Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Утрата носовых гласных в древнерусском языке (денозализация )



2015-11-10 2832 Обсуждений (0)
Утрата носовых гласных в древнерусском языке (денозализация ) 5.00 из 5.00 4 оценки




Не позднее X века в восточнославянском языке утратились две самостоятельные фонемы – [ę] (е носовое), [Q] (о носовое). Гласный [ę] (е носовое) изменился в [ä], [Q] (о носовое) изменился в [у].

Носовые гласные в кириллической азбуке имели свои обозначения: [Q] обозначался буквой @ (юс большой), [ę] обозначался буквой # (юс малый). Эти буквы сохранялись в памятниках древнерусской письменности достаточно долго. Однако уже в самых ранних памятниках наблюдается смешение буквы @ и буквы оу, буквы # и букв ", а. Это свидетельствует о том, что эти буквы обозначали один и тот же звук: @ и оу обозначали звук [у], буквы #, ", а обозначали звук [‘а]. Следовательно, не позднее X века в восточнославянском языке были утрачены носовые звуки. Гласный [ę] (е носовое) изменился в [ä], [Q] (о носовое) изменился в [у].

Утрата госовых гласных в древнерусском языке отражает общую тенденцию развития фонетической системы языка – движение от системы с главенствующим вокализмом к системе с главенствующим консонантизмом (таблица 10).

 

Таблица 10 – Система гласных фонем древнерусского языка конца X – начала XI в.

Подъем Зона образования
передняя непередняя
верхний и ---- ě (h)------ е ь ы у
средний   о ъ
нижний ä а  

 

Таким образом, в древнерусском языке, получившем из праславянской системы 11 гласных фонем, к моменту появления письменности утрачиваются два носовых гласных [ę] и [Q], и возникает самостоятельная фонема [ä], исторически восходящая к [ę]. После вторичного смягчения согласных различия между фонемами [ä] и [а] нейтрализуются. В результате фонема [ä] как самостоятельная единица утрачивается в древнерусском языке. На месте носовых гласных в русском языке наблюдаются гласные [а] и [у] (таблицы 11 – 14).

Носовые гласные утратились практически во всех славянских языках. Носовые звуки сохранились в польском языке, а также следы носовых гласных обнаруживаются в некоторых славянских говорах Македонии.

 

Таблица 11 – Перечень наиболее употребимых слов, в которых [у] восходит к Q (@)

Благоухать будешь внутрь дуб дуга дуть глубокий голубь грузить, груз грусть гряда губа гусь звук зуб крутой (ср. кряж) куда, откуда кусать кусок мудрый муж мука нуждаться обрубок отступать пуд путать, путы   путь радуга разлучить распутье рубить рубль ругать рука ручей скудный смута смущение сосуд ступать студеный суд, судья сугроб сук сумерки супруг суть тугой труд угол уголь узы узел упряжка утроба  

Таблица 12 – Перечень морфем, в которых [у] восходит к *Q (@)

Морфема Примеры
Флексии В.п. и Тв.п. ед.ч. существительных на –а воду, жену, страну; водою, женою, страною
Флексия Тв.п. ед.ч. существительных 3 склонения ночью, костью
Флексии В.п. и Тв.п. ед.ч. прилагательных женского рода синюю, красивою
Флексии В.п. и Тв.п. ед.ч. местоимений ту, которую, мною, тобою, собою, тою
Флексии -у, -ут глаголов 1 лица ед.ч. и 3-го лица мн.ч. иду, идут, ведут
Суффиксы -ущ-,-ющ- причастий действительного залога настоящего времени идущий, поющий
Суффиксы прилагательных -уч-, -юч- плакучий, горючий
Глагольный суффикс -ну- вянуть, крикнуть
Историческая приставка су- супруг, сугроб, сумерки

 

Таблица 13 – Перечень наиболее употребимых слов, в которых [а] восходит к ę (#)

варяг взять время, семя (все сущ. на -мя) вянуть грядет грязь девять десять дитя жать занять зябнуть звякать зять князь лягу месяц мягкий мякнуть мясо мятеж мять начало память плясать препятствовать пядь пята пять пятница распять ряса снять состязаться стяжать трясти тысяча увядать унять чадо часть язык

 

Таблица 14 – Перечень морфем, в которых [а] восходит к ę (#)

Морфема Примеры
Флексия -ат, -ят глаголов II спряжения любят, хотят
Суффиксы –ащ-,-ящ- причастий действительного залога настоящего времени журчащий, любящий
Суффикс прилагательных -яч- горячий, зрячий
Суффикс -я деепричастий несовершенного вида передавая, оставляя
Постфикс -ся делается, видится
Флексии Им, В.п. ед.ч. существительных на -мя имя, время, племя
Суффикс -ят-,-ат- в словах со значением невзрослости, употребленных во мн.ч. ребята, козлята, телята, волчата
*У существительных лягу, сяду гласный [а] также восходит к *ę, который возник в результате монофтонгизации инфикса *n с начинательным значением и корневого гласного. Ср.: лежать – лягу, сидеть (сесть) – сяду: *leg-a-ti → *le-n-g-am → *lęgQ → л#г@ → лягу; *sed-e-ti → *se-n-d-am → *sędQ → с#д@ → сяду

Вопросы и задания

1. Установите, какими гласными различаются следующие древнерусские слова: сънъ – сынъ, мьсть – масть, чьсть – чистъ, мъхъ – мhхъ, сhнь – синь, вити – выти, станъ – стонъ.

2. Затранскрибируйте слова: ч#до, нач#тъ, дес#та", клан#\тъ с#, дhло, @жь, м@жь. Какие из слов можно написать по-другому? Запишите их, используя дублетные буквы.

3. Охарактеризуйте гласные и согласные звуки в словах по их артикуляционным признакам: плъть, сво", чqдесъ, кън#зь, жиръ.

4. Какие гласные звуки русского языка произошли из долгих праславянских гласных?

5. Какие гласные русского языка связаны происхождением с краткими праславянскими гласными?

6. Что такое дифтонг и дифтонгическое сочетание?

7. Охарактеризуйте, как возникли носовые гласные.

8. Объясните чередования в корнях следующих слов: честь – чтить, месть – мстить, бездна – бездонный, рожь – ржи; лить – лью – лей, бить – бью – бей.

9. О чем свидетельствуют чередования в корнях следующих слов: жать – сжимать, обнять – обнимать, начать – начну – начинать, надутый – надменный.

10. Восстановите древнерусские и праславнские формы слов. Объясните происхождение всех гласных звуков в данных словах:

Сумерки, супруг, суть, тугой, труд, мятеж, умять, начало, память, плясать, препятствовать, пядь, пята, пять, пятница, распять, бить, петь.

 



2015-11-10 2832 Обсуждений (0)
Утрата носовых гласных в древнерусском языке (денозализация ) 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Утрата носовых гласных в древнерусском языке (денозализация )

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2832)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)