Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Страхование: сущность, отрасли и виды страхования



2015-11-20 620 Обсуждений (0)
Страхование: сущность, отрасли и виды страхования 0.00 из 5.00 0 оценок




Страхование –система перераспределительных отношений, которые связаны, с одной стороны, с формирование страхового фонда с помощью заранее фиксированных страховых платежей у конкретной страховой компании, а с другой стороны, с возникновением ущерба из этого фонда всем участникам страхования.

Данные перераспределительные отношения связаны с движением денежной формы стоимости, поэтому экономическая категория «страхование» неразрывно связана с категорией «финансы». Ранее страхование включалось в экономическую категорию «финансы» и ему приписывались характерные для финансов функции и роль.

Специфичность финансовых отношений при страховании состоит в вероятностном характере этих отношений. Случайность и неравномерность нанесения ущерба лежит в основе страховых взносов, с помощью которых формируется страховой фонд. Использование средств страхового фонда непосредственно связано с наступлением и последствием страховых случаев.

Кроме того, страхование имеет одну особенность, которая приближает его к категории «кредит» - это возвратность средств страхового фонда. Кредит подразумевает возвратность полученной ссуды. Действительно, большая часть взносов возвращается с наступлением страхового случая, например, дожитие до определенного срока – это возврат взносов и он имеет обязательный характер, но это характерно прежде всего для страхования жизни. При имущественном страховании, страховании от несчастных случаев, страховании ответственности выплата страхового возмещения происходит только при наступлении страхового случая и в размерах, обусловленных соответствующими документами.

Таким образом, общей чертой, объединяющем страхование с категориями «финансы» и «кредит», является единство денежной формы выражения.

Категорию «страхование» характеризуют следующие сущностные признаки:

1. При страховании возникают денежные перераспределительные отношения, обусловленные наличием страховых рисков, способных нанести материальный и иной ущерб. Перераспределительность страхования заключается в том, что желающие застраховаться не могут этого сделать пока не получат на фазе распределения свой доход. В долг, кредит страховать никто не станет и только, получив свой доход, желающие застраховать что-либо идут на страховой рынок, то есть вступают в экономическую фазу перераспределения общественного продукта.

2. Для страхования характерны замкнутые перераспределительные отношения между его участниками, связанные с солидарной раскладкой суммы ущерба на всех участников, вовлеченных в страхование. Солидарность страхователей замыкается дважды: первоначально только на тех, кто уплатил страховые взносы, а окончательно только на тех, кто пострадал от страхового случая. Замкнутость заключается в том, что в формировании резервов страховой фирмы участвуют только страхователи.

3. Страхование предусматривает перераспределение ущерба как во времени, так и в пространстве. Но страховщик обеспечивает страховую защиту только в пределах той территории, на которой расположены застрахованные объекты и лишь в течение того периода времени, который записан в договоре страхования.

4. Возвратность страховых платежей означает, что основная часть страховых взносов не принадлежит страховщику и именно они будут израсходованы на страховые выплаты по принципу замкнутой солидарности.

Функции страхования:

1. рисковая

Сущность данной функции состоит в формировании фонда денежных средств как платы за риски, которые берут на себя страховые компании. Этот фонд может формироваться как в принудительном, так и в добровольном порядке исходя из экономической и социальной политики государства, регулирующего развитие страхового дела в стране. Именно посредством этой функции страхование обеспечивает страховую защиту имущества юридических лиц, имущество и здоровье граждан.

2. предупредительная

Располагая страховым фондом, страховая компания объективно заинтересована в длительном использовании этих средств в качестве инвестиционных ресурсов. Имея на защите многочисленные, в том числе и однородные, риски различных субъектов, компания стремится к сокращению вероятности выплат путем уменьшения вероятности страхового случая. Для этого в тарифах на отдельные виды страхования предусматриваются отчисления в фонд предупредительных мероприятий. Предупреждение страхового случая предполагает финансирование мероприятий по недопущению или уменьшению последствий несчастных случаев и стихийных бедствий.

3. сберегательная

Появляется в долгосрочных договорах личного страхования, где предусматривается накопление к окончанию срока страхования или определенному событию оговоренных страховых сумм.

4. контрольная

Сущность функции заключается в строго целевом формировании и использовании средств страхового фонда. Она вытекает из трех предыдущих функций и проявляется одновременно с ними в конкретных страховых отношениях. В соответствии с контрольной функцией и на основе законодательных и инструктивных документов осуществляется финансовый контроль за правильным проведением страховых операций.

В соответствии с законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховые отношения можно разделить на три отрасли (в основе такого деления лежат отличия в объектах страхования):

1) личное страхование - объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя.



2015-11-20 620 Обсуждений (0)
Страхование: сущность, отрасли и виды страхования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Страхование: сущность, отрасли и виды страхования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (620)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)