Группа «Нормативно-производственные параметры»
В процессе оценки конкурентоспособности товара прежде всего анализируются показатели качественных параметров, таких как нормативно-производственные и потребительские. К группе нормативно-производственных параметров относятся патентная чистота изделий, соответствие параметров изделия существующим стандартам и нормам. Анализ нормативно-производственных параметров начинают с исследования патентной чистоты изделия, затем устанавливается соответствие параметров изделия существующим стандартам и нормам, их границам. В случае, если установлено несоответствие патентной чистоты изделия или несоблюдение стандарта, то изделие не может быть рекомендовано для удовлетворения существующей потребности. Для оценки уровня нормативно-производственных параметров используется специальный показатель, который имеет только два значения — 1 или 0. Если изделие соответствует обязательным нормам и стандартам, то этот показатель равен 1, если нет, то 0. Общий показатель по нормативным параметрам (/н„) рассчитывается как произведение частных показателей по данному параметру: , (9.2) где qi — частный показатель по /-тому нормативному параметру; п — число нормативных параметров, подлежащих оценке. Как видно, если один из частных показателей будет равен 0, то общий показатель также будет равен 0, значит, товар в этом случае является неконкурентоспособным. 2 группа «Потребительские параметры» Потребительские параметры характеризуют потребительские свойства товара. По виду потребительских свойств выделяют: • показатели назначения; • эргономические показатели; • показатели надежности; • показатели безопасности; • экологические показатели; • эстетические показатели. Показатели назначения включают следующие группы показателей: • функциональная пригодность; • взаимозаменяемость; • совместимость. В состав эргономических показателей входят: • антропометрические: характеризуют соответствие изделия типичным размерам и форме человеческого тела и его отдельных частей; • физиологические: характеризуют соответствие изделия физиологическим особенностям человека — его силовым, скоростным и энергетическим возможностям; • психофизиологические: характеризуют соответствие изделия особенностям функционирования органов чувств человека — порогу слуха, зрения, осязания; • психологические: определяют соответствие изделия психологическим особенностям человека — особенностям формирования и закрепления навыков, восприятия, памяти, мышления. Показатели соответствия изделия закрепленным и вновь формируемым навыкам учитываются, например, при конструировании органов управления приборами, в частности, при определении направления их поворота (влево, вправо, вниз, вверх, по часовой стрелке или наоборот). Допустим, конструкция регулятора громкости, при которой поворот по часовой стрелке означает увеличение громкости, а против — уменьшение, соответствует нашим закрепленным навыкам, поэтому обеспечивает • выполнение психологических требований; • гигиенические: характеризует способность материалов и изделий поддерживать параметры организма человека и предметной среды, в которой он находится, на уровнях, обеспечивающих ему ощущение комфортности. Показатель надежности как комплексный показатель включает показатели: • безотказности; • долговечности; • сохраняемости; • ремонтопригодности. Показатели безопасности включают: • показатели механической безопасности; • показатели термической безопасности; • показатели электрической безопасности; • показатели электромагнитной безопасности; • показатели химической безопасности; • показатели биологической безопасности; • показатели радиационной безопасности; • показатели пожарной безопасности; • показатели взрывобезопасности. Экологические показатели характеризуют способность товаров не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при их эксплуатации (потреблении) и утилизации. Номенклатура эстетических показателей включает: • информационную выразительность; • рациональность формы; • композиционную целостность; • совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида. Потребительским параметрам присваиваются весовые значения, составляющие в сумме единицу по группе параметров. При определении относительных весов параметров может быть использован метод экспертных оценок. Далее определяют параметрический индекс по каждому параметру по формулам: (9.3) (9.4) где Pj — значение j- того параметра оцениваемого товара; Pjk — значение параметра товара-образца. Из формул (9.3) и (9.4) выбирают ту, при которой повышению значения параметрического индекса соответствует улучшение потребительских свойств товара. Сводный индекс по потребительским параметрам рассчитывается по формуле: 3 группа «Экономические параметры» Экономические параметры характеризуют экономические свойства товара — составляющие цены потребления. Экономическим параметрам присваиваются весовые значения, составляющие в сумме единицу по группе параметров. При определении относительных весов параметров может быть использован метод экспертных оценок. Далее определяют параметрический индекс по каждому экономическому параметру как отношение значений параметра товара и образца. Сводный индекс по экономическим параметрам определяется по формуле: Интегральный показатель относительной конкурентоспособности товара рассчитывается по формуле: Расчет можно представить в форме таблицы 9.1.
Если интегральный показатель относительной конкурентоспособности изделия превышает единицу (К> 1), то анализируемое изделие превосходит по конкурентоспособности образец, если К< 1, уступает, если К= 1 — находится на одинаковом уровне. Пример оценки конкурентоспособности товара представлен в таблице 9.2. Интегральный показатель относительной конкурентоспособности равен 1,121. Анализируемый товар на 12,1 % превосходит по конкурентоспособности товар-образец, что свидетельствует о целесообразности его пребывания на данном рынке. Несмотря на то, что в практике оценки конкурентоспособности наиболее распространен метод расчета интегрального показателя уровня конкурентоспособности товара, существуют и находят свое практическое использование и другие методы оценки. В таблице 9.3 представлена классификация методов оценки конкурентоспособности товаров. Представим характеристику отмеченных в таблице 9.3 методов оценки конкурентоспособности товара. Прямые методы Прямые методы основаны на определении соотношения «качество/цена». Примером является представленный выше метод расчета интегрального показателя конкурентоспособности товара. Прямые методы наиболее распространены в практической деятельности предприятий. Косвенные методы Косвенные методы опираются только на показатели качества товара. Отсутствие в расчетах оценки конкурентоспособности цены позволяет только косвенно судить о конкурентоспособности товаров. Косвенные методы могут использоваться только тогда, когда цены конкурирующих товаров имеют близкие значения. Методы, применяемые на стадиях проектирования и изготовления Данные методы используются для определения прогнозной оценки конкурентоспособности новых товаров. При этом на единой испытательной базе исследуют свойства проектируемого товара и товара-образца (лучшего аналога на данном рынке), что обеспечивает требуемую сопоставимость результатов измерений. В качестве показателя конкурентоспособности применяется комплексный показатель качества. Методика определения комплексного показателя качества товаров состоит из следующих этапов: 1) установление номенклатуры показателей качества товара; 2) определение численных значений показателей качества товара; 3) установление значимости показателя качества товара; 4) расчет комплексного обобщенного показателя качества товара. На этапе определения численных показателей качества товара устанавливают абсолютные и относительные показатели качества. Абсолютный показатель качества представляет собой фактическое значение показателя качества и выражается в натуральных единицах измерения (кг, м, баллы). Относительный показатель качества представляет отношение абсолютного показателя оцениваемого образца товара к абсолютному показателю товара-аналога. Относительный показатель качества (q) рассчитывается по формулам: Из формул (9.8) и (9.9) выбирают ту, при которой повышению значения относительного показателя качества соответствует улучшение качества товара. На этапе установления значимости показателя качества товара ему присваивается весовое значение. В сумме весовые значения всех используемых показателей качества составляют единицу. При определении относительных весов показателей качества может быть использован метод экспертных оценок. Расчет комплексного показателя качества может производиться по формуле: средневзвешенной арифметической: средневзвешенной геометрической: При комплексной оценке нужно учитывать, что для большинства товаров существуют такие показатели качества, низкое значение которых не может быть компенсировано высоким значением других показателей. В этом случае применяют формулу среднего взвешенного геометрического показателя, которая предупреждает «перекрытие» одних показателей другими.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2458)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |