Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция №2. Тема 2. Античная философия



2015-11-10 902 Обсуждений (0)
Лекция №2. Тема 2. Античная философия 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Общая характеристика античной философии.

2. Основные этапы развития античной философии.

3. Философия Платона.

4. Философия Аристотеля.

Античная философия является колыбелью западно-европейской фило­софии. Темы первоначала и первоосновы мира, единого и многого, природы, человеческой мысли, и многие другие стали на протяжении веков полем философских рассуждений. Однако новоевропейская культура и философия ориентирована на индивидуальное, личное начало как основу построения философии, видения мира и человека. Античная философия не выработала представление о личности как самодовлеющем начале, в ее основе - принцип объективизма. Греки по строю мысли — граждане мира, понимаемого как законосообразный, материально-чувственный Космос. По аналогии с человеком как телесным и разумным существом Космос в греческой философии представляется самодвижущимся и разумным, ибо в нем присутствует душа - источник и принцип самодвижения, и ум - форма упорядоченности. Даже боги античной мифологии включены в космическое единство, участвуя в жизни природы и социального мира и подчиняясь номосу (закону) Космоса. Формы, по которым живет Космос, есть законы, которым человек должен следовать. Но чтобы следовать закону, необходимо его знать, поэтому для античной философии характерен культ знания как умозрения, видения разных форм мира.

Важнейшими в античной философии являются понятия «логос», «эйдос», «техне». Логос - это и слово, и мысль, и закон. Трудность понимания столь сложного смысла обусловлена своеобразием античного миропонимания. Закон (форма, сущность) бытия, мысль о бытии и слово, в котором живет форма и мысль - действительно одно. «Одно и то же мысль о предмете и пред­мет мысли» (Парменид). Понятие «эйдос» (идея) имеет значение чувственно-конкретной видимости («фигуры») и в смысле видимого мыслью. Идея немыслима вне вещи - либо вещи чувственного созерцания, либо умственного. Понятие «техне» означает ремесло, искусство и науку, и не только как человеческое дело, но и как божественно-космическое устроение. Космос тоже в некотором смысле произведение ремесла, искусства. Не случайно у Платона демиург (мастер, плотник, столяр) - устроитель мира, принцип космического единства.

Периодизация античной философии

Ранний, или архаический период (6 в.- начало 5 в. до н.э.)

Основной темой раннего этапа греческой философии является природа (фюзис), именно поэтому ранний этап греческой философии называется натурфилософским. В этот период центральной проблемой является поиск первоначала и первоосновы мира. В милетской школе первоначалом и первоосновой видимого чувственного многообразия признается вода (Фалес), воздух (Анаксимен) или апейрон (Анаксимандр). Затем появляются концепции более отвлеченного начала – числа, гомеомерий, неподвижного бытия. Главная проблема этого периода: Если в основе лежит нечто единое, то почему возникает разнообразие, а если мир разнообразен, то как объяснить его единство.

В элейской школе сформулированы парадоксы концепции стационарного бытия, тем самым был поставлена важнейшая философская проблема – противоречие между тем, что существует и как оно познается. Обнаруженное элеатами раздвоение познания представляется как раздвоение самой действительности.

Классический период античной философии (5 в. до н.э.)

Основными школами этого периода являются софисты, Платон и Аристотель.

С софистов (2-я половина 5 в.) изменяется сам предмет философии – от космоса (фюзиса) – к человеку и обществу. Главный вопрос, который поставили софисты, – вопрос о знании: возможно ли истинное знание и что оно такое. Деятельность софистов привела к появлению риторики, к осознанию необходимости посредничества в сфере знания. Некоторые авторы называют этот период греческим просвещением.

Платон – родоначальник философского идеализма, утверждает за философией интеллектуальное усмотрение истины сквозь вечно меняющийся чувственный мир. Аристотель впервые в истории знания создает его классификацию, формулирует основы правильного мышления (логику) и вступает в спор со своим учителем – Платоном. По Платону, истинно существует только идеальный мир идей (эйдосов), а мир, данный нам чувственно – лишь видимость. Аристотель формулирует концепцию единства формы и материи, утверждает возможность познания формы в предметах данных нам чувственно.

Эллинистический период (4 в. до н.э. – 5 в. н.э.)

Основными школами этого периода являются эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм. Философия этого периода пронизана усталостью и разочарованием: крушение классического греческого мира, сложность и нестабильность общественно-политической жизни приводит к утрате веры в разумный порядок Космоса. В этих условиях философия ищет практические пути к обретению безмятежности духа (атараксии).

Платон (427 - 347 г. до н.э.) основатель платонизма – философского направления, утверждающего мир идей истинно сущим безотносительно вещам чувственного мира. Мир идей, согласно Платону, - мир вне пространства и времени, пребывающий неизменным. Мир же вещей совмещает в себе противоположности сущего и несущего, это мир становления. Важнейшей проблемой онтологии Платона является проблема соотношения идей и вещей. Идея (эйдос) является:

во-первых, причиной, источником бытия вещей;

во-вторых, образец, по которому демиург творит мир вещей;

в-третьих, цель, к которой стремится все существующее;

в-четвертых, как общее или родовое понятие сущности мыслимого предмета.

В теории познания Платон выделяет 3 вида познания: умозрение, мнение и рассудок (познание математических предметов). Виды знания соответствуют видам (сферам) бытия. Истинно сущее является предметом умозрения, мир становления – удел мнений (doxa). Возможность умозрения обосновывается Платоном орфико-пифагорейским учением о переселении душ (метемпсихоз). Умозрение есть припоминание (анамнезис) души того, что она знала, находясь в бестелесном состоянии – в мире идей. Особую роль в теории познания Платона играет эрос – окрыленность души в ее устремленности к миру идей, на свою духовную родину.

Историческое значение Платона заключается в том, что он выделил «мир идей» в качестве особой сферы, создав тем самым предпосылки для анализа особого рода предметов – идеальных безотносительно к вещам чувственного мира. В своих диалогах Платон открыл диалогическую сущность мышления, утвердил рефлексию в качестве метода философского познания.

Аристотель (384 – 322 г до н.э.) – систематизатор античной философии, да и знания в целом. Ему принадлежит первая в истории науки классификация наук, основанная, правда, на различии способностей человека к познанию. Философия теоретическая включает в себя логику, физику, математику и метафизику. Философия практическая включает в себя этику, экономику и политику. Философия изобразительная включает поэтику, риторику и искусство. Если Платон исходит от слова-мысли, рефлексии над мыслью, диалога мысли с собою, то Аристотель исходит из многообразии знания – и описательного, систематизирующего, и чувственно-конкретного. Теория познания Аристотеля – это, по существу, теория научного познания.

Всякое знание, согласно Аристотелю, начинается с ощущения. Ум постигает в этом единичном нечто общее – род, отсюда значение логики в познании. Знание в отличии от мнения должно быть доказательным (всеобщим и необходимым) и объясняющим. Объяснение означает нахождение причины, в силу которой единичная вещь такая, а не иная. Процесс познания идет от вещей, познаваемых «через отношение к нам» к понятиям, которые являются первыми сами по себе. Такие понятия постигаются умом и ведут к познанию начал, основоположений, то есть к первой философии или метафизике.

Согласно Аристотелю, всякое единичное бытие есть сочетание формы и материи. Форма – сущность предмета, фиксируемая в понятии предмета. Если мы отвлечем все содержание предмета, которое фиксируется в понятии, то остаток уже не может быть предметом знания. Этот остаток – материя, или отсутствие формы, но и возможность какой угодно формы. Аристотель формулирует 4 причины бытия вещей. Первая причина – это форма, вторая – материя, третья – причина, четвертая – цель. Для всякой единичной вещи причина ее существования и изменения находится в чем-то другом. Продлевая причинный ряд, Аристотель приходит к идее верховной причины мира – чистой формы, или Бога.

На протяжении многих веков авторитет Аристотеля в области метафизики считался непререкаемым, пока, наконец, в Х111 в. христианский богослов, схоласт Фома Аквинский не синтезировал аристотелевскую метафизику с христианским богословием.

 



2015-11-10 902 Обсуждений (0)
Лекция №2. Тема 2. Античная философия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция №2. Тема 2. Античная философия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (902)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)