Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II. Изучение нового материала



2015-11-18 715 Обсуждений (0)
II. Изучение нового материала 0.00 из 5.00 0 оценок




У. Родился святитель Алексий в Москве, в боярской семье, В детстве его звали Елевферием. А почему святой поменял имя?

Д. Он был монахом, а когда человек становится монахом, то меняет свое имя, так как меняется вся его жизнь.

У. О детстве святого рассказывает писатель Поселянин в книге «Святая юность»; «Во всех играх первым затейником был молодой хозяин, принимавший своих гостей, боярин Елевферий, стройный тринадцатилетний мальчик, легкий, ухватистый, быстрый и решительный. С разгоревшимися ще­ками и живыми бойкими глазами, он то и дело давал приказа­ния товарищам и объяснял им игры.

- Будет это у нас примерно, -- говорил он, - Владимир, ивотмы, русские, будем в нем отсиживаться, а вы будете татары.

Елевферий со своими «русскими» быстро сделал круглый валик из снега и утоптал пространство внутри, причем им усердно помогали будущие враги татары, потом Елевферий


Святитель Алексий, митрополит Московский107

засел в городе, который другая кучка товарищей стала брать приступом».

Как выдумаете, судя по игре, кем хотел стать святой в

детстве?

Д. Воином.

У. Правильно, Елевферий хотел сразиться с татарами, ко­торые в то время захватили Русь, и прогнать их с нашей земли. Родители же мальчика хотели устроить его на службу при царском дворе. Но Господь судил иначе...

Однажды Елевферий пошел в лес ловить перепелов.От. долгой ходьбы он устал и не заметил, как задремал; и во сне ему вдруг ясно прозвучал глас: «Алексий, что ты напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом людей». Проснулся маль­чик, но вокруг себя никого не увидел, а таинственный голос все звучал в нем...

С этих пор вся жизнь Елевферия изменилась. Божествен­ный призыв остался в его душе навсегда. Он стал задумчи­вым, молчаливым, разлюбил игры. Часто святой уходил в лес и там молился. Ему было15 лет, когда он окончательно ре­шил стать монахом.

В возрасте 20 лет онбыл пострижен в монашество в московском Богоявленском монастыре и получил имя Алек­сий, которым был назван в таинственном видении. Святой остался в московском монастыре, чтобы угодить родителям:

отпустить его в дальние монастыри было бы им слишком тяжело. И всю свою жизнь святитель Алексий провел в Москве, где со временем стал митрополитом Московским и

всея Руси.

Святитель Алексий был известен не только на Руси, но и за ее пределами. Однажды к московскому князю обратился та­тарский хан Джанибек с просьбой прислать ему святого Алек­сия, чтобы он помог его жене, ослепшей три года назад. А если не пришлет князь святого, то грозил хан Руси войной и разорением. Святой Алексий очень огорчился, узнав об этом, так как сомневался, что сможет помочь ханской жене. Но по просьбе великого князя он все-таки поехал к хану. Перед отъездом святитель молился в Успенском соборе у гроба свя­того митрополита Петра, и во время молитвы сама собой заго­релась свеча. Было это добрым знамением. Отправился святи-


108 КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

тель Алексий к хану Джанибеку и исцелил его жену. Хан с великой честью и щедрыми дарами проводил святого Алексия и его спутников на родину.

Но через некоторое время митрополиту Алексию пришлось снова идти в Орду. После смерти Джанибека власть захватил его сын. жестокий и кровожадный. Он готовился идти с вой­ском на Русь. И тогда по просьбе великого князя Московского снова отправился в Орду митрополит Алексий и кроткой и мудрой беседой укротил ханскую ярость.

Вспомните, кем хотел стать святой в детстве.

Д. Воином. Он хотел прогнать врагов с нашей земли.

У. Святитель Алексий не стал воином, но он воспитал тако­го воина, как князь Димитрий Донской. Вспомните, что мы о нем знаем.

Д. Князь Димитрий Донской получил власть в девятилет­нем возрасте. На протяжении всей жизни ему приходилось вести непрекращающиеся войны с многочисленными врага­ми. Главным сражением святого Димитрия стала Куликов­ская битва, в которой русские войска одержали победу над татарами.

У. Святитель Алексий заменил князю Димитрию отца. Митрополит возглавил боярскую думу и стал следитьза ходом политических дел на Руси.

Но забота о благе Отечества не заслонила для святого глав­ного его дела - заботу о Православной Церкви.При жизни митрополита Алексия в Москве было построено два монасты­ря и несколько храмов. Святитель неустанно наставлял свою паству и являл ей пример святой жизни во Христе. Умер святитель в возрасте 85 лет. Спустя много лет мощи его были обретены нетленными. Сейчас они находятся в Богоявленском 1 Елоховском соборе в Москве.

III. Закрепление материала

У. Сейчас я загадаю вам загадки о добродетелях, а вы, послетого как отгадаете их, приведите пример этой доброде­телииз жизни святого Алексия.

Чтоб не плавать без ветрил,

Чтоб маяк пред вами был,

Исполнялась жизни мера,

Нам нужна лишь наша...


Святитель Алексий, митрополит Московский109

Д. Вера.

- Святитель Алексийверил в Бога инадеялся на Его по­мощь, когда ездил в Орду, иБог помогему. У. У кого она в достатке,

С тем дружить легко и гладко.

Для души приобрету

Я у Бога... Д. Доброту.

- О том, что святительАлексий был добрым, говорит его отношение к князю Димитрию. У. Гордость шишки набивает,

А она и бед не знает,

Гордость стонет и болит,

Словно дряхлый инвалид,

Не она всему оплот есть -

Перед Богом ценна... Д. Кротость.

- Своей кротостью митрополит Алексий убедил хананеидти с войском на Русь. У. Сердце милует слепых,

Слабых, нищих и больных,

И здоровых пожалеет:

Всякий ведь душой болеет!

Кто в старании усердный,

Тот зовется... Д. Милосердный.

- Святитель Алексий измилосердия вылечил женухана, хотя она и не была христианкой.

У. Какие еще добродетели были у святителя Алексия? Д. Послушание.Из послушанияон пошел вОрду.

- Любовь к родителям. Радиних он остался в Москве после пострига.

IV. Подведение итогов

У. О чем мыговорили науроке? Что нового вы узнали?Чтовам запомнилось?

Ю. Клюева


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Тема. «Великий пост»

Целиурока. Сообщить о смысле Великого поста, о неделях Ве­ликого поста; развивать речь, память; духовно-нравственное воспи­тание.

Ход урока

I. Сообщение темы урока Учитель. Сегодня мы поговорим с вамио Великом посте.

К какому празднику нас готовит этот пост?

Дети. К празднику Воскресения Христова~ Пасхе.

У. Что такое пост?

Д. Это время, когда мы готовимся к встрече праздника.Вовремя поста люди стараются очиститься отгрехов, изменить свою жизнь.

У. Как мы постимся?

Д. Мы стараемся отказатьсяот удовольствий:не едим вкус­ной пищи, не смотрим телевизор, не ходим в театр. Еще мы стараемся больше молиться, помогать другим: людям, делать добрые дела.

У. Вы сказали, что вовремя поста мыстараемся очистить­ся от грехов. А какоецерковное таинство помогает,нам в атом?

Д. Таинство Покаяния.

II. Повторение

У. Великий пост установлен в напоминаниенам о сорока­дневном посте Спасителя в пустыне. Вспомните,что вы знаете Об этом.

Д. После Крещения Иисус Христос отправилсяв пустыню,чтобы приготовиться там к Своему служению,

В это время к Нему приступил дьявол,он хотел, чтобыИисус Христос отказался от служения Богу. Дьявол пытался искусить Иисуса Христа и предлагал Емуземное благополу­чие, могущество и славу. Однако Спаситель не поддался дья­вольским искушениям.

У. На доске написаны предложения, вставьте в нихпропу­щенные слова.


Великий пост111

1. Иисус Христос пробыл в пустыне... дней. {Сорок.)

2. Когда Иисус Христос был в пустыне.Он молился и... [Постился.)

3. Иисус Христос сказал сатане,что Он будет... только Богу. (Поклоняться.)

4. После того как прошло время испытания,ИисусХристос был готов... Богу и людям. (Служить.)

Слова для справок: «поклоняться», «поститься», «слу­жить», «сорока.

- А теперь вставьте эти же слова в другие предложения. Предложения записанына правой стороне доски, напротив первых.

1. Великий пост продолжается... дней. (Сорок.)

2. В конце Великого поста мы можем оглянуться назад и сказать, что мы молились и... с усердием. (Постились.)

3. Церковь часто призывает нас: вПриидите и... Богу» на протяжении всего Великого поста, (По клонитесь.)

4. Когда мы по-настоящему стараемся соблюдать Вели­кий пост, мы становимся лучше и готовы... Богу и людям. (Служить.)

- Иисус Христос готовился кСвоему служению, и нам нужно готовиться служить Богу.

III. Сообщение нового материала

У. Великий пост предваряют три подготовительных неде­ли: «О мытаре и фарисеев, «О блудном сыне», «О Страшном Суде». Вспомните притчу о мытаре и фарисее. Кто такие фа­рисеи?

Д. Это люди, которые строго соблюдалиВетхозаветный за­кон и осуждали всех, кто не исполняет закон.

У. Что вы знаете о мытарях?

Д. Мытари ~ это сборщики налогов, они часто обманывали людей, поэтому люди нередко относились к ним с неприязнью.

У. О чем же рассказал Спаситель в притче?

Д. О том, как мытарь и фарисей пришли молиться.в храм.

У. Как молился фарисей?


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Д. Он говорил: «Боже! благодарю Тебя,что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю,даю десятую часть из всего, что приобретаю».

У. А как молился мытарь?

Д. «Боже, буди милостив ко мне грешнику».

У. Чему учит нас эта притча?

Д. Рассказав эту притчу. Спаситель сказал: «Всякий возвы­шающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвы­сится и удостоится высокого места в Царствии Небесном».

У. Почему мы вспоминаем эту притчу перед Великим постом?

Д. Мы должны брать пример с мытаря и во время поста также каяться и просить прощения, как он.

У. Вспомните притчу о блудном сыне и приготовьтесь отве­чать на вопросы.

Кто разделил свое имущество?

Д. Отец разделил имущество между двумя сыновьями.

У. Что делал младший сын в далекой стране?

Д. Он тратил свои деньги на пиры, богатую одежду.

У. Почему младший сын голодал?

Д. Потому что он растратил все свои деньги.

У. Что решил сделать младший сын после того,как у него кончились деньги?

Д. Он нанялся в свинопасы.

У. Что решил сказать младший сын отцу?

Д. Он решил вернуться и сказать: «Отче, я согрешил про­тив неба и перед тобою и уже недостоин называться сыном твоим. Прими меня в число наемников твоих».

У. Что сделал отец, когда младший сын пришелдомой?

Д. Он обрадовался и устроил пир.

У. Почему старший брат отказался принять участие в празд­нике и торжестве?

Д. Он обиделся из-за того, что длянего отец никогда не устраивал пира, хотя старший сынне покидалотца.

У. Что сказал ему отец?

Д. «Сын мой, ты-то уж всегдасо мною, и все мое твое. О том надобно радоваться и веселиться, чтобрат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

У, Что произойдет с нами, если мы от всей души попросим Бога, Отца нашего, простить нас?

Д. Он нас простит.


Великий пост


 


 


. У, Почему мы вспоминаем эту притчу перед постом?

Д. Мы учимся у младшего сына проситьпрощения у Бога и

у людей за свои проступки.

У. Вспомните притчу о Страшном Суде.

Д. Когда Господь придет судить людей,то Он разделятихна две части, одних Он поставит справа, а других слева. И скажет Бог стоящим справа: Вы пойдете в Царство Божие.Когда Я был голоден, вы накормили Меня, когда Я хотел пить, вы напои­ли Меня. Я был странником, вы приняли Меня в свой дом,былраздет, вы одели Меня, болен был, а вы навестили Меня, В темни­це - вы пришли ко Мне. И люди, стоящие справа, спросят;

«Когда мы видели Тебя и помогли Теое?й Бог ответит им:

«Когда в вашей жизни вы делали это одному из людей,выделали это Мне». И праведники пойдут в жизнь вечную, а грешники, стоящие слева, не делавшиедобра ближним, пой­дут на страдания, в вечный огонь.

У. Почему мы вспоминаем эту притчуперед постом? Д. Она напоминает нам, что во времяпоста мы должны

делать дела милосердия.

У, Например? Д. Подаватьмилостыню, навещатьбольных, помогать людям в их делах.

У. Последнее воскресенье перед Великимпостом называет­ся Прощеным воскресеньем. Почему?

Д. В этот день все верующие люди просят прощения друг у

друга.

У. Мы должны начать Великий пост с незамутненнойсовес­тью. Отношения с каждым человеком должны как бы начаться заново, возродиться, лишиться зависти, неприязни, недобро­желательства. Мы не должны держать на душе зла ни накого.

Каждое воскресенье Великого поста тоже имеет свое назва­ние. Первое воскресенье - Торжество Православия. В этот день вспоминается, как закончилось гонение на святыеико­ны. Некоторые люди не признавали иконы и решили уничто­жить их, другие люди защищали иконы. Созвали Церковный Собор и на нем установили, что православные люди поклоня­ются не доскам, а тем, кто изображен на иконе.

Во второе воскресенье Великого поста Церковь вспоминает святого Григория Паламу. Он был знаменитым богословом, епископом Церкви и очень образованным и духовным челове­ком. Григорий вырос при дворе императора, где служилего


КОНСПЕКТЫ уроков

отец.Он получил хорошее образование и мог бы поступить на службу к императору, но его влекло к духовной жизни, и поэтому он стал монахом.

Третье воскресенье и следующую за ним неделю называют Крестопоклонными, потому что в эту неделю верующие поклоня­ются Кресту. Церковь напоминает о страданиях и крестной смер­ти Спасителя и укрепляет постящихся к продолжению поста.

В четвертое воскресенье поста мы вспоминаем святого Иоан­на Лествичника. Он получил такое прозвание за свою книгу «Лествица» (лестница). В этой книге говорится о том,какследует жить, чтобы угодить Богу. Святой Иоанн пишет,чтокаждый шаг в правильном направлении подобен восхождению на одну ступень по лестнице, вот почему книга так названа.

В пятое воскресенье поста празднуется память святой Ма­рии Египетской. В молодости она совершила много грехов. Однажды она увидела множество людей, которые куда-то шли. Марии стало любопытно, и она пошла за ними. Так они подо­шли к большому храму, и люди стали входить в него. Мария тоже решила зайти туда, но едва она занесла ногу, чтобы пере­ступить порог, как почувствовала, что невидимая сила прегра­дила ей путь. Мария поняла, что это ее грехи не даютейпроникнуть в храм, тогда она пала перед иконой Богородицы и стала каяться в своих грехах. После этого Мария ушла в пусты­ню и стала там вымаливать у Бога прощение за свои грехи, Только после сорока семи лет пребывания в пустыне она обрела мир и близость к Богу, непрестанно молясь, постясь и каясь.

Шестое воскресенье Великого поста - Вербное, о нем мы поговорим отдельно.



2015-11-18 715 Обсуждений (0)
II. Изучение нового материала 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II. Изучение нового материала

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (715)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)