Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История форм настоящего времени



2015-11-10 1635 Обсуждений (0)
История форм настоящего времени 0.00 из 5.00 0 оценок




В формах настоящего – простого будущего времени особого комментария требуют формы 2-го и 3-го лица ед. ч., остальные формы в основном пережили лишь фонетические изменения.

 

Таблица 83 – Классы глаголов по основам настоящего времени

I Класс Глаголы I спряжения с основой на твердый корневой согласный с чередованием тематических гласных [е]//[о]. Вторая ступень чередования затемнена в результате действия закона открытого слога (монофтонгизаации фифтонгического сочетания), гласный [о] можно проследить при восстановлении праславянской формы: *nes-am > *neso > несоу. Ведеши - ведуть, несеши - несуть, идеши - идуть.
II Класс Глаголы I спряжения с суффиксальным -н- с чередованием тематических гласных [е]//[о] (см. выше). Станеши - стануть, двигнеши - двигнуть, съхнеши - съхнуть.
III Класс Глаголы I спряжения с основой на j или исконно мягкий согласный, возникший в результате ассимилятивного воздействия j, с чередованием тематических гласных [е]//[о]. Биеши - биють, знаеши - знають, даеши - дають; пишеши - пишуть, вяжеши - вяжуть, плачеши - плачуть.
IV Класс Глаголы II спряжения с тематическим гласным [и]. Любиши, хвалиши, купиши, летиши, ходиши, стоиши.
Нетематические глаголы Глаголы, не имеющие тематического гласного. Быти, Ьсти, вЬдЬти, дати, имЬти
*К нетематическим глаголам также некогда относился глагол видЬти.

Спряжение древнерусского глагола. Глаголы настоящего времени

 

Таблица 84 – Праславянские "первичные" окончания настоящего времени

Число Единственное Двойственное Множественное
Лицо тематические нетематические
1 лицо -am -mi -ve -mos >-mus
2 лицо -si -sai -ta -te
3 лицо -ti -ti -te -nti

 

Таблица 85 – Праславянские "вторичные" окончания

Число Единственное Двойственное Множественное
Лицо
1 лицо -m(n) -ve -mos >-mus
2 лицо -s -ta -te
3 лицо -t -te -nt

 

Образование форм настоящего времени тематических глаголов

           
 
Основа настоящего времени
 
тематический гласный
 
первичное окончание


____ ___

 

 

Рисунок 3 – Образование форм настоящего времени тематических глаголов

 

Таблица 86 – Спряжение глаголов настоящего времени

Н а с т о я щ е е в р е м я
Класс I нести II стати III знати IV хвалити
ед.ч. 1 л. 2 л. 3 л. дв.ч. 1 л. 2 л. 3 л. мн.ч. 1 л. 2 л. 3 л. несу несеши несеть несевЬ несета несета несемъ несете несуть стану станеши станемъ станевЬ станета станета станемъ станете стануть знаю знаеши знаеть знаевЬ знаета знаета знаемъ знаете знають хвалю хвалиши хвалить хваливЬ хваита хвалита хвалимъ хвалите хвалять

 

В глаголах I спряжения в формах 1 л. ед. и мн.ч. выступает тематический гласный [о] (в 1 л. ед.ч. гласный *о, по-видимому, восходит к гласному в первичном окончании *am, происхождение которого остается неясным ), в остальных формах - гласный [е].

В глаголах II спряжения во всех формах выступает тематический гласный [и].

В 1 л. ед. ч. гласный *i перед гласным окончания изменялся в *j и соответствующим образом смягчал предшествующий корневой согласный: *nos-i-am> nosio > nosjo > ношу.

Гласный [у] в формах 1 л.ед.ч. и 3 л. мн. ч. глаголов I спряжения и гласный 'а в форме 3 л мн.ч. глаголов II спряжения восходят к носовым гласным *о, *е, которые утратились в древнерусском языке к X веку.

В результате переразложения в структуре слова тематический гласный осознается как окончание, чему способствовало действие фонетических законов, обусловивших затемнение тематического гласного в формах 1 лица и его слияние с первичным окончанием.

 

Таблица 87 – Спряжение нетематических глаголов

Н е т е м а т и ч е с к и е г л а г о л ы
  ед.ч. 1 л. 2 л. 3 л. дв.ч. 1 л. 2 л. 3 л. мн.ч. 1 л. 2 л. 3 л. быти дати Ьсти вЬдЬти имЬти
есмь еси есть есвЬ еста еста есмъ есте суть дамь даси дасть давЬ даста даста дамъ дасте дадять Ьмь Ьси Ьсть ЬвЬ Ьста Ьста Ьмъ Ьсте Ьдять вЬмь вЬси вЬсть вЬвЬ вЬста вЬста вЬмъ вЬсте вЬдять имамь имаши имать имавЬ имата имата имамъ имате имуть

 

Формы прошедшего времени

Аорист

В исходной системе древнерусского языка были две простые формы прошедшего времени – аорист и имперфект – и две сложные – перфект и плюсквамперфект (давнопрошедшее время), причем каждая из данных форм отличалась от другой не только окончаниями, но и по значению. Аорист в древнерусском языке был только сигматический (ср. в старославянском языке аорист мог быть трех типов: простой, древний сигматический и новый сигматический). По своему значению аорист являлся простым прошедшим временем, обозначавшим единичное, не повторяющееся действие (как длительное, так и мгновенное), полностью отнесенное в прошлое. Как и имперфект, аорист, помимо временного значения, передавал видовые оттенки, способ действия. Данная форма прошедшего времени часто употреблялась при описании смены действий, событий. При переводе аорист заменяется формой прошедшего времени глагола совершенного вида.

 

Образование форм сигматического аориста «нового типа»

 

               
 
Основа инфинитива
 
тематический гласный
 
суффикс*s
 
вторичное окончание


____ ___ ___

 

 

Рисунок 4 – Образование форм сигматического аориста «нового типа»

 

Таблица 88 – Спряжение аориста

    ед.ч. 1 л. 2 л. 3 л. дв.ч. 1 л. 2 л. 3 л. мн.ч. 1 л. 2 л. 3 л. Тематические глаголы Нетематические глаголы
I нести II стати III знати IV хвалити быти
несохъ несе несе несоховЬ несоста несоста несохомъ несосте несоша стахъ ста ста стаховЬ стаста стаста стахомъ стасте сташа знахъ зна зна знаховЬ знаста знаста знахомъ знасте знаша хвалихъ хвали хвали хвалиховЬ хвалиста хвалиста хвалихомъ хвалисте хвалиша быхъ бЬхъ бы бЬ бы бЬ быховЬ бЬховЬ быста бЬста быста бЬста быхомъ бЬхомъ бысте бЬсте быша бЬша

 

Аорист назван сигматическим по названию греческой буквы s – «сигма».

Различается аорист нетематический (старого типа, суффикс присоединяется непосредственно к глагольной основе) и тематический (нового типа, суффикс присоединяется посредством тематического гласного).

Тематический сигматический аорист появляется как результат обобщения форм сигматического аориста старого типа. Аористные образования старого типа от основ на согласный и от основ на гласный резко отличались, ср.: съкрыхъ, купихъ и вЬсъ (привел), мЬсъ (вымел), рЬхъ (сказал).

В результате тенденции к обобщению формальных показателей одного и того же грамматического значения старые формы аориста от основ на согласный вытесняются соответствующими формами от основ на гласный, формируются общие показатели аористных форм с финалиями: -хъ, -хомъ, -ховЬ, -ста, -сте, -ша.

В древнерусских памятниках в основном наблюдаются формы сигматического аориста нового типа. В редких случаях выступают формы древнего нетематического сигматического аориста.

Простой аорист в древнерусском языке не зафиксирован.

Суффикс аориста выступает в виде *s только в сочетании с t в формах 2 л. мн.ч. и 2-3л. дв.ч.

В глаголах с основой на гласный суффикс аориста присоединялся непосредственно к глагольной основе.

В формы 1 л. всех чисел был перенесен суффикс -х-, возникший из s в положении после гласного i в глаголах 4 класса с основой на -и- (хвалити): *chvali-s-o-m --> *chvalichъ (s --> ch, om --> ъ).

Во 2-3 л. ед.ч. выступают формы, равные, как и в простом аористе, основе прошедшего времени.

Вторичное окончание присоединялось в 1 л. всех трех чисел посредством тематического гласного *о, в остальных формах непосредственно к суффиксу аориста.

В 3 л. мн.ч. *n после согласного становился слоговым и развивал гласный призвук, а затем образовал носовой гласный: *n > *en > *en > *e. После утраты носовых в древнерусском языке *е > 'а.

В 3 л. мн.ч. суффикс -ch- в позиции перед гласным переднего ряда *е по первой палатализации изменяется в [ш'].

В односложных глаголах во 2-3 л. ед.ч. могло появиться вторичное окончание: у тематических глаголов окончание тъ (вьзятъ, битъ), у нетематических - окончание сть, перенесенное из парадигмы настоящего времени (бысть, дасть).

 

Имперфект

Имперфект по своему значению являлся простым прошедшим временем, обозначавшим повторяющееся или мыслимое как неограниченное во времени глагольное действие, полностью отнесенное к прошлому. Переводится имперфект формой прошедшего времени глагола несовершенного вида.

 

Образование форм имперфекта

               
 
Основа прошедшего времени
 
суффикс*-each-,*-aach-
 
тематический гласный
 
вторичное окончание

 


___ ____ ____

 

Рисунок 5 – Образование форм имперфекта

 

Предполагают, что образование славянского имперфекта происходило под сильным влиянием форм сигматического аориста, чем и объясняется их сходство - наличие [х].

В древнерусском языке в формах имперфекта происходило уподобление, а затем стяжение гласных в суффиксе: несЬахъ > несяахъ > несяхъ, хожаахъ > хожаахъ.

 

 

Таблица 89 – Спряжение имперфекта

    ед.ч. 1 л. 2 л. 3 л. дв.ч. 1 л. 2 л. 3 л. мн.ч. 1 л. 2 л. 3 л. Тематические глаголы Нетематичес кие глаголы
I-III нести IV хвалити ходити быти
несяхъ несяше несяше(ть) несяховЬ(а) несяста несяста несяхомъ несясте несяху(ть) хваляхъ хваляше хваляше(ть) хваляховЬ(а) хваляста хваляста хваляхомъ хвалясте хваляху(ть) хожахъ хожаше хожаше(ть) хожаховЬ(а) хожаста хожаста хожахомъ хожасте хожаху(ть) бяхъ бяше бяше(ть) бяховЬ(а) бяста бяста бяхомъ бясте бяху(ть)
         

 

В глаголах IV класса с тематическим гласным [и] при образовании форм имперфекта гласный *i в позиции перед *a изменялся в *j (*i > *i > *j) и смягчает предшествующий согласный.

Во 2-м и 3-м л. дв.ч. и 2-м л. мн.ч. в древнерусский имперфект, в отличие от старославянского, имеет показатели -ста, -сте вместо закономерных -шета, шете (ср: *nes-each-e-te > *nes-eash-e-te > несЬашете). Такая замена отмечается и в поздних старославянских памятниках и, по-видимому, отражает тенденцию сближения форм имперфекта с формами сигматического аориста.

В 3-м л. ед. и мн.ч. присутствует вторичное окончание -ть из форм настоящего времени.

Перфект

Перфект является сложной формой прошедшего времени, которая состояла из формы настоящего времени вспомогательного глагола быти и причастия прошедшего времени на –л, изменявшегося по родам и числам. По своему значению перфект обозначал результат прошедшего действия, который сохраняется в настоящем времени (сего ты же еси хотhлъ (Лавр. Лет.)).

 

       
 
Глагол быти в форме настоящего времени
 
причастие на -л-

 


Рисунок 6 – Образование форм перфекта

 

Перфект очень рано утратил вспомогательный глагол; утрата вспомогательного глагола снимала связанность с настоящим временем, вследствие чего причастие на -л превращается в простую глагольную форму, обозначающую прошедшее время. Утрата вспомогательного глагола перфекта началась с 3-го лица: присутствие подлежащего делает глагольную связку ненужной (уже в надписи на Тьмутараканском камне: кн#зь мhрилъ…).

Так как форма вспомогательного глагола указывала и на лицо, то первоначально выражение лица, производившего действие, компенсировалось употреблением существительного или местоимения в роли подлежащего. Таким образом, употребление одного причастия прошедшего времени на -л привело к утрате бывшим перфектом исконного результативного значения и к превращению его в средство выражения прошедшего времени по отношению к моменту речи.

Уже к XIV в. форма перфекта в виде причастия на -л вытеснила формы имперфекта и аориста и стала единственной формой прошедшего времени в русском языке.

 

Плюсквамперфект

Плюсквамперфект обозначал прошедшее действие, которое совершилось раньше другого прошедшего действия или, другими словами, отнесенный к прошлому результат еще ранее совершившегося действия. Плюсквамперфект образовался сочетанием формы имперфекта или имперфективного аориста вспомогательного глагола быти (бяхъ, бяше, бяхомъ и т. д. или бhхъ, бhше, бhхомъ и т. д.) и формы причастия на –л, изменявшегося по родам и числам. В письменных памятниках можно встретить и другое образование формы плюсквамперфекта: вспомогательный глагол быти в форме перфекта (есмь былъ) и причастие прошедшего времени на -л.

Плюсквамперфект обозначал прошедшее действие по отношению к другому прошедшему действию и уже через него – отношение к моменту речи.

       
 
Глагол быти в форме имперфекта
 
причастие на -л


_____

 

Рисунок 7 – Образование форм плюсквамперфекта

 

Перфект и плюсквамперфект относились к сложным формам прошедшего времени.

 

Таблица 90 – Сопоставление форм перфекта и плюсквамперфекта

Перфект Плюсквамперфект
ед.ч. 1 л. 2 л. 3 л. дв.ч. 1 л. 2 л. 3 л. мн.ч. 1 л. 2 л. 3 л. есмь неслъ, несла, несло еси неслъ, несла, несло есть неслъ, несла, несло есвЬ несла, неслЬ, неслЬ еста несла, неслЬ, неслЬ еста несла, неслЬ, неслЬ есмъ несли, неслы, несла есте несли, неслы, несла суть несли, неслы, несла бяхъ неслъ, несла, несло бяше неслъ, несла, несло бяше(ть) неслъ, несла, несло бяховЬ несла, неслЬ, неслЬ бяста несла, неслЬ, неслЬ бяста несла, неслЬ, неслЬ бяхомъ несли, неслы, несла бясте несли, неслы, несла бяху(ть) несли, неслы, несла
     

 

Таблица 91 –Будущее время

Будущее сложное
ед.ч. 1 л. иму (начьну, буду) нести знати хвалити 2 л. имеши (начьнеши, будеши) нести знати хвалити 3 л. иметь (начьнеть, буде/ть/) нести знати хвалити мн.ч. 1 л. имамъ (начьнемъ, будемъ) нести знати хвалити 2 л. имате (начьнете, будете) нести знати хвалити 3 л. имуть (начьнуть, будуть) нести знати хвалити
  Преждебудущее время
ед.ч. 1 л. буду неслъ, -а, -о зналъ, -а, -о хвалилъ, -а, -о 2 л. будеши неслъ, -а, -о зналъ, -а, -о хвалилъ, -а, -о 3 л. буде(ть) неслъ, -а, -о зналъ, -а, -о хвалилъ, -а, -о мн.ч. 1 л. будемъ несли, -ы, -а знали, -ы, -а хвалили, -ы, -а 2 л. будете несли, -ы, -а знали, -ы, -а хвалили, -ы, -а 3 л. будуть несли, -ы, -а знали, -ы, -а хвалили, -ы, -а

 



2015-11-10 1635 Обсуждений (0)
История форм настоящего времени 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История форм настоящего времени

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1635)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)