Основные источники изучения истории русского языка
Рекомендовано Ученым советом Павлодарского государственного университета им. С.Торайгырова Рецензенты: А. Ш. Жумашева – доктор филологических наук, доцент, професоор Павлодарского государственного педагогического института; Н. К. Жусупов – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой казахской филологии Павлодарского государственного университета им. С.Торайгырова; Г. Е. Имамбаева – доктор филологических наук, доцент, професоор Инновауионного Евразийского университета Попович О.А.
П 58 Историческая грамматика русского языка : учебное пособие для студудентов специальностей 5В020524 «Филология: русский язык»,5В011800 «Русский язык и литература» / О. А. Попович. – Павлодар : Кереку, 2013. – 150 с.
В учебном пособии изложены основные сведения по исторической грамматике русского языка. В работе рассматривается исходное состояние праславянской и древнерусской языковых систем, пути развития явлений в последующие эпохи вплоть до настоящего времени. Предназначается студентам специальностей «Филология: русский язык»,«Русский язык и литература» высших учебных заведений.
УДК 811.161.1(075.8) ББК 81.2Рус-9
© Попович О.А.
Предисловие
Данная работа является учебным пособием по курсу исторической грамматики русского языка для студентов филологических факультетов педагогических институтов и государственных университетов. В нем излагаются основные вопросы исторической фонетики и исторической морфологии русского языка. Учебное пособие построено в соответствии с действующей в вузах программой курса исторической грамматики, и потому в нем нашли отражение все те вопросы, которые ставятся в этой программе в качестве обязательных при изучении данной дисциплины. Основное внимание в работе уделяется фактам, связанным с развитием русского (великорусского) языка, однако они могут быть поняты лишь в том случае, если ясны пути развития древнерусского (общевосточнославянского) языка. Именно поэтому в учебнике подробно освещаются праславянские и древнерусские языковые явления. Кроме того, специальное внимание уделяется историческому комментированию явлений современной русской языковой системы. Пособие состоит из Введнеия, двух разделов и Приложения. После каждой темы даются контрольные воросы и задания для самостоятельной работы студента.
Введение План: 1) Историческая грамматика русского языка как научная дисциплина. 2) Основные источники изучения истории русского языка 3) Методы изучения истории языка. 4) Основные периоды развития русского языка. Историческая грамматика русского языка как научная дисциплина Название курса «Историческая грамматика русского языка» в определенной степени носит условный характер. Под термином «грамматика» в современном языкознании понимается 1) формальный строй языка – словообразование, морфология и синтаксис; 2) раздел языкознания, изучающий словообразование, морфология и синтаксис. Однако слово грамматика может употребляться и в других значениях, в частности более широком значении, отражающем происхождение, этимологию этого слова. Слово «грамматика» восходит к латинскому grammatica «учение о словесности, филология» из греческого γραμματικη «искусство правильного писания, чтения» – от «буква, написание». В древнерусском языке слово граматики’я встречается с XI века. В рамках курса исторической грамматики русского языка рассматривается не только история частей речи, грамматических категорий и форм, но и эволюция фонетической и фонологической системы. Некоторые ученые также рассматривают в данном курсе и некоторые вопросы исторической лексикологии. Основная задача курса исторической грамматики русского языка – описание закономерностей исторического изменения фонетико-фонологической, морфологической и синтаксической систем русского языка в ее письменной и устной формах. В учебнике В. В. Иванова дается следующее определение данного раздела языкознания: историческая грамматика русского языка – это наука о развитии данного языка, о развитии его фонетической, морфологической и синтаксической систем по их внутренним законам; это наука, которая объясняет, как на протяжении длительного периода изменялись звуки и формы русского языка, его синтаксические конструкции, как вместе с тем изменялся и его лексический состав. Древнерусский язык – это язык восточнославянского населения Древней Руси; он имеет сходства и различия с другими славянскими языками. Можно выделить признаки восточнославянских языков в отличие от других славянских языков на различных языковых уровнях. Основные источники изучения истории русского языка Основными источниками при изучении истории русского языка являются письменные памятники восточных славян и говоры. Письменные памятники древнерусского языка не всегда позволяют использовать их в достаточной степени для изучения живого русского языка. Так, памятники церковного, богослужебного характера в меньшей степени могут быть использованы для восстановления истории русского языка, т.к. сильные традиции церковной письменности мешали проникновению в эти памятники живых русских особенностей. К письменным памятникам относятся 1) надписи (например, надпись на Тьмутараканском камне, 1068 г.) и граффити (надписи, сохранившиеся на стенах соборов, на колоколах, крестах, печатях, монетах, украшениях (например, надписи XI – XIV вв. на стенах соборов Киева, Новгорода, Смоленска; на монетах эпохи великого князя Владимира Святославовича и т.д.); 2) материалы частной переписки (например, новгородские берестяные грамоты XI в., частные письма на бумаге, сохранившиеся в большом количестве начиная с XVII в.), которые дают богатейший материал для изучения живой народной речи, т.к. писались обычными людьми, а не писцами; 3) деловые памятники – официальные документы (дарственная великого князя Мстислава новгородскому Юрьеву монастырю (ок. 1130 г.), «Русская правда» – свод законов Древней Руси, XIII в.), которые тоже отражают особенности живой речи; 4) рукописные книги (большинство древнерусских рукописных книг – это церковные произведения, списки текстов старославянского происхождения: евангелия, Псалтырь (сборник духовных стихов), минеи (сборники церковных чтений), кондакари (сборники церковных песнопений), поучения отцов церкви и жития святых; 5) оригинальные сочинения светского характера, в том числе и созданные не позднее XI в., сохранились в списках более позднего времени – не ранее конца XIII – XIV вв. (например,Синодальный список I Новгородской летописи XIII – XIV вв., «Повесть временных лет» по Лаврентьевскому списку 1377 г., сочинения Владимира Мономаха по тому же списку, сочинения киевского митрополита XI в. Илариона, сохранившиеся в списке XV в., «Слово о полку Игореве» XII в., ставшее известным по списку XVI в.); 6) с XVI в. появляются печатные книги, которые представляют в основном богослужебную литературу. Письменные памятники отражают в написании, с одной стороны, уже отжившие элементы фонетической и грамматической системы, звуки и формы, исчезнувшие в языке, но продолжающие сохраняться в письменности по традиции, с другой – звуки и формы живой речи. Современные говоры являются одним из важнейших источников. Изучение современных говоров позволяет выявить и объяснить многие закономерности развития языка. Так, в современном русском литературном языке произношение [о] на месте [е] наблюдается лишь в ударном слоге, однако в эпоху изменения [е] в [‘о] данный процесс осуществлялся после мягких согласных перед твердыми согласными независимо от ударности слога, о чем свидетельствуют современные северновеликорусские ёкающие говоры с произношением типа [н’осу], [в’осна], [б’ору], [в’озу]. Кроме этого, при изучении истории русского языка используются записи иностранцев, которые записывали живую речь латинскими буквами («Парижский словарь московитов» (1586 г.), «Русскоанглийский словарь-дневник» Ричарда Джеймса (1618 – 1619 гг.) с записями образцов холмогорского (архангельского) говора, опубликованный Б.А. Лариным, Русско-немецкий разговорник Т. Фенне (1607 г.), содержащий запись псковской живой речи); свидетельства иностранцев (Сочинение византийского императора Константина Багрянородного). Источниками изучения истории русского языка являются также современный русский язык (ср. вариантные формы в лесе – в лесу, цехи – цеха); ономастика (названия водоемов, исторических областей, городов и т.п., имена людей, названия племен и народов и т.д.); древнерусские заимствования в других языках для истории языка интересны прежде всего тем, что они могут отражать тот облик заимствованных слов, который был им свойствен в эпоху заимствования (например, заимствованные из восточнославянсого языка финские слова kuontalo ‘кудель‘ и suntia ‘судья’ свидетельствуют о том, что в период распространения славянской речи на восточноевропейском Севере носители местных говоров еще сохраняли носовые гласные); заимствования в русский язык из других языков (так, заимствованное собственное имя одного из франкских королей – Karl изменилось у восточных славян в король).
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3235)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |