Закономерности филогенеза систем органов. Пути эволюционного преобразования органов. Рудименты и атавизмы
В процессе эволюции конкретных групп организмов способы сочетаются сложным образом, что затрудняет выделение их в чистом виде. Наиболее часто эволюция происходит способом смены функций: а) плавательный пузырь кистеперых рыб превращается в орган дыхания; б) рука человека. Среди других способов наиболее важными являются: 1) расширение; 2) усиление и интенсификация; 3) активация функций; 4) субституция органов и функций. Примером расширения функций органов является эволюция группы плавниковых рыб (удержание тела, устойчивость, руль глубины, направление движения; у донных – передвижение и опора). Усиление и интенсификация сопровождаются увеличением числа основных функциональных единиц, из которых состоят органы. Примером расширения служит развитие переднего мозга позвоночных, эволюция молочных желез путем увеличения числа долей. Активация функций – или превращение пассивных органов в активные (развитие подвижных плавников рыб из боковых кожаных складок). Субституция или замещение органов и функций. В процессе филогенеза один орган заменяется другим, принимающим на себя функции первого. Заменяемый орган исчезает или становится рудиментарным. Так, хорда замещается позвоночником, головная почка позвоночных – туловищной. Рудиментарные органы, рудименты (от лат. rudimentum — зачаток, первооснова) — органы, утратившие своё основное значение в процессе эволюционного развития организма. Атави́зм (от лат. atavus — отдалённый предок) — появление у данной особи признаков, свойственных отдаленным предкам, но отсутствующих у ближайших. Примерами атавизма являются хвостовидный придаток и сплошной волосяной покров на теле человека, добавочные пары молочных желез и т. д. Отдельные признаки (например, незаращение предсердной перегородки сердца и др. ) могут служить основой для возникновения патологических изменений или препятствовать нормальному функционированию организма.
Экология. Окружающая среда как экологическое понятие. Экологические факторы. Единство организма и места существования. Среда – все то, что окружает организмы и прямо или косвенно влияет на их состояние, рост, развитие, выживаемость и размножение. Среда, как правило, складывается из множества элементов органической и неорганической природы, элементы, приносимые человеком в результате хозяйственной деятельности. Условия существования – совокупность необходимых для организмов элементов среды, с которыми он находится в неразрывном единстве, и без которого существовать не может. Экологические факторы – элементы среды, необходимые организму или отрицательно на него воздействующие. Различают три группы экологических факторов: Абиотические – комплекс условий неорганической среды, влияющих на организм: а) физические – температура, давление, влажность, ветер, радиационный режим; б) химические – химический состав атмосферы, морских и пресных вод, донных отложений и почвы. Биотические – совокупность влияния жизнедеятельности одних организмов на другие, они носят разнообразный характер.Антропогенные – совокупность влияния человека на органический и неорганический мир. В результате чего изменяется рельеф местности, химический состав основных сред и видовой состав организмов. Классификация животных по типу теплообмена: Пойкилотермные – входят животные с неустойчивым уровнем обмена веществ, непостоянной температурой тела, полным отсутствием терморегуляции. Гомойотермные – животные с более высоким уровнем обмена веществ, в процессе которого осуществляется терморегуляция и обеспечивается относительно постоянная температура тела. Гетеротермные – занимают промежуточное положение. В активном состоянии у них поддерживается относительно высокая температура тела, в неактивном – все жизненные процессы резко замедляются По отношению к водному режиму наземные организмы подразделяются на три основные экологические группы: Гигрофильные – влаголюбивые;Ксерофильные – сухолюбивые;Мезофильные – предпочитающие умеренную влажность.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1331)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |