Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Уроки письменноречевой деятельности




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Письменная речь тоже является важнейшей глобальной способностью, открывающей перед Ребёнком широкие воз­можности для его многогранной духовной, культурной, по­знавательной жизни, для обогащения общения. Если не вы­ращивать и не развивать её с помощью целенаправленного содержания и методики, то тем самым будет задержано рас­крытие в Ребёнке других возможностей, которые могут про­явиться с помощью письменной речи, и, кроме того, спон­танно возникшая письменная речь будет страдать от непол­ноты, несовершенства, может быть, от слабой мотивации.

Сложившаяся методика обучения письму уводит детей от этой способности, отодвигает её возникновение на "потом" или же подменяет суть развития письменной речи обучением сумме таких навыков, которые хотя и участвуют в письмен­норечевой деятельности, однако не создают письменную речь (каллиграфия, орфография, пунктуация). Традиционная ме­тодика основное внимание уделяет навыку письма и ошибоч­но полагает, что навыки письма вместе с развитой устной речью без особых трудностей породят письменноречевое уме­ние. Однако в силу резких различий между устной и письмен­ной речью такая возможность лишена гарантии.



Самыми отличительными свойствами письменноречевой деятельности являются: отвлечённость от ситуации и собе­седника; лишение экспрессии и звучания; развёрнутость, ло­гичность, полнота и завершённость; многократная замедлен­ность оформления на бумаге мыслей и необходимость задер­живания в голове возникших мыслей; отдалённость мотивов.

По сравнению с письменной речью устная речь характе­ризуется диаметрально противоположными качествами. Если устную речь считать арифметикой, то письменная речь будет алгеброй речи (Л.С. Выготский).

В Школе Жизни вопрос о выращивании и образовании письменноречевой способности у детей решается на базе специфической программы и методики, схема которых предстаёт в следующем виде (некоторые пункты едины для выращивания познавательного чтения и письменной речи; здесь они повторяются для представления целостной карти­ны схемы):

* объективация речевой действительности, слова и смысловых единиц;

* овладение способом структурного анализа звукового состава слова и его графического изображения с помощью условных знаков (кружочков);

* овладение способом структурного анализа словесного состава смысловой единицы и её графическое изображение с помощью условных знаков (коротких горизонтальных линий или полосок);

* "письмо" слов и предложений (квазиписьмо) с помощью условных графических знаков;

* "письмо" предложений о собственных впечатлениях, переживаниях, интересах и т.д.;

* "письмо" с помощью букв и условных графических знаков.

В Школе Жизни письменноречевая способность даёт свои первые плоды в феврале-марте, когда дети в состоянии напи­сать маленькие рассказы о своих впечатлениях, отношениях, радостях, огорчениях. В конце первого класса эта способность находится уже в стадии активного созревания и функциониро­вания. Этот результат может возникнуть на 3—4 месяца рань­ше, если дети прошли образовательный курс подготовительной группы или нулевого класса Школы Жизни. В дальнейшем со­держание письменноречевой деятельности расширяется и уг­лубляется. Она часто направляется на познание Ребёнком са­мого себя, на оценку своих взаимоотношений с близкими и друзьями, с действительностью, на совершенствование своего характера. С помощью письменной речи дети размышляют о разных волнующих их проблемах, философствуют, мечтают, занимаются литературным творчеством. Письменная речь ста­новится светильником души, одной из форм духовной жизни.

Дальнейшее выращивание и образование письменнорече­вой деятельности происходит примерно по следующему со­держанию:

* письмо рассказов по картинкам;

* развитие умений: задерживать мысль в голове при её изло­жении на бумаге; подбирать слова для точного, образного выражения мысли; строить правильные конструкции пред­ложений; иметь в виду возможного читателя; размышлять письменно; править текст; чувствовать необходимость сти­листики;

* письмо сочинений на свободные темы, сочинение расска­зов, сказок, стихотворений, басен;

* выпуск книг с собственными произведениями; запись дневников;

* выпуск газет;

* письмо отзывов, рецензий; письменноречевые размышле­ния о себе, о близких, о явлениях жизни;

* письма к близким, к друзьям; знакомство по переписке;

* написание докладов для школьных "научных" обсуждений и т.д.

Вокруг Ребёнка создаётся читательская среда: ребята, учи­теля, близкие люди проявляют интерес к его книгам, сочи­нениям, докладам, газетам, читают их, высказывают своё мнение. Читательское окружение и отношение делает мотив письменноречевой деятельности для Ребёнка актуальным.

Уроки письма заряжаются творческой атмосферой, воца­ряется тишина, которая не нарушается даже учителем; в иных случаях вместе с детьми сочинение пишет учитель, потом де­ти обсуждают его работу.

Некоторые составные письменноречевой деятельности выращиваются и развиваются в плане устной речи (подбор слова, логичность и полнота текста, стилистика речи, хране­ние мыслей и др.), то есть развитие устной речи в какой-то степени происходит на основе письменной речи. Это даёт двой­ной результат: во-первых, убыстряется становление письмен­ной речи, во-вторых, более качественно развивается сама устная речь, так как "алгебра речи" предоставляет свои бо­лее совершенные способы "арифметике речи".

В Школе Жизни такие виды письма, как диктант, списы­вание, письменные ответы на вопросы, письмо заученных текстов, пересказ "своими" словами и др., ограничены и при­обретают служебную роль, как неэффективные для развития самой письменной речи. Письменноречевая деятельность есть форма проявления, развития, утверждения личности в Ребёнке, а эти виды письма далеки от такой цели.

Письменноречевая деятельность требует навыка скорого и разборчивого письма. Становление этого навыка происходит в связи с такими видами упражнений, которые включают в себя элементы письменноречевой (а вначале квазиписьменноречевой) деятельности, то есть графика письма вырабаты­вается не как самостоятельный навык, а как составной и под­чинённый элемент глобального умения письменноречевой дея­тельности. Эта задача в Школе Жизни решается с помощью специальных письменных упражнений, которые включают в себя задачи письменноречевого характера с выполнением уп­ражнений, связанных с формированием навыка письма. Та­кого рода задачи, которыми предваряются упражнения по овладению основными графическими движениями и внут­ренней структурой рукописного шрифта (а не письмом эле­ментов букв), даются детям в тетрадях на печатной основе.

В Школе Жизни поддерживается письмо левой рукой у детей-левшей.

 

Уроки родного языка

Эти уроки могут быть введены в Школе Жизни позднее — со второго класса. Задача их заключается в том, чтобы, во-первых, помочь Ребёнку понять системность, то есть грамма­тику родного языка, постичь его законы, развить в себе уме­ния и навыки говорить правильно, образно, экспрессивно, писать орфографически, пунктуационно и стилистически гра­мотно. Уроки родного языка должны развить в Ребёнке уме­ние воспринимать красоту и богатство родной речи, развить в нём любовь, уважение и бережное к ней отношение. Следует учитывать ту возможность, что в более глубоком осмыслении строя родного языка ребёнку может помочь изучение ино­странного (иностранных) языка. Здесь понадобится опреде­лить содержание и методические тонкости для такой работы.

Содержание уроков родного языка направлено на усвое­ние детьми закономерностей словесности, на развитие в них природного чутья к образности речи, словотворчества и сло­вообразования.

В Школе Жизни, с помощью особой организации содер­жания языкового и соответствующего печатного материала, Ребёнок ставится в положение исследователя закономерно­стей и системности родного языка, он открывает обобщённые правила применения пунктуации, решения орфографических задач и задач правильного произношения и говорения.

 




Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (762)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7