Тема 4 Социальная организация
(практическое занятие, 2 часа) Цель: сформировать понимание сущности социальной организации и ее роли в жизни общества и индивида.
План
Задание 1 Проанализируйте три-четыре известные вам социальные организации с точки зрения их роли в обществе. Это может быть ваша семья, студенческая организация, университет, место работы родителей, предприятие, на котором проходили практику, неформальная организация и т.д. Результаты исследования отразите в таблице по следующим направлениям: 1. Выявите и обоснуйте причины создания этих организаций. 2. Отразите миссию организации. Если она отсутствует, сформулируйте самостоятельно, используя документацию исследуемых организаций, мнение экспертов, в качестве которых могут быть привлечены сотрудники или члены организации, и личные наблюдения. 3. Приведите примеры, когда организация проявляет себя как объект, как субъект по отношению к обществу и к человеку (индивиду) и как посредник между обществом и индивидом. Примерная форма таблицы приведена в Приложении 1. Задание 2 Проанализируйте кейс «Корпорация «Ксерокс»: взгляд изнутри», приведенный в Приложении 2, и подготовьте ответы на следующие вопросы: 1. Какого рода базовые противоречия организации описаны в приведенном кейсе? 2. Какую роль сыграли противоречия между личным и безличным; между индивидуальным и общим в развитии компании? 3. Прокомментируйте процесс департаментализации в корпорации «Ксерокс», проводимые изменения и их последствия. Задание 3Проведите сравнительную оценку трех-четырех организаций по параметрам, приведенным в таблице Приложения 3. Укажите, какую позицию, по вашему мнению, анализируемые организации занимают по каждой шкале. Для обозначения позиции организаций используйте разные символы, например: для 1-й – ü, для 2-й – *, для 3-й - ·. Соедините линией значения по всем параметрам для каждой организации и сравните полученные «профили». В качестве объектов для анализа в данном задании могут быть использованы организации, рассмотренные в Задании 1. Подготовьте ответы на вопросы: 1. К какому типу относятся анализируемые организации в соответствии с содержательной типологией организаций? 2. В чем состоят основные различия между организациями, которые вы оценивали? 3. Чем обусловлены различия между организациями? Литература: [1-4, 7, 8, 10, 13, 15, 16, 32, 35, 37, 41, 46, 47, 48-54].
Тема 5 Хозяйственные (деловые) организации. Субъекты организаторской деятельности (тематическая дискуссия, 2 часа)
Цель: проанализировать природу и назначение хозяйственных организаций, виды взаимосвязей и взаимодействия между ними; выявить сущность организаторской деятельности, а также роли, задачи и функции ее субъектов и объектов.
Вопросы для обсуждения
1. Какова сущность и назначение хозяйственных организаций? 2. Какие организационно-правовые формы хозяйственных (деловых) организаций наиболее эффективны для современной российской экономики. 3. Какие виды взаимосвязей и взаимодействия возникают между организационными образованиям? 4. В чем сущность организаторской деятельности? 5. Каковы права, обязанности, задачи и функции субъекта организационной деятельности в сфере государственного управления? 6. Каковы права, обязанности, задачи и функции субъекта организационной деятельности предприятия, учреждения, фирмы, компании и других хозяйственных организаций? 7. В чем состоит проблема бессубъектности? 8. Каковы права, обязанности, задачи и функции объекта организационной деятельности предприятия, учреждения, фирмы, компании и других хозяйственных организаций?
Литература:[1-4, 7, 10, 11, 13, 19, 24, 30, 34, 35, 40, 41, 46, 47, 48-54]. Раздел 3 Законы организации
Тема 6 Сущность социальных законов (семинар, 2 часа) Цель: изучение сущности категорий «зависимость», «закон», «закономерность», «неопределенность», «риск», выявление особенностей социальных законов, механизмов их действия и использования.
План 1. Понятия «зависимость», «закон», «закономерность». Условия перерастания зависимости в закон. 2. Социальные законы и особенности их проявления. 3. Понятие неопределенности, основные типы, причины возникновения, значение для социальных организаций. 4. Роль субъективных факторов в формировании дополнительных неопределенностей и рисков в условиях конкурентной борьбы. 5. Классификация законов организации. 6. Механизм действия и механизм использования законов организации (примеры). 7. Роль социальных законов в деятельности организаций, взаимное влияние и взаимодействие. Литература: [1, 3, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 24, 27, 35, 37, 41, 44, 46, 47, 48-54].
Тема 7 Закон синергии (семинар, 2 часа.)
Цель: изучение понятия «синергия», сущности закона синергии и механизма его проявления и использования в организации, формирование у студентов понимания взаимосвязи закона синергии с другими законами организации, а также возможности и условий управления синергическим эффектом в социальной организации. План 1. Сущность и природа синергии, условия ее возникновения в системах живой и неживой природы и в социальных организациях. 2. Понятие эмерджентности, ее сущность. Понятие интегративной и аддитивной организации. 3. Эффект синергии как проявление эмерджентности организации. Понятие и сущность положительного и отрицательного синергического эффекта, причины и следствия его возникновения. 4. Сущность закона синергии, его аналитическая и графическая интерпретация. 5. Механизм применения закона синергии. Варианты проявления и использования закона синергии в социальной организации. 6. Влияние закона синергии на деятельность социальной организации на различных этапах ее жизненного цикла. 7. Взаимосвязь закона синергии с другими законами организации. 8. Возможность управления синергическим эффектом в социальных организациях.
Литература: [1, 3, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 24, 27, 35, 37, 41, 44, 46, 47, 48-54].
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (538)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |