Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальные функции СМИ



2015-11-11 1669 Обсуждений (0)
Социальные функции СМИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Социально-ролевая характеристика прессы имеет прямое от­ношение к определению ее функций. Журналистика выполняет специфические ролевые функции.Так, в социальном измерении главным явля­ется сбор, накопление, хранение, переработка и распространение информации. В духовной сфере пресса выполняет познавательную, образовательную, воспитательную, мобилизующую функции, свой­ственные всем идеологическим институтам. Таким образом, роле­вой подход дает возможность описать сложный комплекс функци­онирования СМИ. Но надо учитывать, что это, так сказать, не собственные функции журналистики как уникального обществен­ного института, а отражение законов и условий деятельности, сло­жившихся вне ее, не по ее инициативе.

Возможны и другие подходы к проблеме функций СМИ. В советской науке самое широкое хождение, практически офи­циальное признание получила так называемая триединая функ­ция, подробно описанная в сочинениях В. И. Ленина: «Газета — не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор».

В 1960-е годы некоторые социологи стали выделять информа­ционную, просветительскую, воспитательную, регулятивную, ге­донистическую функции. В начале 1990-х годов руководство тогдашнего Гостелерадиокомитета СССР в качестве основных функций называло информирова­ние, убеждение и утешение. Преподаватель одного из университетов сообщил на научном семинаре, что в их педагогическом коллективе принято решение: пусть функций будет две — информационная и воспитательная. Так студентам проще за­поминать... Однако методологические проблемы не решаются голо­сованием, тем более с такой экстравагантной аргументацией.

В трудах профессора МГУ Е. П. Прохоро­ва формируются следующие груп­пы функций: идеологические, культурно-рекреативные и непосредственно-организаторские.

На удовлетворение первой потребности направлена такая функ­ция журналистики, как интеграция составных элементов общества. Она приобретает все большее значение по мере того, как в совре­менном мире набирает силу тенденция к объединению не только в пределах государств, но и в межнациональном пространстве. Харак­терно, например, что процесс создания единой Европы подкрепля­ется осуществлением континентальной программы «Телевидение без границ», которая не менее значима для интеграции старого света, чем, например, введение евро или сво­бодное перемещение по территории других государств.

Для России задача сохранения единого информационного про­странства стала чрезвычайно актуальной. Тенденция к дроблению страны на отдельные территории — так называемый парад суве­ренитетов, — наметившаяся в государственно-политической сфе­ре, не могла не отразиться на связях, которые обеспечиваются с помощью СМИ. Для примера: в начале 1990-х годов газеты «Труд», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты» с тиражами 20 млн экземпляров и более попадали в книги мировых рекордов, их в буквальном смысле читала вся страна. Десять лет спустя крупней­шие общенациональные издания собирают миллион или сотни тысяч читателей лишь вместе с редакциями своих региональных выпусков, каждый из которых предназначен для распространения в пределах одной местности. Фактически это разъединенные само­стоятельные издания, связанные между собой только общим «ма­теринским» именем.

Функция интеграции нацелена на достижение в обществе ду­ховного единства и согласия, в особенности по чувствительным вопросам собственности на средства производства, личной безо­пасности граждан, межконфессиональных взаимоотношений и т.п. В России наших дней, на фоне раздирающих страну конфликтов (к возникновению которых причастны экстремистские или недаль­новидные СМИ) эксперты предлагают рассматривать журналис­тику как своего рода согласительную комиссию, подготавливаю­щую общественное мнение к оптимальным и бескровным реше­ниям. На терминологически более строгом языке это называется соблюдением баланса интересов.

Духовная консолидация станет реальностью, если в ее основе будут лежать общепонятные и общепринятые ценностные категории, для этой связи иногда говорят о национальной идее. В 1990-е годы исследователи петербургского Института социологии установили, что в российских изданиях сформировался устойчивый блок таких ценностей-лидеров: справедливость, безо­пасность, стабильность, порядок, свобода и равенство. Они чаще всего упоминаются и в национал-патриотических, и в либеральных, и в коммунистических газетах. Но в зависимости от своих идейно-политических ориентации издания вкладывает различные, иной раз противоположные смыслы в согласованный, казалось бы, набор категорий. В результате в обществе укрепляется не согласие, а инер­ция нетерпимости и вражды. Характерно также, что слабо выражены цели социального прогресса, во имя которых газеты ведут между собой полемику. Так, свобода — это, по большей части, отсутствие внешних ограничений, а не внутренняя раскрепощенность, не сво­бода человеческого духа, которая превыше всего ценилась публици­стами-гуманистами прежних эпох. Чтобы подняться до такого пони­мания ценностных категорий, журналистам необходима зрелая куль­тура теоретического, научного мышления.

На потребность общества в развитии направлена функция познания (самопознания), которую для него выполняет журналисти­ка. На эту задачу работают и событийная хроника, и аналитичес­кая публицистика.

Познание в СМИ несет в себе прогноз — предвидение будущего. Исследователи журналистики обнаруживают в ней проявление так называемого «эффекта Эди­па» (образ из древнегреческой мифологии). Имеется в виду, что предсказание сбывается или, наоборот, разрушается в силу того, что было высказано и услышано.

Главное, чтобы познание неизменно направлялось на жизненно важные для социальной системы объекты, а не на третьестепенные явления и процессы.

На уровне социальных институтов и групп первостепенными становятся потребности в усилении их влияния, привлечении единомышленников и союзников, а в политико-государственной сфе­ре—в завоевании и удержании власти.

Сознание (общественное, групповое, индивидуальное) обладает сложным стро­ением. Его можно представить себе наподобие строения атома, име­ющего ядро и оболочку. Пропаганда устремлена к тяжелому, инерт­ному ядру — мировоззрению, которое включает в себя систему принципов, идеалов, убеждений, определяющих отношение к природе, обществу и человеку. Среди многочисленных версий про­исхождения слова «пропаганда» в его теперешнем значении есть и такая: первоначально его употребление было связано с работой садовников, укреплявших корни и побеги растений. Пропагандист как раз и озабочен тем, чтобы в сознании публики укреплялись определенные воззрения и представления о мире. Система базовых представлений человека и общества, нравственных ценностей и идеалов не меняется в одночасье, она, как правило, эволюциони­рует под влиянием длительного целенаправленного воздействия. Применительно к журналистике, с ее приверженностью скорее конкретным фактам, чем отвлеченным идеям, это верно вдвойне. У пропаганды сложные отношения со СМИ. Даже у части спе­циалистов она вызывает ассоциации с тенденциозным, насильст­венным воздействием на аудиторию, с использованием нечестных приемов подачи информации, которые объединяются понятием манипулирования сознанием. Вот как, например, описывает про­паганду энциклопедия «Britannica»:

«Распространение информации — фактов, аргументов, слухов, полуправды или лжи — с целью повлиять на общественное мнение. Пропаганда представляет собой более или менее систематические усилия по манипулированию убеждениями, взглядами или действи­ями других людей через посредство символов (слов, жестов, фла­гов, памятников, музыки, одежды, значков, стиля прически, ди­зайна монет и почтовых марок и т.д.). Тенденциозность и соответ­ственно сильный упор на манипулирование отличают пропаганду от нецеленаправленной беседы или свободного и непринужденно­го обмена идеями. Пропагандист имеет специфические цели или набор целей. Чтобы добиться их, он преднамеренно подбирает фак­ты, аргументы и форму представления символов и предлагает их та­ким образом, который, по его мнению, даст наибольший эффект. Чтобы усилить воздействие, он может опустить существенные факты или исказить их, он может также отвлекать внимание реакторов (лю­дей, которыми он пытается управлять) от всего прочего, кроме его собственной пропаганды».

Агитация (от лат. agitatio — приведение в движение) представ­ляет собой воздействие на аудиторию путем создания примера для подражания, а также с помощью призыва и морального стимула. Она побуждает к практическому действию, нередко указывая на объект и способ приложения сил. От пропаганды агитация отлича­ется меньшим размахом теоретических обобщений, большей кон­кретностью материала и оперативностью.

Общественное мнение относительно легко подда­ется внешнему воздействию и меняется даже вопреки глубинным основаниям сознания, заключенным в мировоззрении.

В новейшей литературе общественное мнение рассматривается не только как структурный элемент сознания, но и как определен­ное его состояние, срез, проявление. С этой точки зрения особенно отчетливо видно, что мнение и мировоззрение, мироощущение не­разрывно связаны между собой, и разделяются они скорее на уровне теоретического анализа, чем в своем реальном функционировании. По этой причине пропаганда и агитация на практике все теснее переплетаются.

Организационная функция «устроена» во многом по-другому. Она непосредственно нацелена на достижение определенных сдвигов в социальной практике, в поведении социальных групп, организаций, людских масс - через организацию непосредственного общения и взаимодействия людей.

Среди субъектов прессы от­носительно слабо изучена личность, отдельный представитель ауди­тории. Так повелось в теории и практике прессы, что ее функцио­нирование по большей части рассматривалась во взаимоотноше­ниях с социальными институтами. Между тем отдельный читатель испытывает по отношению к журналистам совсем не те ожида­ния, которые возникают у государственного аппарата или поли­тической партии. Он раскрывает газету совсем не для того, чтобы ощутить себя объектом пропаганды, тем более манипуляций.

Охватить анализом все потребности миллионов конкретных людей — непосильная задача. Мы можем выделить группы (блоки) близких друг к другу запросов человека и удовлетворяющих их функций журналистики.

Группа функций ориентации объединяет в себе такие виды журналистской деятельности, которые способствуют социализации индивида. Часть из них носит прикладной и даже утилитарный характер (рекламно-справочная информация). Другие нужны человеку для познания окружающей среды и корректирования своего поведения в ней. Здесь на передний план выходит прогнозирование развития ситуаций (например, оценка тех последствий, которые будут иметь для гражданина экономические нововведения правительства), а также трансляция морально-этических стандартов, принятых сегодня в обществе (например, изменение моральных оценок частного тор­говца — от безусловного осуждения в конце 1970-х годов к осто­рожному интересу в середине 1980-х и поощрению в 1990-х).

Другая группа личностных функций формируется на базе по­нятия связи с обществом и конкретными людьми: идейной, эмо­циональной, организационно-деятельной. Мы видели их проявле­ния при анализе информационно-коммуникативной роли прессы. Журналистика способна помочь читателю в поиске единомышлен­ников, идейных союзников, которых ему, возможно, не удается встретить в своем повседневном окружении. Но незримые связи ус­танавливаются и в более обыденной форме: человек по материалам прессы следит за карьерой бывших сослуживцев (что особенно ха­рактерно для ведомственных изданий — например военных) или за судьбой кумиров — актеров, политиков, спортсменов. Ничем не за­менимо общение со своим поколением, особенно для людей стар­шего возраста, которое происходит в виде телевизионных встреч, публикации мемуаров, интервью с героями прежних лет и т.п.

Отдельная группа функций объединяется понятием психологи­ческой разрядки. Здесь мы встретим развлечение и релаксацию, чем наша журналистика уже перенасытила аудиторию. Здесь же — упоминавшаяся выше гедонистическая функция (от греч. hedone — наслаждение). Мы, например, получаем удо­вольствие от изысканного дизайна журнальной обложки или теле­визионной студии, манеры ведущего произносить слова или блис­тательной игры ума в полемической публикации. Высокое наслаждение доставляет разговор с интересным собеседником -рассказчиком, знатоком, самобытным мыслителем. Трудно переоценить значение гедонистической функции в современной журналистике. И социальная система, и отдельный человек испытывают все большую потребность в том, чтобы жизнь доставляла удовольствие. В России это тяготе­ние ощущается далеко не всеми слоями населения, а в экономи­чески благополучной Европе оно стало признанным фактом. Немецкий профессор журналистики Г. Рагер в этой связи подчерки­вает, что общество ныне носит гедонистические черты и ждет соответствующей продукции от СМИ.

В этой группе находится и функция психогигиены, направлен­ная на сохранение и укрепление нервно-психического здоровья читателя, зрителя и слушателя.

Точ­ный учет потребностей аудитории способен обеспечить устойчивый спрос на издание или программу. На языке маркетинга отыскание «своего» читателя называется сегментированием рынка. Сред­ства информации, которые своевременно занялись этой работой. Примером служит экономический успех издательской компании «КоммерсантЪ». Основной адресат ее деятельности — предприниматели. Переходя с еженедельного на ежедневный график выпуска газеты, редакция по­местила на своих страницах статистико-социологическии портрет читателя: социальный состав, личный доход, происхождение, распоря­док дня, самооценка, отношение к возможности эмигрировать, шкала жизненных ценностей, духовные связи с прошлыми поко­лениями... Как видим, во внимание принимаются не только соци­ально-демографические характеристики, но и типичные личност­ные черты партнера по общению.

Анализ функций печати редко затрагивает такой специфичес­кий вид социальных субъектов, как журналисты. Для них пресса выполняет служебно-профессиональную функцию (реализация зна­ний и навыков, исполнение должностных обязанностей и общест­венного долга, обеспечение средствами к существованию) и твор­ческую (самопознание, личностная самореализация и саморазви­тие в процессе создания журналистских произведений).

С точки зрения творческой самореализации личности, журна­листика является уникально богатой областью занятий. К этой мысли подводит знакомство с функциональным разделением тру­да в редакции. Здесь находят приложение способности литератора и фотографа, аналитика и внимательного наблюдателя, «мастера разговорного жанра» и художника, администратора и экономиста. Трудно представить себе другие профессии, которые позволяли бы сочетать выполнение производственного плана с регулярным выражением своих гражданских, эстетических, морально-нравственных позиций.

Журналисты стано­вятся интересными людьми для своих знакомых, потому что ник­то другой не обладает таким количеством свежей информации из первых рук. Профессия увлекательная, необычная, и беречь ее от коррозии или внешней агрессии положено прежде всего самим журналистам.

Ролевой и субъектный подходы к проблеме функций СМИ дают нам разные варианты ее решения. Возможны и другие версии ана­лиза, которые опять-таки приведут к своеобразным, новым ре­зультатам. Однако в любом таком случае мы увидим лишь процесс функционирования, но не итоговый, совокупный его результат, или — социальное назначение журналистики. Существуют разные, в том числе и взаимоисключающие толкования этого действительно непростого вопроса. Например, довольно широкое распростране­ние получили идеи о том, что назначение прессы заключается в распространении информации, в формировании общественного мнения и др.

Назначение журналистики состоит в преобразующем воздействии на практику в соответствии с актуальными интересами общество и человека и целями социального прогресса.

 



2015-11-11 1669 Обсуждений (0)
Социальные функции СМИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальные функции СМИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1669)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)