Теоретические аспекты современной методической службы образовательной организации
Как уже отмечалось, процесс длительного реформирования Российской системы образования обусловлен социальными, политическими, экономическими и культурными изменениями. В обществе возникли новые образовательные потребности: внимание к запросам всех участников образовательного процесса, возможности образовательных учреждений. В последние годы в России значительно возросли требования со стороны государства и общества к школе. Инновационная экономика государства формирует новую модель образования до 2020 года. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе. В условиях модернизации образования в России важной задачей методической службы образовательной организации становится обеспечение реализации новых приоритетов образовательной политики, помощь педагогам в достижении высокого уровня профессиональной деятельности, научно-методическое сопровождение инновационных процессов. Особую актуальность приобретает разработка новых подходов к построению модели методической работы в школе, направленной на повышение компетентности педагогов. Некоторые предпосылки решения данной проблемы раскрыты – повышение качества педагогической деятельности рассматривались в работах В.И. Гинецинского, Н.В. Кузьминой, – методическая деятельность в работах В.Г. Быковой, – организации методической работы в школе посвящены труды Р.И. Будниковой, Л.П. Быстровой, В.И. Дружинина, Особое внимание в последнее время уделяется основам методического сопровождения инновационной деятельности педагогов и образовательных учреждений (О.М. Зайченко, Е.И. Казакова, Исследования показывают, что потребность в организации методической работы в школе сохраняется и так же актуальна, как и прежде, но ощущается необходимость пересмотра содержания и форм деятельности с учетом актуальных научных направлений. Современная методическая служба образовательной организации является качественно новым этапом развития в этой области. Вопросы о том, что такое методическая работа, каковы ее функции, содержание и формы деятельности, каково вообще место методиста в школе, неоднократно и достаточно широко рассматривались как с теоретических, так и с научно-практических позиций в трудах В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, И.В. Жуковского, Л.П. Ильенко, В.М. Лизинского, А.М. Моисеева, Н.В. Немовой, М.М. Поташника Традиционно методическая деятельность или методическая работа предполагает подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров по всем аспектам преподаваемых предметов и по всем видам педагогической деятельности. В изданной ещё в 1988 г. под редакцией Ю.К. Бабанского книге «Методическая работа в школе: организация и управление» собственно методическая работа определяется как «целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя (включая и меры по управлению профессиональным самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием педагогов), на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а в конечном счете - на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных школьников». М.М. Поташник (1993 г.) рассматривает методическую работу Н.В. Немова (1999 г.) определяет методическую работу как «деятельность по обучению и развитию кадров; выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса». В.П. Симонов (1999 г.) отмечает, что «методическая работа - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся По определению В.И. Андреева (2000 г.), «методическая работа Т.Н. Макарова (2002 г.) считает, что методическая работа является «основным видом образовательной деятельности, представляющим собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями и воспитателями в целях овладения методами В настоящее время наиболее массовыми определениями, характеризующими понятие «методическая работа» стали такие как: Методическая работа - система взаимосвязанных мер, «направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя» (Ю.К. Бабанский) Методическая работа - специальная деятельность в рамках «педагогического производства» (Г.П. Щедровицкий) Методическая работа – «специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя» (В.П. Симонов) В.И. Дружинин определяет методическую работу как «систему взаимодействующих структур, участников, условий и процессов, Как видим, единства в определении понятия «методическая работа» нет, но литературы позволяет достаточно точно выделить объект управления. Это - профессиональное мастерство педагогов. При рассмотрении субъекта методической работы выступает целый ряд действующих лиц: сам педагог (самообразование); администрация школы; специальные функциональные органы (методический совет, методические объединения и пр.); передовые педагоги. В связи с быстроменяющимися требованиями к содержанию образования, также стремительно меняются цели, задачи и содержание методической работы. В связи с этим, каждая образовательная организация сегодня может и должна определять их самостоятельно, главное, чтобы они опирались на действующие Законы и Положения, учитывали современные тенденции развития общества в целом и образования в частности, учитывали запросы общества, ученых, педагогов.
Интернет-сайт:http://berschool.ru/model-shkolnoy-metodicheskoy-sluzhby
Вопросы и задания 1. Составьте таблицу:
2. Подготовьте выступление на тему: «Определения понятия «методическая работа». Объект и субъект управления». 3. Сформулируйте цели и задачи методической работы школы, где в которой вы были на практике, с привлечением других источников информации; или цели и задачи методической работы для школы, в которой бы вы хотели работать.
§ 10. Содержание работы современной методической службы Как показала практика, современным подходом к определению содержания методической работы будет подход, учитывающий соответствие содержания методической работы требованиям ФГОС, что вызывает изменение её названия – научно-методическая работа (НМР), НМР является важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы. Роль именно научно-методической работы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приемы и формы обучения и воспитания. Научно-методическая работа помогает оперативно решать поставленные перед коллективом школы задачи через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие способностей и природных задатков учащихся, повышение мотивации к обучению учащихся, формирование проблемных групп, а также ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3317)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |