И КООПЕРИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Специализация —это процесс сосредоточения выпуска опреде- ленных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т. е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций. Специализация производства представляет собой одну из форм разделения общественного труда и организации производства. В промышленности, частное разделение труда означает деление промышленности на отрасли и дальнейшую их дифференциацию, с одной стороны, и специализацию предприятий —с другой. Единичное разделение труда представляет собой специали- зацию внутри предприятия. Специализация предприятий и цехов происходит в результате обособления производств однородных го- товых изделий, а также производства отдельных составных частей продукции и отдельных операций технологического процесса по их изготовлению. В промышленности различают следующие формы специализа- ции: •предметная специализация. Ее сущность заключается в том, что предприятия специализируются на выпуске готовой продукции (тракторов, автомобилей, самолетов и т. п.); •подетальная специализация. В этом случае предприятие специализируется на производстве отдельных деталей, узлов и аг- 80 регатов. Примером такой специализаций может служить подшип- никовый, карбюраторный и другие подобные им заводы; •стадийная, или технологическая, специализация. При та- кой форме предприятия специализируются на выполнении лишь отдельных стадий технологического процесса, например, прядиль- ные фабрики, изготавливающие пряжу для ткацких предприятий, литейные, кузнечно-прессовые и сборочные производства в маши- ностроении; •специализация вспомогательных производств. К такой форме специализации можно отнести предприятия, которые заняты выпуском тары и упаковки, инструмента и оснастки, а также выпол- няющие ремонтные работы. В зависимости от масштабности различают внутриотраслевую, межотраслевую и межгосударственную специализации. Высшей ступенью является межгосударственная специализа- ция, т. е. специализация в рамках ближнего и дальнего зарубежья. Особенно актуально для России развитие специализации в рамках дальнего зарубежья, так как она слабо развита и на данном этапе более эффективна для нашего государства. Для характеристики уровня и анализа специализации на практике используется ряд показателей: •коэффициент охвата производства. Он характеризует долю продукции специализированной отрасли в общем выпуске продук- ции данного вида; •коэффициент специализации, который характеризует долю основной (профильной) продукции в общем выпуске продукции отрасли, предприятия, цеха; •коэффициент подетальной специализации, характеризующий долю продукции подетально (технологически) специализирован- ных предприятий и цехов в общем выпуске продукции отрасли, предприятия, цеха; •широта номенклатуры и ассортимента выпускаемой продук- ции. Чем шире номенклатура и ассортимент выпускаемой продук- ции на предприятии и в цехе, тем ниже уровень специализации. Специализация тесно связана с кооперированием производства. По сути это две стороны одного процесса, поэтому в экономиче- ском плане их необходимо рассматривать в единстве. Кооперирование -—это длительные производственные связи между предприятиями, выпускающими какую-то сложную про- дукцию. В соответствии с формами специализации в промышленности различают три формы кооперирования: •предметное, или агрегатное, кооперирование, заключаю- щееся в том, что ряд предприятий поставляет разные изделия (элект- ромоторы, генераторы, редукторы и др.) головным заводам, выпус- кающим машины и оборудование; •81 •подетальное кооперирование, когда ряд специализирован- ных предприятий поставляет головному заводу узлы и детали (под- шипники, втулки, поршневые кольца и т. д.); •технологическое, или стадийное, кооперирование, выра- жающееся в поставках одними предприятиями полуфабрикатов го- ловным заводам (пряжи — . ткацким фабрикам; поковок, отливки — машиностроительным заводам). Основным показателем уровня кооперирования является доля стоимости полуфабрикатов, заготовок, деталей и узлов, получае- мых от других предприятий в порядке кооперирования, в общей стоимости продукции предприятия. Косвенным показателем уровня кооперирования является количест- во предприятий, с которыми кооперируются головные предприятия. В определенной мере уровень кооперирования характеризует и радиус кооперирования, который определяется как средневзвешен- ная величина. С точки зрения отраслевой принадлежности и территориально- го расположения кооперирующихся между собой заводов различа- ют следующие виды связей по кооперированию между промыш- ленными предприятиями: •внутрирайонные, когда кооперируются предприятия, рас- положенные в одном экономическом (административном) районе, вне зависимости от отраслевой принадлежности; •межрайонные, когда кооперируются предприятия, располо- женные в различных экономических (административных) районах; •внутриотраслевые, когда кооперируются предприятия од- ной отрасли, и межотраслевые —при кооперировании заводов разных отраслей. С точки зрения приближения поставщиков к потребителям и сокращения транспортных расходов наиболее выгодным является внутрирайонное кооперирование. Однако в современных условиях развития науки и техники, глубокого общественного разделения труда невозможно обойтись только внутрирайонным кооперирова- нием, особенно в машиностроении. Современные машины —слож- ные изделия, состоящие из тысяч и десятков тысяч деталей. Их со- здание вызывает необходимость кооперирования с предприятиями многих отраслей промышленности, расположенными в разных рай- онах. Важно на основе конкретных технико-экономических расче- тов выбирать наиболее оптимальные варианты кооперирования.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (729)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |