Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Прочие теории обучения



2015-11-11 601 Обсуждений (0)
Прочие теории обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Не все еще известно о процессе обучения, и бихевиористская мо­дель оперантного создания рефлексов, рассмотренная выше, явля­ется всего лишь одним из множества подходов к этому процессу. В со­ответствии с оперантным формированием рефлексов обучение — это процесс, основанный на ответных реакциях, когда обучающийся не принимает никакого участия в определении предметов, подле­жащих изучению, или выборе методов обучения. Полезность этого процесса оспаривается школой действенного обучения, которая рас­сматривает обучение преимущественно как активный процесс, ко­торый предполагает взаимодействие индивидуума со средой. Обуче­ние рассматривается как проявление общего интеллектуального развития, которому нет необходимости зависеть от таких факторов, как стимул и ответная реакция. Например, люди изучают такие ка­тегории, как время, пространство, логика, отвлеченно, без какой-либо связи с оперантным созданием рефлексов.

Защитники теории действенного обучения утверждают, что обу­чение происходит тогда, когда люди приспосабливают свои взгляды и восприятия к соответствию со своими попытками установить связь с внешним миром. Считается, что мозг выполняет функцию, анало­гичную той, что выполняют средства, способствующие пищеваре­нию: он постоянно усваивает, интерпретирует и перерабатывает новый материал.

Другим подходом является модель социального обучения, которая предполагает, что индивидуум обладает интеллектом, который с самых первых дней его жизни стремится осознать и понять события и окружающую действительность. Социальное обучение как подход подразумевает следующее.

(а) Огромная часть обучения человека происходит в результате на­блюдения за окружающим миром и другими людьми. Будучи на работе, индивидуум учится поведению, пониманию и восприятию мира таким же образом, что и работники, выполняющие аналогич­ные рабочие роли и занимающие аналогичное положение.



Основы управления человеческими ресурсами


 


(б) Провалы обучающегося в попытке научиться обычно происхо­дят от неправильного управления процессом обучения, а не от не­способности обучающегося.

(в) Индивидуумы взаимодействуют и, следовательно, обучаются не только в социальной, но и в материальной среде.

Познавательная модель обучения — это еще одна альтернатива оперантному созданию рефлексов. Познание — мыслительный процесс, который управляет приобретением знаний. В него включа­ется интуиция, восприятие, воображение и аргументация. Познание касается того, как люди приобретают идеи и как формируется их восприятие. Соответственно этому познавательная модель рассмат­ривает обучение как процесс, при котором индивидуумы начинают понимать смысл своего жизненного опыта, который они постоянно подвергают переоценке с целью достижения лучшего понимания внешней среды, в которой действуют. Эта теория подразумевает следующее.

(а) Для того чтобы состоялся процесс обучения, обучающийся дол­жен постоянно и активно взаимодействовать (быть вовлеченным) с изучаемым материалом, который он должен воспринимать как цен­ный, полезный и прямо подходящий к требованиям обучения.

(б) Поскольку познание происходит в результате комплексных взаимодействий мыслей, эмоций, наблюдений и опыта, процесс обучения не может быть низведен к простому соотношению стиму­лов и ответных реакций, как предполагают бихевиористы.

Память

Необходимым условием процесса обучения является сохранность информации, т.е. ее необходимо запомнить. Обратите внимание (это важно), что неспособность обучающегося продемонстрировать полученные знания скорее может быть результатом не его неспо­собности, а неумения воспроизвести то, что было изучено. Причин этому может быть несколько.

(а) Разрушение заученной информации, т.е. долгое неиспользова­ние привело к тому, что часть ее забылась. Память, однако, редко пропадает совсем, и ее можно восстановить десятилетия спустя по­сле того или иного события.

(б) Вмешательство информации, касающейся других предметов, в конкретную информацию, «отложенную на хранение», например, противоречия между тем, что было выучено давно, и тем, что при­



5. Теории научения и обучение


 


шлось изучить относительно недавно, или путаница в информации, относящейся к разным предметам. Последнее может испытывать студент, который день и ночь интенсивно готовился к сдаче экза­мена по химии, пытаясь вспомнить какие-то исторические факты. Однако знания по истории накануне сдачи экзамена по этому предмету могут тормозить память студента при попытке вспомнить материал по химии.

(в) Блокирование памяти. Иногда люди знают, что располагают отве­том на вопрос, но тщетно пытаются вспомнить его. Ответ так и вер­тится на языке, хотя толком не вспоминается. В настоящее время мало еще известно об этом физиологическом феномене.

(г) Подавление, т.е. запрятывание болезненных воспоминаний, что­бы избавиться от чувства беспокойства, связанного с ними. Неко­торые воспоминания могут быть так глубоко подавлены, что для их восстановления требуется вмешательство психотерапевта и/или ме­дикаментозное лечение.

Забывчивость

Известно, что некоторые события и ситуации провоцируют забыв­чивость. В их число входят:

• неспособность или недоступность практики;

• недостаточное повторение важных пунктов в процессе обучения;

• индивидуальный отказ распознать важность данного пункта, по­скольку он противоречит внутренней системе ценностей данно­го человека или по каким-либо причинам не нравится ему;

• конфликты между новой информацией и тем, что было изу­чено и усвоено в прошлом;

• ранее приобретенный негативный опыт обучения,

Информация, являющаяся необычной или интересной в практи­ческом смысле, менее подвержена забываемости (даже если она ма­лозначима для человека), чем информация, являющаяся рутинной. Это выдвигает на первый план необходимость заострения внимания обучающегося на важных пунктах, при этом вся остальная информа­ция уравнивается, т.е. запоминается лишь в общих чертах.



2015-11-11 601 Обсуждений (0)
Прочие теории обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Прочие теории обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (601)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)