Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типология и система СМИ



2015-11-11 1798 Обсуждений (0)
Типология и система СМИ 0.00 из 5.00 0 оценок




В процессе взаимодействия журналистики с социальной прак­тикой создается определенная структура средств информации. Она в свою очередь, должна быть точно отражена в типологических характеристиках, с помощью которых описываются каждое изда­ние и вся система СМИ. Типология, вообще говоря, это классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков. При изучении журналистики задача заключается в том, чтобы про­фессионально грамотно ориентироваться в тенденциях развития системы СМИ и уметь давать типологическое описание каждого конкретного издания или программы вещания. Сначала надо усво­ить некоторые методологические положения.

Во-первых, типологические признаки носят не формальный и не частный характер. Изменение хотя бы одного из них влечет за собой целую цепь преобразований в облике и содержании изданий. Так, если мы скажем, что газета отличается от журнала по объе­му, то должны будем увидеть взаимосвязь этой характеристики с рядом других признаков (периодичность, размер публикаций, ху­дожественное оформление и др.).

Во-вторых, типология СМИ находится в зависимости от мно­гих внешних (социальных) и внутренних (журналистских) при­чин и факторов.

Наконец, еще одно предварительное замечание. В различных источниках можно встретить не совпадающие друг с другом типо­логические системы, причем нередко среди специалистов разго­раются жаркие споры о том, в каком порядке располагать факто­ры и признаки типологизации, какие из них важнее — содержание, цели, или ориентация на определенную аудиторию и т.п. В учебном издании мы не касаемся этих дискуссий. Наша задача — сделать пестрый мир прессы понятным и познава­емым, структурировать его, а попутно через призму классифика­ции проследить тенденции, которые определяют его динамику в современных условиях.

Каковы же они — параметры типологизации?

Регион распространения. Принято классифицировать прессу по вертикальному принципу, в соответствии с административно-территориальным устройством государства. Подчеркнем, что за осно­ву берется не место издания, а обслуживаемая территория. Если зона регулярного действия средства информации расши­ряется до международных масштабов, то оно получает статус транс­национального (или наднационального). Американский журнал «Time», например, имеет четыре зарубежных издания, предназна­ченных для разных континентов. Созданная недавно телекомпания «Всемирный русский канал» рассчитана на 200 млн зарубежных граждан, говорящих по-русски, и с помощью организации спут­никовой связи «Евтелсат» должна приниматься на территории всей Европы.

Следующий уровень — общенациональные СМИ (для нашей стра­ны — общероссийские, федеральные). Таковыми они становятся, если синхронно расходятся по всей территории страны или по преобладающей ее части.

В каждой стране складывается своеобразная сеть периодики. У нас под влиянием социальных обстоятельств образовался некий промежуточный тип СМИ. В самом деле, как определить положе­ние тех бывших всесоюзных информационных каналов, которые по-прежнему пользуются спросом в республиках СНГ и Балтии? Транснациональными они вроде бы не являются, поскольку не рассчитаны на эти независимые государства, главным стимулом знакомства с ними служит интерес аудитории к России.

Нет универсальных решений и у вопроса об общенациональ­ной прессе внутри собственной страны. Некоторые аналитики, предсказывая неизбежный закат федеральных изданий в России, ссылаются на опыт США, где таких газет не более четырех, при суммарном тираже около 3 млн экз. В то же время англичане насчи­тывают у себя на родине девять национальных изданий, тираж которых составляет 15 млн. Еще более рельефно национально-культурная специфика проступает при обращении к организации радио.

Конкретное содержание всякий раз вкладывается и в понятие «региональные СМИ». Это могут быть и издания, обслуживающие отдельные субъекты федерации (республики, области, Москву и Петербург), и периодика, рассчитанная на более крупную, исто­рически сложившуюся часть страны, отличающуюся природны­ми, экономическими, национально-культурными особенностями: Северо-Запад, Западная Сибирь, Нечерноземье и т.п. Например, статус региональной получила газета «Северный Кавказ», освеща­ющая события в Кабардино-Балкарии, Дагестане, Северной Осе­тии, Краснодарском и Ставропольском краях и других соседних субъектах федерации.

Под местной прессой в последние годы стали понимать глав­ным образом издания, выходящие в районах и городах областного (республиканского) подчинения. Существует и аналогичная сеть радиовещания. Удовлетворяя особые интересы жителей небольших населенных пунктов, этот тип СМИ имеет надежный потреби­тельский спрос. Однако его экономическая база резко ослабла..

В России получила «права гражданства» муниципальная прес­са — сравнительно новые у нас газеты городских районов, волос­тей и малых населенных пунктов (в пределах полномочий муници­пальной власти). В то же время продолжают выходить газеты предпри­ятий, учреждений и учебных заведений.

Учредитель. Согласно российскому законодательству, учреди­телями (основателями) СМИ, почти без исключений, могут стать любой гражданин Российской Федерации, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Законодательно установлен регистрационный (а не более жесткий разрешительный) порядок учреждения: фактически органы власти всего лишь подтверждают заявку учредителя и берут созданную им газету или канал на учет. Правда, для теле- и радиокомпании надо получить еще лицензию на вещание, на занятие определенной час­тоты в эфире.

Не надо, однако, думать, что сегодня подавляющее большин­ство редакций не ощущает влияния каких-либо политических сил. Острота противоречий в политической жизни порождает борьбу за сферы влияния в журналистике. Со своей стороны определенные интересы в печати и на телевидении отстаивают и конкуриру­ющие между собой группировки бизнесменов. Поэтому описание прессы «по учредителю» полезно дополнять характеристикой групп влияния, связанных с редакцией через спонсорство, личные взаи­моотношения, совместную предпринимательскую и политическую деятельность. Конечно, в каждом случае для этого требуется про­водить специальное изучение неформальных связей журналистского коллектива. Здесь мы сталкиваемся с противоречием. На междуна­родном уровне в качестве условия социально ответственной дея­тельности СМИ утверждается принцип их транспарентности (прозрачности). Руководящие органы Совета Европы приняли спе­циальные решения по этому поводу. Чтобы общественность имела возможность формировать собственное мнение о распространяе­мой информации, ей должно быть известно все о лицах, образую­щих капитал медиакомпании и могущих тем или иным способом влиять на ее политику.

Аудитория. В самом широком плане существует деление на СМИ для всех и обо всем и специализированные (для части аудитории и по более или менее узкой тематике). Под давлением условий существования редакции сами уточня­ют свою ориентацию, выбирая адекватные и привлекательные для публики определения. Так, по данным Союза распространителей печатной продукции, в 2010 г. наиболее массовые по тиражу газеты («АиФ», «Комсомольская правда», «Труд») обозна­чили тематику публикаций как универсальную, политическими себя назвали только «Коммерсант-Daily», «Новые Известия» и «Правда».'

Специализированная периодика рассчитана на аудиторию с бо­лее или менее четкими контурами, что придает ей устойчивость на рынке. Роль таких координат играют прежде всего со­циально-демографические характеристики (пол, возраст, образо­вание, уровень доходов, профессия, вероисповедание и др.). Обычно не составляет труда по характеру публикаций определить, что то или иное издание адресовано детям, женщинам, сельским жите­лям, православным христианам и т.п. Однако специализация берет в расчет и более детальное сегментирование рынка. Так, узко на­правленная пресса издается для групп потребителей, объединен­ных по личным интересам (для автомобилистов-любителей -«5 колесо», для спортивных болельщиков — «Советский спорт», для поклонников и служителей сцены — «Театральная газета» и т.д

Социологические исследования показывают, что значительная часть журналистов плохо знает свою предполагаемую аудиторию. Огромный массив публикаций обращен к некоему абстрактному читателю. Это влечет за собой усредненный стиль материалов, без­ликость изданий и их похожесть друг на друга. Позволить себе рос­кошь рассчитывать на интерес всех слоев населения могут разве что ведущие общенациональные издания и программы вещания. Да и те под влиянием общественно-политической конъюнктуры корректируют свой облик, размежевываются по идейным сообра­жениям, выпускают приложения и вкладки для отдельных катего­рий потребителей.

В качестве примера энергичного развертывания целой под­отрасли журналистики сошлемся на рост семейства женской пе­риодики. В мире это одна из самых преуспевающих сфер массово-коммуникационного производства. Одновременно с количественным развитием этой подсисте­мы СМИ вырабатывается свойственный ей стиль общения с ауди­торией. В нем отражаются особенности женской психики: эмоцио­нальность, контактность, чувствительность к моральным пробле­мам, повышенные эстетические запросы8.

К сожалению, не приходится говорить о сколько-нибудь за­метном оживлении в области «возрастной» журналистики (детской, Молодежной, ветеранской). В частности, идеологическая ревизия в сфере СМИ привела к тому, что фактически была ликвидирована и забыта система молодежных изданий. Она накапливала свой потенциал на протяжении десятилетий, ее лидером (и любимицей всей страны) была «Комсомольская правда», в каждой области выходила своя молодежная газета. Изда­ния этого типа были ценны не только тем, что удовлетворяли зап­росы «своей» возрастной группы, но и тем, что служили своего рода школой и экспериментальной лабораторией для новых поко­лений журналистов. Вновь образованные молодежные издания ни в какой мере не могут рассматриваться как продолжатели традиций своих предшественников. Они выра­ботали особую, искусственную псевдокультуру и закодированный язык общения, отгораживающий юных читателей от иного мира, а не адаптирующий к нему. Корреспондент «Общей газеты» полу­чила задание «начитаться молодежной прессы». «Мы идем в мод­ном прикиде, никем не понятые, и нам все по фигу. Девиз поко­ления такой... В этом меня старательно убеждали журналы для мо­лодых, и я чуть было не согласилась... А потом забросила их куда подальше и с облегчением вздохнула», — делает вывод обозревательница, сама еще не вышедшая из студенческого возраста.

С точки зрения специализации система оте­чественной журналистики далека от совершенства и открыта для экспериментов и взвешенных инициатив. (Тенденция: журналы полноцвет: «Я мама». Vog, ELLE)

Качественная и массовая пресса. Данное разделение уже прочно вошло в оборот теоретиков и практиков журналистики.

В известном смысле это результирую­щие характеристики, поскольку они вбирают в себя особенности проблематики, аудитории, тиражирования, стиля, оформления изданий. Так, в Европе пресса мнений обычно имеет сравнитель­но узкую аудиторию, а пресса новостей — значительно более широкую.

Качественной прессе свойственны аналитичность в подходе к событиям, взвешенность оценок, спокойный тон публикаций и главное — надежность фактов и мнений. Так, парижскую «Le Monde», в которой материалы проходят тройной контроль на дос­товерность, университетские преподаватели и студенты использу­ют наряду с официально признанными учебниками. Респектабель­ностью отличается и ее внешний вид, вплоть до того, что газета избегает фотоиллюстраций, отдавая предпочтение текстовым ком­ментариям. Напротив, согласно американскому «Словарю языка средств массовой информации США», популярная пресса — это печатные средства информации, в особенности газеты, в которых больше развлечения, чем информации, и которые предназначены менее образованной части населения; «желтая» журналистика ... это источник сенсационных, часто неточных, неприличных или вульгарных материалов, которые сочетаются с грубыми заголовками и иллюстрациями. Обилие изобразительных материалов, «картинок» — стойкий признак их дизайна.

Облегченную, досуговую прессу именуют еще бульварной.. Слово «буль­варный» в российской культурной традиции понимается как рассчитанный на обывательские, мещанские вкусы (бульварный ро­ман). Тем самым в художественном творчестве противопоставляются высокий и низкий стили. Однако они благополучно уживаются друг с другом — арии из великих опер соседствуют с кафешантанными куплетами. Причина состоит в том, что «зрительный зал» испыты­вает потребность и в высоком искусстве, и в незатейливом развле­чении, вплоть до балагана. В последние годы на российском теле­видении (следом за мировым) прочные позиции заняли развлека­тельные передачи. Подобным образом и в печатной журналистике следует признать нормальным явлением существование развлека­тельной периодики. И использовать это слово для обозначения оп­ределенного типа прессы . В публикации и чтении на досуге подобных материалов нет ничего противного человеческой природе или угрожающего «высокой» журналистике. Проблемы появляются тогда, когда бездумное развлекательство, да еще и выполненное в вульгарной манере начинает вытеснять интеллек­туальную и гражданственную прессу, когда стираются отчетливые грани между ними.

Неверно было бы думать, что популярная, массовая пресса делается на низком профессиональном уровне, в отличие от качест­венной. Только стандарты мастерства здесь не те, что в солидных изданиях. Они определяются умением корреспондентов и редакто­ров приковывать внимание аудитории, руководствуясь знанием массовой психологии и специфики броской подачи информации. С другой стороны, избранный редакцией тип качественного изда­ния совсем не обязательно приводит ее к успеху — здесь тоже все зависит от уровня квалификации сотрудников.

Тем не менее, наивысший авторитет в мировой журналистике завоевали именно качественные СМИ. В конце 90-х годов по ре­зультатам опроса специалистов из 50 стран выстроился список лучших изданий (по существу, это рейтинг достижений мировой прессы в XX в.): «Financial Times» (Великобритания), «New York Times» (США), «Frankfurter Allgemeine Zeitung» (Германия), «Wall Street Journal» (США) и т.д. В перечне нет ни одной массовой газе­ты, не говоря уже о «желтой». Очевидно, что международное сооб­щество отдает приоритет надежности и аналитичности, а не внеш­ней привлекательности информации. Примечательно и то, что в списке преобладают представители деловой прессы — печати, осве­щающей солидный бизнес и предназначенной для него. Деловая пресса принципиально не может вводить своих партнеров в за­блуждение, публикуя непроверенные сведения.

Поразительным образом повторяется судьба «легкого чтения», вернулось в массовый оборот, в частности, в форме бесплатных изданий. Историки считают предтечей нынешней бесплатной прессы знаменитую «Газету-копейку», выходившую в крупных городах России в начале XX в. К пятилетнему юбилею петербургской «Копейки» ее тираж достиг немыслимой по тем временам цифры — 250 тысяч.

Во Владивостоке пример «Дальпресс». Время бесплатной прессы подошло к закату.

В последнее время специалисты начали использовать понятие смешанного типа периодики как спе­цифического для нашей страны: в одном изда­нии сочетаются и полезная, развивающая аудиторию информация, и развлекательные компоненты содержания, в том числе выполнен­ные в игровой форме. Как показывают наблюдения, досуговая журналистика, предназначенная, условно говоря, для чтения в метро и электричке, ощутимо теснит солидную прессу мнений, поглощая львиную долю аудиторных симпатий.

Издательские характеристики. Имеется в виду весь комплекс сведений о периодичности выхода, тираже и распространенности, формате, объеме издания или программы.

В стандартных единицах измеряются и объемы передаваемой информации. На радио и телевидении это, естественно, хроно­метраж («получасовая передача», «пятиминутка новостей» и т.п.). В прессе для указания объема приводят количество полос (а не страниц): 4-по­лосное, 8-полосное, 32-полосное издание.

Система СМИ. Разнообразные в типологическом отношении средства информации в совокупности образуют целостную систе­му журналистики. В структурном плане ее представляют три груп­пы средств информации:

*печатная пресса — газеты, журналы, еженедельники (газет­ного и журнального типов), дайджесты, бюллетени, повременные календари;

*аудиовизуальные СМИ - радио, телевидение (эфирное и кабельное), документальное кино, видеовещание;

* информационные службы — телеграфные агентства, реклам­ные бюро, пресс-службы, агентства по связям с общественностью, профессиональные журналистские клубы и ассоциации.

При характеристике структуры обычно возникает вопрос о том, к какой группе отнести Интернет. Часть специалистов обозначает это кибержурналистикой. Еесть веские основания у тех, кто рассматривает Интернет и прочие сети как среду, пространство, открытое для использования всеми желающими, включая журналистские редакции, но не как отдельные СМИ с собственной природой.

На фоне усиливающейся экспансии телевидения и компьютерной коммуникации в мире возникло беспокойство0 сохранении письменной журналистики в культурном обороте человечества. Практически на всей планете стали неуклонно снижаться тиражи газет, что естественным образом совпало с утратой| интереса к традиционной книге.

Из различия информационных каналов следует, что наиболь­шего взаимопонимания с аудиторией они достигают, если дейст­вуют в холдинге., резко расходятся в способах передачи и интерпретации событий.

Изучение типологии и системы СМИ предполагает выработку прогноза развития отечественной журналистики. Однако сделать это сегодня затруднительно. Для системы российской журналис­тики характерна, с одной стороны, тенденция к усилению ее внут­реннего многообразия, возникновению новых типов и отрядов СМИ, а с другой — после периода подъема, пережитого прессой в конце 80-х — начале 90-х годов, в ее деятельности проявляются симптомы кризиса: резкое усугубление производственно-экономических трудностей, падение политико-идеологического, морального и делового влияния, снижение профессионально-твор­ческого уровня, сокращение объема производства информации. С диалектической точки зрения это означает, что система печати пришла в состояние неустойчивости, обострились противоречия в ней самой и в связи с нею, нарастает неизбежность ее коренно­го обновления или замены другой, более жизнеспособной струк­турой.

Можно прогнозировать, что выход современной журналисти­ки из кризиса в принципиальном плане будет зависеть от опреде­ления и стабилизации нового способа социального устройства. Должна подтвердиться общая закономерность, известная нам по изучению моделей прессы: социальная система «заказывает» соот­ветствующую ей систему средств информации, находит в ней свое отражение.

Указанная зависимость не отменяет потребности в том, чтобы предпринять специальные усилия, направленные на совершенство­вание журналистской деятельности. В конечном счете, никто более самих редакций не заинтересован в новом подъеме популярности и авторитета средств информации. В этом смысле поучителен опыт зарубежной прессы, пережившей в 70-80-х годах кризис обще­ственного доверия. Издатели, журналисты, ученые приложили немало сил, чтобы как можно скорее исправить положение дел.

В США и Западной Европе они сконцентрировали свое внимание на сокращении разрыва между ценностными ориентациями прес­сы и аудитории, между интуитивно-опыт­нической политикой редакций и научными рекомендациями по ее построению. Некоторые практические шаги выразились в исполь­зовании более яркой визуальной формы публикаций, увеличении внимания к повседневным проблемам населения и к личности, реальному человеку, раскрытии расследовательских и аналитичес­ких возможностей прессы, применении более сжатых и энергич­ных форм подачи новостей. Один из американских специалистов предложил такой вариант прогноза, который заслуживает интере­са российских коллег: «Чтобы в будущем деятельность в сфере информации была более успешной, она должна стать более муску­листой, лучше управляемой и значительно больше сосредоточить­ся на читателях, зрителях, их потребностях и желаниях».

 



2015-11-11 1798 Обсуждений (0)
Типология и система СМИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типология и система СМИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1798)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)