Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


И ЛЬГОТЫ ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ



2015-11-18 558 Обсуждений (0)
И ЛЬГОТЫ ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




Во всех экономически развитых странах малому и среднему

бизнесу со стороны государства оказывается различная организа-

ционная и финансовая поддержка, результатом которой являются

значительные поступления в бюджет, эффективное функциониро-

вание экономики и в конечном счете высокий уровень жизни насе-

ления.

В мировой практике считается нормой государственное поощ-

рение малого бизнеса в интересах общества и государства. При

этом задача государства состоит не в том, чтобы просто передать

малым предприятиям финансовые, технические и иные ресурсы, и

не в том, чтобы поддерживать их любой ценой, а в том, чтобы со-

здать правовые и экономические условия для их выживания, спо-

собности расти и саморазвиваться в условиях рынка. Во всех стра-

нах мира —в Европе, Японии, США, Азии и латиноамериканского

континента —идет мощная волна поддержки и развития малых

предприятий. Вся Европа и в особенности страны с переходной эко-

номикой (Восточная Европа) сделали акцент на расширении своего

участия в государственной поддержке малого бизнеса.

В США малый бизнес поддерживают следующие государствен-

ные органы: Администрация малого бизнеса (АМБ); специальные

подразделения в министерствах и ведомствах по работе с отдельны-

ми группами мелких бизнесменов.

Помимо этого действует широкая сеть специальных учрежде-

ний в органах местной власти.

АМБ, созданная в 1953 г. при Белом доме и насчитывающая

ныне около 1 тыс. чел., предоставляет малым и средним предприя-

тиям следующие услуги:

•обеспечивает финансовую поддержку;

•содействует в получении заказов;

•оказывает различного рода бесплатные консультации.

АМБ полномочна гарантировать коммерческим банкам до 90%

кредита, выдаваемого ими малым предприятиям. Для поддержки

малых и средних предприятий государство ежегодно выделяет око-

ло 4 млрд долл.

Зарубежные специалисты особое внимание уделяют вопросам

обеспечения работающих в малом бизнесе всей необходимой ин-

100

формацией, а также консультациями. Институт малого бизнеса под-

готовил объединенную программу, по которой в учебных заведе-

ниях США работают курсы основ управления малыми предприяти-

ями. И если в начале 70-х гг. подобные курсы функционировали не

более чем в 20 учебных заведениях, то спустя 20 лет таких заведе-

ний насчитывалось уже около 500. Для предпринимателей издается

специальная литература, помогающая им в их деятельности. Так,

специалистами АМБ, например, подготовлено практическое посо-

бие ≪Энциклопедия малого бизнеса, или как начать свое дело≫, из-

данное в России.

В других развитых странах малый бизнес также находит до-

вольно существенную поддержку со стороны этих государств.

Что касается России, то в нашей стране еще не создана дей-

ственная система поддержки малого бизнеса, поэтому в нынешних

условиях представители малого предпринимательства оказались

в весьма сложном положении, которое определили следующие при-

чины:

•отсутствие целенаправленной государственной политики по

отношению к малому предпринимательству и системного подхода

к решению его проблем. Общим мнением стал тезис, что малый

бизнес развивается скорее не благодаря, а вопреки государственной

политике;

•неурегулированность правовых отношений не позволяет

предпринимателям в полной мере пользоваться залоговым и гаран-

тийным правом, привлекать кредиты и инвестиции, что зачастую

приводит к свертыванию деятельности множества малых структур;

•недооценка государством малого предпринимательства как

равноправного субъекта экономических отношений, наиболее ак-

тивного и мобильного участника процесса рыночных преобразова-

ний, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает

высокую оборачиваемость капиталовложений. Предприниматели не

имеют каких-либо существенных преимуществ в кредитно-финан-

совой и налоговой системах, в таможенной защите, испытывают

значительные препятствия в развитии бизнеса, действуют в необы-

чайно тяжелых условиях для выживания. Для малого предпринима-

тельства становится невыгодным какая-либо деятельность в сфере

производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торгов-

ле или посредничестве;

•государство фактически отказалось защищать мелкого соб-

ственника и его имущество от преступного мира, оставив его один

на один с организованной преступностью —рэкетирами, шанта-

жистами, грабителями;

•противоречивыми являются отношения представителей ма-

лого предпринимательства с местной властью. С одной стороны,

малое предпринимательство становится естественной, объективной

и надежной опорой власти в решении экономических проблем на

101

местном уровне, что обеспечивает сектору малого предпринима-

тельства некоторую поддержку. С другой стороны, малый бизнес

на местном уровне оказывается в полной зависимости от решений

представительных и исполнительных органов местной власти.

Следовательно, неурегулированность отношений представите-

ля малого бизнеса с государством и властью, стремление последней

не столько организовывать и стимулировать развитие малого пред-

принимательства и защищать его представителей, сколько исполь-

зовать для получения денег в казну, делают малого предпринимате-

ля бесправным и беззащитным. При продолжении такой политики

он может оказаться среди наиболее горячих сторонников измене-

ния характера власти и государственной политики, а от его общест-

венного, политического поведения будут зависеть возможность и

эффективность проведения экономических реформ.

Поэтому на современном этапе социально-экономических пре-

образований в России вопросы поддержки и развития предприни-

мательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны

выдвигаться в центр государственной политики.

Нельзя сказать, что в нашей стране ничего не делалось и не де-

лается в области малого бизнеса.

Формирование механизма государственной и общественной

поддержки малого предпринимательства в России в первой полови-

не 90-х гг. осуществлялось путем создания исполнительных орга-

нов и законодательной базы в области малого бизнеса.

Основные элементы механизма поддержки малого бизнеса

в России были сформулированы в постановлении Правительства

РФ ≪О первоочередных мерах по развитию и государственной под-

держке малого предпринимательства в Российской Федерации≫ от

11.05.1993 г. №446.

Следует особо подчеркнуть значение для развития малого биз-

неса Указа Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2270 ≪О некоторых

изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов

различных уровней≫ и постановления Правительства РФ ≪О мерах

государственной поддержки малого предпринимательства в Рос-

сийской Федерации на 1994—995 гг.≫ от 29.04.1994 г. № 409.

Финансовое обеспечение федеральной политики в области го-

сударственной поддержки малого бизнеса осуществляет Федераль-

ный фонд поддержки малого предпринимательства, созданный

Правительством РФ. Средства этого фонда формируются за счет

средств федерального бюджета, а также других источников. Феде-

ральный фонд поддержки является заказчиком федеральной про-

граммы государственной поддержки малого предпринимательства.

Помимо Федерального фонда в России действуют государственные

и муниципальные фонды, созданные соответствующими государ-

ственными органами и органами местной власти. В настоящее вре-

мя насчитывается около 70 фондов поддержки малого бизнеса, сфор-

102

мированных органами исполнительной власти субъектов РФ. Фи-

нансовое обеспечение государственных и муниципальных про-

грамм поддержки малого бизнеса осуществляется за счет средств

федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ.

Необходимо отметить, что, кроме Федерального фонда под-

держки, существует также Фонд содействия развитию малых

предприятий в научно-технической сфере. Деятельность этого

фонда, образованного в соответствии с постановлением Прави-

тельства РФ от 03.02.1994 г. № 65, направлена исключительно на

оказание финансовой поддержки высокоэффективных наукоем-

ких проектов, разрабатываемых малыми предприятиями, способ-

ствуя освоению и внедрению новых технологий и ноу-хау с ис-

пользованием патентов и лицензий, а также созданию малых на-

укоемких предприятий —инкубаторов бизнеса, инновационных,

инжиниринговых центров и др.

На региональном уровне государственная поддержка малого

бизнеса осуществляется соответствующими органами исполни-

тельной власти субъектов РФ и организациями местного само-

управления. Положительную роль в развитии малого бизнеса при-

званы играть федеральные программы государственной поддержки

малого предпринимательства.

Постановлением Правительства РФ от 29.04.1994 г. была одобре-

на первая Федеральная программа государственной поддержки ма-

лого предпринимательства на два года (1994—995). В ней была

предпринята попытка создания основных предпосылок для форми-

рования необходимой для деятельности субъектов малого бизнеса

среды. В соответствии с поставленными задачами в программу

были включены меры по созданию финансовой и базовой инфра-

структуры поддержки малых предприятий, информационному и

кадровому обеспечению, содействию их внешнеэкономической

деятельности, технологической помощи, включая лизинговые опе-

рации. Узловым блоком стала программа нормативно-правовой

поддержки, ориентированная на принятие необходимых законода-

тельных актов. Большинство предусмотренных этой программой

документов было подготовлено и принято, в их числе Закон РФ от

14.06.1995 г. № 88-ФЗ ≪О государственной поддержке малого пред-

принимательства в Российской Федерации≫.

Первая программа была ориентирована на мероприятия феде-

рального уровня, обеспечивала формирование базисных элементов

институционной среды, создание необходимых правовых, финан-

совых и организационных условий становления малого бизнеса.

Конкретизация этих мер с учетом реальных условий должна была

осуществляться на региональном уровне с частичным финансиро-

ванием из федерального бюджета.

Следует отметить, что эти программы в полном объеме так и не

были реализованы.

103

В настоящее время вообще отсутствует какая-либо федеральная

программа поддержки малого предпринимательства, что свиде-

тельствует о недооценке роли малого бизнеса в экономике со сторо-

ны государства.

В настоящее время малые предприятия все же имеют опреде-

ленные льготы, при правильном применении которых можно зна-

чительно снизить свои налоговые обязательства. Кроме льгот по

налогообложению, существуют льготы, связанные с бухгалтерским

учетом и отчетностью, которые позволяют малому предприятию

вести более простой бухгалтерский учет по сравнению со средними

и крупными предприятиями.

Действующие льготы можно перечислить в следующем порядке:

•освобождение от ежемесячных авансовых платежей налога

на прибыль;

•ускоренная амортизация основных фондов;

•предоставление отчетов о налогах один раз в квартал;

•снижение количества статистических отчетов, которые долж-

ны предоставлять малые предприятия в статорганы;

•сокращенная форма бухгалтерского учета и отчетности и др.

В остальном малые предприятия платят налоги так же, как пред-

приятия среднего и крупного бизнеса.

К особенностям налогообложения малых предприятий можно

отнести и то, что они могут применять различные системы налого-

обложения.

Субъекты малого предпринимательства в зависимости от при-

менения системы налогообложения разделены на пять категорий.

Первая категория малых предприятий использует обычный

бухгалтерский учет и расчеты с бюджетом осуществляет аналогич-

но средним и крупным предприятиям, применяя при этом некото-

рые налоговые льготы.

Вторая категория —юридические лица, ведущие упрощенный

бухгалтерский учет и уплачивающие единый налог.

Третья категория (с 01.01.1999 г.) —субъекты малого пред-

принимательства, осуществляющие деятельность в сферах налич-

но-денежного оборота, — обязаны вести расчеты с бюджетом по

единому налогу на вмененный доход.

Четвертая категория (с 01.01.2004 г.) — субъекты малого

предпринимательства, функционирующие в различных сферах дея-

тельности, могут использовать одновременно упрощенную систе-

му налогообложения и систему по единому налогу на вмененный

доход.

Пятая категория (01.01.2004 г.) —малые сельскохозяйствен-

ные предприятия, использующие систему единого сельскохозяй-

ственного налога.

По сути, все системы налогообложения субъектов малого пред-

принимательства, кроме обычной, являются льготными.

104

Для малых предприятий имеются существенные льготы в обла-

сти исчисления амортизационных отчислений. Для всех малых пред-

приятий в этой области имеются льготы следующего характера:

•осуществлять ускоренную амортизацию с коэффициентом,

равным 2;

•в первый год эксплуатации новой техники с момента ее ввода

в эксплуатацию имеют право списать на себестоимость продукции

до 50% от первоначальной ее стоимости как амортизационные от-

числения.

На использование этих льгот в области амортизационных от-

числений имеются следующие ограничения:

1) срок службы основных производственных фондов (машин и

оборудования) должен превышать три года;

2) малые предприятия не должны прекращать свою деятель-

ность в течение одного года с момента ввода в эксплуатацию того

оборудования, по которому списывается на себестоимость до 50%

его стоимости.

При использовании льгот в области ускоренной амортизации

малые предприятия имеют возможность в первый год приобрете-

ния и эксплуатации новой техники сроком службы более трех лет

списать на себестоимость значительную часть ее стоимости и тем

самым ускорить процесс обновления активной части основных про-

изводственных фондов. Покажем это на условном примере.

Пример. Малое предприятие в начале отчетного года приобре-

ло и ввело в эксплуатацию новую технологическую линию. Капи-

тальные вложения на ее приобретение, установку и наладку соста-

вили 800 тыс. руб. Нормативный срок службы технологической ли-

нии —5 лет.

Требуется определить амортизационные отчисления при обыч-

ной и ускоренной амортизации.

Решение

Определяем:

•норму амортизации технологической линии:

•годовую величину амортизационных отчислений при обыч-

ной амортизации:

•годовую величину амортизационных отчислений при уско-

ренной амортизации:

а) с использованием коэффициента, равного 2:

800- 0,2- 2 = 320 тыс. руб.;

б) списание 50% стоимости технической линии в первый год ее

эксплуатации:

800- 0,5 =400 тыс. руб.

105

Общая годовая сумма амортизационных отчислений с исполь-

зованием всех льгот для малых предприятий в области амортизации

составит:

Аг= 320 + 400 = 720 тыс. руб.

Таким образом, при обычном линейном способе исчисления амор-

тизационных отчислений их годовая величина составит 160 тыс. руб.,

а с использованием льгот —720 тыс. руб., т. е. за один год 90%

стоимости технологической линии будет списано на себестоимость

продукции.

Что это дает в экономическом плане для малого предприятия?

Во-первых, ускоряется лроцесс обновления активной части ос-

новных производственных фондов.

Во-вторых, у малого предприятия появляются дополнительные

финансовые средства в виде амортизационных отчислений (в на-

шем случае они увеличились на величину 720 - 160 = 560 тыс. руб.),

которые могут быть использованы предприятием для дальнейшего

технического перевооружения производства или на другие цели.

Кроме того, у малого предприятия появляется возможность

снизить налог на прибыль и налог на имущество предприятия. При-

менение ускоренной амортизации целесообразно только для высо-

корентабельных малых предприятий.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что отечест-

венные малые предприятия все же имеют определенные налоговые

и другие льготы, что положительно влияет на процесс развития ма-

лого бизнеса в нашей стране, но этого явно недостаточно. Необхо-

дима более ощутимая и действенная поддержка в развитии малого

бизнеса со стороны государства.

В экономической литературе предлагается критерий для опре-

деления оценки эффективности государственной и региональной

поддержки малого предпринимательства, который равен частному

от деления доли малых предприятий в ВВП страны (региона) к доле

расходов на поддержку малого предпринимательства в соответ-

ствующем бюджете. Согласно этому критерию эффективная госу-

дарственная поддержка будет возрастать только в том случае, если

с увеличением доли средств, выделяемых из бюджета на поддержку

малого предпринимательства, его доля в создании ВВП будет воз-

растать в большей мере. А если доля выделяемых средств из бюд-

жета будет снижаться? Однозначный ответ на этот вопрос отсут-

ствует, что свидетельствует об уязвимости этого критерия.

На наш взгляд, оценка эффективности функционирования ма-

лого предпринимательства вообще и государственной поддержки

в частности может быть определена на основе сопоставления ДВВП

и AN, где ДВВП —прирост доли ВВП, созданной за счет-развития

малого предпринимательства; AN —прирост доли численности ра-

ботающих в малом предпринимательстве в общей численности за-

нятых в экономике.

106

Если то повышается эффективность функциониро-

вания малого бизнеса, если снижается.

Развитие малого предпринимательства самым существенным

образом влияет на важнейшие экономические показатели как на

макро-, так и на региональном уровне. Плановую долю ВВП, со-

зданного малым бизнесом в целом по Российской Федерации или

отдельному региону, можно определить по формуле

где dm —плановая доля ВВП, созданная малым предпринимательством;

d^ —доля ВВП, созданная малым бизнесом за отчетный период;

Тм5 —темп роста выпуска продукции (работ, услуг) малым бизнесом

в плановом периоде в целом по Российской Федерации или региону;

Т х —темп роста выпуска продукции (работ, услуг) в целом по Российской

Федерации или региону в плановом периоде.

Индекс производительности труда в малом бизнесе в целом по

Российской Федерации или отдельному региону за отчетный или

плановый период можно определить по формуле

где —темп роста производительности труда в малом бизнесе за отчетный

или плановый период;

темп роста выпуска продукции (работ, услуг) в малом бизнесе за от-

четный или плановый период;

темп роста численности работников, занятых в малом бизнесе за от-

четный или плановый период.

На наш взгляд, на основе данных критериев можно с достаточ-

ной точностью* судить о правильности проводимой государствен-

ной или региональной политики в области развития малого бизнеса.

Выводы

Экономика любого государства не может нормально развиваться

без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса.

С переходом нашей страны на рыночные отношения стал разви-

ваться и малый бизнес, роль которого в экономическом и социаль-

ном плане с каждым годом возрастает, несмотря на то что он нахо-

дится в стадии становления и в этом плане мы существенно отстаем

от развитых стран, мира.

Основной причиной такого положения являются недостаточный

период и отсутствие надлежащей поддержки в развитии малого биз-

неса со стороны государства. Все затраты, связанные с поддержкой

107

развития малого бизнеса, очень быстро окупаются. К сожалению, это

обстоятельство многие руководители на государственном и регио-

нальном уровне недооценивают, как и недооценивают вообще роль

малого бизнеса в экономике страны.

Контрольные вопросы

1. Сущность малого бизнеса и малого предприятия.

2. Основные критерии для отнесения предприятия к малому

бизнесу.

3. Значение развития малого бизнеса для национальной эконо-

мики и решения социальных проблем.

4. По каким показателям можно определить роль и значение

развития малого бизнеса для национальной экономики?

5. Уровень развития малого бизнеса е развитых странах мира.

6. Тенденции и особенности развития малого бизнеса в РФ.

7. Какие факторы влияют на развитие малого бизнеса в нашей

стране?

8. Государственная политика в области развития малого биз-

неса в развитых странах мира.

9. Государственная поддержка развития малого бизнеса в РФ

и ее особенности.

10. Особенности налогообложения субъектов малого предпри-

нимательства.

ГЛАВА 7



2015-11-18 558 Обсуждений (0)
И ЛЬГОТЫ ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: И ЛЬГОТЫ ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (558)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)