Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мораль рабовладельческого общества



2015-11-20 2016 Обсуждений (0)
Мораль рабовладельческого общества 0.00 из 5.00 0 оценок




Бобруйск 2007

 

УДК

ББК

Л

Р е ц е н з е н т кандидат педагогических наук, доцент кафедры общественных дисциплин БФ БГЭУ Л. П. Павлова.

 

 

Р е к о м е н д о в а н о кафедрой общественных дисциплин БФ БГЭУ

 

У т в е р ж д е н о Советом БФ БГЭУ

 

Логвиненко О. Н. Деловая культура: Учебно-методическое пособие для студентов экономических специальностей – Бобруйск: БФ БГЭУ, 2007.

 

Содержание:

Предисловие

Тема 1. Этика, ее предмет, виды, структура.

Тема 2.Исторические этапы развития морали.

Тема 3. История развития этических учений.

Тема 4. Теоретические проблемы морали.

Тема 5. Высшие моральные ценности и стратегия «правильной жизни».

Тема 6. Этика гражданственности: человек и общество.

Тема 7. Этика межличностного общения.

Тема 8. Профессиональная этика.

Тема 9. Этика деловых бесед и переговоров.

Тема 10. Этика исполнения публичных выступлений.

Тема 11. Модели этики делового общения.

Тема 12. Этика и этикет.

Тесты и приложения.

Темы рефератов и докладов.

Вопросы к зачету.

Литература.

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Трудно представить существование общества без морали. Можно с уверенностью сказать, что в нем было бы меньше добра, порядочности и больше зла, мошенничества, хамства и других аморальных явлений. Мораль делает человеческую жизнь более упорядоченной, комфортной, здоровой.

Формирование рыночных отношений в Республике Беларусь влечет за собой расширение экономических свобод субъектов рынка. В этих условиях большое значение приобретают этические факторы регулирования делового и неофициального взаимодействия. Поэтому особенно злободневным стало обучение этике, этическим нормам и правилам делового общения студенческой молодежи.

Этика— это наука о морали (нравственности). Моральже есть способ регулирования поведения людей в обществе при помощи установленных в нем принципов и норм. Эти нормы выступают в виде обычаев, нравоучений, традиций, религиозных заповедей, формулируются в народном фольклоре, учебной, научной и художественной литературе, профессиональных этических кодексах.

Предметом курса этикив экономическом вузе является круг проблем, связанных с нравственной регуляцией поведения человека в обществе и в частности в сфере трудовой деятельности и делового общения.

Этика является одной из важнейших дисциплин гуманитарного цикла, ее назначение — формирование интеллигентных качеств у студентов, в частности богатого интеллекта и высоконравственного поведения.

Главная цель курса— посредством изучения этики в тесной взаимосвязи с деловым общением способствовать формированию высоконравственной личности и деловой культуры будущих специалистов.

Проблемы морали нашли отражение не только в науке, но и в учебном процессе высших учебных заведений. В нынешний, переходный, период в процессе деидеологизации этики наметились два подхода в ее преподавании. При первом подходе она сохраняется как философская дисциплина, в которой находят отражение основные теоретические проблемы, связанные с историей этики и морали, а также толкование нравственных ценностей; при втором подходе, как это делается в БГЭУ, теоретические положения этики изучаются в тесной связи с практической деятельностью будущих экономистов.

Актуальность изучения этики.Злободневность усвоения этических знаний вызывается как познавательным интересом, так и рядом факторов практического характера. В их числе:

Ø необходимость усиления моральных регуляторов поведения субъектов деловых отношений в условиях становления демократической политической системы и рыночной экономики с сопутствующим им расширением свобод;

Ø надобность в приобретении молодежью навыков культурного общения, а в среде взаимодействия субъектов рыночных отношений — формировании деловыми людьми и фирмами положительного имиджа;

Ø потребность в расширении и укреплении в обществе слоя интеллигентных людей, которые своим интеллектом и культурным поведением оказывали бы благотворное в нравственном отношении влияние на окружающих.

 

 


Раздел №1: Этика и история этических учений

Тема.Этика, ее предмет, виды, структура.

1. Предмет этики.

2. Виды этики.

3. Структура этики.

 

Предмет этики.

 

Люди вкладывают разный смысл в понятие этики, полагая, что этика - это:

• учение о нравственности;

• система правил, осуществляющих контроль и коррекцию поведения людей;

• способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения;

• «социальный регулятор» поведения и отношений между людьми.

Действительно, этику интересуют вопросы человеческого поведения и отношений между людьми. Еще Аристотель утверждал, что главной задачей этики является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме. Со времени своего возникновения в античности она стала выступать как «философия практической жизни», анализирующая поведение «человека общественного», «человека общающегося». Этика - философское учение, предметом которого является Мораль (нравственность), а центральной проблемой — Добро и Зло. Этика изучает генезис, сущность, специфику морали; раскрывает ее место и роль в жизни общества; выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса. Она рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, свобода и ответственность, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни. Тем самым этика становится основой создания оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения между людьми, и ориентиром для выработки каждым человеком собственной «стратегии и тактики правильной жизни».

 

Виды этики.

 

Этика, ориентированная на человека, его жизнь, свободу и интересы - это гуманистическаяэтика. Этика и мораль, ориентированные на нечто иное, внешнее по отношению к человеку (например, идею коммунизма, или мирового господства, или исполнение воли вождя) - это авторитарная этика.

В какой-то мере основы гуманистической этики были провозглашены еще в XIX в. философом И.Кантомв знаменитом категорическом императиве,который требовал не относиться к другому человеку «только как средству, но и всегда в то же время и как к цели». Окончательная разработка учения о гуманистической этике осуществлена выдающимся философом XX в. Эрихом Фроммом.

Принципиальные позиции гуманистическойэтики заключаются в том, что «цель человека — быть самим собой, а условие достижения такой цели быть человеком для себя»(Э. Фромм). Это одно из самых сложных положений гуманистической этики, считающей, что основы «добродетели» заложены в самом характере зрелой и целостной личности, а «порок» заключается в безразличии к своему Я. Согласно Фромму, « любовь к себе и утверждение своего истинно человеческого Я – высшие ценности гуманистической этики». Таким образом, гуманистическая этика опирается па веру в человека, его автономность, независимость, свободу и разум, считая, что человек способен самостоятельно различать добро и зло и правильно давать этические оценки.

Гуманистическая этика антропоцентрична, втом смысле, что все его ценностные суждения определяются особенностями и интересами его существования. Для нее человек на самом деле — «мера всех вещей».С точки зрения гуманистической этики, нетничего выше и достойнее, чем человеческая жизнь.Однако это не означает, что человеческие цели могут быть достигнуты в отрыве от окружающего мира. Напротив, человек обретает себя и свое счастье только в родстве и солидарности с людьми. Причем любовь к ближнему — не сверхчеловеческий феномен, это нечто врожденное. «Любовь — не высшая сила, нисходящая на человека, и не возложенный на него долг,это его собственная сила, благодаря которой он роднится с миром и делает мир по-настоящему своим» (Э. Фромм).

Структура этики.

 

В зависимости от принадлежности к той или иной этической школе, от задач, стоящих перед этикой как наукой и учебной дисциплиной, этика структурируется по-разному. Гуманистическая этика как «практическая философия» предполагает выделение в ее структуре следующих блоков (рис. 1).

СТРУКТУРА ЭТИКИ

Рис.1


История морали и этических ученийописываетпроцесс развития этических учений, а также генезис и эволюцию морали с древности до наших дней; здесь можно выделить дескриптивную этику, предметом которой выступают социально-исторические типы морали (рыцарская, буржуазная).

Теория моралиобъясняет эволюцию и механизм действия морали на основе ее структурно-функционального анализа;представляет собой учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях.

Нормативная этикадает обоснование моральных принципов и норм, которые базируются на высших моральных ценностях и предписывают определенные правила поведения во взаимоотношениях людей, помогая человеку выработать «стратегию и тактику правильной жизни».

Прикладная этикана основе нормативной этики выполняет практическую функцию научениялюдей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах их жизнедеятельности. Прикладная этика также имеет свою специфику и свою структуру (рис. 2).

 

ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА


Рис. 2

Прикладная этика- совокупность принципов, норм и правил, выполняющих на основе нормативной этики практическую функцию научения людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах их жизнедеятельности. Сущность прикладнойэтики заключается, следовательно, в конкретизации общечеловеческих моральных норм и принципов применительно к данным ситуациям, для отдельных групп людей, с четом специфики их жизнедеятельности.

Прикладная этика (ПЭ) аккумулирует в себе взаимодействие этической теории, моральной жизни и нравственного воспитания личности, разрабатывает специальные формы и технологии этих процессов и управления ими. Она не просто использует теоретические этические наработки, а превращает их в специфическую, практически новую информацию, преобразованную для нужд конкретной деятельности или ситуации.

Специфичность ПЭпроявляется в ряде ее особенностей.

• По сравнению с общей этикой ПЭ более специализирована и поэтому более прагматична.

• ПЭ включает в себя не только собственно теорию морали, но и комплекс внеэтических знаний о морали - социологических, психологических, педагогических.

• ПЭ отличается сильным технологическим аспектом:она предполагает разработку способов и методов внедрения прикладного знания в практику в виде проектов, программ, эталонов, моделей, кодексов, представляющих в своей совокупности ее «опредмеченную силу».

• В процессе «приложения» продолжается развитие общечеловеческих норм и требований этики.

 

«Практичность» ПЭпроявляется, прежде всего, в ее структуре, в которую входят:

• этика гражданственности;

• экологическая этика и биоэтика;

• этика межличностного общения;

• ситуативная этика;

• профессиональные этики;

• этика делового общения.

Экологическая этика рассматривает нормы поведения человека, как части экосистемы по отношению к окружающей среде, биоэтика -как ее составляющая - «озабочена» поведением человека по отношению к «Иному Живому».

Этика гражданственности разрабатывает нормы поведения человека как гражданина по отношению к обществу.

Этика межличностного общения описывает «уровни» и «барьеры» человеческих отношений, их принципы, правила и нормы.

Ситуативная этика вырабатывает практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой жизнедеятельности и общения - как интимным (межличностным), так и публичным(массовидным). В ситуативную этику входит этикет.

Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

Этика делового общения занимает особое место в системе ПЭ. Во-первых, по сравнению с другими видами она максимально «технологизирована». Во-вторых, по своему статусу, значению и формам она включает в себя и нормативную, и ситуативную этики. В-третьих, она может выступать и в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров и предпринимателей), и в качестве элемента этики других профессий.

Предлагаемое структурирование ПЭ не является жестким и однозначным: оно носит условный характер, а отдельные ее виды (элементы, стороны) взаимопроникают и переплетаются друг с другом.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

1. Определите предмет этики, обоснуйте актуальность ее изучения и применения этических знаний на практике.

2. Этика. Мораль. Нравственность. Чем различаются эти понятия?

3. «Важнейший капитал нации - нравственные качества народа» (Н.Г. Чернышевский). Почему?

4. «Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное» (В.Г. Белинский). Какую роль в нравственном образовании личности играет этика? Может ли этика научить морали? Как в этой связи Вы расцениваете высказывание Ф. Ларошфуко «Можно дать совет, но нельзя дать умение им пользоваться»?

5. «Если этика - учение о моральных нормах общества, то не окажется ли, что этические нормы ведут к унификации человеческой личности, - размышляет студент Б. К. Не является ли в таком случае этика средством для отбора тех качеств, которые полезны обществу, остальные - долой?». Ваше мнение по этому поводу?

6. В чем Вы видите отличительные особенности авторитарной и гуманистической этики по разным основаниям: по целям и средствам, по основным принципам, по способам и методам регуляции и др. В чем, на Ваш взгляд, заключается необходимость их взаимодействия?

7. Как Вы оцениваете высказывание А. Швейцера о том, что этика - это безгранично расширенная ответственность перед всем живущим?

8. Можно ли экологическую этику и этику гражданственности отнести к нормативной этике? Попробуйте обосновать свою позицию.

9. В связи с чем возникают и становятся актуальными профессиональные этики? Проанализируйте схемы 1 и 2. Найдите в них дополнительные связи: между нормативной и прикладной этикой, нормативной и ситуативной, внутри прикладной этики. В чем Вы видите неоднозначность местонахождения некоторых элементов (каких?) прикладной этики и как они взаимопроникают и переплетаются друг с другом? Составьте общую схему структуры этики и установите двойные (прямые и обратные) связи между ее элементами.

Литература: 8, 15-17, 20, 33,42,51,55,56.

 

Тема 2.Исторические этапы развития морали.

1. Первобытная мораль.

2. Мораль рабовладельческого общества.

3. Сословно-корпоративная мораль феодального общества.

4. Буржуазная мораль.

5. Мораль в социалистическом обществе.

6. Проблемы морального прогресса.

Эволюция нравственности проходила в тесной связи с экономическими, социальными и культурными изменениями в жизнедеятельности общества. В этой эволюции можно выделить ряд этапов. Они сопоставимы с периодизацией, принятой в отечественной исторической науке. В числе этих этапов главными являются: первобытная мораль, мораль рабовладельческого об­щества, мораль эпохи феодализма, буржуазная мораль, мораль в социалистическом обществе.

Первобытная мораль.

Появление морали исследователи ее истории связывают с первобытно-общинным строем. Однако в их размышлениях существуют некоторые расхождения. Одни исследователи считают, что моральные нормы появились на заре этого строя, другие — на стадии его упадка. Тем не ме­нее, можно с уверенностью сказать, что мораль возникла в процессе развития первобытного об­щества из-за жизненной необходимости упорядочения коллективных, общественных отноше­ний, благодаря чему обеспечивалась выживаемость людей в условиях слабо развитых произво­дительных сил и почти полной зависимости существования человека и человеческих общностей от природных сил.

Первоначальной формой выражения нравственных принципов и норм были обычаи. Именно они, будучи способами поведения, принятыми в определенной человеческой общности в перво­бытную эпоху, являлись главными регуляторами поведения людей в отношении членов семьи, рода, племени и инородцев. В основе первобытных обычаев лежали запреты (табу) и ограниче­ния. На подчинение им было ориентировано воспитание, которое начиналось с раннего детства и заканчивалось половозрастной зрелостью. При этом подчинение обычаям было безоговороч­ным. Несоблюдение табу наказывалось. Бывало и так, что человек, осознавший греховность и виновность в нарушении первобытной нравственности, кончал жизнь самоубийством. Господ­ство обычаев в нравственных взаимоотношениях сдерживало моральный выбор и нравственное совершенствование индивида.

Принимая устойчивый нравоучительный характер, обычай приобретал силу традиции, т.е. он передавался из поколения в поколение и осуществлялся по принципам "так было всегда, так не­обходимо поступать и нам"; "так делали наши деды и отцы, будем так делать и мы".

Своеобразной формой выражения и способом межпоколенной ретрансляции нравственных норм являлись обряды. Они проявляли заложенный в обычаях нравственный смысл в символи­ческих, условных формах: театрализованных действиях, танцах, песнях, аллегориях. Ими сопро­вождались различные стороны жизнедеятельности людей: семейная, хозяйственная, обществен­ная. Многие из них оказались столь живучими, что в первозданном, языческом, виде дошли до наших времен. В классовых обществах обряды стали сопровождать официальные, государствен­ные мероприятия в виде праздничных элементов, придворных, воинских и дипломатических ри­туалов. Нравственно-воспитательную ретрансляционную функцию выполняли и различные жанры народного фольклора, в частности сказки, пословицы, поговорки, игры.

Вместе с обычаями, обрядами и традициями в первобытном обществе зарождались и утверж­дались нравственные принципы, нормы, впоследствии приобретшие общечеловеческий харак­тер. В их числе: культ предков, почитание старших, коллективизм, выражавшийся в тесном трудовом взаимодействии и взаимопомощи, патриотизм.

Во взаимоотношениях людей первобытного общества важную роль играло общественное мнение, а также воля вождя племени, главы рода и семьи. В это время, пожалуй, как никогда тор­жествовала социальная справедливость. Правда, носила она жесткий уравнительный характер. Все это давало повод многим философам, осмысливающим характер отношений при родоплеменном строе, считать его "золотым веком" в развитии человечества. Рассматривая первобыт­ные нравы с позитивной точки зрения, было бы неправильным их идеализировать. Хотя бы с той позиции, что многие нравственные нормы бытовали лишь в рамках рода, племени, семьи, но не адресовались инородцам, с которыми велась борьба за лучшие для существования природные ус­ловия и угодья. Эта борьба была жесткой и беспощадной. В первобытнообщинный период, как, впрочем, и в последующие времена, человек был не избавлен от многих присущих ему природ­ных, в том числе и животных, инстинктов (разрушения, агрессии, эгоизма ит.д.).

 

Мораль рабовладельческого общества.

Классическая мораль с присущими ей устойчивыми общечеловеческими нравственными ценностями, принципами и нормами, а также историческими, социальными, профессиональны­ми вариациями и национально-культурными особенностями формировалась и развивалась в классовом обществе. Данное общество возникло с ростом производительности труда, результа­том чего было появление значительных избытков материальных благ. Их наличие, в свою оче­редь, привело к специализации и разделению труда, имущественному расслоению первобытной общины, автономности личности и семьи. С этой автономизацией появляется возможность вы­бора нравственного поведения и отношения к другим людям.

Первым типом классового общества, как известно, было рабовладельческое. Основу соци­альной структуры такого общества составляли антагонистические классы рабовладельцев и ра­бов. С появлением классов, находившихся в антагонистических (непримиримых) отношениях друг с другом, первобытная мораль теряет свое единство и приобретает классовый характер. В частности, в условиях существования рабовладения возникают две социальные морали: рабов­ладельцев и рабов.

Представители рабовладельческого класса воспитывались в духе пренебрежительного отно­шения к рабам, воспринимая их как животных существ, не способных на нравственную деятель­ность и поведение. Основное нравственное качество, которое прививалось рабам, — беспрекос­ловное послушание и подчинение своему господину, исполнение всех его желаний и требова­ний. Нарушение этих требований влекло наказание, вплоть до лишения жизни.

Наряду с двумя основными классами в рабовладельческом обществе существовали социаль­ные группы свободных людей, зарабатывающих на жизнь своим трудом. Это торговцы, ремес­ленники, воины, земледельцы. В этих группах утверждаются присущие им нравственные нормы. Так, социальная этика Платона предписывала правителям такие нравственные качества, как муд­рость, воинам — мужественность, ремесленникам и землевладельцам — умеренность. Сосущес­твование различных классов и общественных групп требовало выработки и универсальных нрав­ственных принципов, ценностей и правил поведения. В ответ на эту потребность ведется поиск со­держания и оформления таких понятий, как добро и зло, счастье, долг и т.д. Формируется не только мораль, но и появляется наука о морали — этика. Этические мыслители стремятся не только опре­делить содержание моральных категорий, но и систематизировать нравственные требования.

 



2015-11-20 2016 Обсуждений (0)
Мораль рабовладельческого общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мораль рабовладельческого общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2016)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)