Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система управления финансами на предприятии



2015-11-10 951 Обсуждений (0)
Система управления финансами на предприятии 0.00 из 5.00 0 оценок




Любой бизнес начинается с постановки трех ключевых вопросов:
1) каковы должны быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?
2) где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?
3) как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия?

Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента как системы эффективного управления финансовыми ресурсами, являющейся одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием. Логика ее функционирования представлена на рис 1.1.

Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой финансовым директором и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел. В небольших компаниях роль финансового директора обычно выполняет главный бухгалтер. Вне зависимости от организационной структуры компании финансовый менеджер отвечает за анализ финансовых проблем, принятие в некоторых случаях решений или выработку рекомендаций для высшего руководства.

Существуют различные подходы к трактовке понятия «финансовый инструмент». Наиболее общее определение дано в международном учетном стандарте IAS 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление», введенном в действие в 1996 г., где под финансовым инструментом понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одной компании и финансовых обязательств другой компании.

К финансовым активам относятся:

- денежные средства;

- контрактное право получить от другой компании денежные средства или любой другой вид финансовых активов;

- контрактное право обмена финансовыми инструментами с другой компанией на потенциально выгодных условиях;

- долевые ценные бумаги другой компании.

Правовое и нормативное обеспечение системы управления финансами на предприятии

Информационный поток

 

    Процесс управления

УПРАВЛЯЮЩАЯ ПОДСИСТЕМА
Организационная структура управления финансами Кадры финансового подразделения Финансовые инструменты Финансовые методы Информация финансового характера Технические средства управления финансами

 

ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Источники финансовых ресурсов Финансовые ресурсы Финансовые отношения

Денежный поток

Информационный поток

Производство

Материальный

Бюджет, собственники, контрагенты
поток

Рынок

 

 

       
   
 


Денежный поток

 


Информационный поток

 

Рис. 1.1. Структура и процесс функционирования системы финансового управления на предприятии

 

К финансовым обязательствам относятся контрактные обязательства:

- выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другой компании;

- обменяться финансовыми инструментами с другой компанией на потенциально невыгодных условиях (в частности, такая ситуация может возникнуть при вынужденной продаже дебиторской задолженности).

Финансовые инструменты подразделяются на первичные (денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям) и вторичные, или производные (финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы).

Существует и более упрощенное толкование сущности понятия «финансовый инструмент». В соответствие с ним выделяют три основные категории финансовых инструментов: денежные средства (средства в кассе и на расчетном счете, валюта); кредитные инструменты (облигации, форвардные контракты, фьючерсы, опционы, свопы и др.) и способы участия в уставном капитале (акции и паи).

Методы финансового управления многообразны. Их можно разделить на три большие группы: общеэкономические, прогнозно-аналитические и специальные.

К первой группе относятся: кредитование, судо-заемные операции, система кассовых и расчетных операций, система страхования, система расчетов, система финансовых санкций, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, система производства амортизационных отчислений, система налогообложения и др. Общая логика подобных методов, их основные параметры, возможность или обязательность исполнения задаются централизованно в рамках системы государственного управления экономикой.

Во вторую группу входят: финансовое планирование, налоговое планирование, методы прогнозирования, факторный анализ, моделирование и др.

Промежуточное положение между этими двумя группами по степени централизованной регулируемости и обязательности применения занимают специальные методы управления финансами; это дивидендная политика, финансовая аренда, факторинговые операции, франчайзинг, фьючерсы и т.п. В основе многих из этих методов лежат производные финансовые инструменты.

Основу информационного обеспечения системы финансового управления служит любая информация финансового характера:

- бухгалтерская отчетность;

- сообщения финансовых органов;

- информация учреждений банковской системы;

- информация товарных, фондовых и валютных бирж;

- прочая информация.

Техническое обеспечение системы финансового управления – самостоятельный и весьма важный ее элемент. Многие современные системы, основанные на безбумажной технологии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты при помощи кредитных карточек и др.), невозможны без применения сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ.

Функционирование любой системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы Президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.

Финансовые активы и инструменты не могут существовать вне финансового рынка, состоящего из валютного рынка, рынка ценных бумаг, рынка ссудного капитала и т.д. Так как основную роль на финансовых рынках играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам, то между ними и фирмами возникают определенные финансовые отношения.

Данные взаимоотношения подвергаются государственному регулированию, прежде всего бюджетной и денежно-кредитной политикой. В частности, в составе бюджетной политики особое место занимает налогообложение, которое проявляется в избирательной налоговой политике по отношению к различным компаниям в виде использования различных налоговых ставок, льгот, скидок и др. Элементами денежно-кредитной политики государства являются регулирование учетной ставки, валютных операций и курсов, деятельность федеральных институтов на фондовом рынке посредством эмиссий государственных ценных бумаг, лицензирования и регистрации профессиональных участников рынка, выработка соответствующего законодательства и др.

Государство также регулирует расчетные операции, где Уголовным кодексом РФ предусмотрена административная и уголовная ответственность за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. Отдельные аспекты финансовой деятельности фирм, например валютные отношения, регулируются специальным законодательством, а некоторые другие, например налоговые отношения, - Налоговым кодексом РФ.

Содержание финансового менеджмента

 

Управление финансами любого объекта подразумевает оценку производственных и финансовых направлений его деятельности в контексте окружающей среды, поиск и мобилизацию источников средств для обеспечения этой деятельности и финансовые расчеты со всеми контрагентами, имеющими интерес к данному объекту (государство, владельцы, инвесторы, кредиторы и др.). Исходя из этого, финансовый менеджмент как научное направление и практическая деятельность включает в себя следующие разделы:

Раздел I. Общие темы финансового менеджмента.

1.1. Финансовая деятельность компании в контексте окружающей среды.

1.2. Финансовые и коммерческие расчеты.

1.3. Финансовые инструменты, институты и рынки.

1.4. Риск и его оценка.

Раздел II. Общий финансовый анализ и планирование.

2.1. Оценка текущего финансового состояния компании.

2.2. Текущее и перспективное планирование финансово- хозяйственной деятельности.

2.3. Текущее управление финансами компании.

Раздел III. Управление активами.

3.1. Оценка инвестиционных проектов

3.2. Управление инвестиционным портфелем.

3.3. Управление оборотными активами.

Раздел IV. Управление источниками средств.

4.1. Управление собственным капиталом.

4.2. Управление заемным капиталом.

4.3. Оценка цены и структуры капитала.

Раздел V. Структура капитала и дивидендная политика.

Раздел VI. Управление финансовыми инвестициями.

6.1. Оценка положения компании на рынке капитала.

6.2. Управление портфельными инвестициями.

Раздел VII. Специальные темы финансового менеджмента.

7.1. Особенности управления финансами компании в случае изменения ее организационно-правовой формы.

7.2. Управление финансами в условиях изменения цен.

7.3. Особенности управления финансами неприбыльных организаций.

7.4. Управление финансами в условиях банкротства.

7.5. Международные аспекты финансового менеджмента.

 



2015-11-10 951 Обсуждений (0)
Система управления финансами на предприятии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система управления финансами на предприятии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (951)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)