Этап менеджмента качества
Третий этап связывается со становлением в 1980-е годы принципов всеобщего руководства качеством (TQM) и с появлением в 1987 году серии международных стандартов на системы качества ИСО 9000, оказавших весьма существенное влияние на обеспечение качества. Этап менеджмента качества связан с появлением стандартов на системы качества предприятий, со становлением принципов всеобщего руководства качеством и расширением влияния общества на деятельность предприятий. Третий этап в истории качества XX века ведет свой отсчет с начала 80-х г. В эти годы наблюдается большая и целенаправленная деятельность стран Западной Европы по подготовке к созданию единого европейского рынка, выработке единых требований и процедур, способных обеспечить эффективный обмен товарами и рабочей силой между странами. Важное место в этой деятельности занимают специальные ассоциации или организации, осуществляющие координацию в масштабах региона. В процессе подготовки к открытому общеевропейскому рынку провозглашенному с 1 января 1993 г., были выработаны единые стандарты, единые подходы к технологическим регламентам, гармонизированы национальные стандарты на системы качества, созданные на основе стандартов ИСО серии 9000, введены в действие их европейские аналоги — EN серии 29000. Опыт, накопленный на предприятиях развитых стран мира в 50–70 гг. по созданию систем управления качеством, требовал осмысления, обобщения и систематизации. Такая работа была продела Международной организацией по стандартизации (ИСО) и в 1987 г. появилась серия новых международных стандартов (МС) на системы качества ИСО 9000, которая включала в себя 6 стандартов: МС 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества»; МС 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании»; МС 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»; МС 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»; МС 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания»; МС 8402 «Управление качеством продукции. Словарь». В 1994 г. вышла вторая версия этих стандартов, которая была значительно переработана и расширена, а в настоящее время готовится к утверждению новая версия международных стандартов ИСО серии 9000, в которой закреплены принципы TQM. Главная цель систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, - обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия стабильно выполнять эти требования. Внешним признаком того, имеется ли на предприятии система качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000, является сертификат на систему. О популярности стандартов ИСО серии 9000 свидетельствует общая динамика сертификации систем качества. Так, в 1993 г. в мире было сертифицировано около 50 тыс. систем качества, в 1995 г. их число возросло до 100 тыс., в 1998 г.– до 250 тыс., а в настоящее время сертифицированных систем около 300 тыс. Для успешной работы предприятий на современном рынке наличие у них системы качества, соответствующей стандартам ИСО серии 9000, и сертификата на нее является не достаточным, но необходимым условием. Поэтому и в России уже имеются сотни предприятий, внедривших стандарты ИСО серии 9000 и имеющих сертификаты на свои системы качества. Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000 оказывает сильное влияние на взаимоотношения поставщиков и потребителей. Зачастую предприятие, не имеющее сертифицированной системы качества, не рассматривается как возможный партнер. Указанные стандарты должны стать гарантами высокого качества, защитить миллионы потребителей от низкосортной продукции, стимулировать производителей к новым достижениям в области качества. Качество стало фактором обеспечения конкурентоспособности европейских стран. Для реализации такой стратегии потребовались: 1) единые законодательные требования (директивы); 2) единые стандарты; 3) единые процессы проверки на соответствие фирмы требованиям рынка. Для того, чтобы выстоять в конкурентной борьбе, крупнейшие фирмы Европы объединяют усилия для выбора прогрессивных форм иметодов управления качеством продукции, связывают с их внедрением гарантии стабильного качества продукции. А она, как известно, включает стабильную технологию, надлежащую систему поддержания технологической точности оборудования и оснастки, метрологические средства контроля и испытаний продукции, эффективную систему подготовки кадров. В сентябре 1988 г. президенты 14 крупнейших фирм Западной Европы подписали соглашение о создании Европейского фонда управления качеством (ЕФУК). Область деятельности Европейского Фонда управления качеством состоит в следующем: 1) поддержание руководства западноевропейских компаний в ускорении процесса создания качества для достижения преимуществ во всеобщей конкуренции; 2) стимулирование и, где это необходимо, помощь всем сегментам западноевропейского сообщества в деятельности по улучшению и укреплению культуры европейского качества. ЕФУК совместно с Европейской организацией по качеству (ЕОК) учредил Европейскую премию по качеству, которая начиная с 1992 г. присуждается лучшим фирмам. Успех японской модели управления качеством к середине 80-х стал основой формирования нового подхода в области обеспечения качества, получившего название «всеобщее руководство качеством» (TQM, от англ. Total Quality Management). Система TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку точно в срок. Основная идеология TQM базируется на принципе «улучшению нет предела». Применительно к качеству действует целевая установка — стремление к нулю дефектов, к исключению непроизводительных затрат, к поставкам точно в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах. Концепция TQM базируется на следующих основных принципах: • ориентация всей деятельности предприятия на потребителей, от удовлетворения требований и ожиданий которых зависит успех предприятия в условиях жесткой конкуренции; • непрерывное совершенствование деятельности в области качества, улучшение процессов; • комплексный, системный подход к решению задач обеспечения качества на всех стадиях жизненного цикла продукции; • участие всего персонала предприятия в решении проблем качества; • акцент на предупреждение несоответствий; • смещение главных усилий в сфере качества в сторону человеческих ресурсов (упор на отношение работников к делу, культуру производства, на стиль руководства). Наибольшее признание концепция TQM получила в таких промышленно развитых странах, как США, ФРГ, Англия, Япония, Южная Корея. Однако при единстве идеологии, четко выраженной в названии концепции, в каждой стране она трактуется по-своему — исходя из особенностей ее исторического развития и работ по обеспечению качества. Так, например, по свидетельству ряда специалистов-аналитиков, в Европе основной упор в TQM делается на культуру производства, а в восточных государствах — на статистические методы и групповую деятельность в области качества. В 90-е г. усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов ИСО 14000, устанавливающих требования к системам управления с точки зрения защиты окружающей среды, безопасности продукции и рационального использования ресурсов.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (601)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |