Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4.2. Организационные аспекты методики расследования преступлений



2015-11-10 996 Обсуждений (0)
Тема 4.2. Организационные аспекты методики расследования преступлений 0.00 из 5.00 0 оценок




В процессе изучения темы студенты должны уяснить, что эффективность деятельности следователя во многом предопределяется тем, насколько она соответствует современным организационным требованиям и подчинена организационным закономерностям.

Понятие организационных форм расследования предусматривает их рассмотрение с учетом уголовно-процессуального и теоретического подходов. Процессуальная форма означает установленный уголовно-процессуальным законом порядок выявления, раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. С учетом теоретического подхода в организационном плане форма означает порядок (способ) организации работы следователя (а также соответствующего подразделения, органа) по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, направленный на обеспечение наибольшей эффективности данной работы.

Для правильного понимания организации расследования необходимо различать уровни данной деятельности:

1) первый, высший, уровень организации расследования имеет своим объектом расследование как специфическую форму деятельности всех компетентных государственных органов, т.е. органов предварительного следствия и дознания всех ведомств.

2) второй уровень организации предполагает рассмотрение организации как основной функции следственного аппарата конкретного ведомства.

3) третий уровень - организация конкретного акта расследования.

4) четвертый уровень - организация проведения отдельного следственного действия.

Выбор той или иной формы организации криминалистической деятельности определяется конкретным анализом нужд и запросов следствия с учетом обстановки борьбы с преступностью, подготовленности кадров и иных условий.

Необходимо разобрать понятия «раскрытие» и «расследование» преступлений, поскольку они широко употребляются в юридической литературе, в практике органов дознания, следствия и прокурорского надзора.

Единообразная трактовка понятия имеет не только теоретическое, но и практическое значение, в частности, для эффективного управления деятельностью по раскрытию преступлений и координации усилий взаимодействующих при этом органов, ведения государственного статистического учета, разработки критериев эффективности предварительного следствия и дознания. Это необходимо и для правильной оценки результатов труда следственно-оперативных кадров по конкретным делам, решения вопросов стимулирования. Не случайно, поэтому в криминалистике понятие раскрытия преступления относится к числу исходных и центральных, вокруг которых группируются другие понятия этой науки.

Между тем, несмотря на многократные обсуждения, общепринятого определения понятия не выработано. Одни авторы связывают вопрос раскрытия преступлений с установлением события и виновных лиц; другие - с установлением всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, включая обстоятельства, способствовавшие преступлению; третьи - с завершением предварительного расследования; четвертые – с окончанием судебного разбирательства дела в суде.

По этому вопросу студентам необходимо изучить соответствующую литературу и иметь свое аргументированное мнение.

Для теоретического исследования проблемы раскрытия преступлений и разработки методических рекомендаций важное значение имеет вопрос об этапах раскрытия и расследования.

По мнению И.М Лузгина, этап расследования - это его часть, элемент, представляющий собой взаимосвязанную систему действий, объединяемых единством задач, условиями расследования, спецификой криминалистических приемов.

А.К. Гаврилов делит предварительное следствие на три этапа:

1. Производство первоначальных следственных действий.

2. Дальнейшее расследование е целью выявления оснований для предъявления обвинения.

Окончание расследования, в ходе которого принимаются меры к возможному выяснению новых преступлений и решению других задач

При этом он поясняет, что раскрытие преступления является задачей первого, а при необходимости - второго этапа. Такая классификация возражений не вызывает. Однако она не дает и исчерпывающего представления (в возможных пределах) о деятельности органов дознания и следственных аппаратов по раскрытию преступлений, поскольку разработана применительно лишь к той стадии уголовного судопроизводства, которая именуется предварительным следствием.

При самостоятельном изучении данной темы необходимо уяснить классификацию криминалистических версий по различным основаниям (по объекту выдвижения, по объему, по времени построения, по степени конкретности); знать приемы построения и проверки версий (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия); требования, предъявляемые версиям(основываться на фактических данных; быть конкретной, непротиворечивой, ясной; правдоподобной; строить все реально возможные версии и параллельно организовывать их проверку, учитывая при этом фактор времени, возможность утраты доказательственной информации).

Планирование расследования преступлений – это деятельность, направленная на определение целей и конкретных путей ее достижения на каждом этапе следствия.

Студентам необходимо уяснить принципы планирования - конкретность, индивидуальность, реальность, динамичность. Знать виды планов, составляемых следователем в ходе расследования уголовных дел, условия и этапы планирования. Элементами планирования являются: анализ исходной информации; выдвижение версий и определение задач и вопросов, подлежащих выяснению; определение путей и способов решения поставленных задач; составление письменного плана и иной документации по планированию расследования; контроль исполнения и корректировка плана.




2015-11-10 996 Обсуждений (0)
Тема 4.2. Организационные аспекты методики расследования преступлений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4.2. Организационные аспекты методики расследования преступлений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (996)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)