Поздно, будет результат? Потому-то великий извлекатель квинтэссенции и
выразил некогда эти две системы в двух словах -- "Каримари, Каримара! "[*] -- Ты заставляешь меня усомниться во всемогуществе бога, ибо твоя Глупость превышает его могущество, -- возразил Эмиль. -- Наш дорогой Рабле выразил эту философию изречением, более кратким, чем "Каримари, Каримара", -- словами: "Быть может", откуда Монтэнь взял свое "Почем я знаю? " Эти последние слова науки нравственной не сводятся ли к восклицанию Пиррона[*], который остановился между добром и злом, как Буриданов осел[*] между двумя мерами овса? Оставим этот вечный спор, который и теперь кончается словами: "И да и нет". Что за опыт хотел ты Проделать, намереваясь броситься в Сену? Уж не позавидовал ли ты Гидравлической машине у моста Нотр-Дам? -- Ах, если бы ты знал мою жизнь! -- Ах! -- воскликнул Эмиль. -- Я не думал, что ты так вульгарен. Ведь Это избитая фраза. Разве ты не знаешь, что каждый притязает на то, что он Страдал больше других? -- Ах! -- вздохнул Рафаэль. -- Твое "ах" просто шутовство! Ну, скажи мне: душевная или телесная Болезнь принуждает тебя каждое утро напрягать свои мускулы и, как некогда Дамьен[*], сдерживать коней, которые вечером раздерут тебя На четыре части? Или ты у себя в мансарде ел, да еще без соли, сырое собачье мясо? Или дети твои кричали: "Есть хотим"? Может быть, ты продал волосы Своей любовницы и побежал в игорный дом? Или ты ходил по ложному адресу Уплатить по фальшивому векселю, трассированному мнимым дядюшкой, и притом боялся опоздать?.. Ну, говори же! Если ты хотел броситься в воду из-за Женщины, из-за опротестованного векселя или от скуки, я отрекаюсь от тебя. Говори начистоту, не лги; исторических мемуаров я от тебя не требую. Главное, будь краток, насколько позволит тебе хмель; я требователен, как Читатель, и меня одолевает сон, как женщину вечером за молитвенником -- Дурачок! -- сказал Рафаэль. -- С каких это пор страдания не Порождаются самой нашей чувствительностью? Когда мы достигнем такой ступени Научного знания, что сможем написать естественную историю сердец, установить Их номенклатуру, классифицировать их по родам, видам и семействам, разделить Их на ракообразных, ископаемых, ящеричных, простейших... еще там Каких-нибудь, -- тогда, милый друг, будет доказано, что существуют сердца Нежные, хрупкие, как цветы, и что они ломаются от легкого прикосновения, Которого даже не почувствуют иные сердца-минералы... -- О, ради бога, избавь меня от предисловий! -- взяв Рафаэля за руку, Шутливым и вместе жалобным тоном сказал Эмиль. II. ЖЕНЩИНА БЕЗ СЕРДЦА Рафаэль немного помолчал, затем, беззаботно махнув рукою, начал: -- Не знаю, право, приписать ли парам вина и пунша то, что я с такой Ясностью могу в эту минуту охватить всю мою жизнь, словно единую картину с Верно переданными фигурами, красками, тенями, светом и полутенью. Эта Поэтическая игра моего воображения не удивляла бы меня, если бы она не Сопровождалась своего рода презрением к моим былым страданиям и радостям. Я Как будто гляжу на свою жизнь издали, и, под действием какого-то духовного Феномена, она предстает передо мною в сокращенном виде. Та долгая и Медленная мука, что длилась десять лет, теперь может быть передана Несколькими фразами, в которых сама скорбь станет только мыслью, а Наслаждение -- философской рефлексией. Я высказываю суждения, вместо того Чтобы чувствовать... -- Ты говоришь так скучно, точно предлагаешь пространную поправку к закону! -- воскликнул Эмиль. -- Возможно, -- безропотно согласился Рафаэль. -- Потому-то, чтобы не Утомлять твоего слуха, я не стану рассказывать о первых семнадцати годах Моей жизни. До тех пор я жил -- как и ты и как тысячи других -- школьной или Же лицейской жизнью, полной выдуманных несчастий и подлинных радостей, Которые составляют прелесть наших воспоминаний. Право, по тем овощам, Которые нам тогда подавали каждую пятницу, мы, пресыщенные гастрономы, Тоскуем так, словно с тех пор и не пробовали никаких овощей. Прекрасная Жизнь, -- на ее трудности мы смотрим теперь свысока, а между тем они-то и Приучили нас к труду... -- Идиллия!.. Переходи к драме, -- комически-жалобным тоном сказал Эмиль. -- Когда я окончил коллеж, -- продолжал Рафаэль, жестом требуя не Прерывать его, -- мой отец подчинил меня суровой дисциплине. Он поместил Меня в комнате рядом со своим кабинетом; по его требованию я ложился в Девять вечера, вставал в пять утра; он хотел, чтобы я добросовестно Занимался правом; я ходил на лекции и к адвокату; однако законы времени и Пространства столь сурово регулировали мои прогулки и занятия, а мой отец за Обедом требовал от меня отчета столь строго, что... -- Какое мне до этого дело? -- прервал его Эмиль. -- А, черт тебя возьми! -- воскликнул Рафаэль. -- Разве ты поймешь мои Чувства, если я не расскажу тебе о тех будничных явлениях, которые повлияли На мою душу, сделали меня робким, так что я долго потом не мог отрешиться от Юношеской наивности? Итак, до двадцати одного года я жил под гнетом Деспотизма столь же холодного, как монастырский устав. Чтобы тебе стало Ясно, до чего невесела была моя жизнь, достаточно будет, пожалуй, описать
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (757)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |