ИХ СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ
В учебной и специальной литературе нет однозначного толкования сущности научно-технического прогресса (НТП) и научно-техни- ческой революции (НТР). На основе обобщения литературных источников можно дать следующие определения этим понятиям. Научно-технический прогресс —это непрерывный процесс со- вершенствования орудий и предметов труда, технологии, организа- ции производства и труда на базе (основе) достижений науки. Понятие НТП по своему содержанию шире, чем понятие НТР. Научно-техническая революция —это составная часть и высшая сту- пень НТП. НТР —это коренные изменения в науке и технике, оказы- вающие существенное влияние на общественное производство. Таким образом, НТР — . это составная и более существенная по значимости часть НТП. Если НТП может развиваться как на эволю- ционной, так и на революционной основе, то НТР —это скачкооб- разный процесс. Возможное графическое изображение сущности НТП представ- лено на рис. 7.1. Сущность научно-технического прогресса наиболее четко ха- рактеризует спираль (вариант ≪б≫), где сама спираль —это НТП, а каждый ее виток —НТР на определенном этапе развития общества. Различают макро- и микрореволюцию. Макрореволюция —это такая революция, результаты которой самым коренным образом затрагивают все общественное производ- ство или многие его сферы. Примерами макрореволюции могут быть электрификация, внедрение ЭВМ, радиофикация и др. Микрореволюция —это такая революция, результаты которой затрагивают только отдельные отрасли народного хозяйства или 109 а) б) Рис. 7.1. Сущность НТП промышленности, например, бездоменное получение стали в чер- ной металлургии, ГПС в машиностроении, пересадка сердца в ме- дицине и др. Таким образом, основными отличиями макро- от микрореволю- ции являются масштабность распространения и значимость резуль- татов НТР. За все время существования и развития человечества происхо- дило много научно-технических революций, и этапы этого разви- тия называются по эволюции применяемых орудий труда: камен- ный век, бронзовый, железный век. Многие ученые и специалисты говорят о том, что на смену железному веку, в котором мы сейчас живем, придет век легких металлов. Наш век чаще всего называют веком атома, кибернетики, ЭВМ и т. п. Современная НТР существенно отличается от предшествую- щих не только качественными параметрами применяемых новых орудий и предметов труда, технологическими процессами, но и другими особенностями, а именно: •превращением науки в непосредственно производительную силу общества; •опережающим развитием науки по сравнению с техникой и технологией; •более существенной социально-экономической значимостью современной НТР; •сокращением цикла ≪наука—производство≫; •расширением границ проникновения современной НТР, ее масштабностью и др. Остановимся на этих особенностях более подробно. Превраще- ние науки в непосредственную производительную силу общества не означает, что наука превращается в ее четвертый элемент. Это свидетельствует лишь о том, что наука самым существенным обра- зом, и в позитивном плане, влияет на каждый элемент производи- тельных сил общества, тем самым преобразуя и усиливая их. Схе- матично механизм этого влияния показан на рис. 7.2. ПО Рис. 7.2. Механизм влияния науки на производительные силы общества Из этого рисунка следует, что между производительными сила- ми и наукой существует прямая и обратная связь. Результаты научных исследований в конечном итоге приводят к совершенствованию и появлению принципиально новых орудий и предметов труда, к повышению уровня знаний и квалификации ра- бочей силы, что, в свою очередь, является основой для преобразова- ния и возрастания производительных сил общества, а в конечном итоге для развития экономики. В этих условиях у государства и коммерческих организаций появляется больше возможностей для финансирования науки. Что касается такой особенности современной НТР, как опере- жающее развитие науки по сравнению с техникой и технологией, то в современных условиях это имеет принципиально важное значе- ние. У государства и крупных хозяйствующих субъектов появляет- ся возможность прогнозировать и планировать создание такой тех- ники и технологии, а также предметов труда, которые в наибольшей степени обеспечат реализацию стратегических замыслов в области развития экономики и решения социальных проблем. Благодаря такой особенности современной НТР в настоящее время имеется возможность планировать и сокращать весь цикл ≪наука—производство≫, что имеет важное значение для повышения эффективности затрат, направляемых на развитие науки и техники. Смысл сокращения цикла ≪наука—производство≫ как особен- ности современной НТР заключается в уменьшении временного ин- тервала с момента появления научной идеи до ее реализации на практике. Например, человечеству потребовалось 102 года, чтобы фотография с момента появления этого изобретения стала приме- няться на практике. Для телефона это время составило всего 56 лет, а для транзистора —всего 5 лет (табл. 7.1). Но это не значит, что 111 сейчас все открытия и изобретения можно реализовать на практике за столь короткий период. Т а б л и ц а 7.1 Сокращение цикла ≪начало исследований —внедрение изделия≫ Изделия Фотография Телефон Радио Телевидение Радар Атомная бомба Транзистор Время между началом исследований и внедрением изделия 1727—829 1820—876 1867—902 1922—936 1926—940 1939—945 1948—953 Продолжительность времени, год 102 56 35 14 14 6 5 По данным американского ученого Ф. Линна, средний период освоения нововведений составил с 1885 по 1919 г. —37 лет, с 1920 по 1944 г. —24 года, с 1945 по 1964 г. —14 лет, а для наиболее перспективных открытий (электроника, атомная энергия, лазеры) — 3— лег. Современная НТР имеет и такую особенность, как расширение границ проникновения и ее масштабность. Современная наука все глубже проникает в познание космоса, земли и океана, атома и че- ловека, а также в другие сферы. Масштабность НТР означает не только масштабы этого позна- ния, но и масштабы реализации. Современная НТР, как и предыду- щие, в первую очередь затронула орудия труда и слабо коснулась технологии, предметов труда и управления. И если она по-настоя- щему затронет эти элементы производства, то экономические и со- циальные последствия будут еще более значительными. Поэтому центр тяжести научных прикладных исследований необходимо пе- реориентировать именно на эти направления. Кроме понятий НТП и НТР, в литературе за последние годы до- вольно часто встречаются такие понятия, как ≪инновация≫ и др. ≪Инновация≫ является синонимом нововведения, или новшест- ва. По определению, данному в ≪Концепции инновационной по- литики Российской Федерации на 1998—000 гг.≫, инновация — конечный результат инновационной деятельности, получивший реа- лизацию в виде нового или усовершенствованного продукта, пред- ставленного на рынке, нового или усовершенствованного техноло- гического процесса, используемого в практической деятельности. Инновации тесно связаны и научно-техническим прогрессом, являясь по сути его результатом. Инновационная деятельность — 112 это деятельность, направленная на использование и коммерциали- зацию результатов научных исследований и разработок для расши- рения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпус- каемой продукции (товаров, услуг), совершенствования техноло- гии их изготовления с последующим обязательным внедрением и эффективной реализацией как на внутреннем, так и на внешних за- рубежных рынках. Ивестиционная деятельность, связанная с капи- тальными вложениями в инновации, называется инвестиционно- инновационной деятельностью. Ускорение НТП имеет важнейшее экономическое и социальное значение для любого государства мира. Пожалуй, нет такого более мощного и сильного фактора, который бы так существенно влиял на все экономические и социальные процессы, каким является уско- рение НТП. Ускорение НТП является основой для: •повышения эффективности общественного производства; •повышения технического уровня производства и обеспече- ния конкурентоспособности отечественной продукции; •обеспечения соответствующего имиджа государства; •осуществления позитивных структурных сдвигов в экономике; •улучшения структуры отечественного экспорта; •повышения материального благосостояния граждан РФ и ре- шения других социальных проблем. Исходя из этой значимости ускорения НТП, необходим и адек- ватный подход к решению этой проблемы на всех уровнях. Следует отметить, что положительное влияние НТП на решение социальных проблем осуществляется как прямо, так и косвенно, че- рез поступательное развитие национальной экономики и повыше- ние эффективности производства. То есть только эффективно функ- ционирующая экономика создает материальную основу и позволя- ет решать социальные проблемы общества. Под воздействием научного и технического прогресса преобра- зовалась и продолжает меняться вся система международных отно- шений и в ее пределах внешняя политика отдельных стран, изме- няются и подходы в анализе соотношения сил в мире. В системе соотношения сил в мире важным фактором стал национальный научно-технический потенциал и его эффективность, а также на- правленная на его использование инновационная политика. Это об- стоятельство хорошо отражено в сообщении сенатской комиссии (1991 г.), занимающейся анализом международной политики Со- единенных Штатов: ≪С точки зрения ближайшего и более отдаленного будущего Соединенных Штатов вопросы науки и технологии заслуживают большего внимания, чем какой-либо другой элемент национальной политики, чем какой-либо другой компонент национальных про- грамм≫ [19]. 113 Это высказывание является как никогда актуальным для России как в настоящем, так и в будущем. Экономическую выгоду от ускорения НТП получают все стра- • ны мира и отдельные субъекты хозяйствования, но особенно суще- ственную получают те страны, которые являются лидерами в облас- ти развития науки и техники. Б этом случае правомерно говорить о получении научной ренты, которая с усилением глобализации экономики проявляется все четче и весомее. В экономических словарях рента трактуется как доход, полу- ченный владельцем от использования земли, имущества, капитала, не требующий от владельца осуществления предпринимательской деятельности, затраты дополнительных усилий. Известно, что существует земельная и горная рента. Возникно- вение земельной ренты связано с плодородием земли и более вы- годным ее расположением. В этом случае землевладелец получает от ее использования более высокий доход по сравнению со средним доходом. Горная рента образуется за счет более выгодной добычи каких- либо полезных ископаемых (более высокого качества полезного ис- копаемого, удобного местонахождения, неглубокого залегания и других преимуществ). Например, условия добычи нефти в Кувейте, Ираке намного благоприятнее, чем в РФ. Затраты на добычу 1 бар- реля (158,987 л) нефти в Кувейте составляют примерно 3— долла- ров, а в России —8—1 долларов. Под ≪научной рентой≫ следует понимать извлечение экономи- ческой выгоды отдельным государством или субъектом хозяйство- вания за счет обеспечения лидерства в области развития науки и техники. Механизм получения научной ренты на макроуровне представ- лен на рис. 7.3. Рис. 7.3. Механизм получения научной ренты 114 Из этого следует, что научная рента образуется за счет надбавки к средней цене и продажи интеллектуальной собственности (патен- тов, лицензий, ≪ноу-хау≫) и гудвилла. Необходимо отметить, что на вновь созданную продукцию надбавка к средней цене действует только на протяжении 2— лет (максимум 5 лет), т. е. до тех пор, пока существует монополия на выпуск этой продукции. По мере освоения выпуска этой продукции другими странами надбавка к средней цене уменьшается и с появлением конкуренции пол- ностью исчезает, а следовательно, исчезает и научная рента. Научная рента состоит из трех слагаемых: где Рн —общая научная рента; Рц—научная рента от продажи новой и наукоемкой продукции по более высоким ценам; Ри с —научная рента от продажи лицензий, патентов, ≪ноу-хау≫; Рг —научная рента от гудвилла. Научная рента существенно отличается от горной и земельной ренты. Эти отличия заключаются в следующем: •горная и земельная рента создаются без усилий и затрат чело- века, так как это природный фактор. Для получения научной ренты от отдельного государства или субъекта хозяйствования требуются значительные затраты всех видов ресурсов для обеспечения лидер- ства в области НТП; •научную ренту могут получать только лидеры в области раз- вития науки и техники. Это могут быть отдельные государства или субъекты хозяйствования. Последние десятилетия преобладающую часть мировой науч- ной ренты получали и получают США. США уже на протяжении длительного периода сознательно проводят эффективную научно-техническую политику, сущность которой заключается в том, чтобы по ведущим направлениям НТП быть значительно впереди по сравнению с другими странами мира. Благодаря такой политике США снимают ≪сливки≫ не только в эко- номической, но и в политической деятельности. Как известно, эко- номика и политика неотделимы друг от друга, но приматом в этом являются национальные экономические интересы. После снятия ≪сливок≫ США через 2— года передают технологии (на платной основе) в другие страны, в первую очередь в страны Западной Евро- пы (Германию, Англию, Францию, Италию и др.), а сами начинают производить новую продукцию на более высоком научно-техниче- ском уровне. За последние 30—0 лет больших успехов в области НТП до- стигла Япония. На наш взгляд, объяснить такой взлет Японии в эко- номическом и научно-техническом плане можно следующими при- чинами. 115 Во-первых, в Японии отсутствуют собственные природные ре- сурсы, необходимые для развития экономики. В этих условиях Япо- ния вынуждена развивать перерабатывающую промышленность (работающую на импортном сырье) и значительную часть этой про- дукции отправлять на экспорт, что вряд ли возможно без обеспече- ния ее высокого качества. Во-вторых, обеспечение высокого качества продукции возможно только на основе ускорения научно-технического прогресса, так как между этими понятиями существует тесная связь и взаимозависи- мость. И в этом направлении Япония добилась существенных успехов. В-третьих, японцы, исходя из своего менталитета, особенностей островного государства, поняли, как и американцы, всю важность и значимость развития науки и техники для национальной экономики и престижа государства. Они поняли, что такое научная рента и какие экономические и социальные выгоды можно получить от нее. В-четвертых, важно не только понять значимость ускорения НТП, но еще важнее разработать и реализовать научно обоснован- ную политику. Японцам с детства прививается чувство патриотиз- ма, рационализма и дух творчества. Все эти слагаемые, на наш взгляд, и обеспечили взлет Японии как в экономическом, так и в научно-техническом плане. В отдель- ных направлениях НТП, особенно в области электроники, Япония уже не уступает США. Что касается России, то она располагает значительным науч- ным потенциалом, который должным образом не реализован на практике. Наша страна на данном этапе развития тоже может полу- чать научную ренту (менее существенную, чем США и Япония), но только от реализации отдельных направлений развития науки и тех- ники, например в области космоса и авиации, где мы не отстаем от развитых стран, а в некоторых направлениях даже лидируем. Составляющей научной ренты является гудвилл (имидж) пред- приятия. Гудвилл предприятия —это прежде всего престиж пред- приятия, который достигается за счет высокого качества продукции и репутации на протяжении достаточно длительного времени. Но основой появления гудвилла является внедрение результатов науч- но-технического прогресса. Имидж предприятия можно рассматри- вать внутри страны, где оно функционирует, а можно на мировом уровне. В последнем случае гудвилл как составляющая научной ренты существенно возрастает.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (590)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |