Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Финансовый контроль в РФ: виды, методы и формы финансового контроля



2015-11-20 1624 Обсуждений (0)
Финансовый контроль в РФ: виды, методы и формы финансового контроля 0.00 из 5.00 0 оценок




В системе управления финансами особое место с точки зрения эффективности их формирования, распределения и использования в общественном воспроизводстве занимает система финансового контроля. Финансовый контроль, с одной стороны, относится к за­вершающим стадиям управления финансами, а с другой - выступает необходимым условием эффективности управле­ния ими.

В экономически развитых странах финансовый контроль делится на две взаимодействующие, но обособленные сфе­ры - государственный и негосударственный финансовый контроль.

При государственном финансовом контроле основное внимание уделяется своевременности и полноте мобилиза­ции государственных ресурсов, законности расходов и дохо­дов всех звеньев государственной финансовой системы, со­блюдению правил учета и отчетности.

Главная цель государственного контроля - максимизиро­вать поступление ресурсов в казну и минимизировать госу­дарственные издержки управления, а негосударственного, в основном внутрифирменного, - напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал.

Негосударственный финансовый контроль подразделяет­ся на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и вне­шний (аудиторский).

Самостоятельным звеном финансового контроля являет­ся финансовый контроль независимых аудиторских служб. Аудиторская проверка направлена на оценку достоверности финансовой отчетности, глубокий экономический анализ финансовой деятельности, оценку финансовой надежности контролируемого юридического лица и подготовку соответ­ствующего заключения.

Формы контроля принято классифицировать по следую­щим критериям:

1) по регламенту осуществления - обязательный (вне­шний), инициативный (внутренний);

2) по времени проведения - предварительный, текущий, последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Примером такого контроля на макроуровне служит процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней, на микроуровне - процесс разработки финансовых планов и смет.

Текущий финансовый контроль производится в момент со­вершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и т.д.

Последующий финансовый контроль обычно проводится либо по наступлении отчетного периода, либо по завершении определенных этапов деятельности с целью выявления ее эф­фективности;

3) по субъектам контроля - президентский, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финан­сово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский;

4) по объектам контроля - бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

Различают следующие методы проведения контроля:

  • проверки;
  • обследования;
  • надзор;
  • анализ финансового состояния;
  • наблюдение;
  • ревизии.

Государственный контроль финансовой деятельности осу­ществляется прежде всего при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государ­ственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении.

Особое место в системе финансового контроля со сторо­ны органов представительной власти принадлежит Счетной палате РФ - не зависимому от Правительства РФ органу го­сударственного финансового контроля, подотчетному Феде­ральному Собранию РФ. Контролю Счетной палаты подле­жат все юридические лица в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерально­го бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.

Счетная палата должна помимо прочего контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга, эффективность использования иностранных кредитов и займов и т.п.

Основные методы контроля, проводимого Счетной палатой, - тематические проверки и ревизии. По закону деятель­ность Счетной палаты является гласной, т.е. ее результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

Контроль финансов со стороны Президента РФ осуществ­ляется путем издания указов по финансовым вопросам, под­писания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов, представления Государ­ственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка РФ.

Главное контрольное управление Президента РФ осуще­ствляет контроль над деятельностью органов контроля и над­зора при федеральных органах исполнительной власти.

Правительство РФ контролирует процесс разработки и ис­полнения федерального бюджета, осуществление единой по­литики в области финансов, денег, кредита. При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняю­щий ряд контрольных функций в области финансов.

Важнейшее место в системе финансового контроля занима­ет Министерство финансов РФ, которое прежде всего осуще­ствляет финансовый контроль в процессе разработки феде­рального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контро­лирует направление и использование государственных инве­стиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

Оперативный контроль использования государственных средств осуществляет действующий в рамках Министерства финансов РФ Департамент государственного финансового кон­троля и аудита, а также органы Федерального казначейства.

Важная роль в проведении финансового контроля принад­лежит налоговым органам.

Государственные налоговые инспекции уполномочены осуществлять контроль за правильностью исчисления, сво­евременностью и полнотой уплаты налогов и других обяза­тельных платежей в бюджет всеми юридическими и физичес­кими лицами, подлежащими налогообложению. Инспекции наделены широкими правами. Они осуществляют проверку денежных документов, бухгалтерских книг и иных документов, связанных с исчислением и уплатой в бюджет налоговых и других обязательных платежей; могут требовать необходи­мые объяснения, справки и сведения по вопросам, возника­ющим при проверках; производят обследования любых про­изводственных, складских, торговых и иных помещений, используемых для извлечения доходов.

Особая роль в осуществлении финансового контроля при­надлежит Центральному банку РФ (Банку России). Как орган государственного управления, наделенный властными полно­мочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. Банк России осуществляет надзор за де­ятельностью коммерческих банков.

На Федеральную таможенную службу возложен кон­троль за соблюдением налогового и таможенного законода­тельства при перемещении товаров через таможенную гра­ницу РФ.

В странах с рыночной экономикой давно используется форма независимого финансово-экономического контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, называемая аудитам. Форма аудиторского контроля применяется для удовлетворения потребностей заинтересованных юридических и физических лиц в объективной информации о финансовом состоянии объекта проверки, получаемой из бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Аудиторская деятельность, аудит - это деятельность по независимому контролю за соблюдением установленных правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц).

В России необходимость независимого аудиторского контроля возникла с началом перехода от централизованно-плановой экономики к рыночной. Аудиторская деятельность может быть также направлена на предотвращение финансовых нарушений и неудач в организациях, заказавших аудиторское обслуживание.

В настоящее время аудиторский контроль в России регулируется Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01г № 119-ФЗ. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, проводимого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти.

Аудиторскую деятельность осуществляют специализированные аудиторские организации и индивидуальные аудиторы (предприниматели, занимающиеся аудиторской деятельностью без образования юридического лица).

Аудиторские организации — это коммерческие организации, осуществляющие контроль и оказывающие сопутствующие аудиту услуги. Аудиторская организация приобретает право заниматься аудиторской деятельностью после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством.

По результатам аудита составляется аудиторское заключение официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установлений форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудиторское заключение по результатам проверки может быть с выражением безоговорочно положительного мнения или модифицированным.

Являясь независимым и не предусматривающим санкций за выявленные недостатки и нарушения, аудиторский контроль гарантирует конфиденциальность полученной информации и сохранение коммерческой тайны контролируемых организаций.

Заказчиками аудита в основном выступают коммерческие орга­низации, для которых обязательность проведения ежегодного ауди­та определена нормами законодательства (коммерческие банки, страховые организации, биржи, фонды), и собственники коммерче­ских организаций (учредители, акционеры, участники). Объектами аудиторского контроля являются собственность акционеров и инвесторов и управленческая деятельность их исполнительных органов.

Государство также может выступать заказчиком аудиторского контроля. Для независимого контроля выполнения государственных программ, использования государственных субсидий в коммерче­ских организациях и в других случаях, когда органы государствен­ного управления считают проведение финансового контроля неза­висимыми аудиторскими организациями более выгодным или необ­ходимым, могут привлекаться независимые аудиторские фирмы.

В России для определенного круга коммерческих организаций проведение ежегодного независимого аудиторского контроля явля­ется обязательным.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией (за исключением сельскохозяйственных кооперативов) или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и их союзов) или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют подпункту 3. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;

5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.

Устанавливая обязательность проведения ауди­торского контроля части субъектов экономической деятельности, государство тем самым передает часть своих контрольных функций, являющихся по сути коммерческими, аудиторским организациям. Аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской отчетности субъектов хозяйственной деятельности, подлежащих обязательному ежегодному аудиту, что позволяет обеспечить косвенный государст­венный контроль налоговых органов. Аудиторский контроль в этом случае выступает как дополнительное средство государственного налогового контроля.

Вопрос 35

Федеральный бюджет РФ: особенности бюджетного планирования и методы сбалансирования бюджета

Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перерасп­ределении стоимости общественного продукта и националь­ного дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы разви­тия страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разных уровней. Бюджетное плани­рование осуществляется органами государственной власти, уполномоченными законом. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правово­го регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод.

Основные функции управления государством возложены на цен­тральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей и финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд - федеральный бюджет. В Конституции РФ зафиксировано, что в ведении РФ находятся федеральный бюджет, федераль­ные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распреде­ления и перераспределения ВВП и созданного национального дохо­да страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управле­ния, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицирован­ных специалистов.

Средства федерального бюджета - главный источник финанси­рования структурной перестройки экономики, конверсии предпри­ятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

Для решения всех этих задач федеральный бюджет в соответст­вии с Бюджетным кодексомРФ и Налоговым кодексом РФнаделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.

Федеральный бюджет является важным инструментом межре­гионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам РФ выделя­ются дотации и субвенции.

Обязательным условием финансово-бюджетной деятельности служит сбалансированность бюджетов,означающая равенство или баланс поступлений и расходов. Различают три вида сбалансированности бюджета:

плановую,которая происходит в ходе его составления, обсуждения и утверждения;

оперативнуюсбалансированность, характерную для исполнения бюджета;

фактическую,которая отражает итог исполнения бюджета.

Необходимость сбалансирования бюджета возникает в случае образования профицита или дефицита.

Наиболее сложную проблему для государственных органов составляет сбалансирование при дефиците- превышении расходов бюджета над доходами.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета бывают внутренние и внешние.

В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

· разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;

· разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы РФ;

· разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ кредитами кредитных организаций;

· разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ кредитами международных финансовых организаций;

· изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

· иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

· поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности РФ;

· поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;

· курсовая разница по средствам федерального бюджета;

· объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий РФ в валюте РФ, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий РФ ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

· разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте РФ;

· разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы РФ бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы РФ бюджетных кредитов в валюте РФ;

· разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

· разница между суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов;

· прочие источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

· разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

· разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга РФ, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;

· разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.

В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

· объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий РФ в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий РФ ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

· разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед РФ, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

· прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

Вопрос 36



2015-11-20 1624 Обсуждений (0)
Финансовый контроль в РФ: виды, методы и формы финансового контроля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Финансовый контроль в РФ: виды, методы и формы финансового контроля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1624)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)