Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Технологии контекстного обучения



2015-11-18 1528 Обсуждений (0)
Технологии контекстного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Кондратенко, Е. В.

К 642 Технологии профессионально-ориентированного обучения в вузе: учебное пособие/ Мар. гос. ун-т; Е. В. Кондратенко. – Йошкар-Ола, 2012. – 280 с.

 

ISBN 978-5-94808-626-2

 

В учебном пособии рассматриваются теоретические и прикладные аспекты организации процесса обучения в высшей школе; в обобщенном виде излагается материал по вопросам проектирования, разработки и применения преподавателем современных профессионально-ориентированных технологий обучения. Материалы пособия основаны на современных научных разработках педагогики высшей школы, выполнены с учетом компетентностного подхода к технологиям обучения студентов и организации самостоятельной работы, а также необходимых в связи с этим изменений в системе оценки образовательных результатов обучения.

Для преподавателей высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, студентов, магистрантов, аспирантов.

ББК Ч481.2

УДК 378

 

© Е. В. Кондратенко, 2012

© ГОУВПО «Марийский государственный

ISBN 978-5-94808-626-2 университет», 2012


ВВЕДЕНИЕ

 
 


Методологическим основанием модернизации современного высшего образования выступает компетентностный подход, реализация которого предполагает разработку технологий моделирования результатов образования и предоставления норм качества профессионального образования в виде компетентностей и компетенций, метакачеств, ориентация образования на цели-векторы: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности. Решение этой задачи требует обновления программно-технологического обеспечения образовательного процесса в вузе на основе переосмысления всего арсенала применяемых технологий с опорой на современные
возможности и инновационный опыт отечественных вузов.

При этом отличительными признаками современных профессионально-ориентированных образовательных технологий являются изменения характера деятельности и взаимодействия субъектов образовательного процесса, смена приоритетов – от трансляции знаний к созданию условий для более полной реализации личностного потенциала и проявления субъектных свойств в учебно-познаватель­ной,
информационно-поисковой, научно-исследовательской, учебно-профес­сио­наль­ной и контрольно-оценочной деятельности. Поскольку технология обучения в высшей профессиональной школе представляет собой системный комплекс психолого-педагогических процедур, включающих специальный подбор и компоновку дидактических форм, методов, приемов и средств, необходимых для эффективной организации процесса обучения, одним из значимых условий такой организации становится повышение профессиональной компетентности преподавателей высшей школы, овладение ими всем многообразием образовательных тех­нологий.

С целью оказания помощи педагогам в решении такого рода профессиональных задач подготовлено данное учебное пособие.

В первой главе пособия раскрывается сущность технологического подхода в современном высшем образовании, конкретизируются методические и технологические проблемы современной дидактики высшей школы, подробно рассматривается понятие «педагогическая технология» и ее характеристики как дидактической категории, формулируются общие требования, предъявляемые к современным педагогическим технологиям в системе профессионального образования.

Вторая глава пособия посвящена технологиям организации аудиторной работы в современном вузе с учетом позиций компетентностного и контекстного подходов. При этом, поскольку компетентностный подход задает принципиально иную логику организации профессионального образования, а именно логику решения задач и проблем, не только и не столько индивидуального, сколько группового, парного, коллективного характера, особое внимание уделено технологиям проблемного обучения, учебного проектирования, игровой деятельности.

Особое значение в реализации принципов компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования приобретает технология реализации самостоятельной работы как сфера проявления самоорганизации и активности студента, средство формирования его психологических, интеллектуальных и профессиональных качеств в их органическом единстве. Технологиям организации самостоятельной работы в вузе посвящена третья глава пособия.

Вхождение Российской Федерации в Болонский процесс требует от отечественного высшего образования комплексного решения проблем совершенствования качества обучения, обновления педагогических методик и технологий контроля эффективности обучения. Технологии оценки качества образования и качества образовательного процесса в вузе представлены в четвертой главе пособия. В содержании главы нашли свое отражение такие значимые проблемы, связанные с реализацией технологического и компетентностного подходов в оценке качества подготовки студентов, как использование контроля и оценки в качестве компонентов системы управления образовательной деятельности студентов; организация контроля и оценки самостоятельной образовательной деятельности студентов в условиях группового взаимодействия; применение педагогического тестирования как процедуры измерения учебных достижений студентов и технологии экспертизы качества образования; развитие творческого потенциала студентов в условиях рейтинговой технологии обучения и т. д.

Отдельным блоком в пособии выделен практикум по технологиям профессионально-ориентированного обучения в вузе, содержание и методический аппарат которого позволят сформировать профессиональные компетенции обучающихся в области проектирования и реализации собственной профессиональной деятельности с учетом позиций технологического подхода.

 



       
 
 
   


Технологический подход к организации
профессионально-ориентированного обучения
в современном вузе

Сущность технологического подхода в современном высшем образовании. Взаимосвязь технологического подхода с системным, деятельностным, компетентностным, личностно ориентированным подходами. Методические и технологические проблемы современной дидактики высшей школы. Понятие «педагогическая технология», ее характеристики как дидактической категории. Критерии технологичности. Этапы реализации педагогической технологии. Многообразие педагогических технологий и их классификации: по уровню применения, по ориентации на личностные структуры; по характеру модернизации традиционной системы обучения. Требования, предъявляемые к проектированию и конструированию педагогических технологий в системе профессионального образования.

1.1. Сущность технологического подхода и принципы
его реализации в системе высшего образования

 

Интенсивное обновление социально-политической и экономической жизни России обусловило широкомасштабные изменения в системе высшего образования. Стратегическими задачами современной высшей школы выступают социализация, профессионализация и самореализация студенческой молодежи. Специалист с высшим образованием рассматривается в свете новой образовательной парадигмы не только как профессионально компетентный работник, но и высокообразованный, культурный человек, обладающий системой жизненных стратегий и гуманистических ценностей, успешно ориентирующийся в различных сферах жизнедеятельности, владеющий базовыми, социально-гуманитарными и естественно-научными знаниями, умениями оценивать и анализировать социальные процессы, явления, прогнозировать их развитие в будущем.

Модернизация системы подготовки специалиста в высшей школе осуществляется во всех компонентах образовательного процесса (в изменении целей и задач, обновлении содержания, методов, средств и форм образования, появлении новых критериев оценки результативности данного процесса) и требует качественно новых подходов к организации образовательного процесса.

Обычно к анализу категории «подход» обращаются в особые периоды развития той или иной деятельности, когда фиксируются принципиальные изменения или возникают неразрешимые наличными средствами проблемы. К числу таких проблем в системе
современного высшего образования относится необходимость модернизации традиционных технологий обучения в вузе с учетом тенденций развития высшего образования и педагогических задач, вытекающих из этих тенденций:

- переход от обучения к учению, в соответствии с которым приоритетными становятся технологии, позволяющие организовать самостоятельную деятельность студентов по освоению содержания высшего образования – технологии организации самостоятельной работы, технологии модульно-рейтингового обучения и т. д.;

- изменение задач вузовского образования, связанных с реализацией компетентностного подхода и требующих технологий, включающих студентов в различные виды деятельности - проектной, творческой, научно-исследовательской;

- возрастающая роль информации в современном мире, актуализирующая технологии работы с различными источниками информации, поскольку информация сегодня используется как средство организации деятельности, а не как цель обучения;

- необходимость формирования у будущего выпускника вуза способности к взаимодействию и сотрудничеству, требующая использования технологий организации группового взаимодействия (дискуссии, дебаты, технологии обучения в сотрудничестве и т. д.);

- возрастание роли субъектности и самостоятельности студентав процессе обучения, необходимость «учения через всю жизнь», влекущие за собой возрастание в образовательном процессе удельного веса технологий, ориентированных на самообразование, самоконтроль, оценку достижений обучающихся;

- возрастание на рынке труда требований работодателей к компетентности выпускника вуза, что делает необходимым
включение в образовательный процесс педагогических технологий,
направленных на решение профессиональных задач (технология контекстного обучения, технология анализа конкретных ситуаций, технология деловых игр и т. д.).

Таким образом, в современной образовательной сфере высшего образования все более значимой становится проблема технологизации образовательного процесса, основными признаками которого являются: стандартизация результатов образования; упорядочение образовательной системы на основе иерархии уровней организации и соответствующих им специфических технологий. Технологическое обеспечение системы высшего образования предполагает разработку и внедрение научно обоснованных средств и учебных предметных сред обучения, рациональных методов, организационных форм, педагогических технологий, обеспечивающих эффективную организацию и управление образовательным процессом. В связи с этим одним из ведущих подходов к конструированию современного высшего образования становится технологический подход.

Как методологическая категория подход есть методологическое средство, методологическая основа исследования, методологическое основание для решения поставленной проблемы. Сочетая в себе несколько функций, подход может быть принципом и методом проектирования образования; методологическим регулятивом инновационной деятельности. На практике от правильного понимания сущности подхода зависит точное определение его места и роли среди других феноменов педагогической деятельности (цель, принцип, форма, метод, прием). В частности, О. С. Анисимовым подход рассматривается как один из типов норм деятельности, который в некоторых случаях обозначает использование неких специфических оснований для выбора конкретных способов, средств практической деятельности в виде признаков, элементов, качественных характеристик, которые должна обретать эта деятельность. В структуре подхода как целостного явления А. Петров выделяет два уровня:
концептуально-теоретический, включающий базовые, исходные концептуальные положения, идеи и принципы, которые выступают гносеологической основой деятельности, осуществляемой с позиций и в рамках данного подхода, являются ядром ее содержания, и процессуально-деятельностный, обеспечивающий выработку и применение в процессе такой деятельности целесообразных и адекватных ее концептуально-ориентированному содержанию способов и форм осуществления.

В широком понимании технологический подход– это научно и практически обоснованная система деятельности, применяемая человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей.

Технологический подход в образовании предусматривает проектирование и применение технологий для решения разного рода
образовательных задач, управление образованием и учебным процессом в соответствии с той или иной образовательной или педагогической технологией.

Слово «технология» имеет греческое происхождение и состоит из двух слов «techne» и «logos». Первое из них в буквальном переводе означает «искусство, мастерство», второе – «слово, знание, учение».

В США и Западной Европе работы по созданию технологий учебного процесса активно ведутся, начиная со второй трети XX века. В 1940–50-е годы в связи с внедрением в процесс обучения технических средств стал широко использоваться термин «технология образования», который в последующее десятилетие под влиянием работ по методике применения различных технических средств стал звучать как «педагогическая технология».

Тем не менее, в современной западной педагогической литературе для обозначения технологий, применяющихся в системе образования, обычно используется понятие «an educational technology», которое, согласно установившейся традиции, можно перевести как «образовательная технология». Это понятие является предельно широким, оно может описывать любые технологии, применяющиеся в различных подсистемах образования (управлении, материальном обеспечении, финансах, повышении квалификации, подготовке кадров, учебном процессе в учебных учреждениях различных типов и т. д.) и не указывает на какую-либо технологическую процедуру получения конкретного продукта. В России термин «технология» в связи с образовательным процессом впервые стал использоваться в 20-е годы XX века.Его появление во многом было вызвано попытками интенсивного внедрения в учебный процесс трудовой школы новых технических средств. Активным сторонником технологического подхода к построению учебно-воспитательного процесса был А. С. Макаренко. В «Педагогической поэме» он писал: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди... Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка».

В последующие годы исследования в области реализации технологического подхода к организации учебного процесса в отечественном образовании продолжались как в дидактике, так и в частных методиках преподавания отдельных предметов. В связи с этим в современной педагогике часто возникает вопрос о соотношении категорий «методика обучения» и «технология обучения».

В течение второй половины ХХ века технологический подход широко обсуждался в зарубежной печати и на международных конференциях. Исторический генезис становления технологического подхода в образовании полно представлен в исследовании Т. А. Ильиной. В частности, многими авторами педагогические технологии традиционно рассматривались как производство и применение аппаратуры, учебного оборудования и технических средств обучения для учебного процесса. По их мнению, педагогическая технология включает в себя многое: «от мела и классной доски» (Р. де Киффер) до «всех вещей, которые можно включить в розетку в стене» (М. Мейер). Данный подход получил свое развитие и на международном уровне. В глоссарии терминов по педагогическим технологиям (Париж, ЮНЕСКО, 1986) указано, что в первоначальном
смысле педагогическая технология означает использование в педагогических целях средств, порожденных революцией в области коммуникаций, таких, как аудиовизуальные средства, телевидение,
компьютеры и другие виды.

В рамках второго направления начинает развиваться технологический подход к построению самого учебного процесса и появляется новый термин «технология обучения». В зарубежной педагогике вторую позицию представляют Б. Скиннер, С. Гибсон, М. Жиллет, Т. Сакамото, В. Хаг. По их мнению, педагогическая технология – это процесс коммуникации или способ выполнения учебной задачи, включающий в себя применение бихевиористского подхода и системного анализа для улучшения обучения. В частности, С. Гибсон определяет педагогическую технологию как систематическое
использование людей, идей, учебных материалов и оборудования для решения педагогических проблем.

Представители третьей позиции (М. Эраут, Р. Стакенас, Р. Кауф­ман, Д. Эли, С. Ведемейер) рассматривают педагогическую технологию как обширную область знания, опирающуюся на данные социальных, управленческих и естественных наук. Так, по определению С. Ведемейера, педагогическая технология есть быстро развивающаяся область знания, междисциплинарный конгломерат с эле­ментами бихевиористской психологии, социальной философии,
тех­ники, теории коммуникации, аудиовизуального образования и кибернетики. В отечественной педагогике определение педагогической технологии как нового направления в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов, было дано П. И. Пидка­систым.

Четвертая позиция представляет многоаспектный подход и предлагает рассматривать несколько значений педагогической технологии одновременно, акцентируя при этом ее системное построение (Д. Финн, А. Ламсдейн, П. Митчел, Р. Тома, М. В. Кларин, К. Н. Сил­бер). По определению, предложенному М. В. Клариным, педагогическая технология означает «системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей». Многоаспектность и системность сущности педагогической технологии нашли свое отражение и в определении, предлагаемом ЮНЕСКО: «Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования».

Технологический подход к обучению активно разрабатывался отечественной педагогикой – ему посвящены работы В. П. Бес­палько, М. Е. Бершадского, В. И. Боголюбова, В. В. Гузеева. Т. А. Ильи­ной, М. В. Кларина, А. И. Космодемьянской, М. М. Левиной, З. А. Маль­ковой, Н. Д. Никандрова, Ю. О. Овакимяна, В. Я. Пилиповского, А. Я. Савельева, А. И. Умана и других ученых.

Основными функциями технологического подхода, на котором базируются проектирование и применение образовательных тех­нологий, являются:

- гностическая– познание отличительных свойств и признаков образовательных технологий;

- концептуальная– раскрытие сущности и определение специфики образовательных технологий;

- конструктивная – конструирование и создание новых технологий для образовательной практики;

- прогностическая – различные стратегии, направления, способы и методы применения технологий в образовательной практике.

Характерной чертой технологического подхода является направленность на достижение заведомо фиксированной цели и осуществление на этой основе коррекции учебного процесса, оперативной обратной связи. М. В. Кларин отмечает, что технологический подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок: социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения.

Проблема диагностичности педагогических целей как условия реализации технологического подхода к конструированию образовательного процесса подробно рассматривалась в исследованиях В. П. Беспалько. Педагогическая цель диагностична, если она имеет следующие признаки:

а) качество, которое формируется у личности (или группы),
имеет строго точное описание, позволяющее отличить его от разных других;

б) для выполнения диагностируемого качества (личности, группы) есть инструмент, с помощью которого можно контролировать его сформированность и измерить интенсивность его проявления;

в) имеется шкала, чтобы оценить измеряемое качество.

Проблема технологичности и диагностичности педагогических целей в системе высшего образования приобретает новое звучание в связи с реализацией компетентностного подхода к ожидаемым результатам высшего образования. Данный подход составляет концептуальное ядро ФГОС ВПОнового поколения и реализующих его образовательных программ высшего образования. Реализация компетентностного подхода в современной образовательной практике позволяет сформулировать образовательные цели в форме компетенций, каждая из которых определяется в виде требования к конкретному виду деятельности. Определение компетенций, предложенное в европейском проекте TUNING, звучит следующим образом: «…понятие компетенций и навыков включает знание и понимание(теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать(практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть(ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). Компетенции представляют собой сочетание характеристик (относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственностям), которые описывают уровень или степень, до которой некоторое лицо способно эти компетенции реализовать». В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образованиякомпетенцияопределяется как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. При этом все компетенции подразделяются на две группы: те, которые относятся к общим (универсальным, ключевым, надпрофессиональным), и те, которые можно назвать предметно-спе­циализированными (профессиональными). По определению А. И. Суб­бето, «компетенция предстает как компонент качества человека, некая группа его свойств, определяющих его способность (возможность, приспособленность, пригодность) выполнять определенную группу действий или определенный комплекс задач того или иного вида (рода) деятельности». Иными словами, в понятие компетенции в качестве составных частей входят не только знания, умения и навыки, но еще и личностные качества (инициативность, целеустремленность, способность к корректному целеполаганию, ответственность, толерантность и т. п.), социальная адаптация (умение
работать как самостоятельно, так и в коллективе, соотносить планирование и результаты своей деятельности с потребностями общества и т. п.), а также опыт профессиональной деятельности (и шире – творческой деятельности в избранной сфере и за ее пределами). Лишь в совокупности все эти компоненты формируют поведенческие модели – когда выпускник способен самостоятельно сориентироваться в ситуации и квалифицированно решить стоящие перед ним задачи (а в идеале и ставить новые).

Основными чертами компетентностного подхода к подготовке специалистов являются:

– общесоциальная и личностная значимость формируемых знаний, умений, навыков, качеств и способов продуктивной деятельности;

– четкое определение целей профессионально-личностного совершенствования, выраженных в поведенческих и оценочных терминах;

– выявление определенных компетенций, которые также являются целями развития личности;

– формирование компетенций как совокупности смысловых ориентаций, базирующихся на постижении национальной и общечеловеческой культуры;

– наличие четкой системы критериев измерения, которые можно обрабатывать статистическими методами;

– оказание педагогической поддержки формирующейся личности и создание для нее «зоны успеха»;

– индивидуализация программы выбора стратегии для достижения цели;

– создание ситуаций для комплексной проверки умений практического использования знаний и приобретения ценного жизненного опыта;

– интегративная характеристика проявлений личности, связанная с ее способностью совершенствовать имеющиеся знания, умения и способы деятельности по мере социализации и накопления опыта жизнедеятельности.

Поскольку овладение профессиональными компетенциями предполагает овладение многообразием видов профессиональной деятельности, реализация технологического подхода предусматривает включение обучающегося в разнообразные виды учебной деятельности, максимально приближенные к условиям профессиональной деятельности, то есть реализацию деятельностного подхода в обучении. Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся.

Особо ценным в технологическом подходе является требование системной организации образовательного процесса. Проблема эта давно решается в отечественной педагогике (о чем свидетельствуют труды В. В. Краевского, В. С. Леднева, И. Я. Лернера, П. И. Пидка­систого и др.). Технологический подход предполагает системное конструирование преподавания учебных дисциплин с учетом межпредметных, межкурсовых и внутрикурсовых связей в обучении, воспитании и развитии для обеспечения целостности и преемственности всего образовательного процесса в данном учебном учреждении.

Проектирование высокоэффективной учебной деятельности обучающихся, по определению В. А. Сластенина, в самом общем виде включает в себя:

1) описание измеримого ожидаемого результата обучения (степень владения понятиями, способами деятельности, особенности интеллектуального развития и т. п.);

2) характеристику психических процессов (ориентировочных, логических, креативных, эмоциональных, смыслотворческих и др.), которые необходимо актуализировать для достижения поставленных образовательных целей;

3) обоснование содержания деятельности, стимулирующей требуемые психические процессы; конструирование ситуаций общения, дающих нужный познавательный и практический опыт;

4) представление учебного материала в виде системы задач и дидактических процедур их усвоения (организация индивидуальной и коллективной учебной деятельности);

5) выявление логики изучаемого предмета и условий переноса освоенного в новые образовательные ситуации;

6) разработка процедур контроля, измерения диагностики качества усвоения материала (степени индивидуального развития обучающегося, способов его коррекции).

Для реализации конструктивной функции технологического
подхода существенное значение приобретает определенная логика структурирования педагогической технологии, которая отражает структуру процесса достижения образовательной цели и последовательность применения для этого методов и средств обучения. Конструирование образовательного процесса в вузе с учетом позиций технологического подхода строится с учетом следующих этапов педагогической деятельности:

- постановка целей и их максимальное уточнение с ориента­цией на достижение результатов;

- подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями;

- оценка текущих результатов;

- коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;

- заключительная оценка результатов.

Прогностическая функция технологического подхода состоит в том, что любая образовательная технология может рассматриваться как проект действий субъектов образовательной среды. Реализация прогностической функции связана с определением возможных перспектив развития образовательного процесса средствами реализуемых педагогических технологий, определением путей совершенствования личности в образовательном процессе, предвосхищением результатов педагогической деятельности.

По определению Г. К. Селевко, технологический подход поз­воляет:

- с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;

- анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;

- комплексно решать образовательные и социально-воспита­тель­ные проблемы;

- обеспечивать благоприятные условия для развития личности;

- уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;

- оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ре­сурсы;

- выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педаго­гических проблем.

Основными направлениями реализации технологического подхода в высшем образовании являются:

- технологическое совершенствование и оптимизация организации совместной деятельности преподавателей и студентов, связанные с передачей и усвоением постоянно изменяющегося содержа­нием образования;

- опора на новые информационные технологии и возможности глобальной информатизации;

- внедрение социальных технологий в процесс взаимодействия участников образовательного процесса через овладение технологиями общения, сотрудничества и сотворчества;

- поиск оптимальной системы средств и условий, обеспечивающих развитие студентов как субъектов учения и общения, познания и саморазвития;

- разработка контрольно-оценочной составляющей образования.

Таким образом, реализация технологического подхода к проектированию и конструированию образовательного процесса в вузе открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической, социальной действительности; позволяет с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами; анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование; комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы; обеспечивать благоприятные условия для развития личности; уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека; оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы; выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Обоснуйте необходимость реализации технологического подхода в проектировании и конструировании современного высшего образо­вания.

2. Докажите взаимосвязь в реализации компетентностного и технологического подходов в системе высшего образовании.

3. Согласны ли вы с утверждением, что технологизация образовательного процесса в высшей школе может привести к нарушению принципов его гуманизации?

4. Каким образом реализация технологического подхода позволяет комплексно решать образовательные и социально-воспитатель­ные проблемы подготовки выпускника?



1.2. Характеристика педагогической технологии
как дидактической категории

 

В настоящее время понятие «педагогическая технология» имеет множество трактовок и определяется как:

- системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО);

- системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).

- продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов);

- проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике, содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько);

- упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (В. А. Сластенин);

- систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования» (А. М. Воронин, В. Д. Симоненко);

- строго научное проектирование и точное воспроизведение
гарантирующих успех педагогических действий (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов);

- последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников (В. С. Безрукова).

- совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели (Российская педагогическая энциклопедия);

- описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков);

Из приведенных определений следует, что педагогическая технология – это категория педагогики, обладающая большой степенью общности, обобщенности, стереоскопичности. Таким образом, пользуясь терминологией Г. К. Селевко, современное понятие «педагогическая технология» является содержательным обобщением и имеет три основных аспекта:

- научный – технология является научно разработанным решениемопределенной проблемы, основывающимся на достижениях психолого-педагогической теории и передовой практики;

- формально-описательный – технология рассматривается как модель, описание целей, содержания методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых
результатов;

- процессуально-действенный – технология есть сам процесс осуществления деятельности, последовательность и порядок функционирования и изменения всех его компонентов, в том числе объектов и субъектов деятельности.

Педагогическая технология как дидактическая категория описывается через раскрытие ряда характеристик, наиболее значимыми из которых являются дидактические признаки, функции, критерии технологичности.

Анализ исследований, посвященных педагогическим технологиям, позволяет выделить следующие существенные признаки любой педагогической технологии:

- разрабатывается под конкретный педагогический замысел и отражает методологическую позицию автора;

- в основе лежит технологическая цепочка педагогических действий, строго соответствующая целевым установкам;

- может быть воспроизведена любым преподавателем и гарантирует достижение образовательных стандартов;

- строится не только на взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, но и предполагает взаимодействи



2015-11-18 1528 Обсуждений (0)
Технологии контекстного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Технологии контекстного обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1528)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)