Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. Философия западноевропейского Средневековья и эпохи Возрождения



2015-11-10 692 Обсуждений (0)
Тема 3. Философия западноевропейского Средневековья и эпохи Возрождения 0.00 из 5.00 0 оценок




(Материалы для самостоятельной подготовки к семинару)

1. Общая характеристика средневекового мировоззрения.

2. Становление христианского мировоззрения. Патристика.

3. Схоластика. Полемика о природе общих понятий (универсалий).

4. Основные черты философии эпохи Возрождения.

 

Основные черты средневекового типа мысли формировались в идейной полемике с эллинистической мыслью 1 - 4 вв. В период патристики (учений «отцов церкви») складывается синтез античного философского наследия с новым христианским содержанием. Основная трудность этого процесса — совмещение античного объективизма с христианской идеей абсолютности личности.

Средневековая мысль проникнута идеей абсолютной личности. Абсолютная личность безусловно объективна, но эта объективность противостоит человеку не только как сверхчеловеческое начало, но и как человеческое лицо. Мир в целом обретает центр в лице Абсолюта, причем Абсолют, личность, Бог трансцендентен (запределен) миру и человеку. Происходит онтологический раскол мира на Творца и тварный мир. В основе средневековой онтологии лежит принцип креационизма - творения мира из ничего. Бог не только сотворил мир, но и продолжает своим всемогуществом поддерживать его бытие, тварный мир несамостоятелен. Онтологический раскол порождает трагизм средневекового миросозерцания, антиномичность мысли. Отношения между Богом и человеком, бытием и «ничто» формируют идею личности человека, ставшую впоследствии доминантой западно­европейского стиля мышления.

Христианская онтология обуславливает и специфическую трактовку познания. Основой познания является откровение: в акте личной милости Бог открывает человеку тайны мира. Поэтому знание есть истолкование церковных догматов и текстов авторитетов церкви. Процесс познания - это школа истолкования (отсюда и сам термин, обозначающий средневековую философию периода расцвета - схоластика). Доминирующим принципом доказательства является принцип апелляции к словам авторитетных текстов, поэтому в средневековой мысли преобладает логика. Именно схоласты осуществили философское образование Европы и создали философскую терминологию, которой мы до сих пор пользуемся. Все сказанное и характеризует теоцентризм средневековой философии.

Патристика – совокупность теологических и философских учений христианских мыслителей 2-8 вв. Учение отцов церкви формируется в напряженной полемике с гностицизмом и другими христианскими ересями, с греческой мыслью – платон6измом и неоплатонизмом.

В основе взаимоотношений философии и теологии лежат слова апостола Павла: «Мудрость мира сего есть безумие перед Богом» (1Кор.3.19.) И далее: если у человека и есть знание, то оно от Бога, и оно доступно только любящим Бога и верующим в него. Вера является необходимым фундаментом для философии, да и само знание – результат милости Божией – откровения.

Следующим шагом по пути становления христианского мировоззрения явился корпус сочинений Псевдо-Дионисия Ареопагита (вторая половина 5 в). В Ареопагитиках сформулирован важнейший принцип апофатической теологии: Бог безусловно неопределим и неописуем. Бог трансцендентен миру и человеку, необходимо последовательно отрицать все его атрибуты, устранять одно за другим относящиеся к нему определения.

Среди отцов западной церкви нам особенно интересен Августин Аврелий (354 – 430 г), поскольку в его духовной биографии осуществился переход от греческой философии к христианской теологии. Августин трансформирует платонизм в соответствии с христианским вероучением. Идеи, по Августину, есть мысли Бога. На место теории припоминания Августин ставит концепцию иллюминизма. Как телесные качества вещей не могут быть видимы, если не освещены источником света, точно также понятия скрыты от понимания, если не освещены Богом. Бог как бытие творит; Бог как истина все освещает; Бог как любовь все притягивает и умиротворяет.

Схоластика – тип религиозной философии, опирающийся на догматические предпосылки, рационалистическая методология толкования слова. Или более коротко: схоластика – это философствование в форме интерпретации текста. Ранняя схоластика Х1-Х11 вв., зрелая схоластика Х11-Х111 вв., и поздняя Х111 – Х1У вв. Уже в ранний период наметились, разногласия по поводу толкования природы общих понятий (универсалий). Сторонники реализма утверждали, что идеи вещей существуют независимо от их существования в Божественном разуме. Тогда как сторонники номинализма полагали, что идея – общее понятие образуется в уме человека, пытающегося постичь единичные вещи. В апелляции номиналистов к познанию единичных вещей содержалась предпосылка перехода к постижению вещей в опыте, предпосылка последующего развития науки.

Интенсивное развитие торговли и гражданской жизни в городах северной и средней Италии к концу XIV в. порождает новый тип мировоззрения, ознаменовавший эпоху Возрождения. Необходимость секуляризации прежде всего экономической и политической жизни обуславливает интерес итальянских мыслителей к гуманитарной сфере. Средневековой корпоративности (сословному традиционализму) итальянские гуманисты противопоставляют индивидуальное достоинство, самоценность личности. В средневековом представлении человеческая личность подчинена сверхличному закону и в своей деятельности выражает не собственную уникальность, но всеобщий нравственный эталон. В эпоху Возрождения изменяется акцент в традиционном постулате христианской антропологии: человек-образ и подобие божественной творческой активности. Достоинство че­ловека - в его свободной воле, реализующейся в художественной и гражданской деятельности. Так в эпоху Возрождения формируется антропологическая ориентация философской мысли.

В целях более детального ознакомления с философией эпохи Возрожде­ния можно рассмотреть философию Николая Кузанского как наиболее богатую в философском отношении.

 



2015-11-10 692 Обсуждений (0)
Тема 3. Философия западноевропейского Средневековья и эпохи Возрождения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. Философия западноевропейского Средневековья и эпохи Возрождения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (692)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)