Причастия действительного залога (ДП) прошедшего времени
___ ___ ____
Рисунок 13 – Образование причастий действительного залога прошедшего времени
Именной суффикс *j осложнял все формы, кроме форм И.п. ед.ч м.р. и ср.р. Действительные причастия прошедешего времени склонялись по типу именных основ на *o (при согласовании с именами мужского и среднего родов) или по типу основ на *a (при согласовании с именами женского рода). Причастия действительного залога прошедшего времени образовывались с помощью суффикса *us, если основа оканчивалась на согласный. Еслиоснова оканчивалась на гласный, в начале слога развивался *v (<*u): *nes-us > *nesus > несъ, *zna-vus > *znavus > знавъ. *Во всех формах, крме Им.п. ед.ч. м.р. и ср.р., основа причастия была осложнена суффиксом именной основы *-j-, который смягчал предшествующий согласный *s: *sj > sh > ш: *nes-us-jo-s > *nesusjos > *nesъshа > несъша, *zna-vus-jo-s > *zna-vus-jo-s > *znavъshа > знавъша. В Им.п. ед.ч. ж.р. причастия имеют окончание -и по типу существительных рабыни, ладии - несъши. В Им.п. мн.ч. м.р. причастия имеют окончание -е (а не -и, как у основ на *o м.р.) - несъше. При образовании причастий действительного залога прошедшего времени от глаголов, содержащих в корне полногласие или носовой гласный (мерети, жати), дифтонгическое сочетание не трансформировалось, так как за ним следовал гласный звук: *gen-us-jo-s > *genusjos > *genъshа > женъша; *mer-us-jo-s > *merusjos > *merъshа > меръша. В большинстве текстов причастные образования от таких глаголов фиксируются с чередованием корневого гласного на ступени редукции (влияние форм настоящего времени): мьр-утъ - мьръша. Действительные причастия прошедшего времени имели также полные формы, которые образовывались путем прибавления к краткой форме указательных местоимений и, е, я: несъша-его > несъшаего > несъшааго > несъшаго.
Таблица 98 – Склонение причастий действительного залога прошедшего времени
Несклоняемые причастия действительного залога прошедшего времени
____ _____
Рисунок 14 – Образование несклоняемых причастий
Таблица 99 – Несклоняемы причастия
Причастия с суффиксом -л- изменялись по родам и числам, но не изменялись по падежам. Действительные причастия прошедшего времени имели также полные формы, которые образовывались путем прибавления к краткой форме указательных местоимений и, е, я: сме-ти > сме-л-а-его > смелаего > смелааго > смелаго. Краткие формы несклоняемых причастий использовались главным образом при образовании аналитических форм времени (перфекта, плюсквамперфекта, преждебудущего) и условного наклонения. Полные формы употреблялись в качестве определений и рано потеряли связь с глаголом. Во множественном числе причастие на -л- рано утрачивает родовые различия, устанавливается единая форма для всех родов с окончанием [и] (несли). Причастные образования от глаголов с [-ере] фиксируются с чередованием корневого гласного на ступени редукции (влияние форм настоящего времени): мьр-утъ - мьрла.
Причастия страдательного залога настоящего времени
Рисунок 15 – Образование причастий страдательного залога настоящего времени
Страдательные причастия настоящего времени склонялись по типу именных основ на *o (при согласовании с именами мужского и среднего родов) или по типу основ на *a (при согласовании с именами женского рода). К основам настоящего времени глаголов III класса суффикс присоединялся посредством тематического гласного -е-: *znaj-e-m-ъ > знаемъ. Страдательные причастия настоящего времени имели также полные формы, которые образовывались путем прибавления к краткой форме указательных местоимений и, е, я: несома-его > несомаего > несомааго > несомаго > несомого.
Таблица 100 – Склонение причастий страдательного залога настоящего времени
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1012)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |