Манипуляция в деловом общении
Манипуляции – это стиль поведения, при котором другой человек используется как средство для достижения целей манипулятора. Э.Шостром называет манипулятором человека, который относится к себе и другим лицам как к объектам, «вещам», подлежащим использованию и контролю. Современный манипулятор представляет собой продукт научного и рыночного подхода, в рамках которого человек рассматривается как вещь, о которой нужно много знать, чтобы уметь на нее воздействовать. Стиль жизни манипулятора, согласно Маслоу и Шострома, держится на четырех «китах»: лжи, неосознанности, контроле и цинизме. Альтернативой манипулятору они считают актуализатора. Философия жизни актуализатора основана на принципе самоактуализации, которая выражается в полноте проявления отпущенных человеку возможностей, в сознательном самопроявлении. Она отмечена четырьмя противоположными характеристиками: честностью, осознанностью, свободой, доверием (см. табл.).
По мнению авторов концепции, рыночная ориентация современного общества чрезвычайно затрудняет актуализацию. Средний бизнесмен не пред-принимает никаких попыток стать актуализатором до тех пор, пока неожиданный сердечный приступ не заставит его задуматься, что такое жизнь и зачем он живет[22]. Некоторые авторы[23] полагают, что не следует оценивать манипуляцию как негативное явление, не различая при этом манипуляцию и влияние. Однако, если влияние действительно необходимо в различных сферах профессиональной деятельности, то манипуляция, хотя она и может иметь кратковременный позитивный эффект, в более отдаленной перспек-тиве может оказаться непродуктивной, а нередко и разрушительной, причем как в отношении самого делового общения, так и в отношении его участни-ков, деформируя личность как объекта манипуляции, так и самого манипулятора.
На основании различных подходов к пониманию сущности манипуляции можно выделить такие ее особенности, как: - отношение к партнеру как к объекту, средству достижения собственных целей манипулятора, не отвечающих интересам адресата манипуляции, получение односторонней выгоды; - хорошее знание особенностей объекта манипуляции и, прежде всего, его слабых сторон; - навязывание ему ложных целей и стимулирование поведения, направленного на достижение этих целей; - использование слабостей партнера или скрытого обмана, уловок для достижения собственных целей манипулятора; - высокий коммуникативный контроль, содержащий элементы игры, маскировку; - осуществление психологического насилия над партнером; - деструктивный характер манипуляции, ее негативные последствия для инициатора и объекта манипулятивного действия, а также их отношений. Манипулятивные тактики, применяемые в деловом общении, включают следующие приемы: - организационные (например, нарушение регламента совещания или переговоров); - вербальные (например, неправомерное использование обобщающих высказываний «со всей определенностью можно сказать…», «всем известно…»); - психологические (например, лесть, паузы); - логические (например, подмену тезиса, нарушение правил аналогии и др.). Способы защиты от манипуляции различаются в зависимости от ее конкретных форм. Но можно выделить некоторые общие условия противодействия манипулятивным практикам. К их числу относятся: - принципиальность, объективность, честность своей позиции, активность в утверждении своих принципов, профессиональная компетентность; - повышение самооценки, адекватность самооценки и самоуважение, уверенность в себе, в своем профессионализме; - постановка прямого вопроса о возможности использования анало-гичных приемов в деловом общении вообще и в конкретной ситуации в частности; - «срыв сценария», смысл которого – сломать манипулятивный сценарий, не допустить достижения манипулятором цели своей, перехватить инициативу и предложить свой сценарий решения проблемы; - утверждение в деловом общении нравственных принципов и норм, подчинение поведения деловых партнеров объективным, справедливым и социально значимым критериям.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (827)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |