Программированный контроль знаний
Краткая теоретическая справка. Нейропсихология как отрасль клинической психологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций и эмоционально-личностной сферы на материале локальных поражений головного мозга и других моделях. Возникновение нейропсихологии. Вклад А. Р. Лурия в становление и развитие отечественной нейропсихологии. «Источники» знаний о функциональной организации мозга. Взаимосвязь нейропсихологии с общей психологией, нейроанатомией, нейрофизиологией, психофармакологией и др. Направления современной нейропсихологии: клиническая, экспериментальная, реабилитационная нейропсихология, нейропсихология детского, старческого возраста, нейропсихология индивидуальных различий (в норме), психофизиологическое направление, нейропсихологический подход в психодиагностике - их задачи и методы. Клиническая нейропсихология как основное направление. Нейропсихологический анализ нарушений психических процессов. Определение синдрома, симптома, фактора. Методы клинического нейропсихологического исследования А. Р. Лурия. Значение нейропсихологии для медицинской практики: нейропсихологическая диагностика локальных поражений головного мозга и восстановление высших психических функций. Вклад нейропсихологии в разработку фундаментального положения материалистической психологии о мозге как субстрате психических процессов, в изучение проблемы "мозг и психика". Мозг как орган, осуществляющий, реализующий психические процессы и состояния. Развитие материалистических традиций отечественной психологии (работы И.М.Сеченова и И.П.Павлова). Нейропсихологический подход к изучению проблемы биологической (в том числе генетически обусловленной) и социальной детерминации психики человека. Вклад нейропсихологии в разработку различных проблем общей психологии: в развитие теории высших психических функций человека, проблемы их системной организации, структуры прижизненного формирования, опосредованного характера, пластичности, уровневого строения, взаимосвязи и др. Высшие психические функции и "деятельностная" концепция развития и функционирования психики. Вклад нейропсихологии в изучение проблем эмоций, личности, проблемы психодиагностики. Изучение типологии нормы с позиций нейропсихологии. Задания для самоподготовки. 1. Ответить на вопросы из статьи Хомской Е.Д. Методологические и теоретические проблемы психологии в трудах А.Р. Лурия // Вопросы психологии. №1. 1983г. 1.1. Как в своих трудах А.Р. Лурия рассматривал проблемы социальной общественно-исторической и биологической детерминации психики человека? 1.2. Какое значение А.Р. Лурия отводил речи в опосредовании ВПФ? 1.3. Каковы основные характеристики ВПФ? 1.4. В чем суть теории А.Р. Лурия в отношении мозговых механизмов психики? 2. Исходя из статьи Ахутиной Т.В. Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: становление нейропсихологии // Вопросы психологии. №5. 1996г. ответить на следующие вопросы: 2.1. Каков был путь Л.С. Выготского к детальной разработке принципов нейропсихологии? 2.2. Каковы основания нейропсихологии? 2.3. В какую общую теоретическую систему эти принципы входят? 3. Из статьи Пуанте А.П. Применение Луриевского подхода в США // Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е. Д. Хомская. — М.: «Институт Общегуманитарных Исследований», 2004.ответить на следующие вопросы: 3.1. Каковы характерные особенности американской нейропсихологии? 3.2. Какие изменения произошли в американской нейропсихологии под влиянием работ А.Р. Лурия? 4. Выполните следующие задания, исходя из статьи Хомской Е.Д. Проблема факторов в нейропсихологии. // Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е. Д. Хомская. — М.: «Институт Общегуманитарных Исследований», 2004. 4.1. Дайте определение понятия «фактор» в нейропсихологии. 4.2. Опишите основные типы факторов. 5. Провести анализ научной и методической работы А.Р. Лурия из статьи Хомской Е.Д. Нейропсихологическая школа А.Р. Лурия // Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е. Д. Хомская. — М.: РПО, 1999. 6. Доклад на тему «А.Р. Лурия и психологическая наука». 7. Реферирование книги: Лурия А. Р. Этапы пройденного пути (научная автобиография) / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: МГУ, 1982. Программированный контроль знаний. 1. Нейропсихология - это отрасль: психологии £ физиологии £ неврологии £ нейрохирургии £ естествознания 2. Основоположником отечественной нейропсихологии является: £ Л.С. Выготский £ Е.Д. Хомская £ Л.С. Цветкова £ А.Р. Лурия £ А.Н. Леонтьев 3. Теория системной динамической локализации ВПФ разработана: £ Павловым И.П. £ Анохиным П.К. £ Лурия А.Р. £ Выготским Л.С. £ Цветковой Л.С. 4. Теоретической основой теории системной динамической локализации ВПФ является: £ учение о ВПФ Выготского Л.С. £ учение о функциональной системе П.К. Анохина £ концепция структурной организации О.С. Адрианова £ теория деятельности £ учение С.Л. Рубинштейна 5. Западная нейропсихология достигла больших успехов в разработке: £ общей концептуальной схемы мозга £ качественных методов исследования больных £ общей нейропсихологической теории £ количественных методов исследования больных £ частной нейропсихологической теории 6. Основными направлениями нейропсихологии являются: £ клиническое £ экспериментальное £ терапевтическое £ детского возраста £ общепсихологическое 7. Основными методами клинической нейропсихологии являются: £ методы восстановления экспрессивной речи £ методы восстановления импрессивной речи £ ЭЭГ £ вызванные потенциалы £ методы неаппаратурного исследования 8. Упорядочивание нейропсихологических понятий: первичный симптом фактор вторичный симптом синдром 9. Нарушение той или иной психической функции, которая обусловлена нарушением определенного звена функциональной системы - это: 10. Нарушение "собственно функции" данного участка мозга, ведущее к распаду ряда функциональных систем - это: 11. Классификация нейропсихологических синдромов использует следующие принципы: £ нозологический £ развития £ топический £ детерминизма £ единства сознания и деятельности 12. Задачи реабилитационного направления включают: £ аппаратурное исследование ВПФ £ неаппаратурное исследование ВПФ £ восстановительное обучение больных £ постановку топического диагноза £ аппаратурное исследование эмоциональной сферы 13. Основной задачей психофизиологического направления является: £ изучение физиологических механизмов нарушения ВПФ £ восстановление ВПФ £ неаппаратурное исследование ВПФ £ изучение нейропсихологических синдромов £ изучение нейропсихологических симптомов 14. Психофизиологическое направление использует следующие методы: £ миограмма £ батарея Лурьевских методов £ формирующий эксперимент £ плетизмограмма £ ЭЭГ 15. Нейропсихология старческого возраста изучает больных в возрасте: £ 50 - 60 £ 45 - 50 £ 45 - 70 £ 50 - 80 £ 60 - 70 16. Главная задача нейропсихологического подхода в психодиагностике: £ изучение физиологических механизмов нарушений ВПФ £ восстановление нарушенных ВПФ £ изучение нейропсихологических синдромов £ изучение здоровых людей с целью профотбора £ изучение здоровых людей с целью профориентации 17. Основные направления нейропсихологии развивались в следующем порядке: клиническая нейропсихология реабилитационное направление нейропсихология детского возраста нейропсихология старческого возраста 18. Связь нейропсихологии с общей психологией характеризуется: £ односторонностью £ двухсторонностью £ независимостью £ слиянием £ близостью предмета 19. Цель проведения нейропсихологического исследования: £ уточнение структуры симптома £ уточнение значения симптома £ постановку топического диагноза £ квалификацию дефекта £ выделение лежащего в основе фактора 20. Первый класс понятий нейропсихологии включает: £ симптом £ синдром £ психическая деятельность £ психический процесс £ действие 21. Второй класс понятий нейропсихологии включает: £ симптом £ синдром £ фактор £ действие £ психическая функция
Основная литература. 1. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека.-СПБ.: Питер, 2008 2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии.-СПБ.: Питер, 2006. 3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии.-М.: Academia, 2007. 4. Хомская Е.Д. Клиническая психология и нейропсихология: целое или часть? // Вопросы психологии. №5, 2003. 5. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2006. 6. II Международная конференция памяти А. Р. Лурия: Сборник докладов «А. Р. Лурия и психология XXI в.» / Под ред. Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман. - М., 2003. 7. Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е. Д. Хомская. — М.: «Институт Общегуманитарных Исследований», 2004. Дополнительная литература. 1. Адрианов О. С. Актуальные проблемы учения об организации функций мозга // Методологические аспекты науки о мозге. — М.: Наука, 1983. 2. Вассерман Л. И., Дорофеева С. И., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. Практическое руководство. — СПб.: Строй-леспечать, 1997. 3. Вудвортс О. С. Экспериментальная психология. — М.: Наука, 1950. 4. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. — М.: Педагогика, 1956. 5. Данилова Н. Н. Психофизиология. — М.: Аспект-Пресс, 1998. 6. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. — М.: Медицина, 1996. 7. Краснов В. Н. Роль нейропсихологии в развитии современной психиатрии // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия: Сб. докладов / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. — М.: РПО, 1998. 8. Корсакова H. К. Нейропсихология: развитие идей школы А. Р. Лурия // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия: Сб. докладов / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. - М.: РПО, 1998. 9. Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. — М.: МГУ, 1988. 10. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Политиздат, 1972. 11. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. — М.: МГУ, 1962, 1-е изд; 1969, 2-е изд; М.: Академ. проект, 2000, 3-е изд. 12. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. — М.: Педагогика, 1963. Т. 1; 1970. Т. 2. 13. Лурия А. Р. Психология как историческая наука (к вопросу об исторической природе психологических процессов) // История и психология. — М.: Педагогика, 19716. 14. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: Academia, 2002. 15. Лурия А. Р. О месте психологии в ряду социальных и биологических наук // Вопросы философии, 1976. — № 9. 16. Лурия А. Р. Этапы пройденного пути (научная автобиография) / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: МГУ, 1982. 17. А. Р. Лурия и современная психология / Под ред. Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой, Б. В. Зейгарник. - М.: МГУ, 1982. 18. Методологические аспекты науки о мозге / Под ред. О. С. Адрианова, Г. X. Шингарова. — М.: Медицина, 1983. 19. Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий / Под ред. Е. Д. Хомской, В. А. Москвина. М.; Оренбург: Оренбургский ОИПКРО, 2000. 20. Нейропсихологические исследования в неврологии, нейрохирургии и психиатрии / Под ред. Л. И. Вассермана. — Л.: Наука, 1981. 21. Нейропсихологическая диагностика / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: Воениздат, 1994. - Ч. 1, II. 22. Нейропсихология сегодня / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: МГУ, 1995. 23. Новые методы нейропсихологического исследования / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: Наука, 1989. Информационные ресурсы: 1. www.pedlib.ru/Books/3/0244/3_0244-1.shtml 2. psychology.net.ru/shop/book.html?book=157917 3. www.koob.ru/homskaja/homskaja_neuropsychology 4. www.psyinst.ru/library.php/index.htm?part=article&id=1610
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1128)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |