Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Технология проблемного обучения в вузе



2015-11-18 3386 Обсуждений (0)
Технология проблемного обучения в вузе 4.83 из 5.00 6 оценок




Проблемное обучение – это тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность обучающихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Со второй половины 60-х годов ХХ века идея проблемного обучения всесторонне и глубоко разрабатывалась в отечественной педагогике. Большое значение для становления теории проблемного обучения имели работы отечественных психологов, развивших положения о том, что умственное развитие характеризуется не только объемом и качеством усвоенных знаний, но и структурой мыслительных процессов, системой логических операций и умственных действий (С. Л. Рубинштейн, Н. А. Менчинская). Значительный вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, А. В. Брушлинский, И. Я. Лер­нер, И. А. Иль­ниц­кая и др. В педагогической литературе встречаются следующие родственные термины и понятия: проблемный подход (Т. И. Шамова), принцип проблемности (В. Т. Кудрявцев, А. М. Ма­тюшкин), требующие обязательной организации проблемной ситуации; проблемные методы (В. Оконь) как пути и способы решения педагогических задач; проблемное обучение как тип обучения (М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин), если рассматривать его как относительно самостоятельную дидактическую систему. Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании обучающихся под руководством преподавателя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. Проблемное обучение направлено на формирование познавательной самостоятельности обучаемых, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей. В этом и заключается его главное отличие от традиционного объяснительно-иллюстративного обучения.

М. И. Махмутов выделил следующие специальные функции проблемного обучения:

- воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);

- воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы;

- формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности);

- формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

Каждая из указанных функций осуществляется в разнообразной практической и теоретической деятельности студента и зависит от учета характерных особенностей проблемного обучения, которые одновременно являются и его отличительными признаками:

1. Специфическая интеллектуальная деятельность студента по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем,что обеспечивает сознательность, глубину, прочность
знаний и формирование логико-теоретического и интуитивного
мышления.

2. Проблемное обучение – наиболее эффективноесредство формирования мировоззрения,поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого, диалектического мышления. Самостоятельное решение проблем обучающимися одновременно является и основным условием превращения знаний в убеждения,так как только диалектический подход к анализу всех процессов и явлений действительности формирует систему прочных и глубоких убеждений.

3. Принцип связи теории с практикой и использование жизненного опыта обучающихся при проблемном обучении выступают не как простая иллюстрация теоретических выводов, правил (хотя это и не исключается), а главным образом как источникновых знаний и как сфера приложения усвоенных способов решения проблем в практической деятельности. По этой причине связь с жизнью служит важнейшим средством создания проблемных ситуаций и (непосредственным или опосредствованным) критерием оценки правильности решения учебных проблем.

4. Систематическое применение преподавателем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ, требующих как и актуализации ранее приобретенных, так и усвоения новых знаний и способов деятельности.

5. Реализация индивидуального подходапри проблемном обучении обусловлена наличием учебных проблем разной сложности, которые каждым обучаемым воспринимаются по-разному. Индивидуальное восприятие проблемы вызывает различия в ее формулировании, выдвижении многообразных гипотез и нахождения тех или иных путей их доказательства.

6. Динамичность проблемного обучения обусловлена динамичностью самой проблемы, в основе которой всегда лежит противоречие, присущее любому явлению, факту действительности. Динамичность проблемного обучения заключается в том, что одна ситуация переходит в другую естественным путем на основе закона взаимосвязи и взаимообусловленности всех вещей и явлений окружающего мира.

7. Высокая эмоциональная активность обучаемых, обусловленная, во-первых, тем, что сама проблемная ситуация является источником ее возбуждения, и, во-вторых, тем, что активная мыслительная деятельность обучаемого неразрывно связана с чувственно-эмоциональной сферой психической деятельности. Самостоятельная мыслительная деятельность поискового характера, связанная с индивидуальным «принятием» учебной проблемы, вызывает личное переживание обучаемого, его эмоциональную активность.

8. Новое соотношение индукции и дедукции и новое соотношение репродуктивного и продуктивного усвоения знаний в процессе проблемного обучения.

Структурными элементами технологии проблемного обучениявыступают следующие методические приемы:актуализация изученного материала; создание проблемной ситуации; постановка учебной проблемы; построение проблемной задачи; решение проблемы (формулирование гипотез, их доказательство, анализ возможных ошибок; предсказание естественных следствий из каждой гипотезы;обобщение); проверка решения проблемы и повторение.

Основными понятиямиданной дидактической технологии являются «проблемная ситуация», «учебная проблема», «проблемная
задача».

Проблемная ситуация – осознанное субъектом затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний и новых способов действий.

Проблемная ситуация может возникать:

1) когда обучающийся встречается с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях;

2) когда имеются противоречия между теоретически возможным путем решения и его практической неосуществимостью;

3) вследствие противоречия между практически доступным результатом и отсутствием знаний для теоретического обоснования;

4) если обучаемый не знает способа решения поставленной задачи, не может дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации, т. е. осознает недостаточность прежних знаний для такого объяснения.

Во всех этих случаях проблемная ситуация перерастает в учебную проблему.

Варианты классификаций проблемных ситуаций представлены в таблице 4.

Таблица 4



2015-11-18 3386 Обсуждений (0)
Технология проблемного обучения в вузе 4.83 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Технология проблемного обучения в вузе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3386)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)