ФОРМА И СОСТАВ ТРЕБОВАНИЯ О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДОКУМЕНТОВ
Налоговый орган для истребования документов выставляет налогоплательщику требование о представлении документов (п. 1 ст. 93 НК РФ). Форма требования о представлении документов (информации) утверждена Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ (Приложение N 15). Формой требования (Приложение N 15 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@), в частности, предусматривается указание перечня истребуемых документов и срока их представления. Требование на бумажном носителе подписывает налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку. Это следует из положений п. 1 ст. 93 НК РФ и формы требования. Обратите внимание, что ни Налоговый кодекс РФ, ни форма требования о представлении документов (информации) не предусматривают оттиска печати налогового органа в качестве реквизита данного документа. Вывод о том, что упомянутое требование не заверяется такой печатью, можно сделать и из Письма ФНС России от 15.07.2015 N ЕД-3-2/2739@. В нем налоговая служба указала, что заверение печатью налогового органа документов, формы которых утверждены Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@, данным Приказом не предусмотрено. В число этих документов входит требование о представлении документов (информации), форма которого утверждена п. 1.15 названного Приказа. При направлении требования в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи данный документ должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица налогового органа (п. 2 ст. 93 НК РФ, п. 15 Порядка направления требования о представлении документов (информации) в электронном виде, утвержденного Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@, ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ). Заметим, что формой требования предусмотрено поле, где налоговый орган указывает наименование запрашиваемого документа и период, к которому он относится. При этом реквизиты или иные индивидуализирующие признаки документа налоговики прописывают в требовании только при наличии у них данной информации. В то же время следует учитывать, что по смыслу положений ст. ст. 88, 93 НК РФ требование должно содержать определенные данные об истребуемых документах. То есть налогоплательщику должно быть понятно, какие документы необходимо представить в инспекцию, даже если в требовании не указаны их реквизиты. Если из содержания требования нельзя определить, какие именно документы нужны проверяющему, то налогоплательщик в случае неисполнения такого требования не может быть привлечен к ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ. На это указывает Президиум ВАС РФ в Постановлении от 08.04.2008 N 15333/07.
Примечание Подробнее об ответственности за непредставление документов в ходе камеральной проверки см. разд. 4.9.1 "Ответственность за несвоевременное представление и отказ от представления документов".
Арбитражные суды, как правило, следуют этой позиции. В то же время существуют судебные акты, в которых при анализе конкретных обстоятельств суды признают, в частности, что отсутствие в требовании точного перечня документов не исключает привлечения к ответственности за их непредставление.
Правоприменительную практику по вопросу о том, вправе ли инспекция выставлять требование, в котором перечень запрашиваемых документов не конкретизирован и их количество точно не определено, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
В то же время подчеркнем следующее. Зачастую налоговики формулируют свое требование о представлении документов таким образом, что из него нельзя понять, какие именно документы должны быть представлены, но можно сделать вывод о круге истребуемых документов.
Например, в требовании указано: "Представить документы, подтверждающие право на применение льготы по налогу на имущество организаций в I квартале 2015 г.".
Учитывая изложенное, в суде вы, вероятно, сможете доказать, что документы не были индивидуализированы и привлекать вас к ответственности оснований нет. Однако в такой ситуации мы рекомендуем вам тщательно взвесить все возможные последствия отказа от представления документов.
Примечание О последствиях отказа от представления документов по требованию налоговиков в ходе камеральной проверки рассказано в разд. 4.9 "Последствия отказа от исполнения и ненадлежащего исполнения требования о представлении документов".
На практике часто выгоднее добросовестно представить инспектору все документы, которые соответствуют заявленным критериям, либо обратиться к нему за уточнением требования, чем вступать в конфликт.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (824)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |