Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Краткая теоретическая справка. Основные принципы строения слухового анализатора



2015-11-11 1064 Обсуждений (0)
Краткая теоретическая справка. Основные принципы строения слухового анализатора 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные принципы строения слухового анализатора. Особенности строения слуховой системы, ее отличие от зри­тельной и кожно-кинестетической. Физические характеристики звука (частота, интенсивность, длительность, звуковой спектр) и соответствующие им физиологические параметры слуховых ощущений (высота, громкость, длительность, тембр звука). Вклад слухового анализатора в пространственную ориентировку.

Две слуховые функциональные си­стемы: нерече­вой и речевой слух.

Периферическая часть слуховой системы. Кортиев орган. VIII пара черепно-мозговых нервов. Продолговатый мозг. Средний мозг (нижние бугры четверохолмия). Медиальное или внутреннее коленчатое тело (МКТ). Слуховое сияние. 41 первичное поле коры височной области мозга.

Сенсорные нарушения работы слуховой системы при по­ражении периферического, подкоркового и коркового зве­ньев слухового ана­лизатора (снижение слуха на различные частоты, явле­ние рекрутмента, на­рушения абсолютной и дифференциальной слуховой чувствительности, на­рушения биноурального слуха, восприятия коротких звуков и др.).

Гностиче­ские слуховые нарушения при поражении вторич­ных корковых полей височ­ных отделов левого и правого полушарий мозга (у правшей). Слуховая агно­зия, амузия, аритмия, нарушения слуховой па­мяти. Нарушения речевого фо­нематического слуха.

Методы исследования нарушений слухо­вого (неречевого) гнозиса и фонема­тического слуха.

Задания для самоподготовки:

1. Законспектировать тему: «Патология слухового восприятия» из книги Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. -СПБ.: Питер, 2006.

2. Подготовить доклад на тему: «Физиологические и морфологические основы слуха».

3. Аннотирование книги: Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Часть 2. Глава 2. Височные отделы мозга и организация слухового восприятия. – М., 2002.

Программированный контроль знаний:

1. ................ - это совокупность нервных структур, воспринимающих и дифференцирующих звуковые раздражения и определяющих направление и степень удаленности источника звука.

2. Порядок расположения уровней слуховой системы.

1:кортиев орган улитки

2:слуховой нерв

3:ядра продолговатого мозга

4:средний мозг

5:первичное поле коры височных долей

3. Существует следующее соответствие между физическими параметрами звука и физиологических параметров слуховых ощущений:

частота звука высота звука
интенсивность   громкость звука
звуковой спектр тембр звука  

4. Физические параметры звука включают:

£ частоту

£ высоту

£ длительность

£ звуковой спектр

£ тембр звука

5. Физиологические параметры слуховых ощущений включают:

£ частоту

£ высоту

£ длительность

£ звуковой спектр

£ тембр звука

6. ............... - это лабиринт, расположенный внутри улитки, который соединяет слуховые клетки, погруженные в эндолимфу.

7. Поражение кортиева органа ведет к:

£ слуховым галлюцинациям

£ глухоте

£ частичной глухоте

£ нарушению восприятия громкости звука

£ слуховым агнозиям

8. Поражение восьмой пары черепно - мозговых нервов ведет к:

£ тотальной глухоте

£ частичной глухоте

£ слуховым обманам

£ нарушениям восприятия громкости звука

£ слуховым агнозиям

9. Поражения среднего мозга вызывает следующие нарушения:

£ слуховые обманы

£ глухоту

£ нарушение восприятия громкости звука

£ слуховые агнозии

£ нарушение биноурального слуха

10. Поражение медиального коленчатого тела приводит к возникновению:

£ слуховых галлюцинаций

£ глухоты

£ нарушения восприятия громкости звука

£ слуховых агнозий

£ нарушения биноурального слуха

11. Соответствие между уровнем слухового анализатора симптомом его поражения:

кортиев орган нарушение восприятия громкости звуков
восьмая пара черепно - мозговых нервов слуховые обманы  
средний мозг нарушение биноурального слуха

12. .............. - это нарушение восприятия различных бытовых звуков и шумов.

13. ............... - состоят в том, что больные не могут правильно оценить и воспроизвести относительно простые ритмические структуры, которые предъявляются им на слух.

14. ............... - это нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую мелодию, а также отличать одну мелодию от другой.

15. Исследование неречевого слуха включает следующие пробы:

£ шелест бумаги

£ шум дождя

£ шум машины

£ звук падающей капли

£ обращенные предложения

Основная литература:

1. II Международная конференция памяти А. Р. Лурия: Сборник докладов «А. Р. Лурия и психология XXI в.» / Под ред. Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман. - М., 2003.

2. Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. – 2 Всероссийская конференция. М., 2003.

3. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии — СПб.: Питер, 2006. — 320 с.

4. Функциональная межполушарная асимметрия. Хрестоматия / Под ред. Н.Н. Боголепова, В.Ф. Фокина. – Глава 1. – М., 2004г.

5. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2006. – 496с.

6. Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е. Д. Хомская. — М.: «Институт Общегуманитарных Исследований», 2004.

Дополнительная литература:

1. Доброхотова Т. А., Брагина Н. П., Зайцев О. С. и др. Односторонняя пространственная агнозия. — М.: Книга, 1996а.

2. Балонов Л. Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушария. — Л.: Наука, 1976а.

3. Белый Б. И. Нарушения психических процессов при поражении правого полушария // Вопросы психологии. — 1973. — № 6.

4. Гершуни Г. В. О механизмах слуха (в связи с исследованием временных и временно-частотных характеристик слуховой системы) // Механизмы слуха. — М.: МГУ, 1967.

5. Климковский М. Нарушение слухоречевой памяти при поражениях левой височной доли: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1966.

6. Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. — М.: МГУ, 1988.

7. Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы. — М.: МГУ, 1985.

8. Лурия А. Р. Функциональная организация мозга // Естественнонаучные основы психологии. — М.: Педагогика, 19786. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. — М.: МГУ, 1962, 1-е изд; 1969, 2-е изд; М.: Академ. проект, 2000, 3-е изд.

9. Методологические аспекты науки о мозге / Под ред. О. С. Адрианова, Г. X. Шингарова. — М.: Медицина, 1983.

10. Неврология / Под ред. М. Самуэльса. - М.: Мир, 1997.

11. Нейропсихологическая диагностика / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: Воениздат, 1994. - Ч. 1, II.

12. Нейропсихология сегодня / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: МГУ, 1995.

13. Поляков Г. И. О принципах нейронной организации мозга. — М.: Медицина, 1965.

14. Симерницкая Э. Г. Методика экспресс-диагностики «Лурия-90» — M 1991.

15. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. - М.: МГУ, 1985.

16. Синельников Р. Д., Синельников Я. Р. Атлас по анатомии человека. — М.: Медицина, 1996. - Т. 4.

17. Схема нейропсихологического исследования / Под ред. А. Р. Лурия. — М.: МГУ, 1973.

18. Тонконогий И. М. Введение в клиническую нейропсихологию. — Л.: Медицина, 1973.

19. Трауготт H. H., Вассерман Л. И., Дорофеева С. А. и др. О взаимоотношениях расстройств слуха и речи при очаговых поражениях коры головного мозга // Физиология человека, 1982. Т. 8. — № 1.

Информационные ресурсы:

[email protected]

 



2015-11-11 1064 Обсуждений (0)
Краткая теоретическая справка. Основные принципы строения слухового анализатора 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Краткая теоретическая справка. Основные принципы строения слухового анализатора

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1064)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)