Постановка транспортной задачи
Существуют некоторые специальные классы задач линейного программирования, для решения которых можно использовать специальные методы, позволяющие ускорить процесс решения, учитывая специфику задачи. К таким задачам относятся, например, транспортные задачи (ТЗ). Рассмотрим общую постановку транспортной задачи. Постановка задачи. Пусть имеется Построим математическую модель задачи. 1). Искомые переменные задачи:
План перевозок можно рассматривать, как вектор 2). Ограничения задачи. а). Ограничения на возможности вывоза запасов из всех пунктов производства. Суммарный объем перевозок из каждого пункта производства не может превышать объема, произведенного там товара:
b). Ограничения на потребности во всех пунктах потребления. Суммарные перевозки в каждый пункт потребления должны полностью удовлетворять спрос на товар:
с). Ограничения на знак переменных. Искомые переменные по условию не могут быть отрицательными:
3). Целевая функция Здесь Математическая постановка транспортной задачи может быть записана в виде:
Отметим важное свойство транспортной задачи. Для разрешимости ТЗ необходимо и достаточно, чтобы выполнялось условие баланса, при котором суммарный объем производства равен суммарному объему потребления:
Транспортная задача, для которой выполнено условие баланса (2.6), называется сбалансированной или закрытой. При невыполнении условия (2.6) соответствующая задача называется несбалансированной или открытой. Заметим, что открытая ТЗ всегда может быть сведена к закрытой путем введения фиктивного пункта производства Сбалансированная задача, согласно свойству (2.6) всегда имеет решение. Рассмотрим сбалансированную задачу. При этом неравенства (2.1) и (2.2) перейдут в равенства. Математическая постановка сбалансированной задачи можно записать в форме ЗЛП:
Таким образом, ТЗ является канонической задачей линейного программирования. Ее можно решать с помощью симплекс-метода, описанного в предыдущей главе. Однако на практике для решения ТЗ, в силу ее специфических свойств, можно использовать и другие методы, в частности метод потенциалов. Решение ТЗ методом потенциалов состоит из двух шагов: - Нахождение начального допустимого плана. - Нахождение оптимального решения методом потенциалов. 2.2. Нахождение начального допустимого плана Начальный допустимый план представляет собой любой план Желательно, найти базисный план, который обеспечит как можно меньшее значение целевой функции. Для этого пользуются специально разработанными методами: 1). Метод северо-западного угла. 2). Метод минимальной стоимости. 3). Метод Фогеля. Методы отличаются алгоритмом выбора очередной клетки, в которую помещается объем очередной перевозки. При заполнении транспортной таблицы значениями объемов перевозок Если для сбалансированной задачи число ненулевых переменных План с меньшим, чем Исходные данные ТЗ часто задаются в матричном виде:
При решении ТЗ используется транспортная таблица (рис.2.1). Строки таблицы отвечают пунктам производства. В последней клетке каждой строки указан соответствующий объем производства. Например, в первой строке, которая соответствует пункту производства Столбцы соответствуют пунктам потребления. Последняя клетка каждого столбца содержит объем потребления Каждая клетка транспортной таблицы содержит информацию о перевозке из
Рис. 2.1. Транспортная таблица Пример 1. Найти начальный допустимый план транспортной задачи, заданной в матричном виде:
a). Метод северо-западного угла. Построим исходную транспортную таблицу. Первой заполняем клетку в верхнем левом углу
Перейдем к следующей клетке
Перейдем к следующей клетке и заполним ее аналогично
Уменьшим потребности второго пункта потребления и запасы второго пункта производства на 5. Запасы второго пункта производства исчерпаны, запретим перевозки из этого пункта. Перейдем к следующей клетке,
В последнюю клетку запишем
Суммы перевозок по строкам и столбцам должны совпадать с исходной задачей. Необходимо выполнить проверку. Найденный начальный план необходимо также проверить на вырожденность. Вычислим
Рис. 2.2. Начальный базисный план, метод северо-западного угла
Найдем значение целевой функции для найденного плана:
b). Метод минимальной стоимости. Алгоритм заполнения клеток такой же, как в методе северо-западного угла, изменяется последовательность заполнения клеток. Первой заполняется клетка с минимальной ценой перевозки. Если таких клеток несколько, выбираем любую из них. Затем выбираем следующую из незаполненных клеток с минимальной ценой, пока не удовлетворим все потребности. При этом все запасы будут использованы полностью, так как рассматривается сбалансированная задача. Применим метод минимальной стоимости к рассмотренной выше задаче. Имеются две клетки с минимальной стоимостью перевозки единицы товара
Затем заполним клетку
Следующее по величине значение стоимости равное 2 тоже соответствует двум клеткам
Осталось заполнить клетку
Рис. 2.3. Начальный базисный план, метод минимальной стоимости Для данной исходной задачи планы, найденные двумя способами, совпали. Заметим, что обычно метод минимальной стоимости дает лучшее начальное решение. Самым распространённым способом решения транспортной задачи является получение одного из допустимых планов «методом северо-западного угла», который требует меньшего объема вычислений, с последующим его улучшением «методом потенциалов».
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1554)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |