Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сослагательное наклонение. В древнерусском языке сослагательное наклонение образовалось сочетанием форм



2015-11-10 3201 Обсуждений (0)
Сослагательное наклонение. В древнерусском языке сослагательное наклонение образовалось сочетанием форм 5.00 из 5.00 6 оценок




В древнерусском языке сослагательное наклонение образовалось сочетанием форм аориста от глагола быти и причастия прошедшего времени на -л, изменявшегося по родам и числам (ажь бы миръ твьрдъ былъ (Смол. Гр. 1229 г.)). Очень рано форма сослагательного наклонения претерпела изменения: вспомогательный глагол начинает терять согласование с подлежащим (происходит колебание в употреблении форм аориста от быти), и центром наклонения становится причастие на -л. Постепенно все это приводит к тому, что из всех аористных форм в сослагательном наклонении остается лишь форма бы, которая по происхождению является формой 2 – 3-го лица ед. ч. аориста (ср. тъ не бы азъ томъ дошелъ (Кир. Тур. XII в.) – бы вместо быхъ). Бывшая аористная форма бы превращается в формообразующуюся частицу сослагательного наклонения.

 

       
 
Глагол быти в форме аориста
 
причастие на -л
 

 


Рисунок 8 – Образование форм сослагательного наклонения

 

Таблица 92 – Спряжение глагола в сослагательном наклонении

старые формы новые формы
Ед.ч. 1 л. 2 л. 3 л. дв.ч. 1 л. 2 л. 3 л. мн.ч. 1 л. 2 л. 3 л. быхъ неслъ, несла, несло бы неслъ, несла, несло бы неслъ, несла, несло быховЬ несла, неслЬ, неслЬ быста несла, неслЬ, неслЬ быста несла, неслЬ, неслЬ быхомъ несли, неслы, несла бысте несли, неслы, несла быша несли, неслы, несла бы неслъ, несла, несло бы неслъ, несла, несло бы неслъ, несла, несло бы несла, неслЬ, неслЬ бы несла, неслЬ, неслЬ бы несла, неслЬ, неслЬ бы несли, неслы, несла бы несли, неслы, несла бы несли, неслы, несла
*Старые формы условного наклонения фиксируются в ранних памятниках письменности X-XIII вв. *Формы условного наклонения подвергаются изменениям уже в древнерусскую эпоху: глагол быти терять связь с подлежащим, из всех его аористных форм сохраняется лишь одна форма бы, центром формы наклонения становится причастие на -л-. *Во множественном числе причастие на -л- утрачивает родовые различия, устанавливается единая форма для всех родов с окончанием [и] (несли).
     

 

Повелительное наклонение

В древнерусском языке формы повелительного наклонения выступали во 2-ом лице ед. ч. и в 1-ом и 2-ом лице мн. и дв. ч.

Формы повелительного наклонения образовались от основы настоящего времени с помощью формообразующих суффиксов -и- (в ед. ч. данный суффикс присоединялся к основам глаголов всех классов, а во мн. и дв. ч. – к основам глаголов III и IV классов: неси, стани, знаи, ходи; знаите, ходите) и -h- (суффикс присоединялся во мн. И дв. ч. к основам глаолов I и II классов: несhте, станhте).

 

·

           
 
Основа настоящего времени
 
суффкс *-i-
 
вторичное окончание


____ ____

 

 

Рисунок 9 – Образование форм повелительного наклонения

 

 

Таблица 93 – Спряжение глагола в повелительном наклонении

Класс I II III IV Нетематические глаголы Ьсти, вЬдЬти, дати
ед.ч.2 л. дв.ч.1 л. 2 л. мн.ч.1 л. 2 л. неси несЬмъ несЬте несЬвЬ несЬта стани станЬмъ станЬте станЬвЬ станЬта знаи знаимъ знаите знаивЬ знаита хвали хвалимъ хвалите хваливЬ хвалита Ьжь Ьдимъ Ьдите ЬдивЬ Ьдита вЬжь вЬдимъ вЬдите вЬдивЬ вЬдита даждь дадимъ дадите дадивЬ дадита
*В глаголах I и II классов формах ед.ч. выступает суффмкс -и-, в формах мн.ч. - суффикс -Ь-. В глаголах III и IV во всех формах выступает суффикс -и-. *Суффиксы повелительного наклонения -и-, -Ь- восходят к древнему суффиксу *i, который присоединялся к тематическому гласному глагола и образовывал с ним дифтонг. По ЗОС дифтонг монофтонгизировался: в ед.ч. у всех глаголов результатом монофтонгизации явля­ется [и], в дв. и мн.ч. у глаголов I и II классов дифтонг не в конце слова изменяется в [Ь].

 

Таблица 94 – Образование форм единственного числа

I и II классы III класс IV класс
*o + *i > *oi > и *nes-o-i-s > неси *o +*i > *ei (*jo > *e)> и *pisjo-i-s > *pishei > пиши *i + *i > *ii > и *hod-i-i-s > ходи

 

Таблица 95 – Образование форм двойственного и множественного числа

I и II классы III класс IV класс
*o + *i > *oi > е *nes-o-i-te>несЬте *o + i > *ei (*jo > *e)> и *pisj o-i-te >*pishei>пишите *i + *i > *ii > и *hod-ii-te>ходите

Формы ед.ч. нетематических глаголов образовывались при помощи суффикса *-ji-. *jсмягчал предшествующий согласный, а *i > ь : *jed-ji-s > jezdь > Ьжь. Формы дв. и мн.ч. нетематических глаголов образовывались без *-j-: *dad-i-te > дадите ("дайте").

По образцу нетематических глаголов образовывал формы повелительного наклонения глагол видЬти, который некогда относился к нетематическим глаголам: видЬти - вижь, ср. ст.-сл. виждь ( А.С.Пушкин: Восстань, пророк, и виждь и внемли).

Нетематические глаголы быти, имЬти спрягались по образцу тематических глаголов: быти - буди, будЬмъ; имЬти - имЬи, имЬимъ.

Глагол быти оброазовывал формы повелительного наклонения от основы будущего, а не настоящего времени: быти - буд-у - буди.

 

Инфинитив

 

суффикс *-ti-
Основа инфинитива
________

 

 

Рисунок 10 – Образование инфинитива

*nes-ti > нести; *sterg-ti > стеречи; *ved-ti > вести|

По происхождению инфинитив представляет собой застывший Д.-М.п. отглагольного существительного на *i, ср. печь (сущ.) и печь (инф.), пасть (сущ.) и пасть (инф.).

 

Супин

 

Основа инфинитива
суффикс -тъ
________

 

 

Рисунок 11 – Образование форм супина

 

призва-тъ – призватъ; погуби-тъ – погубитъ; воева-тъ – воеватъ

По происхождению супин является формой В.п. ед.ч. существительного с основой на *u.

Супин употреблялся при глаголах движения и по своему значению был близок к инфинитиву.

 



2015-11-10 3201 Обсуждений (0)
Сослагательное наклонение. В древнерусском языке сослагательное наклонение образовалось сочетанием форм 5.00 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Сослагательное наклонение. В древнерусском языке сослагательное наклонение образовалось сочетанием форм

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)