Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРИ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКЕ. В ходе камеральной проверки инспекция вправе истребовать у налогоплательщика



2015-11-10 873 Обсуждений (0)
ПРИ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКЕ. В ходе камеральной проверки инспекция вправе истребовать у налогоплательщика 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В ходе камеральной проверки инспекция вправе истребовать у налогоплательщика документы, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ он должен был приложить к декларации (расчету), но не приложил. Это следует из анализа п. 7 ст. 88 НК РФ.

 

Например, при применении ставки 0% по НДС налогоплательщики должны вместе с декларацией представить в налоговый орган документы, которые подтверждают ее применение (п. 10 ст. 165 НК РФ). А российские организации, которые уплатили налог на имущество за рубежом по находящимся там объектам, вправе зачесть эту сумму при уплате налога в отношении названного имущества в РФ (п. 1 ст. 386.1 НК РФ). Однако для этого нужно представить в инспекцию вместе с декларацией документы, поименованные в п. 2 ст. 386.1 НК РФ.

Указанные документы в приведенных случаях налоговые органы вправе требовать у налогоплательщиков в ходе камеральной проверки.

 

В Налоговом кодексе РФ указаны и другие случаи, в которых инспекция вправе истребовать при камеральной проверке определенный в норме круг документов (сведений). Рассмотрим некоторые из них.


 

Ситуация Истребуемые документы (сведения) Комментарий
1. Налогоплательщик применяет льготу по проверяемому налогу <1> Документы, которые подтверждают заявленную льготу (п. 6 ст. 88 НК РФ) <1> Льготы в зависимости от уровня налога (федеральный, региональный или местный) устанавливаются Налоговым кодексом РФ, а также законами субъектов РФ о налогах или нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах) (п. 3 ст. 56 НК РФ). В соответствующих актах для каждой льготы могут быть предусмотрены свои основания применения и (или) подтверждающие документы
2. Налогоплательщик подает декларацию по НДС с суммой налога к возмещению Документы, которые подтверждают правомерность вычетов налогоплательщика по ст. 172 НК РФ (абз. 2 п. 8 ст. 88 НК РФ) Подчеркнем, что инспекция вправе истребовать у вас указанные документы, только если в декларации вы заявили НДС к возмещению (п. 8 ст. 88, п. 1 ст. 176 НК РФ, Письмо Минфина России от 27.12.2007 N 03-02-07/2-209). Аналогичный вывод можно сделать из анализа п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57. О документах, на основании которых налогоплательщики принимают НДС к вычету, см. разд. 13.1.1.3 "Наличие надлежаще оформленного счета-фактуры поставщика и соответствующих первичных документов" Практического пособия по НДС. Особый порядок принятия НДС к вычету предусмотрен при импортных и экспортных операциях. Подробнее об этом см. разд. 15.3.1 "Ввозной" НДС принимаем к вычету" и разд. 16.1.2 "Документы, подтверждающие экспорт" Практического пособия по НДС
3. Налогоплательщик является участником договора инвестиционного товарищества и представил декларацию (расчет) по налогу на прибыль или НДФЛ Сведения, которые отражают (п. 8.2 ст. 88 НК РФ): - период участия налогоплательщика в договоре инвестиционного товарищества; - приходящуюся на него долю прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества Сведения запрашиваются только в ходе камеральной проверки декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций или НДФЛ участника инвестиционного товарищества (п. 8.2 ст. 88 НК РФ)
4. Налогоплательщик представил уточненную декларацию (расчет), в которой сумма налога к уплате меньше либо сумма убытка больше, чем в ранее представленной отчетности за тот же период. При этом "уточненка" подана спустя два года со дня, установленного для подачи первичной отчетности за соответствующий отчетный (налоговый) период <2> Документы, перечисленные в п. 8.3 ст. 88 НК РФ, а именно: - первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях отчетности; - аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения  
5. Проводится проверка налогов, связанных с использованием природных ресурсов Документы, на основании которых налог исчислялся и уплачивался (п. 9 ст. 88 НК РФ) В настоящее время к налогам, связанным с использованием природных ресурсов, можно отнести следующие: - налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ); - водный налог (гл. 25.2 НК РФ); - земельный налог (гл. 31 НК РФ)
6. Сведения об операциях, отраженные в представленной налогоплательщиком декларации по НДС, противоречат друг другу или не соответствуют данным о тех же операциях, которые содержатся (п. 8.1 ст. 88 НК РФ): - в декларации по НДС, представленной другим налогоплательщиком, иным лицом, обязанным подать декларацию по НДС в соответствии с гл. 21 НК РФ; - в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, для которого в гл. 21 НК РФ предусмотрена такая обязанность Счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям (п. 8.1 ст. 88 НК РФ <3>). К иным документам можно отнести, например, книгу продаж, книгу покупок, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур. На возможность истребования их копий в рассматриваемом случае указывается в Письме ФНС России от 10.08.2015 N СД-4-15/13914@ Запросить документы по данному основанию налоговый орган вправе при условии, что такие противоречия (несоответствия) свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению (п. 8.1 ст. 88 НК РФ) <4>.   Примечание Правило о возможности налогового органа в рассматриваемой ситуации истребовать документы у налогоплательщика закреплено в п. 8.1 ст. 88 НК РФ Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ с 1 января 2015 г. (пп. "в" п. 8 ст. 10, ч. 5 ст. 24 данного Закона). Как следует из Письма Минфина России от 30.04.2015 N 03-07-11/25178, упомянутое правило применяется при проведении камеральных проверок налоговых деклараций (уточненных налоговых деклараций) по НДС, представляемых после 31 декабря 2014 г. Указанный вывод финансовое ведомство сделало, рассматривая вопрос, касающийся проведения камеральных проверок в отношении налоговых периодов, которые предшествовали 1 января 2015 г., т.е. дате вступления в силу соответствующих положений Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ (ч. 5 ст. 24 данного Закона)
7. Налогоплательщик, использующий налоговые льготы, предусмотренные для участников региональных инвестиционных проектов Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов РФ, представил в налоговый орган декларацию (расчет), в которой заявлена такая льгота (п. 12 ст. 88 НК РФ) Документы и сведения, которые подтверждают соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям к таким проектам и (или) их участникам, установленным Налоговым кодексом РФ и (или) законами соответствующих субъектов РФ (п. 12 ст. 88 НК РФ) Общие положения о региональных инвестиционных проектах, включая понятие регионального инвестиционного проекта для целей Налогового кодекса РФ, установлены ст. 25.8 НК РФ

 

--------------------------------

<1> В начале данной главы вы можете узнать о том, применяется ли п. 6 ст. 88 НК РФ в отношении документов по операциям, не являющимся объектом налогообложения по НДС (п. 2 ст. 146 НК РФ) или освобождаемым от НДС на основании ст. 149 НК РФ.

<2> Если указанный двухлетний срок не истек, инспекция вправе требовать от налогоплательщика только представления пояснений, обосновывающих изменение суммы налога к уплате либо размер полученного убытка (абз. 2, 3 п. 3 ст. 88 НК РФ). Основания истребовать подтверждающие документы в этом случае у налогового органа отсутствуют, так как положения п. 8.3 ст. 88 НК РФ в данной ситуации не могут быть применены. Однако налогоплательщик вправе приложить к пояснениям документы, подтверждающие достоверность данных представленной отчетности (п. 4 ст. 88 НК РФ).

<3> В Письме ФНС России от 18.08.2015 N ГД-4-3/14544 сообщается о праве налогового органа для идентификации продавца услуг истребовать на основании п. 8.1 ст. 88 НК РФ документы, относящиеся к операции, по которой в книге покупок регистрируется контрольный купон электронного проездного документа (билета). Необходимость идентификации продавца в соответствующей ситуации вызвана следующим. Указание в контрольном купоне ИНН и КПП перевозчика не предусмотрено. Поэтому, как разъяснила ФНС России, данные в графе 10 книги покупок и по строке 130 "ИНН/КПП продавца" разд. 8 декларации по НДС не отражаются (Письмо от 18.08.2015 N ГД-4-3/14544).

<4> По вопросу о том, может ли инспекция при камеральной проверке истребовать документы в связи с выявлением несоответствия данных представленной налогоплательщиком отчетности имеющимся у налогового органа сведениям, высказывался Президиум ВАС РФ (Постановление от 15.03.2012 N 14951/11).

Отметим, что в период выхода соответствующего Постановления Президиума ВАС РФ в ст. 88 НК РФ не было положений, аналогичных тому, которое сейчас содержится в п. 8.1 упомянутой статьи НК РФ. Налоговый кодекс РФ тогда не указывал, что выявление несоответствий представленной отчетности другим данным при каких-либо условиях может выступить основанием для истребования первичных документов при камеральной проверке. Вместе с тем судьи ВАС РФ, основываясь на системном толковании норм п. п. 3, 4, 5 ст. 88 НК РФ, пришли к выводу, что налоговый орган вправе истребовать первичные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию, если выявил при камеральной проверке, что эти данные не соответствуют сведениям, содержащимся в имеющихся у него документах, полученных в ходе налогового контроля (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.03.2012 N 14951/11). Также заметим, что на момент появления этого Постановления в арбитражной практике встречался и противоположный подход к толкованию положений ст. 88 НК РФ.

 

Правоприменительную практику по вопросу о том, вправе ли инспекция истребовать документы в случаях, не предусмотренных ст. 88 НК РФ, при выявлении в ходе камеральной проверки ошибок и (или) противоречий либо несоответствий, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

 

В заключение подчеркнем, что налоговый орган не вправе расширять круг истребуемых документов, который очерчен в соответствующем положении Налогового кодекса РФ. Например, если проверяющие запросили у вас документы, не содержащие сведений, которые могли бы подтвердить правомерность применения льготы, это нарушает п. 6 ст. 88 НК РФ. В указанной части вы можете данное требование не исполнять (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ), если готовы отстаивать свою позицию в суде.

Региональные и местные власти также не вправе расширять путем принятия нормативных правовых актов круг документов, представляемых для камеральной проверки. К такому выводу можно прийти, если проанализировать положения пп. 3 п. 1 ст. 6, ст. 88 НК РФ. В частности, представительные органы местного самоуправления не наделены правом устанавливать перечень документов, прилагаемых к налоговой декларации (расчету). На это обращает внимание Минфин России в Письме от 10.12.2008 N 03-11-04/3/556.

 

Обратите внимание!

Налогоплательщики по общему правилу обязаны обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в течение четырех лет (пп. 8 п. 1 ст. 23, пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ).

Первичные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерская (финансовая) отчетность, а также аудиторские заключения о ней хранятся не менее пяти лет после отчетного года (ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Налоговое законодательство и судебная практика выделяют также случаи, когда налогоплательщик должен хранить отдельные документы еще дольше (п. 4 ст. 283, абз. 7 п. 7 ст. 346.18, абз. 7 п. 5 ст. 346.6, абз. 9 п. 16 ст. 214.1 НК РФ, Постановления ФАС Уральского округа от 03.06.2008 N Ф09-3232/08-С2 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 02.10.2008 N 12613/08), ФАС Московского округа от 02.03.2006, 26.02.2006 N КА-А40/785-06).

Подробнее об этом см. гл. 20 "Общие требования налоговых органов к проверяемым документам".

Поэтому если налоговый орган потребует от вас в соответствии со ст. 88 НК РФ относящиеся к камеральной проверке документы, то они должны быть у вас на руках и вы обязаны представить их налоговикам.

 



2015-11-10 873 Обсуждений (0)
ПРИ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКЕ. В ходе камеральной проверки инспекция вправе истребовать у налогоплательщика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРИ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКЕ. В ходе камеральной проверки инспекция вправе истребовать у налогоплательщика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (873)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)