Построение конкурентной карты рынка
Конкурентная карта рынка позволяет относительно верно определить соотношение сил на рынке, выделить типовые стратегические положения фирм-конкурентов, провести ситуационный анализ и проектирование стратегии конкуренции анализируемой фирмы на данном рынке. Построение конкурентной карты рынка включает три этапа: 1. Формирование групп фирм, находящихся на рынке, в зависимости от их рыночной доли. 2. Формирование групп фирм, находящихся на рынке, в зависимости от темпов роста рыночной доли. 3. Представление конкурентной карты рынка в матричной форме. Рассмотрим выделенные этапы. Формирование групп фирм, находящихся на рынке, в зависимости от их рыночной доли Для определения нижней границы группы-аутсайдеров рынка устанавливается минимальное значение рыночной доли на данном рынке. Максимальная рыночная доля формирует верхнюю границу группы-лидеров данного рынка. Затем рассчитывается среднеарифметическая рыночная доля всех фирм, представленных на выделенном рынке, по формуле:
где n — число фирм, представленных на рынке. Далее все фирмы делятся на две группы: • слабые, рыночная доля которых ниже рср, • сильные, рыночная доля которых выше р . Затем по каждой группе фирм рассчитывают средние рыночные доли в группах. Средняя рыночная доля по группе слабых фирм:
Средняя рыночная доля по группе сильных фирм:
Далее идет разделение всех фирм на 4 группы в зависимости от рыночной доли: I — группа лидеров рынка; II — группа фирм с сильной конкурентной позицией; III — группа фирм со слабой конкурентной позицией; IV — группа аутсайдеров рынка. На рисунке 7.6 представлены границы данных групп фирм.
Формирование групп фирм, находящихся на рынке, в зависимости от темпов роста рыночной доли Темп роста рыночной доли определяется по формуле:
Для определения нижней границы группы-аутсайдеров рынка устанавливается минимальное значение темпа роста рыночной доли на данном рынке. Максимальный темп роста рыночной доли формирует верхнюю границу группы-лидеров данного рынка. Затем рассчитывается среднеарифметический темп роста рыночной доли всех фирм, представленных на выделенном рынке, по формуле: Далее все фирмы делятся на две группы: • слабые, темп роста рыночной доли которых ниже Тср; • сильные, темп роста рыночной доли которых выше Тср. Затем по каждой группе фирм рассчитывают средние темпы роста рыночных долей в группах. Средний темп роста рыночной доли по группе слабых фирм:
Средний темп роста рыночной доли по группе сильных фирм: Далее идет разделение всех фирм на 4 группы в зависимости от рыночной доли: I — группа фирм с быстрым улучшением конкурентной позиции; II — группа фирм с улучшением конкурентной позиции; III — группа фирм ухудшением конкурентной позиции; IV — группа фирм с быстрым ухудшением конкурентной позиции. На рисунке 7.7 представлены границы данных групп фирм.
Рис. 7.7. Границы групп фирм в зависимости от темпа роста рыночной доли Представление конкурентной карты рынка в матричной форме. Построение конкурентной карты рынка осущсспшя ется в виде матрицы, в которой по строкам откладываются темпы роста рыночной доли, а по столбцам размещаются фирмы в зависимости от занимаемой ими рыночной доли (таблица 7.8). В таблице 7.8 показаны 16 типовых стратегических положений фирмы, каждому из которых соответствуют свои значения рыночной доли фирмы и темпа прироста рыночной доли. По степени концентрации фирм рынка в определенных сегментах конкурентной карты рынка можно судить об интенсивности конкуренции на данном рынке,
Приведем пример построения конкурентной карты рынка.
Пример В качестве объекта исследования рассматривается рынок услуг строительного дизайна. На данном рынке представлено ] 2 фирм, объемы реализации услуг которых показаны в таблице 7.9. Таблица 7.9 Объемы реализации услуг строительного
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6604)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |