И ЛЬГОТЫ ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Во всех экономически развитых странах малому и среднему бизнесу со стороны государства оказывается различная организа- ционная и финансовая поддержка, результатом которой являются значительные поступления в бюджет, эффективное функциониро- вание экономики и в конечном счете высокий уровень жизни насе- ления. В мировой практике считается нормой государственное поощ- рение малого бизнеса в интересах общества и государства. При этом задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, технические и иные ресурсы, и не в том, чтобы поддерживать их любой ценой, а в том, чтобы со- здать правовые и экономические условия для их выживания, спо- собности расти и саморазвиваться в условиях рынка. Во всех стра- нах мира —в Европе, Японии, США, Азии и латиноамериканского континента —идет мощная волна поддержки и развития малых предприятий. Вся Европа и в особенности страны с переходной эко- номикой (Восточная Европа) сделали акцент на расширении своего участия в государственной поддержке малого бизнеса. В США малый бизнес поддерживают следующие государствен- ные органы: Администрация малого бизнеса (АМБ); специальные подразделения в министерствах и ведомствах по работе с отдельны- ми группами мелких бизнесменов. Помимо этого действует широкая сеть специальных учрежде- ний в органах местной власти. АМБ, созданная в 1953 г. при Белом доме и насчитывающая ныне около 1 тыс. чел., предоставляет малым и средним предприя- тиям следующие услуги: •обеспечивает финансовую поддержку; •содействует в получении заказов; •оказывает различного рода бесплатные консультации. АМБ полномочна гарантировать коммерческим банкам до 90% кредита, выдаваемого ими малым предприятиям. Для поддержки малых и средних предприятий государство ежегодно выделяет око- ло 4 млрд долл. Зарубежные специалисты особое внимание уделяют вопросам обеспечения работающих в малом бизнесе всей необходимой ин- 100 формацией, а также консультациями. Институт малого бизнеса под- готовил объединенную программу, по которой в учебных заведе- ниях США работают курсы основ управления малыми предприяти- ями. И если в начале 70-х гг. подобные курсы функционировали не более чем в 20 учебных заведениях, то спустя 20 лет таких заведе- ний насчитывалось уже около 500. Для предпринимателей издается специальная литература, помогающая им в их деятельности. Так, специалистами АМБ, например, подготовлено практическое посо- бие ≪Энциклопедия малого бизнеса, или как начать свое дело≫, из- данное в России. В других развитых странах малый бизнес также находит до- вольно существенную поддержку со стороны этих государств. Что касается России, то в нашей стране еще не создана дей- ственная система поддержки малого бизнеса, поэтому в нынешних условиях представители малого предпринимательства оказались в весьма сложном положении, которое определили следующие при- чины: •отсутствие целенаправленной государственной политики по отношению к малому предпринимательству и системного подхода к решению его проблем. Общим мнением стал тезис, что малый бизнес развивается скорее не благодаря, а вопреки государственной политике; •неурегулированность правовых отношений не позволяет предпринимателям в полной мере пользоваться залоговым и гаран- тийным правом, привлекать кредиты и инвестиции, что зачастую приводит к свертыванию деятельности множества малых структур; •недооценка государством малого предпринимательства как равноправного субъекта экономических отношений, наиболее ак- тивного и мобильного участника процесса рыночных преобразова- ний, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Предприниматели не имеют каких-либо существенных преимуществ в кредитно-финан- совой и налоговой системах, в таможенной защите, испытывают значительные препятствия в развитии бизнеса, действуют в необы- чайно тяжелых условиях для выживания. Для малого предпринима- тельства становится невыгодным какая-либо деятельность в сфере производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торгов- ле или посредничестве; •государство фактически отказалось защищать мелкого соб- ственника и его имущество от преступного мира, оставив его один на один с организованной преступностью —рэкетирами, шанта- жистами, грабителями; •противоречивыми являются отношения представителей ма- лого предпринимательства с местной властью. С одной стороны, малое предпринимательство становится естественной, объективной и надежной опорой власти в решении экономических проблем на 101 местном уровне, что обеспечивает сектору малого предпринима- тельства некоторую поддержку. С другой стороны, малый бизнес на местном уровне оказывается в полной зависимости от решений представительных и исполнительных органов местной власти. Следовательно, неурегулированность отношений представите- ля малого бизнеса с государством и властью, стремление последней не столько организовывать и стимулировать развитие малого пред- принимательства и защищать его представителей, сколько исполь- зовать для получения денег в казну, делают малого предпринимате- ля бесправным и беззащитным. При продолжении такой политики он может оказаться среди наиболее горячих сторонников измене- ния характера власти и государственной политики, а от его общест- венного, политического поведения будут зависеть возможность и эффективность проведения экономических реформ. Поэтому на современном этапе социально-экономических пре- образований в России вопросы поддержки и развития предприни- мательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Нельзя сказать, что в нашей стране ничего не делалось и не де- лается в области малого бизнеса. Формирование механизма государственной и общественной поддержки малого предпринимательства в России в первой полови- не 90-х гг. осуществлялось путем создания исполнительных орга- нов и законодательной базы в области малого бизнеса. Основные элементы механизма поддержки малого бизнеса в России были сформулированы в постановлении Правительства РФ ≪О первоочередных мерах по развитию и государственной под- держке малого предпринимательства в Российской Федерации≫ от 11.05.1993 г. №446. Следует особо подчеркнуть значение для развития малого биз- неса Указа Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2270 ≪О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней≫ и постановления Правительства РФ ≪О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Рос- сийской Федерации на 1994—995 гг.≫ от 29.04.1994 г. № 409. Финансовое обеспечение федеральной политики в области го- сударственной поддержки малого бизнеса осуществляет Федераль- ный фонд поддержки малого предпринимательства, созданный Правительством РФ. Средства этого фонда формируются за счет средств федерального бюджета, а также других источников. Феде- ральный фонд поддержки является заказчиком федеральной про- граммы государственной поддержки малого предпринимательства. Помимо Федерального фонда в России действуют государственные и муниципальные фонды, созданные соответствующими государ- ственными органами и органами местной власти. В настоящее вре- мя насчитывается около 70 фондов поддержки малого бизнеса, сфор- 102 мированных органами исполнительной власти субъектов РФ. Фи- нансовое обеспечение государственных и муниципальных про- грамм поддержки малого бизнеса осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ. Необходимо отметить, что, кроме Федерального фонда под- держки, существует также Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере. Деятельность этого фонда, образованного в соответствии с постановлением Прави- тельства РФ от 03.02.1994 г. № 65, направлена исключительно на оказание финансовой поддержки высокоэффективных наукоем- ких проектов, разрабатываемых малыми предприятиями, способ- ствуя освоению и внедрению новых технологий и ноу-хау с ис- пользованием патентов и лицензий, а также созданию малых на- укоемких предприятий —инкубаторов бизнеса, инновационных, инжиниринговых центров и др. На региональном уровне государственная поддержка малого бизнеса осуществляется соответствующими органами исполни- тельной власти субъектов РФ и организациями местного само- управления. Положительную роль в развитии малого бизнеса при- званы играть федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства. Постановлением Правительства РФ от 29.04.1994 г. была одобре- на первая Федеральная программа государственной поддержки ма- лого предпринимательства на два года (1994—995). В ней была предпринята попытка создания основных предпосылок для форми- рования необходимой для деятельности субъектов малого бизнеса среды. В соответствии с поставленными задачами в программу были включены меры по созданию финансовой и базовой инфра- структуры поддержки малых предприятий, информационному и кадровому обеспечению, содействию их внешнеэкономической деятельности, технологической помощи, включая лизинговые опе- рации. Узловым блоком стала программа нормативно-правовой поддержки, ориентированная на принятие необходимых законода- тельных актов. Большинство предусмотренных этой программой документов было подготовлено и принято, в их числе Закон РФ от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ ≪О государственной поддержке малого пред- принимательства в Российской Федерации≫. Первая программа была ориентирована на мероприятия феде- рального уровня, обеспечивала формирование базисных элементов институционной среды, создание необходимых правовых, финан- совых и организационных условий становления малого бизнеса. Конкретизация этих мер с учетом реальных условий должна была осуществляться на региональном уровне с частичным финансиро- ванием из федерального бюджета. Следует отметить, что эти программы в полном объеме так и не были реализованы. 103 В настоящее время вообще отсутствует какая-либо федеральная программа поддержки малого предпринимательства, что свиде- тельствует о недооценке роли малого бизнеса в экономике со сторо- ны государства. В настоящее время малые предприятия все же имеют опреде- ленные льготы, при правильном применении которых можно зна- чительно снизить свои налоговые обязательства. Кроме льгот по налогообложению, существуют льготы, связанные с бухгалтерским учетом и отчетностью, которые позволяют малому предприятию вести более простой бухгалтерский учет по сравнению со средними и крупными предприятиями. Действующие льготы можно перечислить в следующем порядке: •освобождение от ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль; •ускоренная амортизация основных фондов; •предоставление отчетов о налогах один раз в квартал; •снижение количества статистических отчетов, которые долж- ны предоставлять малые предприятия в статорганы; •сокращенная форма бухгалтерского учета и отчетности и др. В остальном малые предприятия платят налоги так же, как пред- приятия среднего и крупного бизнеса. К особенностям налогообложения малых предприятий можно отнести и то, что они могут применять различные системы налого- обложения. Субъекты малого предпринимательства в зависимости от при- менения системы налогообложения разделены на пять категорий. Первая категория малых предприятий использует обычный бухгалтерский учет и расчеты с бюджетом осуществляет аналогич- но средним и крупным предприятиям, применяя при этом некото- рые налоговые льготы. Вторая категория —юридические лица, ведущие упрощенный бухгалтерский учет и уплачивающие единый налог. Третья категория (с 01.01.1999 г.) —субъекты малого пред- принимательства, осуществляющие деятельность в сферах налич- но-денежного оборота, — обязаны вести расчеты с бюджетом по единому налогу на вмененный доход. Четвертая категория (с 01.01.2004 г.) — субъекты малого предпринимательства, функционирующие в различных сферах дея- тельности, могут использовать одновременно упрощенную систе- му налогообложения и систему по единому налогу на вмененный доход. Пятая категория (01.01.2004 г.) —малые сельскохозяйствен- ные предприятия, использующие систему единого сельскохозяй- ственного налога. По сути, все системы налогообложения субъектов малого пред- принимательства, кроме обычной, являются льготными. 104 Для малых предприятий имеются существенные льготы в обла- сти исчисления амортизационных отчислений. Для всех малых пред- приятий в этой области имеются льготы следующего характера: •осуществлять ускоренную амортизацию с коэффициентом, равным 2; •в первый год эксплуатации новой техники с момента ее ввода в эксплуатацию имеют право списать на себестоимость продукции до 50% от первоначальной ее стоимости как амортизационные от- числения. На использование этих льгот в области амортизационных от- числений имеются следующие ограничения: 1) срок службы основных производственных фондов (машин и оборудования) должен превышать три года; 2) малые предприятия не должны прекращать свою деятель- ность в течение одного года с момента ввода в эксплуатацию того оборудования, по которому списывается на себестоимость до 50% его стоимости. При использовании льгот в области ускоренной амортизации малые предприятия имеют возможность в первый год приобрете- ния и эксплуатации новой техники сроком службы более трех лет списать на себестоимость значительную часть ее стоимости и тем самым ускорить процесс обновления активной части основных про- изводственных фондов. Покажем это на условном примере. Пример. Малое предприятие в начале отчетного года приобре- ло и ввело в эксплуатацию новую технологическую линию. Капи- тальные вложения на ее приобретение, установку и наладку соста- вили 800 тыс. руб. Нормативный срок службы технологической ли- нии —5 лет. Требуется определить амортизационные отчисления при обыч- ной и ускоренной амортизации. Решение Определяем: •норму амортизации технологической линии: •годовую величину амортизационных отчислений при обыч- ной амортизации: •годовую величину амортизационных отчислений при уско- ренной амортизации: а) с использованием коэффициента, равного 2: 800- 0,2- 2 = 320 тыс. руб.; б) списание 50% стоимости технической линии в первый год ее эксплуатации: 800- 0,5 =400 тыс. руб. 105 Общая годовая сумма амортизационных отчислений с исполь- зованием всех льгот для малых предприятий в области амортизации составит: Аг= 320 + 400 = 720 тыс. руб. Таким образом, при обычном линейном способе исчисления амор- тизационных отчислений их годовая величина составит 160 тыс. руб., а с использованием льгот —720 тыс. руб., т. е. за один год 90% стоимости технологической линии будет списано на себестоимость продукции. Что это дает в экономическом плане для малого предприятия? Во-первых, ускоряется лроцесс обновления активной части ос- новных производственных фондов. Во-вторых, у малого предприятия появляются дополнительные финансовые средства в виде амортизационных отчислений (в на- шем случае они увеличились на величину 720 - 160 = 560 тыс. руб.), которые могут быть использованы предприятием для дальнейшего технического перевооружения производства или на другие цели. Кроме того, у малого предприятия появляется возможность снизить налог на прибыль и налог на имущество предприятия. При- менение ускоренной амортизации целесообразно только для высо- корентабельных малых предприятий. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что отечест- венные малые предприятия все же имеют определенные налоговые и другие льготы, что положительно влияет на процесс развития ма- лого бизнеса в нашей стране, но этого явно недостаточно. Необхо- дима более ощутимая и действенная поддержка в развитии малого бизнеса со стороны государства. В экономической литературе предлагается критерий для опре- деления оценки эффективности государственной и региональной поддержки малого предпринимательства, который равен частному от деления доли малых предприятий в ВВП страны (региона) к доле расходов на поддержку малого предпринимательства в соответ- ствующем бюджете. Согласно этому критерию эффективная госу- дарственная поддержка будет возрастать только в том случае, если с увеличением доли средств, выделяемых из бюджета на поддержку малого предпринимательства, его доля в создании ВВП будет воз- растать в большей мере. А если доля выделяемых средств из бюд- жета будет снижаться? Однозначный ответ на этот вопрос отсут- ствует, что свидетельствует об уязвимости этого критерия. На наш взгляд, оценка эффективности функционирования ма- лого предпринимательства вообще и государственной поддержки в частности может быть определена на основе сопоставления ДВВП и AN, где ДВВП —прирост доли ВВП, созданной за счет-развития малого предпринимательства; AN —прирост доли численности ра- ботающих в малом предпринимательстве в общей численности за- нятых в экономике. 106 Если то повышается эффективность функциониро- вания малого бизнеса, если снижается. Развитие малого предпринимательства самым существенным образом влияет на важнейшие экономические показатели как на макро-, так и на региональном уровне. Плановую долю ВВП, со- зданного малым бизнесом в целом по Российской Федерации или отдельному региону, можно определить по формуле где dm —плановая доля ВВП, созданная малым предпринимательством; d^ —доля ВВП, созданная малым бизнесом за отчетный период; Тм5 —темп роста выпуска продукции (работ, услуг) малым бизнесом в плановом периоде в целом по Российской Федерации или региону; Т х —темп роста выпуска продукции (работ, услуг) в целом по Российской Федерации или региону в плановом периоде. Индекс производительности труда в малом бизнесе в целом по Российской Федерации или отдельному региону за отчетный или плановый период можно определить по формуле где —темп роста производительности труда в малом бизнесе за отчетный или плановый период; темп роста выпуска продукции (работ, услуг) в малом бизнесе за от- четный или плановый период; темп роста численности работников, занятых в малом бизнесе за от- четный или плановый период. На наш взгляд, на основе данных критериев можно с достаточ- ной точностью* судить о правильности проводимой государствен- ной или региональной политики в области развития малого бизнеса. Выводы Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. С переходом нашей страны на рыночные отношения стал разви- ваться и малый бизнес, роль которого в экономическом и социаль- ном плане с каждым годом возрастает, несмотря на то что он нахо- дится в стадии становления и в этом плане мы существенно отстаем от развитых стран, мира. Основной причиной такого положения являются недостаточный период и отсутствие надлежащей поддержки в развитии малого биз- неса со стороны государства. Все затраты, связанные с поддержкой 107 развития малого бизнеса, очень быстро окупаются. К сожалению, это обстоятельство многие руководители на государственном и регио- нальном уровне недооценивают, как и недооценивают вообще роль малого бизнеса в экономике страны. Контрольные вопросы 1. Сущность малого бизнеса и малого предприятия. 2. Основные критерии для отнесения предприятия к малому бизнесу. 3. Значение развития малого бизнеса для национальной эконо- мики и решения социальных проблем. 4. По каким показателям можно определить роль и значение развития малого бизнеса для национальной экономики? 5. Уровень развития малого бизнеса е развитых странах мира. 6. Тенденции и особенности развития малого бизнеса в РФ. 7. Какие факторы влияют на развитие малого бизнеса в нашей стране? 8. Государственная политика в области развития малого биз- неса в развитых странах мира. 9. Государственная поддержка развития малого бизнеса в РФ и ее особенности. 10. Особенности налогообложения субъектов малого предпри- нимательства. ГЛАВА 7
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (558)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |