Дежурят: столовая - 1 отряд; территория - 2 отряд
ОТРЯДНОМУ ВОЖАТОМУ
Авторы-составители: Сохинова Ольга - педагог-организатор л. «Стремительный» Гавриленко Светлана - зам. по УВР л. «Стремительный» Оформитель: Голтвина Татьяна 1994 год* Уважаемые коллеги!
Мы начинаем с Вами работу в Новом 1995 году. Он знаменателен тем, что д/л "Стремительный" отметит свое 30-летие, вожатский отряд "Юность" – 25-летие, "Орленок" – 35-летие, а вся страна 50-летие Победы в Великой Отечественной войнe. Эти юбилеи только рубежи, которые каждый из нас должен отметить какими-то успехами. Это тем более важно, что открывается новая страница в истории "Орленка". Мы приступаем к реализации программы регионального взаимодействия "Лидер". А это значит, что на протяжении нескольких лет к нам будут приезжать ребята из одних и тех же территорий, что каждая смена - это экзамен на профессионализм всего педагогического коллектива, а следовательно, мера ответственности каждого педагога возрастает во иного раз. Эти рекомендации - попытка объединения педагогического коллектива на реализацию основной цели программы "Лидер": - создание педагогических условий для освоения подростком социально-значимого и жизненного опыта в общении, отношениях и деятельности, направленного на развитие лидерских качеств ребенка, ориентированного на достижения собственного успеха в различных видах деятельности (общественной, художественно-творческой, спортивной, познавательной и т.д.) Эти рекомендации - сочетание единых педтребований и методики самого сложного из периодов смены - организационного. Опытный вожатый найдет в них для себя новые приемы работы с детьми, для новичка - это руководство к действию, к постижению логики включения ребят в коллективно-творческую деятельность. Эти рекомендации - итог семинара в д/л "Стремительный", который спроектировал и наметил основные этапы двух первых смен, на которые приедут ребята - организаторы школьного самоуправления, внешкольных объединений, детских общественных организаций, Эти рекомендации - изложение опыта конкретных людей, поэтому Вы вправе брать их за основу своей работы, обогащать творчески, дополнять, но при этом попытаться не нарушать последовательность движения в логике данных рекомендаций. Они написаны в форме страничек вожатского дневника, на которых изложены педагогические цели, задачи и позиция вожатого, методика проведения конкретных дел и множество приемов, которые помогут реализовать всему педагогическому коллективу идеи предстоящей смены. А их несколько: - создание и функционирование органов детского самоуправления, как обучающего и организующего элементов смены; - деятельность школы "Лидер" как системы дополнительного образования подростков, направленной на расширение зоны развития в организаторской и культурной областях деятельности; - работа с детскими делегациями как основными носителями регионального опыта и интересов детства на местах для коррекции программы регионального взаимодействия на текущий и следующий годы; - совместная продуктивная игра "Взрослые и дети" по отработке модели регионального взаимодействия. В ходе смены нам предстоит в совместной деятельности с детьми осуществить работу: - совета доверия отряда (СДО); - совета командиров (председателей) СДО (вечерняя зорька); -совета школы "Лидер" (СЛ из представителей делегаций); - информационного совета (СИ); - совета досуга (СД); - совета хозяев (СХ); -совета доверия лагеря (СДЛ); С положениями об этих советах, о формах работы с ними Вы познакомитесь в приложений к данным рекомендациям. В течение смены будет проводиться большая исследовательская работа, которая поможет нам в будущем скорректировать подготовку к предстоящим сменам 1996 года, создать портрет современного подростка. В Вашу задачу будет входить сбор диагностической информации и качественное ведение педагогического дневника. Внимательно вчитайтесь в предложенные Вам рекомендации, попытайтесь понять авторов и творчески их реализуйте. А для того, чтобы мы говорили и использовали единую терминологию, мы приводим здесь маленький педагогический словарик. 1. Педагогическая цель - запрограммированный конечный результат деятельности педагога, который можно реально оценить. Выбор цели зависит от возможностей конкретного педагога как человека и профессионала. Педагогическая цель определяет направленность воспитательного процесса в течение смены и поэтому может быть только одна цель на смену. 2. Педагогическая задача - этапный результат педагогической деятельности, подчиненный обшей педагогической цели. По отношению к конкретному делу, моменту или периоду в жизни отряда имеет значение цели. Различаются: - на стратегические (перспективные) и тактические; - педагогические (воспитательные) и организационные (обеспечивающие условия реализации); - методические (обучающие); - ситуативные (возникающие в ходе педагогической деятельности). 3. Педагогические принципы - норма-основание реализации воспитательного процесса, определяются общечеловеческими и профессиональными ценностями. В программе "Лидер" определяются принципы гуманистического личностно - ориентированного подхода: - доверия, уважения и актуализации личности подростка; - учета внутренних мотивов (побуждений) личности подростка для его включения в процессы общения, отношений и деятельности; - эмпатийного (сопереживавшего) отношения к эмоциональному состоянию подростка и всего детского коллектива; - открытости педагога как носителя разнообразной информации для ребенка; - единства в предъявлении единых педтребований; - саморефлексивного анализа действий и результатов деятельности. К принципам жизни в "Орленке" относятся законы и традиции, которые на протяжении многих лет помогали вожатому в сплочении детского коллектива, а по сути являлись нравственной основой жизнедеятельности детей и взрослых. Реализация принципов позволяет говорить о наличии воспитывающей среды. 4. Педагогическое содержание - комплекс педагогических идей, позволяющих вожатому реализовать общую педагогическую цель. Выбор педагогической цели зависит от профессиональных возможностей вожатого. К педагогическим идеям относятся, например: идея организации коллективно-творческой деятельности взрослых и детей; идея развивавшего обучения и т.д. 5. Педагогический метод - технологическая единица воспитательного процесса, позволяющая педагогу с наименьшими затратами реализовать комплекс или задачу, поставленную на конкретном этапе его деятельности. К методам относятся: - метод беседы, дискуссии, рассказа и т.д.; - метод игры и романтики; - метод поручения; - метод проблемной ситуации и т.д. 6. Педагогический прием - технологическая единица мастерства вожатого. Позволяет вожатому постоянно оказывать влияние на каждого ребенка, чувствовать эмоциональное состояние детей, регулировать его, управлять вниманием. Различают игровые вербальные (словесные) и невербальные (мимические, жестикуляция, поведенческие) приемы. Чем больше их в опыте вожатого, тем выше его профессиональное мастерство. 7. Форма - комплекс методов и приемов, используемых вожатым для реализации какой-то педагогической идеи или задачи. Название формы определяет направленность содержания. В орлятской терминологии форма - это отрядное дело. 8. Комплекс форм, приемов и методов деятельности вожатого, направленный на достижение результатов его труда и обшей педагогической цели смены определяет систему педагогических средств воспитательного процесса. 9. Деятельность возникает только тогда, когда внутренний мотив (побуждение) (М) пробуждает у подростка интерес (И) и потребность (П) в совершении действия (Д), т.е. если сознание и моторика ребенка проходят цепочку М-И-П-Д, совершается деятельность, которая единственно формирует опыт человека. В противном случае совершается комплекс действий, которые носят принудительно-стереотипный или репродуктивный характер, то есть показывают уже сложившийся опыт (знания, умения, навыки) ребенка в каком-то виде деятельности. Поэтому такие формы дел как: интеллектуальные игры, конкурсы, соревнования носят скорее диагностический (для вожатого) характер, нежели развивающий, если дети не привлекались к их разработке, организации и проведению, а были только участниками. В ходе смены усвоение опыта ребенком проходит несколько этапов: 1 - адаптивный; 2 - учебный; 3 - демонстрационный; 4 - развивающий. 10. Таким образом, воспитание есть целенаправленный процесс усвоения подростком социально-значимого и жизненного опыта. Руководителем и организатором процесса является коллектив "Орленка", педагогический коллектив лагеря, педагог-организатор отряда (вожатый), обеспечивающий условия его реализации. Поэтому замыкание вожатого только внутри своего отряда, своей педагогической программы резко снижают возможности развития ребенка. Чаще обращайтесь к специалистам лагеря к своим коллегам по работе. При этом помните, что подросток - не объект Вашего педагогического воздействия, а субъект воспитательного процесса, имеющий право на свое мнение, на свободу выбора видов деятельности и свое участие в жизни коллектива. Еще раз вчитайтесь в предложенные Вам рекомендации, попытайтесь их понять и принять. Успехов Вам в работе! Января, среда Первый день заезда Дежурят: столовая - 1 отряд; территория - 2 отряд
10:00 Операция "Встреча"
В палатах на кроватях детей, предварительно заправленных, могут быть сюрпризы для приехавших. Должен быть уборочный инвентарь. Получите мусорницы, ведра, тряпки (для пыли и для полов).
Цель, задачи: а) Дети должны почувствовать себя уютно, получить на первое время всю необходимую информацию. б) Задать планку отношений.
Ход дела, позиция вожатого: а) Вожатый, встречающий детей, должен постараться вызвать к себе симпатию - улыбки, шутки, но не навязчиво. б) Подписываются визитки (которые заранее были сданы старшему вожатому в гостиную) - так легче различать "своих", вырабатывается привычка называть друг друга по именам.
Личная одежда, обувь и все остальные предметы должны храниться в разных местах. Показать, где можно взять нитки и иголки. Дается 30-40 минут на такую операцию (в течение которой вожатый может проводить индивидуальные беседы с детьми). 11:00 - операция "Уют" и индивидуальные беседы с детьми.
ОПЕРАЦИЯ "УЮТ".
Цель, задачи: Расположение и адаптация ребят на месте. Ход дела, позиция вожатого: Это время в распоряжении детей (разбирают вещи, переодеваются, подшивают вещи и пр.)
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (602)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |