Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Программированный контроль знаний



2015-11-11 1128 Обсуждений (0)
Программированный контроль знаний 0.00 из 5.00 0 оценок




Краткая теоретическая справка.

Нейропсихология как отрасль клинической психологии, изучающая моз­говые механизмы высших психических функций и эмоционально-личностной сферы на материале локальных поражений головного мозга и других моде­лях. Возникновение нейропсихологии. Вклад А. Р. Лурия в становление и развитие отечественной нейропсихологии. «Источники» знаний о функцио­нальной организации мозга. Взаимосвязь нейропсихологии с общей психологией, нейроанато­мией, нейрофизиологией, психофармако­логией и др.

Направления современной нейропсихологии: клиническая, экс­перимен­тальная, реабилитационная нейропсихология, нейропсихология детского, старческого возраста, нейропсихология индивидуальных разли­чий (в норме), психофизиологическое направление, нейропсихологический подход в психодиагностике - их задачи и методы. Клиническая нейропсихология как основное на­правление.

Нейропсихологический анализ нарушений психических процес­сов. Опре­деление синдрома, симптома, фактора. Методы клинического нейропсихоло­гического исследования А. Р. Лурия. Значение нейропсихоло­гии для меди­цинской практики: нейропсихологическая диагностика ло­кальных поражений головного мозга и восстановление высших психических функций.

Вклад нейропсихологии в разработку фундаментального положения мате­риалистической психологии о мозге как субстрате психических про­цессов, в изучение проблемы "мозг и психика". Мозг как орган, осу­ществляющий, реа­лизующий психические процессы и состояния. Развитие материалистических традиций отечественной психологии (работы И.М.Сеченова и И.П.Павлова).

Нейропсихологический подход к изуче­нию проблемы биологической (в том числе генетически обусловленной) и социальной детерминации пси­хики человека. Вклад нейропсихологии в разработку различных проблем об­щей психологии: в развитие теории высших психических функций человека, проблемы их системной организа­ции, структуры прижизненного формирова­ния, опосредованного характе­ра, пластичности, уровневого строения, взаимо­связи и др. Высшие психиче­ские функции и "деятельностная" концепция раз­вития и функционирова­ния психики.

Вклад нейропсихологии в изучение проблем эмоций, лич­ности, проблемы психодиагностики. Изучение типологии нормы с позиций нейропсихологии.

Задания для самоподготовки.

1. Ответить на вопросы из статьи Хомской Е.Д. Методологические и теоретические проблемы психологии в трудах А.Р. Лурия // Вопросы психологии. №1. 1983г.

1.1. Как в своих трудах А.Р. Лурия рассматривал проблемы социальной общественно-исторической и биологической детерминации психики человека?

1.2. Какое значение А.Р. Лурия отводил речи в опосредовании ВПФ?

1.3. Каковы основные характеристики ВПФ?

1.4. В чем суть теории А.Р. Лурия в отношении мозговых механизмов психики?

2. Исходя из статьи Ахутиной Т.В. Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: становление нейропсихологии // Вопросы психологии. №5. 1996г. ответить на следующие вопросы:

2.1. Каков был путь Л.С. Выготского к детальной разработке принципов нейропсихологии?

2.2. Каковы основания нейропсихологии?

2.3. В какую общую теоретическую систему эти принципы входят?

3. Из статьи Пуанте А.П. Применение Луриевского подхода в США // Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е. Д. Хомская. — М.: «Институт Общегуманитарных Исследований», 2004.ответить на следующие вопросы:

3.1. Каковы характерные особенности американской нейропсихологии?

3.2. Какие изменения произошли в американской нейропсихологии под влиянием работ А.Р. Лурия?

4. Выполните следующие задания, исходя из статьи Хомской Е.Д. Проблема факторов в нейропсихологии. // Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е. Д. Хомская. — М.: «Институт Общегуманитарных Исследований», 2004.

4.1. Дайте определение понятия «фактор» в нейропсихологии.

4.2. Опишите основные типы факторов.

5. Провести анализ научной и методической работы А.Р. Лурия из статьи Хомской Е.Д. Нейропсихологическая школа А.Р. Лурия // Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е. Д. Хомская. — М.: РПО, 1999.

6. Доклад на тему «А.Р. Лурия и психологическая наука».

7. Реферирование книги: Лурия А. Р. Этапы пройденного пути (научная автобиография) / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: МГУ, 1982.

Программированный контроль знаний.

1. Нейропсихология - это отрасль:

 психологии

£ физиологии

£ неврологии

£ нейрохирургии

£ естествознания

2. Основоположником отечественной нейропсихологии является:

£ Л.С. Выготский

£ Е.Д. Хомская

£ Л.С. Цветкова

£ А.Р. Лурия

£ А.Н. Леонтьев

3. Теория системной динамической локализации ВПФ разработана:

£ Павловым И.П.

£ Анохиным П.К.

£ Лурия А.Р.

£ Выготским Л.С.

£ Цветковой Л.С.

4. Теоретической основой теории системной динамической локализации ВПФ является:

£ учение о ВПФ Выготского Л.С.

£ учение о функциональной системе П.К. Анохина

£ концепция структурной организации О.С. Адрианова

£ теория деятельности

£ учение С.Л. Рубинштейна

5. Западная нейропсихология достигла больших успехов в разработке:

£ общей концептуальной схемы мозга

£ качественных методов исследования больных

£ общей нейропсихологической теории

£ количественных методов исследования больных

£ частной нейропсихологической теории

6. Основными направлениями нейропсихологии являются:

£ клиническое

£ экспериментальное

£ терапевтическое

£ детского возраста

£ общепсихологическое

7. Основными методами клинической нейропсихологии являются:

£ методы восстановления экспрессивной речи

£ методы восстановления импрессивной речи

£ ЭЭГ

£ вызванные потенциалы

£ методы неаппаратурного исследования

8. Упорядочивание нейропсихологических понятий:

первичный симптом

фактор

вторичный симптом

синдром

9. Нарушение той или иной психической функции, которая обусловлена нарушением определенного звена функциональной системы - это:

10. Нарушение "собственно функции" данного участка мозга, ведущее к распаду ряда функциональных систем - это:

11. Классификация нейропсихологических синдромов использует следующие принципы:

£ нозологический

£ развития

£ топический

£ детерминизма

£ единства сознания и деятельности

12. Задачи реабилитационного направления включают:

£ аппаратурное исследование ВПФ

£ неаппаратурное исследование ВПФ

£ восстановительное обучение больных

£ постановку топического диагноза

£ аппаратурное исследование эмоциональной сферы

13. Основной задачей психофизиологического направления является:

£ изучение физиологических механизмов нарушения ВПФ

£ восстановление ВПФ

£ неаппаратурное исследование ВПФ

£ изучение нейропсихологических синдромов

£ изучение нейропсихологических симптомов

14. Психофизиологическое направление использует следующие методы:

£ миограмма

£ батарея Лурьевских методов

£ формирующий эксперимент

£ плетизмограмма

£ ЭЭГ

15. Нейропсихология старческого возраста изучает больных в возрасте:

£ 50 - 60

£ 45 - 50

£ 45 - 70

£ 50 - 80

£ 60 - 70

16. Главная задача нейропсихологического подхода в психодиагностике:

£ изучение физиологических механизмов нарушений ВПФ

£ восстановление нарушенных ВПФ

£ изучение нейропсихологических синдромов

£ изучение здоровых людей с целью профотбора

£ изучение здоровых людей с целью профориентации

17. Основные направления нейропсихологии развивались в следующем порядке:

клиническая нейропсихология

реабилитационное направление

нейропсихология детского возраста

нейропсихология старческого возраста

18. Связь нейропсихологии с общей психологией характеризуется:

£ односторонностью

£ двухсторонностью

£ независимостью

£ слиянием

£ близостью предмета

19. Цель проведения нейропсихологического исследования:

£ уточнение структуры симптома

£ уточнение значения симптома

£ постановку топического диагноза

£ квалификацию дефекта

£ выделение лежащего в основе фактора

20. Первый класс понятий нейропсихологии включает:

£ симптом

£ синдром

£ психическая деятельность

£ психический процесс

£ действие

21. Второй класс понятий нейропсихологии включает:

£ симптом

£ синдром

£ фактор

£ действие

£ психическая функция

 

Основная литература.

1. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека.-СПБ.: Питер, 2008

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии.-СПБ.: Питер, 2006.

3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии.-М.: Academia, 2007.

4. Хомская Е.Д. Клиническая психология и нейропсихология: целое или часть? // Вопросы психологии. №5, 2003.

5. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2006.

6. II Международная конференция памяти А. Р. Лурия: Сборник докладов «А. Р. Лурия и психология XXI в.» / Под ред. Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман. - М., 2003.

7. Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е. Д. Хомская. — М.: «Институт Общегуманитарных Исследований», 2004.

Дополнительная литература.

1. Адрианов О. С. Актуальные проблемы учения об организации функций мозга // Методологические аспекты науки о мозге. — М.: Наука, 1983.

2. Вассерман Л. И., Дорофеева С. И., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. Практическое руководство. — СПб.: Строй-леспечать, 1997.

3. Вудвортс О. С. Экспериментальная психология. — М.: Наука, 1950.

4. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. — М.: Педагогика, 1956.

5. Данилова Н. Н. Психофизиология. — М.: Аспект-Пресс, 1998.

6. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. — М.: Медицина, 1996.

7. Краснов В. Н. Роль нейропсихологии в развитии современной психиатрии // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия: Сб. докладов / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. — М.: РПО, 1998.

8. Корсакова H. К. Нейропсихология: развитие идей школы А. Р. Лурия // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия: Сб. докладов / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. - М.: РПО, 1998.

9. Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. — М.: МГУ, 1988.

10. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Политиздат, 1972.

11. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. — М.: МГУ, 1962, 1-е изд; 1969, 2-е изд; М.: Академ. проект, 2000, 3-е изд.

12. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. — М.: Педагогика, 1963. Т. 1; 1970. Т. 2.

13. Лурия А. Р. Психология как историческая наука (к вопросу об исторической природе психологических процессов) // История и психология. — М.: Педагогика, 19716.

14. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: Academia, 2002.

15. Лурия А. Р. О месте психологии в ряду социальных и биологических наук // Вопросы философии, 1976. — № 9.

16. Лурия А. Р. Этапы пройденного пути (научная автобиография) / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: МГУ, 1982.

17. А. Р. Лурия и современная психология / Под ред. Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой, Б. В. Зейгарник. - М.: МГУ, 1982.

18. Методологические аспекты науки о мозге / Под ред. О. С. Адрианова, Г. X. Шингарова. — М.: Медицина, 1983.

19. Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий / Под ред. Е. Д. Хомской, В. А. Москвина. М.; Оренбург: Оренбургский ОИПКРО, 2000.

20. Нейропсихологические исследования в неврологии, нейрохирургии и психиатрии / Под ред. Л. И. Вассермана. — Л.: Наука, 1981.

21. Нейропсихологическая диагностика / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: Воениздат, 1994. - Ч. 1, II.

22. Нейропсихология сегодня / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: МГУ, 1995.

23. Новые методы нейропсихологического исследования / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: Наука, 1989.

Информационные ресурсы:

1. www.pedlib.ru/Books/3/0244/3_0244-1.shtml

2. psychology.net.ru/shop/book.html?book=157917

3. www.koob.ru/homskaja/homskaja_neuropsychology

4. www.psyinst.ru/library.php/index.htm?part=article&id=1610

 



2015-11-11 1128 Обсуждений (0)
Программированный контроль знаний 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Программированный контроль знаний

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1128)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)