Метод потенциалов для сбалансированной задачи
Найденный начальный план затем улучшается методом потенциалов. Рассмотрим алгоритм этого метода на конкретной задаче. Пусть имеется три склада и четыре пункта потребления. Запасы товара на складах: Стоимости перевозок единицы товара
Математическая постановка задачи.
Нахождение начального допустимого плана.Построим транспортную таблицу и составим допустимый начальный план методом северо-западного угла.
Выделенная часть таблицы размерностью Клетки Искомые переменные, соответствующие заполненным клеткам, в нашем примере Найденный начальный план необходимо также проверить на вырожденность. Вычислим
Нахождение оптимального решения методом потенциалов.После определения начального базисного плана применяется метод потенциалов для нахождения оптимального решения. Этот метод является итерационным, то есть решение состоит из последовательности шагов, на каждом из которых находится решение, улучшающее целевую функцию, пока не будет получено оптимальное решение. Метод основан на введении некоторых неизвестных переменных, называемых потенциалами. Число таких потенциалов определяется размерностью задачи и равно Система потенциалов для полученного плана строится следующим образом: каждому складу Каждая итерация состоит из следующих шагов: Шаг 1. Построение системы потенциалов для текущего плана. Шаг 2. Проверка текущего плана на оптимальность. Шаг 3. Если текущий план не является оптимальным, с помощью условия оптимальности среди текущего множества свободных переменных выбирается переменная, которая становится базисной, а с помощью условия допустимости среди текущего множества базисных переменных определяется переменная, которая становится свободной. Шаг 4. Если текущий план является оптимальным, решение заканчивается. Вычисляется оптимальное значение целевой функции. Итерация 0. Шаг 1.Построение системы потенциалов для текущего плана. Неизвестные потенциалы
Число базисных переменных для невырожденного плана равно Таким образом, для рассматриваемой задачи имеем:
Соответствующая система уравнений:
Так как Результаты расчетов приведены в таб. 2.1. Значение целевой функции для текущего плана было вычислено ранее
Шаг 2. Проверяем текущий план на оптимальность. План считается оптимальным, если для всех незаполненных клеток таблицы 2.1 выполняется условие оптимальности:
Осуществляем проверку:
Шаг 3.Условие оптимальности для текущего плана не выполнено. Надо улучшать план. Шаг 3.1. Выбор новой базисной переменной. Для улучшения плана необходимо переместить перевозку в свободную клетку, где условие оптимальности нарушено в большей степени, т.е. разность Соответствующая свободная переменная станет базисной. В нашем случае это переменная
Шаг 3.2.Исключение текущей базисной переменной. Среди текущего множества базисных переменных определяется переменная, которая становится свободной. Для этого необходимо сначала провести замкнутую ломаную линию, которая начинается и заканчивается в клетке, соответствующей вводимой переменной, в нашем примере Построенная замкнутая ломаная должна состоять только из горизонтальных и вертикальных линий, все вершины ломаной, кроме начальной, должны находиться в занятых клетках. Такую ломаную называют замкнутым циклом (рис. 2.4).
Рис. 2.4. Замкнутый цикл Далее каждой заполненной клетке, являющейся вершиной полученной ломаной, присваиваем последовательно знаки «–» или «+». Проведём ломаную Теперь для клеток со знаком « Таким образом, переменная
Рис. 2.5. Новый базисный план Вычислим значение целевой функции:
Итерация 1. Выполняются последовательно шаги 1-2. На шаге 3 проверяется условие оптимальности текущего базисного плана (рис. 2.5). Результаты расчетов приведены в таб. 2.2, в ней указаны новые значения потенциалов. Значение целевой функции было вычислено выше Условие оптимальности для текущего базисного плана не выполнено, так как получаем Для трех переменных Построим замкнутый цикл (таб. 2.2). Напомним, что повороты ломаной можно осуществлять только в занятых клетках. Так как
Новый базисный план приведен на рис. 2.6, жирным шрифтом указаны новые объемы перевозок.
Рис. 2.6. Новый базисный план Значение целевой функции, полученное для нового базисного плана равно
Итерация 2.Повторим уже описанные действия шагов 1-3. Результаты расчетов потенциалов приведены в таб. 2.3.
Полученный план удовлетворяет условиям оптимальности:
При выполнении условия оптимальности принимаем имеющийся план, считая поставленную задачу решённой. Ответ:
Оптимальный план Заметим, что полученное решение не является единственным. Например, план Подведём итог. Алгоритм решения транспортной задачи состоит из следующих шагов: 1. Определение начального плана одним из методов. Проверка плана на не вырожденность. 2. Построение системы потенциалов для имеющегося плана и ее решение. 3. Проверка плана на оптимальность и в случае его оптимальности принятие текущего плана, в случае не оптимальности осуществить переход к пункту 4. 4. Построение нового базисного плана, который становится текущим, затем переход к пункту 2. Заметим, что иногда замкнутый цикл может само пересекаться. Рассмотрим ТЗ, заданную в матричном виде:
Найдем начальный допустимый план методом минимальной стоимости. Последовательность заполнения клеток
План является невырожденным, количество заполненных клеток равно значению выражения
Найдем решение полученной системы:
Вычислим Замкнутый цикл начинается и заканчивается в клетке
Далее задачу решать методом потенциалов. 2.5. Вырожденный план При решении ТЗ методом потенциалов на некоторых итерациях текущий план может оказаться вырожденным. Рассмотрим сбалансированную транспортную задачу:
Найдем начальный допустимый план методом северо-западного угла.
Количество ненулевых компонент в начальном допустимом плане равно 6, что меньше чем Заметим, что «потеря» базисной клетки происходит при заполнении клетки
Рассмотрим транспортную таблицу. Теперь план является невырожденным, количество заполненных клеток равно 7:
Построим систему потенциалов и найдем решение системы:
Вычислим
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1042)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |