Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семинарское занятие №4



2015-11-11 621 Обсуждений (0)
Семинарское занятие №4 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема: Проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.

Цель –изучение неравноценности больших полушарий головного мозга человека, теорию функциональной специфичности больших полушарий, а также проблему межполушарного взаимодействия.

Вопросы для обсуждения.

1. Анатомические, физиологические и клинические данные, свидетельствующие о неравнозначности больших полушарий головного мозга.

2. Асимметрия полушарий мозга на уровне коры и подкорковых образований.

3. Теория функциональной специфичности больших полушарий.

4. Проблема межполушарного взаимодействия.

5. Межполушарная организация психических процессов у левшей.

6. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.

Краткая теоретическая справка.

История изучения функциональной асимметрии мозга: клинические, фи­зиологические и анатомические данные. Концепция доминантности левого полушария мозга (у правшей). Анатомические, физиологические и клинические доказательства неравноценности левого и правого полушарий мозга. Этапы развития теории межполушарной асимметрии мозга. Концепция функциональной специфичности больших по­лушарий головного мозга.

Основные положения теории межполушарной асимметрии мозга. Парциальный характер функциональ­ной асим­метрии. Виды асимметрии. Степень асимметрии. Профиль межполушарной асиммет­рии или латеральной организации мозга (ПЛО). Исследование типов межпо­лушар­ной асимметрии в норме, его значение для психодиагностики.

Два основных направления в изучении проблемы межполушарной асимметрии мозга. Межполушарная асимметрия мозга как частный случай межполушарного взаимодействия.

Межполушарное взаимодействие, межполушарные связи (передняя комис­сура, мо­золистое тело и др.). Синдром "расщепленного мозга". Дифференци­ро­ванный характер межполушарного взаимодействия. Латеральные особен­ности нарушений гностических процессов (зрительного, слухового, так­тиль­ного восприятия), произвольных движений и действий; мнестических, интел­лектуальных процессов, эмоционально-личностной сферы. Специфи­ка нейропсихологических синдромов у левшей. Формирование межполушарного взаимодействия в онтогенезе.

Межполушарная организация психических процессов у левшей. Методы исследо­вания межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия невербальных и вербальных функций.

Задания для самоподготовки.

1. В статье Симерницкой Э.Г. Нейропсихологический подход к изучению доминантности полушарий // Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е. Д. Хомская. — М.: «Институт Общегуманитарных Исследований», 2004 рассмотреть проблему взаимодействия полушарий головного мозга в вербально-мнестических процессах и в процессах письма.

2. Из статьи Хомской Е.Д. Об асимметрии блоков мозга // Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е. Д. Хомская. — М.: «Институт Общегуманитарных Исследований», 2004 изучить основные отличия в работе блоков мозга в левом и правом полушариях.

3. Исходя из статьи Газзанига М. Расщепленный человеческий мозг // Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е. Д. Хомская. — М.: «Институт Общегуманитарных Исследований», 2004. Ответить на следующие вопросы:

3.1. Ответственно ли мозолистое тело за интеграцию деятельности обоих полушарий в интактном мозгу?

3.2. Служит ли мозолистое тело для того, чтобы информировать одно полушарие о том, что происходит в другом?

3.3. До какой степени в действительности два полушария независимы друг от друга после их разделения?

4. Изучив статью Московичюте Л.И. Асимметрия полушарий мозга на уровне коры и подкорковых образований // Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е. Д. Хомская. — М.: «Институт Общегуманитарных Исследований», 2004 ответьте верны ли гипотезы: подкорковые образования обеспечивают не только неспецифическую активацию кортикальных систем, но и специфическим образом участвуют в обеспечении когнитивних процессов и межполушарные различия в протекании когнитивных процессов обнаруживаются уже на уровне подкорковых образований.

5. Ответьте на следующие вопросы из статьи Московичюте Л.И., Симерницкая Э.Г., Смирнов Н.А., Филатов Ю.Ф. О роли мозолистого тела в организации высших психических функций // Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е. Д. Хомская. — М.: «Институт Общегуманитарных Исследований», 2004:

5.1. Какова роль различных отделов мозолистого тела в обеспечении межполушарного взаимодействия?

5.2. Насколько высока стойкость эффектов, возникающих при повреждении мозолистого тела?

5.3. Зависят ли нарушения от объема и места повреждения мозолистого тела?

6. Подробно описать моторную, сенсорную и психическую асимметрии из статьи Доброхотовой Т.А., Брагиной Н.Н. Методологическое значение принципа симметрии в изучении функциональной организации человека // Хрестоматия «Функциональная межполушарная асимметрия» / Под ред. Н.Н. Боголепова, В.Ф. Фокина. – Глава 1. – М., 2004г.



2015-11-11 621 Обсуждений (0)
Семинарское занятие №4 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семинарское занятие №4

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (621)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)