Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ




Под бюджетным устройством понимаются организация бюд­жетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система РФсогласно Бюджетно­му кодексу РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ регулируемую нор­мами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъек­тов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В зависимости от государственного устройства страны существуют следующие схемы организации бюджетной системы: в унитар­ных государствах бюджетная система состоит из двух звеньев (цен­тральный и местные бюджеты), в федеративных - из трех (федераль­ный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты).

Российская Федерация - федеративное государство, поэтому в соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Рос­сии представляет собой трехуровневуюиерархическую систему:

• первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

• второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;



• третий уровень - местные бюджеты.

Бюджетная система РФ

 
 


1 уровень бюджетной 2 уровень бюджетной 3 уровень бюджетной

системы – федеральный системы - региональный системы - муниципальный

Федеральный бюджет Бюджеты субъектов РФ Бюджеты муниципальных

районов

Бюджеты государственных Бюджеты территориальных Бюджеты городских округов

внебюджетных фондов государственных внебюджетных Бюджеты внутригородских

Пенсионный фонд РФ фондов (бюджеты территориальных муниципальных образований

Фонд соц. страх. РФ фондов ОМС) городов федерального

Федеральный фонд ОМС значения Москвы и СПб

Бюджеты городских поселений

Бюджеты сельских поселений

 

Первый и главный уровень бюджетной системы РФ - феде­ральный бюджет, представляющий собой денежный фонд органов федеральной власти РФ. С его помощью власть (представительные и исполнительные органы) сосредоточивает в своих руках значительную часть валового внутреннего продукта, используемого для осуществления общегосударственных управленческих, правовых, политических, военных и социально-экономических функций.

Федеральный бюджет связывает основные финансовые институ­ты: государственные финансы, налоги, государственные займы и кредит оказывает регулирующее воздействие на все звенья финансо­вой системы общества: государственные финансы, финансы пред­приятий и финансы граждан, а также кредитную и страховую сферы.

Правительство использует бюджет для экономического воздей­ствия на негосударственную сферу экономики страны. Посредством механизма доходов и расходов оно оказывает влияние на характер хозяйственного воспроизводства и развития, занятость населения, уровень потребления и социального развития общества.

Через федеральный бюджет осуществляется внешнеэкономиче­ская и политическая деятельность государства.

Второй уровень - это субъектные бюджеты(республиканские, краевые, окружные и областные, т.е. региональные). В их задачи входит обеспечение денежными ресурсами политических, админи­стративных, социальных и других функций государственно-нацио­нальных и административно-территориальных образований; эконо­мическое воздействие на производственную деятельность организа­ций в рамках их территорий, а также решение социально-эконо­мических и культурных вопросов.

По каналам региональных бюджетов в современных условиях финансируется подавляющая часть средств, выделяемых государст­вом на жизнеобеспечение человека (в %): жилищно-коммунальное хо­зяйство - 92, образование - 79, культуру - 71, здравоохранение - 80, осуществление социальной политики - 68. Из всей государствен­ной поддержки отраслям промышленности, сельского хозяйства, транспорта на долю регионов приходится 64%.

В условиях перехода к рыночной экономике и роль и значе­ние бюджетов субъектов РФ неуклонно воз­растают. Бюджеты становятся финансовой базой социально-экономического развития территорий путем финансирования производственных организаций, социальных мероприятий, под­готовки кадров и т.д.

Третий уровень бюджетной системы - местные бюджеты. Их часто объединяют со вторым звеном и называют территориальными бюджетами. К ним относятся бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений.

Местные бюджеты обеспечивают финансовыми ресурсами ме­стное самоуправление, реализацию местных социально-экономи­ческих задач, а также выполнение делегированных от вышестоящих органов власти ряда функций в области социально-культурных и политических мероприятий.

В бюджетную систему РФ входят также государственные вне­бюджетные фонды:Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Их задача - финансирование конкретных социально-экономических целевых мероприятий, таких, как страхование, пен­сионное обеспечение, медицинское страхование и др.

Несмотря на существенные различия, все три уровня бюджет­ной системы выражают единое социально-экономическое содержа­ние - отношения сложившегося общественно-экономического уст­ройства и соответственно финансовую политику государства.

Бюджетная система РФ основана на следующих принципах:

  1. единства бюджетной системы РФ;
  2. разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
  3. самостоятельности бюджетов;
  4. равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
  5. полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  6. сбалансированности бюджета;
  7. эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  8. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  9. гласности;
  10. достоверности бюджета;
  11. адресности и целевого характера бюджетных средств;

12. подведомственности расходов бюджетов;

13. единства кассы

Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений.

Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

  1. право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
  2. право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  3. право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы РФ;
  4. право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов;
  5. недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы РФ, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
  6. недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств бюджетов других уровней;
  7. недопустимость введения в действие в течение финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления решений и изменений бюджетного законодательства и (или) законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
  8. недопустимость изъятия в течение финансового года дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип гласности означает:

  1. обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
  2. обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств. Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств. Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации, а также в силу создания организации - получателя бюджетных средств как учреждения главным распорядителем бюджетных средств от имени соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государ­ственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (Бюджетный кодекс РФ).

Участниками бюджетного процессаявляются органы, обладающими бюджетными полномочиями, а также бюджетные учреждения и другие получатели бюджетных средств и кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

 

Органы законодательной Президент РФ Орган денежно-кредитного

(представительной) регулирования – ЦБ РФ

власти

Органы исполнительной Органы государственного и

власти, ГРБС и РБС муниципального финансового

контроля

           
   
 
   
 
 


Бюджетные учреждения, Государственные внебюджетные

государственные и муни- фонды

ципальные унитарные

предприятия, другие полу- Кредитные организации, осуществ-

чатели бюджетных средств Минфин России ляющие отдельные операции со

средствами бюджетов

 

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:

  1. Органы законодательной (представительной) власти соответствующего уровня. Они рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль исполнения бюджета соответствующего уровня, определяют порядок исполнения бюджета соответствующего уровня, осуществляют иные полномочия.
  2. Органы исполнительной власти. Они осуществляют составление проектов бюджетов, внесение проекта бюджета на рассмотрение представительного органа с необходимыми документами и материалами, исполнение бюджета, в том числе, сбор доходов бюджета, размещение и обслуживание займов, составление росписи бюджетных расходов и доведение бюджетных уведомлений до бюджетополучателей, другие полномочия.

В число участников бюджетного процесса со стороны органов исполнительной власти входят:

финансовые органы (федеральные финансовые орга­ны — Министерство финансов РФ, в том числе Федераль­ное казначейство, финансовые органы и органы финансово­го контроля субъектов Российской Федерации и муниципаль­ных образований);

органы, осуществляющие сбор доходов бюджета (Ми­нистерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Управление де­лами Президента Российской Федерации, Федеральное до­рожное агентство, Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по недропользованию, и т. д. и аналогичные органы субъектов Федерации и муниципальных образований);

органы, осуществляющие исполнение бюджета(Федеральное казначейство и соответствующие финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований).

органы, осуществляющие контроль за исполнением бюджетов (Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство; финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований; Счетная палата РФ и соответствующие контрольно-счетные органы субъектов Федерации и муниципальных образований);

распорядители бюджетных средств (главный распорядитель бюджетных средств — государственный орган, местного самоуправления, предусмотренный в ведомственной классификации соответствующего бюджета или уполномоченный Правительством РФ на представление стороны государства в договорах о представлении средств бюджета на возвратной основе; и распорядитель бюджетных средств - государственный орган, орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства между бюджетополучателями);

• иные органы, на которые законодательством возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Обособленное место в этой системе занимает орган денежно-кредитного регулирования-Центральный банк (Банк России), на него возлагается осуществление денежно-кредитной политики.

Каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий.

Главный распорядитель бюджетных средств — первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять бюджетные средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств могут быть уполномочены Правительством РФ на представление стороны государства в договорах о представлении средств бюджета на возвратной основе, государ­ственных (муниципальных) гарантий, бюджетных инвести­ций.

Главными распорядителями средств федерального бюд­жета, в разрезе которых формируется, утверждается и ис­полняется федеральный бюджет, являются все федераль­ные органы исполнительной власти (федеральные министер­ства, федеральные агентства, федеральные службы), зако­нодательные и судебные органы РФ, Генеральная прокура­тура РФ, Счетная палата РФ, Центральная избирательная Комиссия РФ (в их состав также могут быть включены от­дельные наиболее значимые учреждения науки, образова­ния, культуры, средств массовой информации согласно Фе­деральному закону о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год).

Главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет контроль за бюджетополучателями в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата и предоставления отчетности.

Распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные средства между бюджетополучателями в пределах своей компетенции, а также осуществляет доведение до них уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах по обязательствам бюджета и сведений об изменениях бюджетных ассигнований. На основании поданной бюджетной заявки он утверждает смету доходов и расходов бюджетополучателям и осуществляет контроль за бюджетополучателями в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата и предоставления отчетности.

Получатель бюджетных средств (бюджетополучатель) - это бюджетное учреждение, или иная организация, имеющая право на получение средств из бюджета на основании решения соответствующего органа либо договора.

Бюджетополучатели имеют право:

• на своевременное получение и пользование бюджетными средствами согласно утвержденному в росписи бюджетных расходов размеру с учетом сокращения и индексации;

• на своевременное информирование об утвержденном размере причитающихся им бюджетных средств.

• на возмещение реального ущерба, причиненного неполным либо несвоевременным финансированием. Получение упущенной выгоды за счет бюджета не допускается.

Бюджетополучатели обязаны своевременно подавать бюджетную заявку или иной документ, подтверждающий, право на получение бюджетных средств; использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым предназначением; своевременно и в полном объеме вернуть бюджет средства, предоставленные на возвратной основе, и внести плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, а также своевременно представить отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

Задачами Министерства финансов Российской Федера­ции как участника бюджетного процесса является составле­ние проекта федерального бюджета Российской Федерации и представление его Правительству РФ, а также составле­ние проектов распределения федеральных налогов и сборов между уровнями бюджетной системы, прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации, разработка пред­ложений по совершенствованию налоговой политики и нало­говой системы.

Для реализации основных задач Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:

• организует в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по составлению проекта федераль­ного бюджета, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных федеральных внебюджетных фондов, определяет порядок распределения федеральных налогов и сборов между уровнями бюджетной системы, составляет консолидированный бюджет Российской Федерации;

• представляет сторону государства в договорах о предоставлении средств бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета (если эти функции не были переданы уполномоченному органу), а также в уведомлениях о бюджетных назначениях;

• осуществляет методическое руководство в области составления и исполнения бюджета, определяет формы бюджетной заявки, сметы доходов и расходов бюджетных организаций и государственных и муниципальных предприятий;

• составляет сводную роспись бюджетных расходов в разрезе бюджетополучателей; совместно с главными распорядителями средств федерального бюджета доводят уведомления о бюджетных назначениях до всех бюджетополучателей;

• разрабатывает прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;

• определяет стратегию управления государственным долгом Российской Федерации, разрабатывает программу внутренних заимствований, условия выпуска и размещения государственных займов, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит регистрацию эмиссию ценных бумаг субъектов Федерации и муниципальных образований;

• осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями, определяет валютно-кредитную и таможенную политику страны;

• разрабатывает проекты программ внешних заимствований, организует работу по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разрабатывает программу предоставления гарантий Правительства РФ на привлечение иностранных кредитных ресурсов третьими сторонами и определяет порядок предоставления таких гарантий;

• осуществляет методическое руководство бухгалтерс­ким учетом и отчетностью юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм;

• осуществляет другие функции, предусмотренные федеральными законами.

Министерство финансов РФ несет ответственность за несоответствие росписи бюджетных расходов утвержденному бюджету; за несвоевременность составления росписи бюджетных расходов; за несоблюдение порядка предоставления бюджетных ссуд, государственных гарантий и бюджетных инвестиций; за недоведение и несвоевременное доведение (уведомлений о бюджетных назначениях до бюджетополуча­телей.

Министр финансов РФ отвечает персонально за невве­дение режима сокращения расходов при получении сведе­ний о невозможности исполнения федерального бюджета, а также за перемещение бюджетных ассигнований по пред­метным статьям и видам расходов более чем на 10% от вы­деленных ассигнований.




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (639)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.025 сек.)