Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Теоретические и методологические основы психологического обеспечения расследования органами внутренних дел



2015-11-10 788 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретические и методологические основы психологического обеспечения расследования органами внутренних дел 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Костина Л.Н.

Проблемы психологического обеспечения деятельности

Органов внутренних дел по расследованию

Групповых преступлений несовершеннолетних

Монография

Орел-2006

УДК 15:34

ББК 88.4

К 72

Рецензенты:

 

А.М. Кустов – доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России.

 

Е.В. Петухов – кандидат психологических наук, доцент.

 

К. 72

 

Л.Н. Костина

 

Проблемы психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел по расследованию групповых преступлений несовершеннолетних: Монография. Орел: Издательство «ОРЛИК», 2006.

 

ISBN 5-900901-71-8

 

В представленной работе на основе проведенного автором исследования предпринята попытка рассмотреть психологические проблемы обеспечения расследования органами внутренних дел групповых преступлений несовершеннолетних. Автором предлагаются рекомендации по повышению эффективности деятельности органов внутренних дел при расследовании групповых преступлений несовершеннолетних.

Работа предназначена для студентов, преподавателей образовательных учреждений, а также может быть использована в учебном процессе на различных этапах подготовки и переподготовки сотрудников органов внутренних дел.

 

 

УДК 15:34

ББК 88.4

К 72

 

 

ISBN 5-900901-71-8 © Костина Л.Н., 2006

© Издательство «ОРЛИК», 2006

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………….3-7

Глава 1.

Теоретические и методологические основы

психологического обеспечения расследования органами

внутренних дел групповых преступлений несовершеннолетних ……………8-51

1.1. Теоретико-методологические подходы

в изучении психологического обеспечения деятельности органов

внутренних дел по расследованию

групповых преступлений несовершеннолетних……………………………..8-39

1.2. Анализ отечественного и зарубежного опыта использования

психологических знаний в деятельности органов внутренних дел

по расследованию групповых преступлений несовершеннолетних……….40-51

Глава 2.

Проблемы психологического обеспечения

расследования групповых преступлений несовершеннолетних

в практике органов внутренних дел………………………………………....52-107

2.1. Психологические проблемы в расследовании органами

внутренних дел групповых преступлений несовершеннолетних…………..52-70

2.2. Анализ проблем взаимодействия подразделений

органов внутренних дел, воспитательных и социальных учреждений,

семьи при расследовании групповых преступлений несовершеннолетних..71-87

2.3. Особенности использования сотрудниками органов внутренних дел

методов прикладной психологии и педагогики

в расследовании групповых преступлений несовершеннолетних………..87-107

Глава 3.

Психологические особенности повышения эффективности

расследования групповых преступлений несовершеннолетних …………108-156

3.1. Использование психотехнологий

при расследовании групповых преступлений несовершеннолетних……108-127

3.2. Учет возрастных и социально-психологических особенностей

несовершеннолетних при расследовании групповых преступлений…….128-143

3.3. Взаимодействие следователя и психолога при расследовании

групповых преступлений несовершеннолетних…………………………..143-156

Заключение………………………………………………………………….156-158

Литература………………………………………………………………… 159-164

 

Введение

Произошедшие в современной России общественно-политические и социально-экономические преобразования, реформирование правоохранительной системы государства, принятие нового уголовного и уголовно-процессуального кодексов Российской Федерации потребовали серьезных изменений и новых подходов в организации деятельности системы органов внутренних дел.

Обострение криминогенной обстановки в стране, рост преступности и в частности преступности несовершеннолетнихповышает требования к правоохранительной системе государства, обусловливает необходимость поиска и использования новых форм и методов деятельности органов внутренних дел.

Отметим некоторые особенности совершения преступлений несовершеннолетними, характерные для настоящего времени:

- за последние 10 лет темпы прироста преступности несовершеннолетних обгоняют темпы прироста преступности взрослых в 2-2,5 раза;

- с начала нового века происходит рост преступности несовершеннолетних в период сокращения общей численности этой возрастной группы населения[1];

- ежегодно подростками или при их соучастии совершается более 150 тыс. преступлений, или каждое девятое преступление в Российской Федерации;

- чаще всего совершают преступления несовершеннолетние в возрасте 16-17 лет, учащиеся школ, лицеев, профессиональных училищ[2].

- около 60% преступлений несовершеннолетних относится к категории особо тяжких;

- более 70% преступлений несовершеннолетних составляют корыстные и корыстно-насильственные (если в 2000 году от общего числа разбои и грабежи составляли 10,5%, кражи – 61,2 %, то в 2004 году соответственно 16,0% и 54,3%)[3];

По официальным данным МВД Российской Федерации в 2005 году количество преступлений возросло почти на четверть и достигло 3,5 млн. Каждое одиннадцатое преступление совершается несовершеннолетними или при их участии. Высоким остается уровень рецидивной преступности среди подростков. Если 2004 году каждый девятый несовершеннолетний из общего числа выявленных за совершение преступлений ранее привлекался к уголовной ответственности, то в 2005 году вновь совершили преступления 24,1 тыс. (+8,3%) несовершеннолетних, что составило в среднем по России 16,1 % от общего числа несовершеннолетних участников преступлений.

Как отметил министр внутренних дел на коллегии, состоявшейся в феврале 2006 года, «объясняется это недостаточной профилактической работой среди молодежи. Подросткам почти негде отдохнуть и заняться спортом, что особенно характерно для сельских отдаленных районов. Сегодня каждый второй подросток, доставленный в милицию – учащийся школы. Именно поэтому чуть больше 2 лет назад было принято решение о создании института школьных инспекторов милиции. В 29 регионах России в школах и колледжах вместе с преподавателями воспитывают детей свыше 2 тысяч специально подготовленных сотрудников милиции»[4].

Анализ состояния преступности несовершеннолетних показывает, что по существу «преступность несовершеннолетних - это групповая преступность»[5]. По данным российских авторов, в группах несовершеннолетних совершается до 70% правонарушений, причем 80% из них совершается в досуговых группах, что примерно в 1,5-5 раз выше аналогичного показателя взрослой преступности.

В 80-90-х годах К.Е. Игошев, Г.М. Миньковский отмечали: «Меняются масштаб и формы проявлений молодежных объединений, но не сама их суть»[6]. Если данное высказывание применить к преступным группам несовершеннолетних, то, по нашему мнению, следует заметить, что в условиях современной России меняются и масштабы, и формы, и суть подростковой преступности. Преступность несовершеннолетних характеризуется иными, нежели в 80-90-е годы количественными и качественными параметрами и характеристиками.

Сопоставляя темпы роста преступности среди различных возрастных групп за последние 8-10 лет, следует отметить, что по мере перехода к младшим возрастным группам они резко возрастают. По данным статистики, за период 2000-2005 гг. возросло количест­во преступлений среди лиц в возрасте от 25 до 29 лет на 12,8%, от 18 до 24 лет - на 56, 9%, а от 14 до 18 лет - почти на 78%.

Так, в 2005 году 73 тыс. детей и подростков совершили общественно опасные деяния, по которым уголовные дела были прекращены или в их возбуждении было отказано в связи с недостижением ими возраста уголовной ответственности[7].

Удельный вес групповой преступности несовершеннолетних самый высокий у 14-ти летних, самый низкий – у 17-ти летних подростков. Он выше при кражах, грабежах, разбоях, изнасилованиях. Ниже – при умышленных убийствах и тяжких телесных повреждениях, выше – в сельской местности[8].

Иными словами, в младших возрас­тных группах преступность растет опережающими темпами, и, следовательно, речь идет об очевидном процессе активного омоложения преступно­сти.

Изменившиеся социально-экономические отношения, бедность, безработица, обострившиеся межрелигиозные и межэтнические проблемы, нравственный и духовный кризис, процессы вестернизации современного российского общества привели к существенным изменениям в характере и структуре преступных групп несовершеннолетних. Если раньше они отличались малочисленностью и формировались стихийно, то в настоящее время происходит не только увеличение их численности, но и усиление элементов организованности и профессионализма (устойчивая иерархия, жесткая дисциплина, распределение ролей в противоправной деятельности), в результате чего подростковая группа совершает многоэпизодные преступления. Это оказывает существенное влияние на работу органов внутренних дел по расследованию групповых преступлений несовершеннолетних.

Ухудшение условий жизни подрастающего поколения, рост количества беспризорных и безнадзорных детей, распространение алкоголизма и наркомании в молодежной среде, неоднозначные миграционные процессы приводят к качественным изменениям в групповой преступности несовершеннолетних. Подростки, лишенные заботы родителей, помощи и поддержки и государства, перспектив учебной и трудовой деятельности, оказываются на обочине жизни, не могут адаптироваться в новых социально-экономических реалиях, объединяются в группы и совершают преступления, многие из которых были немыслимы еще несколько десятилетий тому назад. На протяжении ряда лет проявляется тенденция роста наиболее общественно опасных проявлений групповой преступности несовершеннолетних, таких как убийства, разбои, грабежи, изнасилования и др.

Приведенные данные свидетельствуют, что преступность несовершеннолетних, детская безнадзорность и беспризорность в современной России угрожает национальной безопасности и будущему российского государства. В Федеральном законе от 24 июня 1999 года в ред. от 13 января 2001 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» отмечается, что безнадзорность является первой из причин, оказывающих влияние на преступное поведение несовершеннолетних.

В исследовании Ю.А. Клейберга о социальной психологии девиантного поведения отмечается, что современные молодые люди, в отличие от их предшественников, поставлены в более жесткие условия выбора типа социальной адаптации. Перед ними, по сути, стоит альтернатива: или приспособление путем девиации, иногда бегство от действительности (ретризм), или конформизм как подчинение агонизирующим социальным нормам.[9] Сегодняшние молодые люди пытаются обрести именно в девиации конформность и комфортность, порой откровенно демонстрируя образцы «новой» ментальности, согласно которой, к примеру, возможность участия в преступлении вполне допустима, если индивид сочтет подходящими обстоятельства. Такой выбор сделала треть из опрошенных Ю.А. Клейбергом 300 студентов.

По данным исследования И.А. Кобзаря, в 4/5 случаев совершения преступлений несовершеннолетними, последние находились в состоянии длительного отсутствия контроля со стороны родителей, семьи, учебного заведения, трудового коллектива и иных групп[10].

Многие современные авторы, представители органов власти, работники правоохранительных органов и социальных учреждений отмечают, что государство в настоящее время оказалось не готово к тому, чтобы обеспечить молодому поколению нормальное развитие и защиту его от криминала. Преступность среди малолетних и несовершеннолетних создает предпосылки для стремительного роста общей преступности в стране.

На рост повторной преступности несовершеннолетних оказывает влияние и применение ст. 90 УК РФ судами без учета обстоятельств дела и личности несовершеннолетнего, без объективной оценки возможности его исправления с применением мер воспитательного воздействия. Таким образом, подросток возвращается в ту же среду, которая его подтолкнула к совершению преступлений.

В этой связи становится очевидным, что непринятие должных мер предупреждения, профилактики подростковой преступности приводит к росту рецидивной преступности в будущем. Безнаказанность за малозначительные общественно опасные поступки, осознание возможности избежать уголовной ответственности, бесконтрольность со стороны родителей, школы, общественных организаций, низкая организация досуга порождают с одной стороны безответственность, с другой - способствуют формированию стойкой антиобщественной направленности личности несовершеннолетнего.

В современных условиях особое значение приобретает координация усилий различных государственных учреждений и общественных формирований, служб и подразделений органов внутренних дел, в вопросах профилактики и противодействия преступности несовершеннолетних, серьезно повышаются требования к профессионализму сотрудников органов внутренних дел.

Президент России В.В.Путин на расширенной Коллегии Министерства внутренних дел отметил: «... Несмотря на то, что спад в работе основных служб и подразделений министерства преодолен, криминогенная обстановка остается сложной, а доверие граждан к милиции оставляет желать лучшего»[11]. Такая ситуация, по мнению главы государства прямо связана с низким уровнем профессионализма некоторых сотрудников милиции. Причем эта проблема в той или иной мере касается всей правоохранительной системы.

В решениях коллегий Министерства Российской Федерации, Концепции совершенствования профессиональной подготовки кадров отмечаются недостаточ­ная компетентность, низкий уровень психологической подготовки отдельных сотрудников правоохранительных органов, медленное внедрение научных, в том числе психологических, знаний в процесс обучения личного состава органов внутренних дел[12].

Повышение эффективности работы органов внутренних дел по расследованию групповых преступлений несовершеннолетних требует учета новых тенденций, проявляющихся в современной подростковой преступности, а также поиска новых путей психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел.

Решить стоящие перед органами внутренних дел задачи по повышению эффективности расследования и профилактики групповых преступлений несовершеннолетних представляется возможным с привлечением отечественного и зарубежного опыта организации деятельности правоохранительных органов, внедрением в следственную деятельность современных достижений юридической, социальной и возрастной психологии, криминалистики, криминологии, науки уголовного права и уголовного процесса, а также результатов интегративных научных исследований. Чтобы достичь этой цели, необходимо объединить усилия служб и подразделений органов внутренних дел и ведомственной науки, выработать междисциплинарный подход в решении задач борьбы с групповой преступностью несовершеннолетних.

На расширенной коллегии МВД России министр Р. Нургалиев в своем докладе подчеркнул: «Что касается преступлений, совершенных в составе групп, то их выявление и раскрытие является приоритетной задачей для всех без исключения подразделений МВД: и уголовного розыска, и экономического департамента, и милиции общественной безопасности»[13].

С точки зрения практики расследования преступлений и прикладной юридической психологии существует необходимость развития научных представлений о системном, комплексном подходе к практике расследования и профилактики групповых преступлений несовершеннолетних и научного обоснования направлений психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел.

Отметим, что проведенные нами анализ материалов уголовных дел, опросы и интервьюирование следователей и руководителей следственных отделов органов внутренних дел показывают, что просчеты в следственной деятельности часто объясняется тем, что имеющаяся информация о несовершеннолетнем лице (лицах), совершивших групповое преступление, должным образом не анализируется специалистами, на ее основе не строятся профессиональные заключения и прогнозы. По мнению опрошенных сотрудников, нельзя считать оптимальным взаимодействие и сотрудничество в работе специалистов предварительного следствия органов внутренних дел, подразделений по делам несовершеннолетних, участковых уполномоченных милиции, уголовного розыска и практических психологов в решении проблем раскрытия и расследования групповых преступлений несовершеннолетних.

Все это свидетельствует об особой актуальности рассматриваемых нами вопросов психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел по расследованию групповых преступлений, и необходимости поиска новых путей решения указанных проблем в условиях происходящих изменений социально-экономических, политических, правовых и духовно-нравственных основ жизни современного российского общества.

Глава 1.

Глава 1. Теоретические и методологические основы психологического обеспечения расследования органами внутренних дел



2015-11-10 788 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретические и методологические основы психологического обеспечения расследования органами внутренних дел 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Теоретические и методологические основы психологического обеспечения расследования органами внутренних дел

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (788)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)