Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА



2015-11-20 402 Обсуждений (0)
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА 0.00 из 5.00 0 оценок




 

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. КАЗАНЬ)

Кафедра высшей математики

 

РАСЧЕТНО ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Вариант ___

 

Выполнил:

студент группы №_____

факультета ______________________

 

Фамилия Имя Отчество

зачетная книжка № ______________

электронный адрес: _______________

 

Руководитель:

проф. (доц.; ст. преп.; асс.) Фамилия И.О.

 

Город обучения – 2013 г.

ТЕМА 1.
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ
ПРИРОДНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Основные понятия теории игр

Игра– математическая модель конфликтной ситуации. В отличие от реальных конфликтных ситуаций, в математической модели игра ведется по заранее зафиксированным правилам и условиям.

Ход в игре– это выбор и осуществление одним игроком одного из предусмотренных правилами игры действий. В игре двух лиц ходы строго чередуются. Результат одного хода, как правило, еще не результат игры, а лишь изменение ситуации.

Стратегия– это последовательность всех ходов до окончания игры. Термин партия связан с частичной возможной реализацией правил.

Пусть в игре участвуют игроков. В качестве игроков могут рассматриваться конкуренты на рынке, участники переговоров или сделки, коммерческие или иные партнеры и др. Обозначим выигрыш -го игрока через . При этом положительное значение означает выигрыш или прибыль, отрицательное – проигрыш или убытки, а нулевое значение – ничья или нулевой результат финансовой операции.

Цель игры с точки зрения каждого игрока – максимизация своего выигрыша.

Стратегии бывают оптимальные, которые обеспечивают игроку наилучший результат, и неоптимальные.

Рассмотрим варианты классификации игр.

По механизму выбора ходов: игры бывают с осознанными (личными) или случайными (вероятностными) ходами или стратегиями.

Осознанные ходы характерны для людей и организаций. Таких игроков мы будем называть «осознанными». Они пытаются улучшить свою ситуацию, оптимизировать результат игры.

Вероятностными ходами моделируют варианты развития рыночной ситуации, погодных условий, поведения масс потребителей и сторонних организаций, принятие регламентирующих актов и т.п. Таких игроков будем называть «вероятностными», «случаем», «природой».

Так как игровая модель используется для выбора оптимальных решений, то хотя бы один игрок (с точки зрения которого рассматривается ситуация) предполагается «осознанным».

По количеству игроков: игры бывают парные ( ) и множественные ( ).

Замечание 1. Игр с единственным игроком не бывает. Классические примеры игр «с одним участником» (спортивных – теннис об стенку, карточных – раскладывание пасьянсов, логических и т.д.) на самом деле не являются примером игр с одним игроком. В этих играх вторым игроком выступает «случай», без которого игра потеряла бы весь свой смысл или интерес. В случае одного игрока пропадает само понятие конфликтной ситуации.

Замечание 2. В ряде случаев для моделирования ситуации бывает допустимо свести множественную игру к парной. Рассмотрим пример: руководитель фирмы рассматривает варианты поведения на конкурентном рынке. Если конкурентов всего несколько (крупные рыночные игроки – большие компании или малые предприятия в небольшом поселке), то все они явно влияют друг на друга и моделировать их взаимодействие возможно лишь в виде множественной игры. Если же предприятий на рынке очень много, то поведение каждого из них оказывает, как правило, ничтожное влияние на других; в этом случае всех конкурентов можно рассматривать как одного совокупного «противника». Анализ парных игр как правило проще.

В зависимости от числа стратегий: игры делятся на конечные, если у игроков имеется конечное число стратегий, и бесконечные в противном случае.

Здесь важно понимать, что мы моделируем в виде «стратегий». Часто при первом рассмотрении число возможных стратегий поведения представляется неограниченным. Однако во многих случаях все их можно сгруппировать в ограниченное количество качественных групп. Например при рассмотрении варианта развития бизнеса с необходимой начальной инвестицией качественно возможны стратегии: брать или не брать кредит; привлекать или не привлекать партнеров; продавать или не продавать имущество и, возможно, еще несколько других. Размер же кредита, объем участия партнера и сумма продаваемого имущества являются числовыми характеристиками и могут рассматриваться как «доли» использования той или иной стратегии. Анализ игр с ограниченным количеством стратегий как правило проще.

По возможности использования сразу нескольких стратегий игры делят на игры со смешанными (смешиваемыми) стратегиями – когда игрок может выбрать сразу несколько стратегий в определенных пропорциях (долях) или игры с чистыми стратегиями, когда возможно выбрать лишь одну из стратегий. Примером игры со смешанными стратегиями является определение оптимальных пропорций инвестиций в ряд рекламных технологий. Игрой в чистых стратегиях является, например, выбор привлекаемого партнера при конфликтных отношениях между потенциальными кандидатами.

В зависимости от допустимых взаимоотношений игроков: игры делятся на кооперативные (в которых заранее определены коалиции), коалиционные (игроки могут вступать в соглашения) и бескоалиционные (игрокам нельзя вступать в соглашения).

Примером ситуации, моделируемой бескоалиционной игрой, можно считать поведение на рынке крупных операторов сотовой связи. Согласно антимонопольному законодательству, соглашения по многим вопросам между ними запрещены. (Еще раз подчеркнем, что игра ведется по заранее определенным правилам и не учитывает отклонения от них). Поведение мелких фирм на рынке, очевидно, можно будет моделировать коалиционной игрой.

По источнику выигрыша: игры бывают с нулевой суммой, если одни выигрывают только за счет других.

Здесь опять же следует подчеркнуть важность модельности подхода для описания ситуации. Рассмотрим пример конкурентной борьбы нескольких фирм за возможность выполнения некоторых контрактов. Если суммы контрактов заранее неизвестны и зависят от предложений фирм, то всем конкурентам может достаться заказ при их соответствующих предложениях. В этом случае источником выигрыша (прибыли) можно считать заказчика. Совсем другая ситуация возникает, если сумма контрактов ограничена (и тем более, если она четко определена). В таком случае можно считать, что фирмы ведут борьбу за «общий котел» средств, и выигравшие заказы «отбирают» средства у тех, кому контракты не достанутся. Анализ игр с нулевой суммой как правило проще.

Проводя более частную, комбинированную, классификацию, можно выделить следующие виды игр.

Антагонистические игры – парные игры с нулевой суммой, то есть игры в которых участвуют только два игрока и один выигрывает за счет другого. Очевидно, антагонистические игры являются бескоалиционными, а оба игрока – осознанными. (Подумайте, почему).

Матричные игры – парные игры с ограниченным числом стратегий. В таком случае их результат можно записать в виде матриц (таблиц) результатов, получаемых в зависимости от реализации стратегий каждого игрока. В этой таблице стратегиям игрока, с точки зрения которого рассматривается игра, как правило соответствуют строки, а стратегиям второго игрока – столбцы.

В более узком смысле термин матричная игра закрепился за антагонистической парной игрой с ограниченным числом стратегий. В этом случае результат можно записать в виде одной матрицы, которая отражает не только выигрыш/проигрыш одного игрока, но и соответственный проигрыш/выигрыш его противника (так как один игрок выигрывает у другого).

Случай неантагонистической парной игры с ограниченным числом стратегий и осознанным поведением обоих игроков может быть записан в виде двух матриц, соответствующих выигрышам/проигрышам каждого игрока. Такие игры называются биматричными.

Случай парной игры с ограниченным числом стратегий, в которой второй игрок не заинтересован в результате и выбирает свои стратегии случайным образом называется игрой с природой. Такая игра так же записывается в виде одной матрицы результатов, которая отражает лишь выигрыши/проигрыши единственного осознанного игрока.

Игры с природой

Игра с природой моделирует ситуацию, в которой два участника. Один из участников – человек или группа лиц с общей осознанной целью. Этот игрок называется статистик, его стратегиям мы будем сопоставлять строки матрицы результатов и обозначать их, как правило или аббревиатурой, соответствующей смыслу задачи. Второй участник – комплекс внешних условий, при которых статистику приходится принимать решение. Этого «игрока» называют природа. Состояния-стратегии природы будем обозначать как правило или осмысленной аббревиатурой. Природа безразлична к выигрышу и не стремится обратить ситуацию в свою пользу.

Пусть у статистика имеется возможных стратегий ; природа может реализовать различных состояний .

Какое состояние природы будет реализовано в конкретном случае заранее неизвестно. Однако в некоторых случаях могут быть известны вероятности реализаций этих состояний.

Возможны три варианта постановки игры с природой.

1. Вероятности состояний природы известны и они зависят от того, какую стратегию выберет статистик. В этом случае для каждой ячейки таблицы кроме результата для статистика мы знаем параметр – вероятность того, что реализуется состояние природы при условии, что статистик выберет стратегию . Эти вероятности записывают в ту же ячейку таблицы как правило по диагонали от результата. Сумма вероятностей состояний природы в каждой строке равна единице:

.

Пример. Правительство рассматривает варианты вложения средств резервного фонда. Возможные варианты: краткосрочные облигации иностранного государства, валюта, инвестиции в промышленность. Результат операции зависит от экономической ситуации: курс валюты может расти или падать, может быть разный уровень инфляции и т.д. Очевидно, что вероятность той или иной ситуации зависит от выбора варианта вклада. Отметим, зависят именно вероятности развития той или иной ситуации, сама же экономическая ситуация остается неопределенной (так как на нее влияют многие другие причины).

В этом случае игру задают в виде таблицы с двумя значениями в каждой внутренней ячейке. Одно значение соответствует выигрышу статистика при выбранной им стратегии и сложившемся состоянии природы, а второе – вероятности данного состояния природы при выбранной им стратегии. Вероятности записывают обычно меньшим шрифтом сверху или снизу ячейки (см. Табл.1).

Таблица 1.
Игра с природой при известных вероятностях
состояний природы, зависящих от выбора статистика

 

2. Вероятности состояний природы известны и они не зависят от того, какую стратегию выберет статистик. В этом случае мы знаем параметры – вероятности того, что реализуется состояние природы и они не зависят от того, какая стратегия выбрана. Эти вероятности записывают в таблицу в отдельную строку сверху или снизу строк результатов. Сумма вероятностей всех состояний природы равна единице:

.

Очевидно, что этот вариант является частным случаем первого варианта, при котором все значения вероятностей в одном столбце равны:

.

Примером такой ситуации является выбор варианта вложения избыточных средств предпринимателем. Возможные варианты: валюта, ГКО, развитие производства. Несмотря на схожесть ситуации с прошлым примером, очевидно, что относительно небольшой вклад предпринимателя не повлияет на экономическую ситуацию в целом. В этом случае вероятности развития той или иной ситуации на рынке не зависят от выбора статистика.

В этом случае игру задают в виде таблицы только со значениями выигрыша статистика при выбранной им стратегии и сложившемся состоянии природы. Вероятности состояний природы (которые в этом случае едины для всего столбца) записывают отдельной строкой внизу или вверху таблицы. Эту строку обозначают, как правило (см. Табл.2)

Таблица 2.
Игра с природой при известных вероятностях
состояний природы, не зависящих от выбора статистика

 
   

3. Вероятности состояний природы неизвестны.

В этом случае игру задают в виде таблицы только со значениями выигрыша статистика при выбранной им стратегии и сложившемся состоянии природы. Вероятности состояний природы нигде не указывают:

Таблица 3.
Игра с природой при неизвестных вероятностях состояний природы

 

В качестве примера приведем такую ситуацию. Предприниматель планирует участвовать в обеспечении народных гуляний, которые намечены на 30 августа, питанием. Он должен заблаговременно закупить оборудование: холодильники для мороженого или бойлеры для горячего чая, заказать или не заказывать тенты для своих кафе и т.п. Очевидно, что оптимальный выбор оборудования зависит от погоды (жарко или холодно, солнечно или дождливо) в день гуляний. Заранее оценить вероятность погоды в конкретный день в конце лета представляется крайне проблематичным. Общая статистика предыдущих лет, дающая неплохие результаты для больших временных промежутков очень плохо «срабатывает» для одного конкретного дня.

Для выбора оптимальной стратегии в игре с природой мы будем использовать несколько критериев. Знание вероятностей необходимо лишь в одном из них. Для его использования в третьем варианте применяется правило неопределенности (принцип недостаточного основания) Лапласа, когда все состояния считаются равновероятными:

.

В таком случае эта постановка также является частным случаем 1 варианта.

Игру с природой как и матричную игру можно упростить учитывая доминирование стратегий. Однако есть принципиальное отличие. В игре с природой можно отбрасывать только заведомо невыгодные (относительно других) стратегии статистика. При упрощении платежной матрицы нельзя отбрасывать никакие состояния природы, т.к. природа может реализовать любое из своих состояний независимо от того, выгодно это статистику или нет.

Рассмотрим несколько критериев выбора оптимальных стратегий при игре с природой. Каждый критерий наилучшим образом соответствует своей ситуации принятия решения и индивидуальным особенностям лица, принимающего решения. Вместе с тем возможно и использование совокупности нескольких критериев.

Важно отметить, что выбор оптимальных стратегий исключительно математическими методами, как правило, не производится. Тем не менее, эти методы дают возможность выделить из большого числа возможных вариантов наиболее предпочтительные, которые в дальнейшем необходимо анализировать с привлечением более сложных (например, экспертных или экспериментальных) методик. При смешиваемости стратегий Статистика результаты анализа позволяют наметить оптимальные пропорции долей использования лучших стратегий.

В данном пособии будут рассматриваться задачи с небольшим количеством возможных стратегий статистика. Для целей освоения методов оценивания в качестве ответа к играм с природой договоримся записывать ту стратегию, которая чаще всего будет определяться как лучшая в отдельных критериях.

В данном пособии буквенные обозначения параметров в критериях будут соответствовать латинским буквам их названий.



2015-11-20 402 Обсуждений (0)
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (402)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)