соотношение в рамках словообразования немецких разговорных существительных (кроме словосложения)



2015-11-10 774 Обсуждений (0)
Способы и средства выражения лексико-категориальных значений и их соотношение в рамках словообразования немецких разговорных существительных (кроме словосложения) 0.00 из 5.00 0 оценок




№ п/п Лексико-категориальное значение Способ словообразования Словообразовательное средство Всего единиц Всего в %
1. Лицо Суффиксация     Имплицитная деривация Полусуффиксация     Редупликация Контаминация Сокращение Игра слов -bold: 13, -chen: 26, -e: 23, -el: 7, -er/-ler/-ner: 241, -ian/ -jan: 13, -in/-erin/-istin: 10, -lein: 2, ling: 45, -rich/-erich: 15, -erl:32, -i: 45, -l: 6, -le: 2, -o: 10, -s: 5, sche: 3, -se: 3, -ine: 3, -öse: 1, -ant: 6, -ist: 3, -ier: 8, -ar: 1, -loge: 4,-us: 9, Ge-...-0: 3 Глагол + -0: 3, конверсия: 52 -bruder-: 23, -frau-: 16, -fritze: 23, -held-: 10, -hengst: 13, -kopf/-kopp: 53, -liese: 23, -mann-: 29, -maul: 19, -meier: 12, -peter: 15, -sack: 15, -affe: 6, -base: 3, -bild: 2, -bulle: 6, -dame: 7, -fex: 3, -fräulein: 2, -geist: 3, -hals: 4, -hammel: 4, -hans: 9, -hase: 8, -heini: 9, lappen: 3, -löwe: 6, mädchen: 4, -mädel: 6, -mamsell: 8, -mensch: 8, -michel: 6, narr: 10, -nudel: 4, -ochse: 7, -onkel: 5, -person: 3, -schwester: 3, -seele: 4, -suse: 6, -tante: 7, -tier: 6, -trine: 4, -vogel: 7, -weib: 8 8 21 86 27     31,3 %
2. Предметы и явления Суффиксация   Имплицитная деривация Полусуффиксация Редупликация Контаминация Cокращение Игра слов -chen: 32, -e: 30, -ei: 2, -el 3, -er/ -ner/-ler: 52, -heit/-keit/ -igkeit: 3, -ian: 1, -lein:2, -ling: 5, -sel: 6, -ung: 1, -erl: 20, -i: 26,-le: 2, -l: 12, -s: 3, -se: 1, -ur:1, -logie: 2, -age: 2, -ette: 1, -us: 3, -um:2, -ment: 2, Ge-...-e/-o: 18 Глагол + -0: 14, конверсия: 52 -mann: 11 27 31 101 31 13,4 %
3. Действие, состояние, отдельные акты действия, поведение Суффиксация     Имплицитная деривация Полусуффиксация Редупликация Контаминация Игра слов -chen: 4, -e: 48, -ei: 156, -er: 41, -ling: 3, -rich/-erich: 4, -schaft:2, -ung: 19, -erl:3, -s: 4, -ur: 1, -us: 1, -ment: 1, Ge-...-e/-o: 87 Глагол + -0: 70, конверсия: 8 -werk: 2 5 3 1 12,4 %
4. Уменьши-тельность и/или субъективная оценка Суффиксация   Префиксация -chen: 68, -lein: 7, -sel: 2, -erl: 8, -i: 26, -l: 3, -le: 3 Mini-: 31 4 %
5. Свойства, качества, признаки, привычки Суффиксация -e: 4, -ei: 41, -heit/-keit/-igkeit: 43, -tum: 7, -it is: 17, -enzia: 1, -ose: 1, -tät: 6, -iasis: 2, -ie /-kratie/-logie: 5, -um: 1 3,4 %
6. Собиратель- ность Суффиксация     Имплицитная деривация Полусуффиксация   Редупликация Контаминация Игра слов -ei: 7, -keit: 1, -schaft: 2, -tum: 1, -l:1, -age: 3, -ie: 2, Ge-..-e/0: 7 Глагол + -0: 3, конверсия: 5 -zeug: 15, -kram: 8, -volk: 7, -werk: 4 5 1 4 2,1 %
7. Место, помещение Суффиксация     Имплицитная деривация Редупликация Контаминация Сокращение Игра слов -chen: 6, -e:6, -ei: 4, -ung: 2, -erl: 1, i-:1, -l: 1, um: 2, -arium: 3 Глагол + -0: 1 1 6 21 10 1,7 %
8. Животные, растения Суффиксация   Имплицитная деривация Редупликация Сокращение Игра слов -chen: 5, -er: 4, -erl: 4, -ling: 2, -i: 1, -o: 1 конверсия: 2 3 2 1 0,7 %
9. Мовация Cуффиксация -in/-erin/-istin: 15, -sche: 4, -ine: 1, -öse/-euse: 3 0,6 %
10. Усилитель-ность Префиксация   Полупрефиксация -Erz-: 17, Super-: 35, General-: 2 Über-:5, Affen-: 12, Bären-: 17, Bomben-: 77, Heiden-: 22, Höllen-: 19, Hunde-/Hunds-: 14, Klasse-: 9, Mammut-: 40, Mords-: 150, Pfunds-: 14, Pracht-: 14, Quadrat-: 14, Sau-/Schweine-: 7, Riesen-: 47, Staats-: 15, Traum-: 15, Vollblut-: 11, Atom-: 9, Bluts-; 6, Elefanten-: 3, Haupt-: 1, Herzens-: 5, Himmels-: 3, Knall-: 4, Kotz-: 1, Malifiz-: 1, Teufels-: 4, Vieh/Viechs-: 5, Hoch-/Höchst-: 2, Ober-: 10, Top-: 6 16,5 %
11. Уничижительность, более низкая степень качества Полупрефиксация Affen-: 10, Dreck-: 24, Heiden-: 2, Hunde-/Hunds-: 14, Laus(e)-: 23, Mist-: 23, Sau -/Schweine-: 34, Scheiß-: 17, Bier-: 9, Knall-: 6, Kotz-: 2, Malifiz-: 6, Teufels-: 3, Viechs-: 1, Stink-: 5 4,8 %
12. Пространст-венные и временные отношения Полупрефиксация Bei-: 2, Nach-: 3, Über-: 3, Um-; 3, Unter-: 2, Vor-: 6, Zu-: 2, An-: 1, Aus-: 1, Durch-: 1, Gegen-: 1, Mit-: 1, Ober-: 5, Extra-: 2 0,9 %
13. Неправиль-ность, недостаточ-ность, некрасивость Префиксация Un-: 8, Miss-: 1, Anti-: 5 0,4 %
14. Отрицание, противопос-тавление Префиксация Un-: 2, Anti-: 7 0,2 %
15. Другая степень родства Префиксация Ur-: 8 0,2 %
16. Древность, первобыт-ность, первичность Префиксация Ur-: 5 0,1 %
17. В составе устойчивых словосоче-таний Суффиксация     Имплицитная деривация Полупрефиксация Полусуффиксация Сокращение -chen: 32, -e: 11, -er: 1, -ung: 3, -logie: 1, -us: 3, -um: 1, Ge-..-e/0: 12 глагол + -0: 19, конверсия: 19 Mords-: 3, Riesen-: 1, Ober-: 1 mann-: 2 4 3 %
18. Другие значения Суффиксация Префиксация Полупрефиксация -chen: 5 Tele-: 7, Ex-: 6, Vize-: 2, Blitz-: 9, Allerwelts-: 6, Extra-: 1, Zwie-: 1Bamberl-: 6, Bauern-: 3, Ell(en)bogen-: 5, (Feld-)Wald und Wiesen-: 9, Null-acht-fünfzehn-: 9, Teufels-: 3, Marathon-: 13, Plüsch-: 3, Schmalspur-: 12, Stock-: 11, Edel-: 19, Groß-: 2, Top-: 15, Nur-: 2, Quasi-: 1, Möchtegern-: 4, Schnupper-: 7 4,3
ИТОГО
             

 

числе тем, что язык предоставляет очень широкие возможности для обозначения лица, позволяющие характеризовать его (лицо) с самых разных сторон. Так, мы обнаружили 541 единицу, образованную посредством суффиксов, 432 – посредством полусуффиксов, 86 усеченных слов, 52 имплицитных деривата, 27 единиц, появившихся в результате игры слов, 21 контаминированное образование, 8 редупликаций. Как мы видим, самым активным является суффиксальный способ словопроизводства (46,3 %), что характерно и для немецкого язык в целом. Характерным же явлением для разговорной сферы является активное привлечение полусуффиксов в качестве средства выражения категории лица (37 %), как правило, в сочетании с другими смысловыми компонентами. Заметим также, что из словообразовательных средств самым чатотным среди суффиксов является -er (241 единица), среди полусуффиксов на первом месте стоит -kopf/-kopp (53 единицы).

Второе место по численности занимает лексико-семантическая категория предметы и явления (499 единиц – 13,4 %), за ней следуют категории действия и состояния (461 – 12,3 %), уменьшительность (148 – 4 %), свойства, качества (128 – 3,4 %), собирательность (76 – 2 %), место, помещение (65 – 1,7 %), животные, растения (25 – 0,7 %), мовация (23 – 0,6 %). В пределах префиксальных существительных доминирует лексико-семантическая категория усилительность, представленная 615 единицами (16,4 % от общего количества исследованных существительных), за ней следует категория уничижительности (179 единиц – 4,8 %), средством выражения обеих являются полусуффиксы, среди которых самым частотным является Mords- (150 единиц). Наличие большого количества полупрефиксов объясняется недостаточностью общеупотребительных средств выражения как усилительности (Erz-, Ur-, Un-), так и уничижительности (Miss-, Un-), потребность в которых в обиходном языке очень высока. Тоже можно сказать и в отношении полусуффиксов, которые фактически выполняют двойную функцию, обозначая лицо и одновременно выражая, как правило, критическое к нему отношение. В целом спектр лексико-семантических категорий, касающихся разговорной субстантивной лексики, довольно широк, однако многие из них малочисленны как по количеству средств их выражения, так и по количеству представляющих их лексических единиц. Так, помимо основных нами были выявлены лексико-семантические категории, выражаемые полупрефиксами и передаваемые определениями: «незначительный»(Bamberl-), «грубый/нелепый» (Bauern-), «бесцеремонный» (Ellenbogen-), «обыкновенный/заурядный» (Feld)Wald und Wiesen-, Null-acht-fünfzehn-), «хороший» (Gold-, Haupt-, Herzens-, Teufels-), «основной, первостепенный, главенствующий» (Haupt-, Ober-), «чрезмерно продолжительный» (Marathon-), «бесвкусный, мещанский» (Plüsch-), «неквалифицированный, узкий, ограниченный, недостаточный» (Schmalspur-, Nur-), «типичный, характерный» (Stock-), «избранный» (Edel-, Extra-), «степень родства» (Groß-), «первоклассный» (Top-), «дополнительный» (Extra-), «ложный, мнимый» (Quasi-, Möchtegern-), «сокращенный» (Schnupper-).

И, наконец, чтобы не оставить за рамками исследования словосложение, мы проанализировали на предмет выявления лексико-семантических категорий все сложные существительные из Словаря В.Д. Девкина, начинающиеся на букву «S» и составляющие, как мы уже упоминали ранее, самую многочисленную группу. Обнаружилось, что наибольшим количеством единиц (78 из 230, т.е. 33,9 %) располагает лексико-семантическая категория предметы и явления (Satelliten-Schüssel, Schandsschnauz, Schiebermütze, Schießeisen, Schifferklavier, Schmierblock; Salamitaktik, Saufabend, Sauregurkenzeit, Schmiergeld, Schnapsidee), за ней следует категория лица, включающая 43 единицы, т.е. 18,7 % (Sandkastenfreund, Saufkumpan, S-Bahn-Surfer, Seelenklo, Schabernack, Schlachtenbummler, Schlüsselkind, Schürzenjäger, Sexbombe, Sonntagskind). Остальные категории представлены немногочисленными словообразовательными конструкциями (собирательность: 5 единиц – 2,2 %, место: 4 – 1,8 %, животные: 2 – 0,7 %). Достаточно много композитов (62 – 26,9 %) входят в состав разговорных устойчивых словосочетаний. Остальные композиты из 230 являются результатом не словообразования, а семантического переноса.

Таким образом, можно сделать вывод, что основная масса производимых словообразовательных конструкций служит для обозначения людей, предметов и явлений, которые представляют для человека наибольший интерес. По-видимому, для других сфер достаточной является имеющаяся в наличии нейтральная лексика вкупе с непроизводной разговорной лексикой.



2015-11-10 774 Обсуждений (0)
Способы и средства выражения лексико-категориальных значений и их соотношение в рамках словообразования немецких разговорных существительных (кроме словосложения) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Способы и средства выражения лексико-категориальных значений и их соотношение в рамках словообразования немецких разговорных существительных (кроме словосложения)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (774)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)