ПРИ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКЕ. В ходе камеральной проверки инспекция вправе истребовать у налогоплательщика
В ходе камеральной проверки инспекция вправе истребовать у налогоплательщика документы, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ он должен был приложить к декларации (расчету), но не приложил. Это следует из анализа п. 7 ст. 88 НК РФ.
Например, при применении ставки 0% по НДС налогоплательщики должны вместе с декларацией представить в налоговый орган документы, которые подтверждают ее применение (п. 10 ст. 165 НК РФ). А российские организации, которые уплатили налог на имущество за рубежом по находящимся там объектам, вправе зачесть эту сумму при уплате налога в отношении названного имущества в РФ (п. 1 ст. 386.1 НК РФ). Однако для этого нужно представить в инспекцию вместе с декларацией документы, поименованные в п. 2 ст. 386.1 НК РФ. Указанные документы в приведенных случаях налоговые органы вправе требовать у налогоплательщиков в ходе камеральной проверки.
В Налоговом кодексе РФ указаны и другие случаи, в которых инспекция вправе истребовать при камеральной проверке определенный в норме круг документов (сведений). Рассмотрим некоторые из них.
-------------------------------- <1> В начале данной главы вы можете узнать о том, применяется ли п. 6 ст. 88 НК РФ в отношении документов по операциям, не являющимся объектом налогообложения по НДС (п. 2 ст. 146 НК РФ) или освобождаемым от НДС на основании ст. 149 НК РФ. <2> Если указанный двухлетний срок не истек, инспекция вправе требовать от налогоплательщика только представления пояснений, обосновывающих изменение суммы налога к уплате либо размер полученного убытка (абз. 2, 3 п. 3 ст. 88 НК РФ). Основания истребовать подтверждающие документы в этом случае у налогового органа отсутствуют, так как положения п. 8.3 ст. 88 НК РФ в данной ситуации не могут быть применены. Однако налогоплательщик вправе приложить к пояснениям документы, подтверждающие достоверность данных представленной отчетности (п. 4 ст. 88 НК РФ). <3> В Письме ФНС России от 18.08.2015 N ГД-4-3/14544 сообщается о праве налогового органа для идентификации продавца услуг истребовать на основании п. 8.1 ст. 88 НК РФ документы, относящиеся к операции, по которой в книге покупок регистрируется контрольный купон электронного проездного документа (билета). Необходимость идентификации продавца в соответствующей ситуации вызвана следующим. Указание в контрольном купоне ИНН и КПП перевозчика не предусмотрено. Поэтому, как разъяснила ФНС России, данные в графе 10 книги покупок и по строке 130 "ИНН/КПП продавца" разд. 8 декларации по НДС не отражаются (Письмо от 18.08.2015 N ГД-4-3/14544). <4> По вопросу о том, может ли инспекция при камеральной проверке истребовать документы в связи с выявлением несоответствия данных представленной налогоплательщиком отчетности имеющимся у налогового органа сведениям, высказывался Президиум ВАС РФ (Постановление от 15.03.2012 N 14951/11). Отметим, что в период выхода соответствующего Постановления Президиума ВАС РФ в ст. 88 НК РФ не было положений, аналогичных тому, которое сейчас содержится в п. 8.1 упомянутой статьи НК РФ. Налоговый кодекс РФ тогда не указывал, что выявление несоответствий представленной отчетности другим данным при каких-либо условиях может выступить основанием для истребования первичных документов при камеральной проверке. Вместе с тем судьи ВАС РФ, основываясь на системном толковании норм п. п. 3, 4, 5 ст. 88 НК РФ, пришли к выводу, что налоговый орган вправе истребовать первичные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию, если выявил при камеральной проверке, что эти данные не соответствуют сведениям, содержащимся в имеющихся у него документах, полученных в ходе налогового контроля (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.03.2012 N 14951/11). Также заметим, что на момент появления этого Постановления в арбитражной практике встречался и противоположный подход к толкованию положений ст. 88 НК РФ.
Правоприменительную практику по вопросу о том, вправе ли инспекция истребовать документы в случаях, не предусмотренных ст. 88 НК РФ, при выявлении в ходе камеральной проверки ошибок и (или) противоречий либо несоответствий, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
В заключение подчеркнем, что налоговый орган не вправе расширять круг истребуемых документов, который очерчен в соответствующем положении Налогового кодекса РФ. Например, если проверяющие запросили у вас документы, не содержащие сведений, которые могли бы подтвердить правомерность применения льготы, это нарушает п. 6 ст. 88 НК РФ. В указанной части вы можете данное требование не исполнять (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ), если готовы отстаивать свою позицию в суде. Региональные и местные власти также не вправе расширять путем принятия нормативных правовых актов круг документов, представляемых для камеральной проверки. К такому выводу можно прийти, если проанализировать положения пп. 3 п. 1 ст. 6, ст. 88 НК РФ. В частности, представительные органы местного самоуправления не наделены правом устанавливать перечень документов, прилагаемых к налоговой декларации (расчету). На это обращает внимание Минфин России в Письме от 10.12.2008 N 03-11-04/3/556.
Обратите внимание! Налогоплательщики по общему правилу обязаны обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в течение четырех лет (пп. 8 п. 1 ст. 23, пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ). Первичные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерская (финансовая) отчетность, а также аудиторские заключения о ней хранятся не менее пяти лет после отчетного года (ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Налоговое законодательство и судебная практика выделяют также случаи, когда налогоплательщик должен хранить отдельные документы еще дольше (п. 4 ст. 283, абз. 7 п. 7 ст. 346.18, абз. 7 п. 5 ст. 346.6, абз. 9 п. 16 ст. 214.1 НК РФ, Постановления ФАС Уральского округа от 03.06.2008 N Ф09-3232/08-С2 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 02.10.2008 N 12613/08), ФАС Московского округа от 02.03.2006, 26.02.2006 N КА-А40/785-06). Подробнее об этом см. гл. 20 "Общие требования налоговых органов к проверяемым документам". Поэтому если налоговый орган потребует от вас в соответствии со ст. 88 НК РФ относящиеся к камеральной проверке документы, то они должны быть у вас на руках и вы обязаны представить их налоговикам.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (873)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |