Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учет товарных операций в ОАО «Постторг»



2015-11-20 1204 Обсуждений (0)
Учет товарных операций в ОАО «Постторг» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Документальное оформление и учет товарных операций в ОАО «Постторг» осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании (Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 9 апреля 2007 г. N 74 в ред. приказов Минторга от 08.12.2009 N 175, от 29.09.2010 N 144).

Поставка товаров в магазины ОАО «Постторг» осуществляется как транспортом поставщика, так и самовывозом. Отношения между поставщиками и организацией строятся на основе договоров. Рассмотрев договора с СП «Белита» (приложение Г), ОАО «Беловежский» (приложение Д), ОАО «Слуцкий хлебозавод» (приложение Е), можно сделать заключение, что в договорах отражаются график поставок, регулируемый путем подачи заявок товароведами, цена товара, порядок расчетов, ответственность сторон, форс-мажорные обстоятельства и другие условия взаимоотношений.

На сегодняшний день общество работают более чем с 300-ми поставщиками и производителями продукции, что обеспечивает широкий ассортимент качественной продукции в магазинах по приемлемым ценам.

Основными поставщиками товаров являются:

- по молочной продукции – минские гормолзаводы № 1, 2, ОАО «Савушкин продукт», Волковысский «Беллактторг» и др.;

- по мясу и птице – агрокомбинат «Дзержинский», ТКУП «Минский хладокомбинат №1», УП «Минскй хладокомбинат №2», СЗАО «Серволюкс» и др.;

- по колбасным изделиям – мясокомбинаты: Пинский, Борисовский, Могилевский, Слонимский, Слуцкий, Брестский, Лидский, Березовский, Калинковичский, Минский, Волковысский, «Комвак» (Гродно) и др.;

- по минеральной воде, напиткам и пиву – ОАО «Криница», ОАО «Оливария», ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков», ИП «Кока-кола Бевриджиз Белоруссия», ПУЧП «Дарида», СП ООО «Акватрайпл» и др.

В розничной торговой сети учет движения товаров осуществляется по розничным ценам:

а) ценой приобретения товара для предприятия розничной торговли является:

свободная отпускная цена поставщика;

свободная отпускная цена поставщика плюс торговая надбавка оптового звена;

б) ценой приобретения товара, реализуемого по фиксированным (регулируемым) розничным ценам, является фиксированная (регулируемая) розничная цена минус предоставленная поставщиком торговая скидка;

в) продажной ценой товара в розничной торговле является стоимость его по ценам приобретения плюс торговая надбавка плюс налог на добавленную стоимость (исключение - фиксированная (регулируемая) розничная цена).

Формирование розничных цен на товары осуществляют в основном бухгалтера магазинов, в редких случаях – материально-ответственные лица. Все вопросы, связанные с ценообразованием, курирует экономист по ценам в офисе, к нему же и обращаются бухгалтера, если у них возникают какие-либо вопросы, он же доводит новые документы до ответственных лиц. Розничная цена складывается из стоимости по ценам приобретения, торговой надбавки и налога на добавленную стоимость (исключение - фиксированная (регулируемая) розничная цена). Существует перечень социально значимых товаров. На эти товары применяются предельные торговые надбавки, которые устанавливаются Министерством экономики Республики Беларусь и Минским Горисполкомом (постановление Министерства Экономики Республики Беларусь от 14.12.2011 г. № 200 «О торговых надбавках к отпускным ценам на социально значимые товары») (приложение Ж). Последними изменениями в этой области являются: постановление Совета Министров 25 октября 2013 г. № 934 (приложение И); постановление Министерства Экономики 05 ноября 2013 г. № 80 (приложение К); решение Мингорисполкома 28 ноября 2013 г. № 2984 (приложение Л); решение Мингорисполкома 28 ноября 2013 г. № 3030 (приложение М). На не включенные выше продовольственные и непродовольственные товары организация устанавливает торговые надбавки с учетом конъюнктуры рынка. В ОАО «Постторг» издаются распоряжения о применении торговых надбавок (приложение Н). Общая информация обобщается в таблицах, которые раздаются магазинам в целях эффективной работы бухгалтеров в области ценообразования (приложение П). К каждой накладной (приложение Р) печатается реестр розничных цен (приложение С), в котором видно формирование цены. В данном случае: отпускная цена без НДС 2 450 руб.; НДС 10 %; в соответствии с информацией о предельных торговых надбавках (приложение Ж) пункт 15 торговая надбавка на пончик «Берлинский» составляет 15 %. Следовательно, розничная цена на данный товар составляет: 2 450 * 1,1 * 1,15 = 3 100 рублей, что соответствует реестру (приложение С).

На основании сопроводительных документов поставщиков, заведующие отделом магазина производят приемку поступивших от поставщика товаров в день их поступления. Сопроводительными документом при этом является товарно-транспортная накладная формы ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" (приложение Т) и ТН-2 "Товарная накладная". В накладной указывается наименование поступившего товара, его единица измерения, количество, цена и стоимость без НДС, ставка и сумма НДС и стоимость с НДС. В магазинах ОАО «Постторг» ведутся книги прихода и расхода товаров, пронумерованные, прошнурованные, скрепленные печатью и подписями директора общества и главного бухгалтера. В книгах отражаются все данные на полученный и отписанный товар согласно ТТН-1 и ТН-2.

Если при приемке товаров установлено несоответствие фактических данных сведениям о товаре или таре, указанным в сопроводительных документах поставщика, составляется «Акт об установлении расхождения в количестве и качестве» (приложение У), либо выписывается расходная накладная формы ТТН-1 или ТН-2.

После оприходования товара и тары (по первому экземпляру накладной, который остается у покупателя) в «СуперМаге» или «Гедемине» (по фактическим данным с учетом акта об установлении расхождения, если таковой имеется), к каждой приходной накладной печатается реестр розничных цен (приложение Ф).

В магазинах общества проводится переоценка остатков товаров до уровня цен на вновь поступивший ассортимент таких товаров в момент их получения. В ходе переоценки комиссия составляет Акт переоценки товаров и других материальных ценностей (приложение Х). В акте указывается наименование, единица измерения, количество товара, подлежащего переоценки, цена поставщика до и после переоценки, НДС, цена и сумма до и после переоценки, а также сумма уценки или дооценки товаров, которую определяют как разность между стоимостью товаров до и после переоценки.

Так же, если в магазинах имеются в наличии товары с истекающими сроками или с ограниченным спросом – по мере необходимости и по распоряжению директора проводится их уценка.

ОАО «Постторг» реали­зует товары в розницу, мелким оптом, за наличные деньги, по банковским пластиковым картам, по безналичному расчету. Реализация товаров в розницу в магазинах общества производится в основном путем самообслуживания. В процессе расчета покупки используются кассовые суммирующие аппараты с выдачей покупателю чека (приложение Ц), а также терминальное оборудование для расчетов посредством пластиковых карт. Выручка, полученная через безналичный расчет, зачисляется обслуживающим банком на расчетный счет организации и отражается на счете 51 «Расчетный счет».

ОАО «Постторг» также реализует товары посредством безналичного расчета. При этом бухгалтером магазина выписывается расходная накладная ТТН-1 или ТН-2 по установленным нормам (приложение Ш). Если у покупателя отсутствует печать (штамп) – то предоставляется доверенность на получение товарно-материальных ценностей (приложение Щ). Товар реализуется только в том случае, если за него поступила оплата на сумму не ниже суммы реализации (приложение Э). К расходным накладным также печатается реестр розничных цен (приложение Ю).

Передача товара и тары из магазина в магазин (склад) осуществляется по накладным (ТТН-1 или ТН-2) (приложение Я). Основанием отпуска является распоряжение, которое подписывается начальником торгового отдела и товароведом, ведущим данную группу товаров (приложение 1). К расходной накладной печатается реестр (приложение 2).

Возврат товаров и тары поставщикам осуществляется по ТТН-1 (приложение 3). При этом у поставщика должна быть либо доверенность (приложение 4), либо печать (штамп) на получение товарно-материальных ценностей (приложение 5).

Поступление и выбытие товара в магазинах отражается в специальной программе «СуперМаг». Движение товара в барах и производстве отражается в программе «Гедемин». В этих программах можно за любой промежуток времени сформировать товарный отчет (приложение 6). Мною была рассмотрена работа в программе «СуперМаг». В товарном отчете указываются: остаток на начало по товару; приход в разрезе операций: переоценка, приход от поставщика – в разрезе поставщиков, передача со склада, от магазинов, скидка; расход в разрезе операций: возврат поставщику, передача в магазин, переоценка, продажа по безналичному расчету, списание брака (колбасных отходов); реализация; отчет по таре; остаток на конец по товару.

Товарные отчеты составляются по пятидневкам и сдаются в бухгалтерию не позднее следующего дня отчетной пятидневки. Если в месяце 31 календарный день – 31-е число включается в товарный отчет за последнюю пятидневку. В отчет записывается каждый документ в отдельности с указанием даты, номера, названия, суммы (стоимости товара по учетным ценам). Отдельно в отчете отражается движение тары. Все документы, на основании которых составлен отчет, прикладываются к первому экземпляру отчета и передаются бухгалтеру, а второй экземпляр остается у материально-ответственных лиц.К товарному отчету прилагается отчет о выручке (приложение 7), отчет о скидках по дисконтным картам (приложение 8), реестр актов переоценки с приложением всех актов переоценки.

По итогам работы за месяц каждый магазин предоставляет информацию в централизованную бухгалтерию о сумме естественной убыли в пределах норм, а также сумму выручки, полученную через реализацию товаров в отделах самообслуживания.

При приеме отчета у материально-ответственного лица в начале производится так называемая формальная проверка, во время которой устанавливается:

-все ли перечисленные в отчете документы приложены к нему;

-все ли документы относятся к тому отчетному периоду, за который составлен отчет;

-все ли приложенные документы имеют необходимые реквизиты и подписи;

-нет ли в документах подчисток и неоговоренных исправлений.

Затем проверяется соответствие в отчете наименования поставщика, суммы поставщика, суммы НДС поставщика, стоимости товаров, тары каждой накладной подшитой к отчету. После этого необходимо проверить реализацию по дням. Потом приступаем к проверке правильности остатка на начало и на конец по товару и по таре. В конце проверяется соответствие данных отчета записям по счетам 41.2 и 41.3. О проверке отчета делается соответствующая отметка за подписью лица, проводившего ее.

Обнаруженные при проверке отчетов ошибки исправляются бухгалтером путем зачеркиваний (одной чертой) неправильных и написания правильных сумм и записей. О произведенных исправлениях в отчете сообщается материально-ответственному лицу (как правило бухгалтеру магазина), который вносит соответствующие изменения и представляет исправленный отчет.

Также вместе с товарным отчетом обязательно по пятидневкам сдается кассовый отчет, который составляется каждый день. Главный нормативный документ, который регулирует кассовые операции – Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь № 107 от 29.03.2011 (в ред. постановлений Правления Нацбанка от 27.03.2012 № 136, от 12.11.2012 № 574). К кассовому отчету подшивается второй экземпляр листа кассовой книги, который является отрывным (приложение 9). В нем отражены остаток на начало дня, поступление денежных средств за день, расход денежных средств за день и остаток на конец. Магазины могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных обслуживающим банком. Всю денежную наличность сверх этой суммы они обязаны сдавать в банк на расчетный счет. Разрешено хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленного лимита только на оплату труда, выплаты стипендии, дивидендов, пособий, пенсий на срок не более трех рабочих дней. Приказом ОАО «Постторг» установлены порядок и сроки сдачи выручки в Обществе (приложение 10). Торговая выручка сдается службе инкассации по графику, при этом кассир заполняет препроводительную ведомость в 3-х экземплярах (приложение 11). К препроводительной ведомости обязательно прилагается РКО на сумму выручки, сданной в банк (приложение 12). При приеме выручки от кассиров выписывается ПКО формы КО-1 на каждую принятую сумму (приложение 13). Из выручки можно производить следующие выплаты: расходы на оплату труда по трудовым договорам и договорам подряда, пособия, алименты, дивиденды, материальная помощь, командировочные расходы и т.д. В данном отчетном периоде имелась выплата по платежной ведомости на выплату заработной платы (приложение 14). При проверке кассового отчета установлено: против фамилий лиц, которым не произведены выплаты, имеется запись «депонировано»; составлен реестр депонированных сумм (приложение 15); в платежной ведомости сделана запись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию сумм; на платежной ведомости проставлены реквизиты РКО и заполонен РКО на общую сумму выплаченных денег (приложение 16); в кассовую книгу записаны все фактически принятые по ПКО денежные средства, фактически выданная сумма заработной платы и сданная выручка в банк.

В соответствии с Законом для достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности ежегодно проводится инвентаризация имущества и обязательств. В ОАО «Постторг» инвентаризация проводится не менее 1 раза в год не ранее 1-го ноября (перед составлением годовой отчетности). Также проведение инвентаризации имущества проводится при смене материально-ответственного лица, при установлении фактов хищения, порчи или иным причинам.

Порядок проведения и документального оформления результатов инвентаризации определен в Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной Минфином РБ 30.11.2007 № 180. В ОАО «Постторг» инвентаризация проводится на основании приказа о проведении инвентаризации, подписанного руководителем организации (приложение 17). Организацию, проведение и контроль за проведением инвентаризации осуществляет рабочая комиссия, состав которой утверждается в приказе.

Перед началом инвентаризации, председатель инвентаризационной комиссии визирует все при­ходные и расходные документы, приложенные к отчетам с указанием даты инвентаризации и подписи. Лица, ответственные за сохранность ценностей, делают в описи расписки о том, что к на­чалу инвентаризации все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию и поступившие под их ответственность ценности оп­риходованы, а выбывшие — списаны в расход.

Проверка ценностей проводится при обязательном участии ма­териально-ответственных лиц.

По результатам проверки составляется инвентаризационная опись товаров (приложение 18), инвентаризационная опись тары (приложение 19), инвентаризационная опись бланков строгой отчетности (приложение 20), акт инвентаризации наличных денежных средств (приложение 21). Инвентаризационные описи составляются в двух экземплярах. Заполняют описи и вручную чернилами либо шариковой ручкой, и на компьютере. На каждой странице описи указывается общее количество порядковых номеров и натуральных единиц (шт., кг, м и т. п.). В описях не допускаются пропуски незаполненных строк. В последних листах описей пустые строки прочеркиваются. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце каждой описи материально-ответственные лица оформляют расписку следующего содержания: "Все активы, поименованные в настоящей инвентаризационной описи № _ по № _, комиссией проверены в натуре в моем (нашем) присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею (не имеем). Активы, перечисленные в описи, находятся на моем (нашем) ответственном хранении".

После проверки описи, бухгалтер выводит окончательный результат инвентаризации, составлением сличительной ведомости (приложение 22). Если расхождений в данных бухгалтерского учета и фактического наличия нет, то тогда достаточно инвентаризационной описи, подписанной руководителем магазина, материально-ответственными лицами и членами комиссии. Если же обнаружено расхождение, то составляется сличительная ведомость. В ней указывается остаток денежных средств, товара и тары по данным бухгалтерского учета и фактически. При этом недостача товаров в пределах норм естественной убыли и процента по самообслуживанию списывается. Естественная убыль и процент по самообслуживанию рассчитывается со дня предыдущей инвентаризации до дня текущей (приложение 23). В день переучета бухгалтеру представляется отчет по естественной убыли с 1-го числа текущего месяца до дня инвентаризации (приложение 24) и справка по выручке отделов самообслуживания за тот же период (приложение 25). После чего закрывается расчет естественной убыли в пределах установленных норм и естественной убыли на забывчивость (приложение 23). Нормы естественной убыли утверждены Приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 02.04.1997 г. № 42; нормы естественной убыли на забывчивость в магазинах самообслуживания утверждаются генеральным директором. В магазине № 3 эта норма составляет 0,45 %, т.е. списанию подлежит 0,45 % выручки отделов самообслуживания.

По недостачам, излишкам, пересортицам товаров (тары) материально ответственные лица дают письменные объяснения, которые вместе со сличительной ведомостью рассматриваются руководителем предприятия и главным бухгалтером. Устанавливается характер недостач (излишков) и способ их устранения, возможность зачета пересортиц одноименных товаров, списания суммовых разниц. Суммовые разницы, возникшие при зачете пересортиц от завышения цен, подлежат возвращению покупателям, а если установить их невозможно, то приходуются в доход предприятия. Суммовые разницы от занижения цен на товары при отпуске и выявленные при инвентаризации недостачи товаров и потери от порчи ценностей подлежат взысканию с виновных лиц или, в случае отсутствия таковых лиц, относят на издержки обращения.

Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.

По результатам инвентаризации составляются бухгалтерские проводки:

1) Оприходование излишков товаров относится в доход предприятия:

Дт 41.2 "Товары в РТ" - Kт 90.7 "Прочие доходы по текущей деятельности";

2) Недостача товаров отражается записью:

Дт 94 "Недостачи и потери от порчи имущества" - Kт 41.2 "Товары в РТ";

3) Недостачи могут быть списаны в дальнейшем за счет различных источников:

а) недостачи в пределах норм естественной убыли (при их наличии) относятся на расходы на реализацию:

Дт 44.1.1 "Расходы на реализацию" Kт 94 "Недостачи и потери от порчи имущества";

б) недостача в пределах естественной убыли на забывчивость относится на расходы, не участвующие в налогообложении (прочие расходы по текущей деятельности):

Дт 90.8.2 "Прочие расходы по текущей деятельности" Kт 94 "Недостачи и потери от порчи имущества";

в) сверхнормативная убыль относится за счет виновных лиц:

Дт 73/2 "Расчеты по возмещению материального ущерба" - Kт 94 "Недостачи и потери от порчи имущества".

Движение товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для реализации, отражаются на счете 41 «Товары», к которому открываются субсчета 41.1 «Товары на складах», 41.2 «Товары в розничной торговле», 41.3.1 «Тара под товаром и порожняя на складе», 41.3.2 «Тара под товаром и порожняя в розничной торговле», 41.5 «Основные средства, подлежащие продаже».

Товары, принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002 «Имущество, принятое на ответственное хранение».

Учет товаров ведется по ценам реализации с отражением торговой наценки на счете 42.1 «Торговая наценка (скидка)» с последующим списанием стоимости реализованных товаров в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» и сторнированием суммы надбавок в части, относящейся к реализованным товарам, по кредиту счета 42.1 «Торговая наценка (скидка)» и дебету счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности».

В ОАО «Постторг» выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется по методу начисления.

НДС поставщика по приобретенному товару отражается по дебету счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» и по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», по счету 42.2 «НДС в цене товаров» отражается сумма НДС, включенного в сформированную розничную цену товара. Данная информация содержится в таблице 1.

 

Таблица 1 – Информация о поступлении товара по ТТН-1 № 0524533 серии ЕН

Содержание хозяйственной операции Корреспонди- рующие счета Сумма, руб. Приложение
дебет кредит
1.Оприходование товаров, поступивших от поставщика 41.2 60.3 ТТН-1 № 0524533 серии ЕН (приложение Р)
2. Сумма НДС, подлежащая уплате поставщикам (10 %) 18.1.4 60.3 ТТН-1 № 0524533 серии ЕН (приложение Р)
3.Оплачено поставщику по накладной ТТН-1 № 0524533 серии ЕН 60.3 ТТН-1 № 0524533 серии ЕН (приложение Р)

 



2015-11-20 1204 Обсуждений (0)
Учет товарных операций в ОАО «Постторг» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учет товарных операций в ОАО «Постторг»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)