Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Группа «Нормативно-производственные параметры»




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В процессе оценки конкурентоспособности товара прежде всего анализируются показатели качественных па­раметров, таких как нормативно-производственные и по­требительские. К группе нормативно-производственных параметров относятся патентная чистота изделий, соот­ветствие параметров изделия существующим стандартам и нормам.

Анализ нормативно-производственных параметров на­чинают с исследования патентной чистоты изделия, затем устанавливается соответствие параметров изделия существу­ющим стандартам и нормам, их границам. В случае, если установлено несоответствие патентной чистоты изделия или несоблюдение стандарта, то изделие не может быть рекомен­довано для удовлетворения существующей потребности.

Для оценки уровня нормативно-производственных параметров используется специальный показатель, кото­рый имеет только два значения — 1 или 0. Если изделие соответствует обязательным нормам и стандартам, то этот показатель равен 1, если нет, то 0. Общий показатель по нормативным параметрам (/н„) рассчитывается как произ­ведение частных показателей по данному параметру:

, (9.2)



где qi — частный показатель по /-тому нормативному па­раметру;

п — число нормативных параметров, подлежащих оценке.

Как видно, если один из частных показателей будет ра­вен 0, то общий показатель также будет равен 0, значит, товар в этом случае является неконкурентоспособным.

2 группа «Потребительские параметры» Потребительские параметры характеризуют потре­бительские свойства товара. По виду потребительских свойств выделяют:

• показатели назначения;

• эргономические показатели;

• показатели надежности;

• показатели безопасности;

• экологические показатели;

• эстетические показатели.

Показатели назначения включают следующие группы показателей:

• функциональная пригодность;

• взаимозаменяемость;

• совместимость.

В состав эргономических показателей входят:

• антропометрические: характеризуют соответствие изделия типичным размерам и форме человеческого тела и его отдельных частей;

• физиологические: характеризуют соответствие изде­лия физиологическим особенностям человека — его силовым, скоростным и энергетическим возможно­стям;

• психофизиологические: характеризуют соответствие изделия особенностям функционирования органов чувств человека — порогу слуха, зрения, осязания;

• психологические: определяют соответствие изделия психологическим особенностям человека — особен­ностям формирования и закрепления навыков, вос­приятия, памяти, мышления. Показатели соответ­ствия изделия закрепленным и вновь формируемым навыкам учитываются, например, при конструиро­вании органов управления приборами, в частности, при определении направления их поворота (влево, вправо, вниз, вверх, по часовой стрелке или наобо­рот). Допустим, конструкция регулятора громкости, при которой поворот по часовой стрелке означает увеличение громкости, а против — уменьшение, со­ответствует нашим закрепленным навыкам, поэтому обеспечивает

• выполнение психологических требований;

• гигиенические: характеризует способность материа­лов и изделий поддерживать параметры организма человека и предметной среды, в которой он нахо­дится, на уровнях, обеспечивающих ему ощущение комфортности.

Показатель надежности как комплексный показатель включает показатели:

• безотказности;

• долговечности;

• сохраняемости;

• ремонтопригодности.

Показатели безопасности включают:

• показатели механической безопасности;

• показатели термической безопасности;

• показатели электрической безопасности;

• показатели электромагнитной безопасности;

• показатели химической безопасности;

• показатели биологической безопасности;

• показатели радиационной безопасности;

• показатели пожарной безопасности;

• показатели взрывобезопасности.

Экологические показатели характеризуют способность товаров не оказывать вредного воздействия на окружаю­щую среду при их эксплуатации (потреблении) и утили­зации.

Номенклатура эстетических показателей включает:

• информационную выразительность;

• рациональность формы;

• композиционную целостность;

• совершенство производственного исполнения и ста­бильность товарного вида.

Потребительским параметрам присваиваются весовые значения, составляющие в сумме единицу по группе па­раметров. При определении относительных весов параме­тров может быть использован метод экспертных оценок.

Далее определяют параметрический индекс по каждому параметру по формулам:

(9.3)

(9.4)

где Pj — значение j- того параметра оцениваемого товара;

Pjk — значение параметра товара-образца.

Из формул (9.3) и (9.4) выбирают ту, при которой повы­шению значения параметрического индекса соответствует улучшение потребительских свойств товара.

Сводный индекс по потребительским параметрам рас­считывается по формуле:

3 группа «Экономические параметры»

Экономические параметры характеризуют экономиче­ские свойства товара — составляющие цены потребления.

Экономическим параметрам присваиваются весовые значения, составляющие в сумме единицу по группе па­раметров. При определении относительных весов параме­тров может быть использован метод экспертных оценок.

Далее определяют параметрический индекс по каждому экономическому параметру как отношение значений па­раметра товара и образца.

Сводный индекс по экономическим параметрам опреде­ляется по формуле:

Интегральный показатель относительной конкуренто­способности товара рассчитывается по формуле:

Расчет можно представить в форме таблицы 9.1.

 

 

Если интегральный показатель относительной конку­рентоспособности изделия превышает единицу (К> 1), то анализируемое изделие превосходит по конкурентоспо­собности образец, если К< 1, уступает, если К= 1 — на­ходится на одинаковом уровне.

Пример оценки конкурентоспособности товара пред­ставлен в таблице 9.2.

Интегральный показатель относительной конкуренто­способности равен 1,121. Анализируемый товар на 12,1 % превосходит по конкурентоспособности товар-образец, что свидетельствует о целесообразности его пребывания на данном рынке.


Несмотря на то, что в практике оценки конкуренто­способности наиболее распространен метод расчета ин­тегрального показателя уровня конкурентоспособности товара, существуют и находят свое практическое исполь­зование и другие методы оценки. В таблице 9.3 представ­лена классификация методов оценки конкурентоспособ­ности товаров.


Представим характеристику отмеченных в таблице 9.3 методов оценки конкурентоспособности товара.

Прямые методы

Прямые методы основаны на определении соотноше­ния «качество/цена». Примером является представленный выше метод расчета интегрального показателя конкурен­тоспособности товара. Прямые методы наиболее распро­странены в практической деятельности предприятий.

Косвенные методы

Косвенные методы опираются только на показатели качества товара. Отсутствие в расчетах оценки конкурен­тоспособности цены позволяет только косвенно судить о конкурентоспособности товаров. Косвенные методы мо­гут использоваться только тогда, когда цены конкурирую­щих товаров имеют близкие значения.

Методы, применяемые на стадиях проектирования и изготовления

Данные методы используются для определения про­гнозной оценки конкурентоспособности новых товаров. При этом на единой испытательной базе исследуют свой­ства проектируемого товара и товара-образца (лучшего аналога на данном рынке), что обеспечивает требуемую сопоставимость результатов измерений. В качестве пока­зателя конкурентоспособности применяется комплекс­ный показатель качества.

Методика определения комплексного показателя каче­ства товаров состоит из следующих этапов:

1) установление номенклатуры показателей качества товара;

2) определение численных значений показателей каче­ства товара;

3) установление значимости показателя качества то­вара;

4) расчет комплексного обобщенного показателя каче­ства товара.

На этапе определения численных показателей качества товара устанавливают абсолютные и относительные пока­затели качества.

Абсолютный показатель качества представляет собой фактическое значение показателя качества и выражается в натуральных единицах измерения (кг, м, баллы).

Относительный показатель качества представляет от­ношение абсолютного показателя оцениваемого образца товара к абсолютному показателю товара-аналога.

Относительный показатель качества (q) рассчитыва­ется по формулам:

Из формул (9.8) и (9.9) выбирают ту, при которой по­вышению значения относительного показателя качества соответствует улучшение качества товара.

На этапе установления значимости показателя качества товара ему присваивается весовое значение. В сумме весо­вые значения всех используемых показателей качества со­ставляют единицу. При определении относительных весов показателей качества может быть использован метод экс­пертных оценок.

Расчет комплексного показателя качества может про­изводиться по формуле: средневзвешенной арифметической:

средневзвешенной геометрической:

При комплексной оценке нужно учитывать, что для большинства товаров существуют такие показатели ка­чества, низкое значение которых не может быть компен­сировано высоким значением других показателей. В этом случае применяют формулу среднего взвешенного геоме­трического показателя, которая предупреждает «перекры­тие» одних показателей другими.




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1708)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7