Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Школьное методическое объединение как основная структура управления работой образовательной организации на современном этапе



2015-11-11 5262 Обсуждений (0)
Школьное методическое объединение как основная структура управления работой образовательной организации на современном этапе 4.33 из 5.00 3 оценки




Школьное методическое объединение (ШМО) учителей – одна из важнейших структур, необходимая для качественного управления работой школы.В задачи методобъединения входит изучение нормативной и методической документации по вопросам образования, оперативное решение учебно-воспитательных и методических вопросов, организация мониторинга качества образования, работа с педагогическими кадрами.

Как правило, в школе функционирует несколько методических объединений, которые обеспечивают планомерную методическую работу с учителями, направленную на совершенствование содержания образования и включающую различные виды предметной деятельности. Таким образом, на практике реализовывается принцип педагогической поддержки в деятельности каждого члена коллектива.

В компетенции ШМО - выбор системы промежуточной аттестации учащихся, определение критериев оценок, подбор аттестационного материала для процедуры итогового контроля в переводных классах, подготовка к ЕГЭ. Руководители методобъединений совместно с заместителями директора по учебно-воспитательной работе разрабатывают систему взаимопосещения уроков с целью повышения теоретического уровня и педагогического мастерства учителей, организуют мероприятия, направленные на оказание помощи молодым специалистам в овладении педагогическим мастерством

В условиях модернизации образования одним из приоритетных направлений в работе ШМО стала предпрофильная подготовка учащихся. Этому способствует внедрение личностно ориентированных методов обучения, а также активное сотрудничество учителей-предметников, классных руководителей, родителей и школьного психолога.

В течение последнего десятилетия идёт активное формирование новой педагогической культуры, а значит, требуется и обновление содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса. Это обновление невозможно без использования компьютерных средств и информационных технологий, значительно влияющих на дидактический процесс и повышающих его эффективность. Руководители ШМО и администрация школы координируют работу по апробации и внедрению инновационных технологий. Наряду с этим необходимо уделять внимание пополнению дидактической библиотеки, анализу существующих программ.

Важное направление работы ШМО – это определение методической темы и путей её реализация. Практическим выходом работы над выбранной методической темой школьных ШМО можно считать
и организацию внеучебной деятельности детей, в частности - подготовку и проведение конкурсов, коллективных творческих дел, выставок, творческих отчётов. С этой точки зрения особое место занимает организация предметных недель – традиционное направление в работе ШМО. Мероприятия, проведённые в рамках предметных недель, способствуют развитию познавательного интереса школьников и помогают реализовать на практике общедидактический принцип соединения обучения с воспитанием, содействуют мировоззренческому, нравственному и эмоционально-эстетическому воспитанию учащихся.

Таким образом, тщательно продуманная, хорошо организованная работа школьных методических объединений позволяет определить оптимальный выбор реальных задач и обеспечить единство целеполагания и целеосуществления, а значит, повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.

Кратко содержание работы школьных методических объединений можно представить следующим образом:

1. Проведение заседаний ШМО.
2. Выполнение нормативных документов, исполнение решений и рекомендаций ШМО.
3. Знакомство с передовым опытом и внедрение его в деятельность учителей ШМО.
4. Подготовка и проведение предметных недель.
5. Подготовка и проведение конференций, семинаров, круглых столов и т. д.
6. Проведение и подготовка учащихся к олимпиадам, научным конференциям, интеллектуальным конкурсам и т. п.
7. Подготовка и проведение внеклассных мероприятий по предметам ШМО.
8. Посещение учебных, факультативных, кружковых занятий по предметам ШМО.
9. Работа по реализации темы самообразования.

 

Школьное методическое объединение учителей, являясь основным структурным подразделением методической службы образовательной организации, осуществляет проведение учебно-воспитательной, методической, опытно экспериментальной
и внеклассной работы, по одному или нескольким смежным предметам. ШМО учителей в своей деятельности соблюдает Конвенцию
о правах ребенка, руководствуется Конституцией РФ, указами Президента РФ, решениями Правительства РФ, Законами РФ, Приказами министерств и ведомств субъектов РФ, органов управления образования, уставом и локальными правовыми актами школы, приказами
и распоряжениями директора.

Цель ШМО учителей - способствовать росту профессиональной компетенции учителей, их творческого потенциала, развитию личности, готовой к постоянному профессиональному росту, социальной
и профессиональной мобильности.

Задачи ШМО учителей:

-ознакомление членов ШМО с научно-методическими идеями;

-способствование научно-методическому росту учителя, развитие его творческой инициативы, ключевых предметных компетенций: коммуникативной, дидактической и рефлексивной и др.

- определение путей обновления содержания предметного образования, форм и методов работы учителя на всех уровнях образовательной модели, с учетом современной парадигмы образования.

Содержание работы ШМО учителей определяется законодательными актами в области образования, идеями развития национальной модели школы РФ, методической темой школы, содержанием инноваций в области психолого-педагогической науки и преподавании учебных предметов с учетом требований, предъявляемых к различным уровням предметной компетенции учителей.

ШМО учителей организуется при наличии не менее пяти учителей по одному предмету или по одной образовательной области. В состав ШМО могут входить учителя смежных дисциплин.

ШМО работает в соответствии с утвержденным директором планом работы школы, и строит свою работу на принципах демократии, гласности, уважения и учета интересов всех членов ШМО. Проводит свои заседания один раз в четверть (триместр).

Члены ШМО учителей имеют право:

- анализировать результаты своей работы и работы коллег;

- изучать и определять потенциальные возможности членов ШМО;

- разрабатывать и публиковать новые технологии, формы
и методы работы;

- рекомендовать кандидатуры учителей, заслуживающие различного поощрения;

- выдвигать предложения об улучшении учебного процесса в школе.

Члены ШМО учителей обязаны:

-совершенствовать предметную педагогическую компетентность с учетом политики и тактики общественного сознания
и современной парадигмы образования;

- участвовать и самостоятельно способствовать обновлению содержания форм и методов обучения иностранным языкам, реализуя принципы учебно-познавательной компетенции учителя современной школы.

Руководитель ШМО назначается и освобождается от должности директором ОО. Он должен иметь высшее профессиональное образование и педагогический стаж не менее 5 лет. Руководитель ШМО подчиняется заместителям директора и директору школы.

Основные направления деятельности руководителя ШМО являются:

- планирование работы ШМО на учебный год;

- координация работы учителей по составлению рабочих программ и выполнению программного материала;

- организация мониторинга качества профессиональной деятельности учителей ШМО и создание информационного банка данных по учителям — членам ШМО;

- организация повышения квалификации учителей ШМО через постоянно действующие формы обучения (тематические консультации, обучающие семинары, практикумы и т. д.)

- проведение предметных олимпиад, недель. Конкурсов, участие в проектной и исследовательской деятельности учащихся и учителей;

- изучение инновационных процессов в методике преподавания учебных предметов и выработка на их основе рекомендаций для членов ШМО;

- анализ результатов образовательной деятельности по предметам;

- организация работы наставников с молодыми специалистами и малоопытными учителями.

Руководитель ШМО выполняет следующие должностные обязанности:

- составление, реализация и координация плана работы ШМО на учебный год;

- создание и ведение банка данных учителей (членов ШМО) по установленной форме;

- посещение уроков и других мероприятий, проводимых учителями - членами ШМО, их анализ и доведение результатов до сведения учителей ШМО;

- отслеживание своевременной подготовки и проведение школьного тура Всероссийской олимпиады школьников, конкурсов, обобщение и анализ результатов;

- обобщение информационно-аналитических материалов по вопросам деятельности ШМО по итогам учебного года (в мае-июне);

- обеспечение методического сопровождения учителей-членов ШМО в освоении инновационных программ
и технологий, технологий проведения общешкольных мероприятий (олимпиад, конкурсов и т. д.), консультирование по вопросам организации учебно-методической работы;

- обеспечение своевременности повышения профессионального мастерства и квалификации учителей-членов ШМО на школьном уровне и оказание помощи заместителю директора по УВР по подбору материала и пропаганде профессионального опыта учителей - членов ШМО;

- участие в работе Методических совещаний заместителя директора по УВР и информирование об итогах деятельности учителей - членов ШМО.

Методическая работа в школе на современном этапе приобрела особую значимость. От образовательного уровня, квалификации, профессионализма учителя зависит решение задач, стоящих перед школой. Методическое объединение имеет большие возможности для повышения профессионального уровня и результатов труда учителя.

Направления и формы работы методического объединения учителей могут быть самыми разнообразными. Предлагаемые материалы помогут будущему председателю ШМО в составлении плана и анализа работы, а также в оформлении документации, которую должен иметь руководитель ШМО.

План работы должен иметь следующие разделы:

1.Задачи МО на новый учебный год.

2.Методическая тема, над которой работает МО (постановка проблемы ШМО вытекает из проблемы школы).

3.Программно - методическое сопровождение предмета.

4.Знакомство учителей с новыми педагогическими технологиями.

5.Проведение открытых уроков, творческих отчётов.

6. Изучение передового педагогического опыта учителей.

7. Изучение состояния преподавания учителей и качества знаний учащихся.

8.Диагностика и мониторинг качества методической работы.

9.Издательская деятельность.

10.Тематическое консультирование членов методического объединения.

11.Участие в разработке авторизованных, авторских программ, методических рекомендаций.

12.Участие в районных мероприятиях.

13.График или текстовой вариант системы повышения квалификации учителей МО.

14.Самообразование учителей (отчёты учителей по теме самообразования)

15.Заседания ШМО с указанием тематики.

16.Графики взаимопосещения уроков.

17.Графики открытых уроков.

18.Теорию и методику преподавания предмета (выступления).

19.Обзор методической и педагогической литературы.

20.Изучение нормативных документов.

21.Изучение новых программ и учебников.

22.Разработку рекомендаций, памяток, наглядных пособий.

23.Проверку словарей и тетрадей.

24.Организацию наставничества в работе с молодыми специалистами.

25.Подготовку экзаменационного материала.

26.Сообщения учителей, посещающих предметные курсы, семинары, консультации.

27.Внеклассные мероприятия по предмету (предметные олимпиады, олимпиады, конкурсы).

28.Материальная база кабинетов:

 

Кабинет Состояние кабинета План пополнения
    ТСО методическая литература дидактический материал

 

Основные задачи ШМО

Совершенствование: 1) педагогического мастерства; 2) качества образования обучающихся; 3) воспитательного процесса (гражданское, патриотическое и др. воспитание обучающихся).

Важнейшую роль в организации и реализации методической работы в школе играли и играют школьные методические кабинеты. Содержание методического кабинеташколы можно представить в виде отдельных блоков:

 

Таблица 1. Блоковое содержание методического кабинета

 

1 блок   1.1. Организация методической работы школы. 1.2. Организация работы Методического совета школы. 1.3. Организация работы с молодыми специалистами. 1.4. В помощь руководителю школьного методического объединения. 1.5. Школа повышения педагогического мастерства.
2 блок   2.1. Методическое объединение учителей биологии, химии, географии. 2.2. Методическое объединение учителей русского языка и литературы. 2.3. Методическое объединение учителей обществознания. 2.4. Методическое объединение учителей математики.
3 блок   3.1. Методическое объединение учителей начальной школы. 3.2. Методическое объединение учителей иностранного языка. 3.3. Методическое объединение учителей физической культуры, технологии, ОБЖ.
блок   4.1. Устав школы. 4.2. Аттестация педагогических работников. 4.3. Комплексно-целевые программы муниципального образования г. Коломны. 4.4. Методические рекомендации по преподаванию предметов. 4.5. Методическое рекомендации и инновационные программные материалы к преподаванию третьего часа урока физической культуры в общеобразовательных организациях Московской области. 4.6. Основы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики».
блок   5.1. В помощь учителю (памятки и рекомендации). 5.2. Использование тестов в учебном процессе. 5.3. Карточки для индивидуальной работы по русскому языку и математике для учащихся начальных классов. 5.4. Пособия для подготовки к итоговому тестированию.
блок   6.1. Из опыта работы учителей начальных классов (воспитательная работа). 6.2. Организация работы ГПД (из опыта работы воспитателей ГПД школы.). 6.3. Сценарии школьных вечеров. 6.4. Открытые классные часы (из опыта работы классных руководителей школы.). 6.5. Новые психолого-педагогические подходы в образовательном процессе современной школы.
7 блок   7.1. Организация работы с родителями детей школы. 7.2. Родительский лекторий. 7.3. «Родительские собрания 1-4 классы» (пособие). 7.4. . «Родительские собрания 5-11 классы» (пособие). 7.5. «Родительские собрания 5-7 классы» (пособие).
8 блок 8.1. Организация работы психолого-педагогического консилиума школы.
9 блок 9.1. Нормативно правовые документы воспитательного процесса школы. 9.2. Протокол методического объединения классных руководителей. 9.3. Охрана прав несовершеннолетних. 9.4. Социальный паспорт МОУ школы. 9.5. Мониторинг воспитательной деятельности школы. 9.6. Опыт воспитательной работы классных руководителей.
10 блок   10.1. Психология труда и основы профессиональной ориентации. 10.2. Психология деловых отношений. 10.3. Введение в психодиагностику (пособие). 10.4. Социальная педагогика. 10.5. Социальная психология, психология межличностных отношений. 10.6. Методика социально-педагогической деятельности. 10.7. Логопедические рифмовки и миниатюры. 10.8. Социальный педагог: основы профессионального мастерства. 10.9. Свободное развитие личности школьника: научно-методические основы педагогического процесса. 10.10. Проектирование и моделирование педагогических систем. 10.11. Свободное развитие личности школьника: к вопросу о переходе на ФГОС. 10.12. Основы социологии. 10.13. Психологическое изучение личности младшего школьника. 10.14. Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах». 10.15. Свободное развитие личности школьника: дети (группы риска) (пособие). 10.16. Библиографический указатель по социальной работе и социальной педагогике. 10.17. Комплект «Всё для школьного психолога».
11 блок   11.1. Организация здоровьесберегающей среды в школе. 11.2. Адаптивная модель образования в классах 1 ступени. 11.3. «В здоровом теле - здоровый дух» (в помощь классным руководителям). 11.4. «Здоровье детей в наших руках» (материалы для бесед, консультаций, проведения родительских собраний). 11.5. «Здоровый образ жизни» (творческие работы учащихся). 11.6. Преемственность между начальным и средним звеном школы. 11.7. Организация работы по адаптации первоклассников к обучению в школе.
12 блок   12.1 Организация работы с одарёнными детьми школы. 12.2. Всероссийские олимпиады и конкурсы. 12.3. Материалы областного фестиваля - конкурса. 12.4. Творческие работы учащихся. 12.5. Мониторинг работы с одаренными и талантливыми детьми.
13 блок 13. Школьные интеллектуальные марафоны.  
14 блок 14. Школьные предметные олимпиады.
15 блок 15. Международный математический конкурс «Кенгуру».
16 блок 16.1. Аттестация педагогических работников в школе. 16.2. Протоколы аттестационной комиссии школы. 16.3. Журнал учета аттестации и кадровой переподготовки педагогических сотрудников школы. 16.4. Аналитический материал аттестующихся педагогических работников школы. 16.5. Аттестация педагогических кадров (Справочник). 16.6. Аттестация работников образования на высшую квалификационную категорию (методическое пособие).
17 блок 17.1. Аттестационный материал учителей, аттестующихся на соответствие занимаемой должности.
18 блок 18.1. Из опыта работы учителей.  
19 блок   19.1. Городские семинары для учителей школ города. 19.2. Городские семинары для заместителей директоров школ города. 19.3. Материалы городских семинаров школ города. 19.4. Материалы городских семинаров, проведенных на базе МОУ гимназии №11. 19.5. Материалы городских семинаров, проведенных на базе МОУ лицея №6 (за 3 года).
20 блок Из опыта работы учителей лицея (доклады, рефераты, выступления).
21 блок Из опыта работы учителей школы (открытые уроки).  
22 блок Из опыта работы учителей школы (в помощь учителю начальных классов).
23 блок Конкурс «Учитель года».  
24 блок   24.1. Опытно-экспериментальная работа «Основы педагогической деятельности по использованию новых информационных технологий в преподавании различных предметов школьного курса». 24.2. Учебные компьютерные программы, разработанные педагогами. 24.3. Программное обеспечение по различным предметам школьного курса.
25 блок   Отчет об экспериментальной работе «Основы педагогической деятельности по использованию новых информационных технологий в преподавании различных предметов школьного курса».
26 блок   26.1. Введение опытно - экспериментальной работы по теме: «Совершенствование программно-методического обеспечения информатизации образовательного процесса в школе». 26.2. Материалы по экспериментальной работе. 26.3. Материалы научно-практических конференций, семинаров, конкурсов. 26.4. Методическое пособие по информатике для учителя - 2 класс. 26.5. Методическое пособие по информатике для учителя - 3 класс. 26.6. Методическое пособие по информатике для учителя - 4 класс.
27 блок Конкурс «КИТ», «Человек и природа».  
28 блок   28.1. План работы городской опытно-экспериментальной площадки по проблеме «Отработка технологии реализации профильного обучения в классах старшей ступени». 28.2. Нормативные документы и методические рекомендации Минобра РФ по реализации профильного обучения. 28.3. Программно методическое обеспечение преподавания элективных курсов. 28.4. Элективный курс «Компьютерная графика». 28.5. Перспективный план введения профильного обучения на III ступени обучения и предпрофильной подготовки.
29 блок   29.1. Кадровый состав педагогических работников школы. 29.2. Книга учёта личного состава работников школы. 29.3. Материал педагогических советов. 29.4. Диагностика педагогической деятельности. 29.5. Рекомендации по созданию накопительной системы повышения квалификации педагогических кадров (брошюра).
30 блок   30.1. Педагогическая копилка. 30.2. Каталог «Педагогический лекторий «Что делать, если.....». 30.3. Каталог методической копилки.
блок 31.1. Учебные заведения нашего города. 31.2. Высшие учебные заведения края. 31.3. Средне - специальные учебные Москвы и Московской области 31.4. Высшие учебные заведения страны. 31.5. Готовность к обоснованному выбору профессии (методические рекомендации). 31.6. Куда пойти учиться? 31.7. Деловой атлас Подмосковья (учебные заведения Московской области).
32 блок Всероссийская игра - конкурс «Русский медвежонок».  
33 блок   33.1. Материалы научно - практических конференций по биологии, географии, химии, экологии. 33.2. Материалы научно - практических конференций по математике, физике, информатике. 33.3. Из материалов научно - практической конференции «Образ жизни болотной черепахи». 33.4. Организация работы научного общества учащихся школы. 33.5. «Научно - исследовательская работа учащихся» - пособие.
34 блок Из опыта работы учителей школы (обобщение опыта).  
35 блок   35.1. Экологическая работа в школе. 35.2. Эколого-исследовательская работа учащихся школы. 35.3. Экологический мониторинг (работы учащихся). 35.4. Экологическая организация «Капелька». 35.5. Экологическая организация «Капелька» (приложение). 35.6. Использование амфибий в биоиндикации водоёмов нашего города.
36 блок 36.1. Предметно - методические недели школы.  
37 блок   37.1. Самообразование учителя (отчёты) 37.2. Из опыта работы учителя русского языка по теме самообразования. 37.3. Отчет о работе учителей в творческих группах школы.
38 блок   38.1. Организация работы учебного кабинета. 38.2. Паспортизация учебных кабинетов. 38.3. Материалы к оформлению стендов в методическом кабинете. 38.4. Программно методическое обеспечение уроков ОБЖ. 38.5. Иллюстрированный каталог учебного оборудования для школ.
39 блок 39.1.Конкурс «Самый классный классный»  
40 блок 40.1.Конкурс «Золотое руно»  
41 блок 41.1.Научное общество школьников «ОЛИМП»  
42 блок 42.1.Центр «Поиск» (многопредметная дистанционная олимпиада «Интеллект»)
43 блок 43.1.Конкурс «Братья наши меньшие»  

Интернет-сайт: http://zvonoknaurok.ru/load/metodicheskaja_kopilka/nachalnye_klassy/polozhenie_o_shkolnom_metodicheskom_obedinenii_uchitelej_nachalnykh_klassov/82-1-0-2054

Интернет-сайт: http://pedsovet.su/load/248

Вопросы и задания

1. Проанализируйте план работы ШМО начальных классов на учебный год школы, в которой вы были на практике.

2. Составьте таблицу содержания методического кабинеташколы, в которой вы были на практике, в виде блоков.

3. Представьте свой вариант содержания работы методического кабинета.

 

 




2015-11-11 5262 Обсуждений (0)
Школьное методическое объединение как основная структура управления работой образовательной организации на современном этапе 4.33 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Школьное методическое объединение как основная структура управления работой образовательной организации на современном этапе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5262)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)