Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Другие факторы и их взаимодействие



2015-11-18 768 Обсуждений (0)
Другие факторы и их взаимодействие 0.00 из 5.00 0 оценок




В последнее время в отдельную группу выделяют новый вид ресурсов —информацию. Поскольку основными носителями информации являются именно предприниматели, которые лучше других информированы о сильных и слабых сторонах своих фирм, можно предположить, что владение информацией является неотъемлемой составляющей предпринимательских способностей.

Помимо перечисленных факторов производства, в экономике играют большую роль такие факторы, как общая культура, различающаяся в различных обществах; наука, имеющая всеобщий, общечеловеческий характер; социальные факторы, прежде всего состояние нравственности, правовая культура.

Факторы производства, как и все виды ресурсов, ограничены. Ресурсов всегда недостаточно по сравнению с существующими потребностями, которые требуется удовлетворить с помощью этих ресурсов. Из данного противоречия между неограниченными потребностями и ограниченными средствами, предназначенными для их удовлетворения, возникает проблема ограниченности.

Ни один из факторов в отдельности не может произвести продукт и принести доход. Поэтому процесс производства представляет собой взаимодействие факторов.

Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

Рынок: признаки, функции, черты

Экономическая теория и анализ опыта ведения хозяйства в различных странах мира показывают, что до сих пор не изобретено более эффективного инструмента развития экономики, чем рынок.

А. Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Условия возникновения рынка

· общественное разделение труда

· экономическая обособленность производителей

· самостоятельность производителя

Б. Основными признаками рынка является следующие:

      Признаки рынка      
           
         
нерегулируемое предложение   нерегулируемый спрос   нерегулируемая цена
производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить   потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать   цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения
               

В. Черты рынка

Рыночный механизм несовершенен и имеет как преимущества, так и недостатки.

Позитивные Негативные
— Способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в те отрасли, где они в данный момент более всего необходимы, т. е. объективно формирует структуру производства. — Стимулирует научно-технический прогресс и тем самым способствует ресурсосбережению в обществе. — Направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества, т. е. создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность. — Стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности, опираясь на принципы саморегуляции и сопоставляя экономические интересы. — Не гарантирует решение таких социально-экономических проблем, как безработица, инфляция, защита окружающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки. — Распределяет продукты по результатам конкуренции, что приводит к социальному неравенству. — Порождает тенденцию к монополизации производства, поскольку необходимость защиты от конкурентов приводит к сговорам и слияниям; научно-технический прогресс вызывает необходимость концентрации и накопления капитала. — Не решает проблему внешних издержек (эффектов), т. е. издержек, не отраженных в ценах рынка, которые ложатся на плечи общества. — Не может решить все региональные проблемы, которые связаны, прежде всего, с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов. — Способствует циклическому развитию, в основе которого лежит необходимость обновления капитала.

Г. Функции рынка

Рынок выполняет много разнообразных функций, среди которых главными считаются следующие:

 

Наименование функции Ее сущность
Посредническая Соединение производителей товаров и их потребителей
Ценообразования Установление равновесной цены на тот или иной вид товара — цены, при которой спрос на товар равен предложению товара
Информацион-ная Предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары
Регулирующая «Перетекание» капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повышенными
Санирующая (оздоровитель-ная) «Освобождение» экономики от неэффективной хозяйственной деятельности: банкротство нерентабельных предприятий и процветание общественно полезных производств

3. Необходимыми условиями развития рыночного хозяйстваявляются следующие:

      Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства    
         
             
  Конкурентная среда   Наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов)  
     
         
  свободное ценообразование        
    Обеспечение подвижности ресурсов  
         
  многообразие форм собственности        
    Функционирование инфраструктуры рынка, организующей движение товарных и денежных потоков и обеспечивающей участников рынка необходимой информацией  
         
  отсутствие монополизации рынка    
     
           
  действие законов, охраняющих права частной собственности        

2. Виды рынков. В современной экономике существует не один рынок, а целая их система.

Основание Виды рынков
Действующее законодательство · легальный (законный); · нелегальный (теневой)
Товары и услуги · потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг; · средств производства; · рабочей силы; · инвестиций, т. е. долгосрочных вложений; · иностранных валют; · ценных бумаг (фондовые биржи); · научно-технических разработок и инноваций; · информации
Пространственный признак · мировой; · региональный; · национальный; · местный
Тип конкуренции · совершенной (чистой) конкуренции; · несовершенной конкуренции: - чистой монополии - монополистической конкуренции - олигополии

Плотность некоторых из этих рынков сегодня весьма высока. Особенно это касается тех рынков, на которых продается технологически совершенная продукция.

4. Основные параметры, регулирующие поведение участников рынка: спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь.

А. Спрос отражает готовность покупателя приобретать товары и услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени. Спрос, таким образом, есть отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут купить.

Готовность приобретать означает две вещи: желание и возможность. От понятия «спрос» отличается понятие «величина спроса». Величина спроса отражает то количество товара, которое было бы куплено по некоторой цене за определенный период времени при данном характере спроса, то есть неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Изменение спроса, таким образом, отражается изменением положения кривой спроса, ее сдвигами (см. график 1). Каждая данная кривая спроса строится для неизменных неценовых факторов спроса. Тогда сдвиг спроса происходит под воздействием изменения одного или нескольких факторов спроса.

 

P (цена товара) D (кривая спроса)

           
             
           
    D2      
    D1        
             
        Q

(количество товара)

График 1. Изменение спроса

 

Изменение величины спроса есть движение вдоль кривой спроса при неизменности факторов спроса (см. график 2). Взаимосвязь между изменением спроса и величины спроса проявляется в следующем: когда спрос увеличивается, повышаются объемы спроса при всех ценах, и наоборот

 

P (цена товара) D (кривая спроса)

         
P1     D1      
             
P2            
        D2    
           
Q1 Q2     Q

(количество товара)

График 2. Изменение величины спроса

Цена — денежное выражение стоимости товаров и услуг.

Цена спроса — максимальная цена, по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определенный период времени.

Закон спроса утверждает, что существует обратная взаимосвязь между ценой и величиной спроса. При неизменном доходе человек будет приобретать больше данного продукта по низкой цене, чем по высокой. К примеру, человек потребляет только один продукт — хлеб, а его доход составляет 3000 руб. в месяц. При цене хлеба в 30 руб. он приобретает лишь 100 буханок в месяц, а при цене 15 руб. — 200. Это и есть отрицательная зависимость между ценой и величиной спроса.

В основе закона спроса лежит принцип убывающей предельной полезности. При росте потребления данного продукта, его предельная полезность убывает, а, следовательно, люди будут покупать дополнительные единицы такого продукта лишь при условии, что его цена снижается.

Закон спроса можно также объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода состоит в том, что при изменении цены данного товара изменяется и реальное количество этого товара, которое потребитель способен приобрести на ту же величину дохода. С другой стороны, эффект замещения означает, что изменение цены данного товара изменяет и относительную структуру цен.

 

цены на сопряженные товары       потребительские предпочтения
     
    Неценовые факторы спроса      
   
         
число покупателей   ожидания изменения цены   доход
                 

Б. Предложениеотражает готовность продавца продать товары или услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени. Предложение, таким образом, есть отношение между ценой товара и его количеством, которое продавцы хотят и могут продать.

От понятия «предложение» отличается понятие «величина предложения». Величина предложения отражает то количество товара, которое может быть продано по некоторой цене за определенный период времени при данном характере предложения, то есть неизменности прочих факторов, влияющих на предложение.

Изменение предложения, таким образом, отражается изменением положения кривой предложения, то есть ее перемещением на плоскости (см. график 3). Каждая данная кривая предложения строится для неизменных факторов предложения. Тогда изменение предложения происходит под воздействием изменения одного или нескольких факторов.

Изменение величины предложения есть движение вдоль одной и той же кривой предложения при неизменности факторов спроса (см. график 4).

P (цена товара) S (кривая предложения)

    S2        
    S1      
             
           
             
             
             
        Q

(количество товара)

 

График 3. Изменение предложения

 

P (цена товара) S (кривая предложения)

             
P1          
        S2    
             
P2            
      S1      
             
Q1 Q2     Q

(количество товара)

График 4. Изменение величины предложения

Взаимосвязь между изменением предложения и величины предложения проявляется в следующем: когда предложение увеличивается, повышаются объемы предложения при всех ценах, и наоборот.

Цена предложения — минимальная цена, по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определенный период времени.

Закон предложения утверждает, что существует прямая взаимосвязь между ценой и величиной предложения.

 

цены на ресурсы   налоги и дотации   цены на другие товары
     
    Неценовые факторы предложения    
       
               
         
технология производства   число продавцов на рынке   ожидания изменения цен
                 

 

Еще одним элементом рыночного саморегулирования является конкуренция.

5. Конкуренция (позднелат. — concurentia, от concurrere — сталкиваться, состязаться) — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.

А. Черты конкуренции

Позитивные Негативные
· Ограничивает возможность возникновения монополий (от греч. mono — один, poleo — продаю), которые контролируя основную часть производства или сбыта определенного товара, могут взвинчивать цены, снижать качество и т. д. · Создает возможность выбора для потребителя. · Заставляет экономику гибко реагировать на изменение обстановки. · Способствует внедрению технических достижений в производство, улучшению качества продукции. ·Постоянное разорение многих товаропроизводителей. ·Отвлечение неоправданно больших средств на рекламу. ·Использование нечестных методов борьбы: o подкуп работников; o шантаж; o промышленный шпионаж и др.

 

Б. Виды конкуренции. Конкуренция может существовать только при определенном состоянии рынка и быть совершенной или монополистической:

 

 

    Конкуренция    
       
     
совершенная (чистая)   монополистическая
такой тип структуры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения   такой тип структуры рынка, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары

6. Виды рынков Исходя из данных типов конкуренции, можно выделить следующие виды рынков.

Рынок Его характеристика  
Совершенной (чистой) конкуренции Существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию. Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги), ресурсы, о затратах и т. д. Нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен. Продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену. Примеры: рынки сельскохозяйственных продуктов, рынок рыбы, фондовый рынок (акции)
Чистой монополии Отрасль, состоящая из одной фирмы. Эта фирма является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, так как контролирует все предложения. Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры. Естественная монополия – фирма,которая может производить товары и услуги с меньшими издержками,чем несколько фирм. Примеры: железнодорожные перевозки, коммунальные службы, метро
Монополисти-ческой конкуренции Большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Ограниченный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным. Но товары взаимозаменяемы. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции. Примеры: местные магазины розничной торговли, парикмахерские, фитнесс-центры
Олигополии (от греч. oligos — несколько, poieo — продаю) Существование на рынке малого числа крупных фирм (от 2 до 5), которые контролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной, так и разнородной. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию. Примеры: мобильные телефоны, парфюмерия, самолеты
       

 

Современное состояние рынка экономисты называют «несовершенной конкуренцией», подразумевая под этим термином монополистическую конкуренцию и олигополию.

8. Одним из условий, необходимых для бесперебойной работы рынка, является инфраструктура рыночного хозяйства.

А. Инфраструктура (от лат. infra — под, структура) рынка — совокупность рыночных институтов, обслуживающих рыночной хозяйство.

Рыночная инфраструктура фактически занимает то огромное экономическое пространство, которое отделяет производителей от потребителей.



2015-11-18 768 Обсуждений (0)
Другие факторы и их взаимодействие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Другие факторы и их взаимодействие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (768)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)