Семинарское занятие №4
Тема: Проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Цель –изучение неравноценности больших полушарий головного мозга человека, теорию функциональной специфичности больших полушарий, а также проблему межполушарного взаимодействия. Вопросы для обсуждения. 1. Анатомические, физиологические и клинические данные, свидетельствующие о неравнозначности больших полушарий головного мозга. 2. Асимметрия полушарий мозга на уровне коры и подкорковых образований. 3. Теория функциональной специфичности больших полушарий. 4. Проблема межполушарного взаимодействия. 5. Межполушарная организация психических процессов у левшей. 6. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Краткая теоретическая справка. История изучения функциональной асимметрии мозга: клинические, физиологические и анатомические данные. Концепция доминантности левого полушария мозга (у правшей). Анатомические, физиологические и клинические доказательства неравноценности левого и правого полушарий мозга. Этапы развития теории межполушарной асимметрии мозга. Концепция функциональной специфичности больших полушарий головного мозга. Основные положения теории межполушарной асимметрии мозга. Парциальный характер функциональной асимметрии. Виды асимметрии. Степень асимметрии. Профиль межполушарной асимметрии или латеральной организации мозга (ПЛО). Исследование типов межполушарной асимметрии в норме, его значение для психодиагностики. Два основных направления в изучении проблемы межполушарной асимметрии мозга. Межполушарная асимметрия мозга как частный случай межполушарного взаимодействия. Межполушарное взаимодействие, межполушарные связи (передняя комиссура, мозолистое тело и др.). Синдром "расщепленного мозга". Дифференцированный характер межполушарного взаимодействия. Латеральные особенности нарушений гностических процессов (зрительного, слухового, тактильного восприятия), произвольных движений и действий; мнестических, интеллектуальных процессов, эмоционально-личностной сферы. Специфика нейропсихологических синдромов у левшей. Формирование межполушарного взаимодействия в онтогенезе. Межполушарная организация психических процессов у левшей. Методы исследования межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия невербальных и вербальных функций. Задания для самоподготовки. 1. В статье Симерницкой Э.Г. Нейропсихологический подход к изучению доминантности полушарий // Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е. Д. Хомская. — М.: «Институт Общегуманитарных Исследований», 2004 рассмотреть проблему взаимодействия полушарий головного мозга в вербально-мнестических процессах и в процессах письма. 2. Из статьи Хомской Е.Д. Об асимметрии блоков мозга // Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е. Д. Хомская. — М.: «Институт Общегуманитарных Исследований», 2004 изучить основные отличия в работе блоков мозга в левом и правом полушариях. 3. Исходя из статьи Газзанига М. Расщепленный человеческий мозг // Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е. Д. Хомская. — М.: «Институт Общегуманитарных Исследований», 2004. Ответить на следующие вопросы: 3.1. Ответственно ли мозолистое тело за интеграцию деятельности обоих полушарий в интактном мозгу? 3.2. Служит ли мозолистое тело для того, чтобы информировать одно полушарие о том, что происходит в другом? 3.3. До какой степени в действительности два полушария независимы друг от друга после их разделения? 4. Изучив статью Московичюте Л.И. Асимметрия полушарий мозга на уровне коры и подкорковых образований // Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е. Д. Хомская. — М.: «Институт Общегуманитарных Исследований», 2004 ответьте верны ли гипотезы: подкорковые образования обеспечивают не только неспецифическую активацию кортикальных систем, но и специфическим образом участвуют в обеспечении когнитивних процессов и межполушарные различия в протекании когнитивных процессов обнаруживаются уже на уровне подкорковых образований. 5. Ответьте на следующие вопросы из статьи Московичюте Л.И., Симерницкая Э.Г., Смирнов Н.А., Филатов Ю.Ф. О роли мозолистого тела в организации высших психических функций // Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е. Д. Хомская. — М.: «Институт Общегуманитарных Исследований», 2004: 5.1. Какова роль различных отделов мозолистого тела в обеспечении межполушарного взаимодействия? 5.2. Насколько высока стойкость эффектов, возникающих при повреждении мозолистого тела? 5.3. Зависят ли нарушения от объема и места повреждения мозолистого тела? 6. Подробно описать моторную, сенсорную и психическую асимметрии из статьи Доброхотовой Т.А., Брагиной Н.Н. Методологическое значение принципа симметрии в изучении функциональной организации человека // Хрестоматия «Функциональная межполушарная асимметрия» / Под ред. Н.Н. Боголепова, В.Ф. Фокина. – Глава 1. – М., 2004г.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (621)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |