Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научный руководитель – Айыжы Е.В., к.и.н., доцент кафедры всеобщей истории и археологии



2015-11-20 679 Обсуждений (0)
Научный руководитель – Айыжы Е.В., к.и.н., доцент кафедры всеобщей истории и археологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Обряд культа природы – это не просто церемония оказания почитания природы, но и уникальное наследие духовной культуры этноса, которая выражается в почитании различных природных объектов (гор, пещер, солнца, неба, огня, дерева и т.д.), их хозяев, также контакт и укрепление жизненной связи человека на основе духовной энергии. Это является выражением культуры и культа природы кочевых народов.[9]

Для почитания каких-либо природных объектов человек не может обойтись без прошлого, без истории, потому что это исходит от своих предков, от давних корней человека. Поэтому, прежде чем описывать культ природы тувинцев, надо с начало изучить историографию, историю.

Исследованием данной темы в разные времена занимались разные ученые, русские путешественники, а также иностранные ученые, которые приезжали в Туву, работали тут. Кроме того, огромный вклад вложили ИРГО (императорское русское географическое общество), ТНИИЯЛИ (Тувинский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории), ТКЭАН (тувинская комплексная археолого-этнографическая экспедиция). Такими учеными являются: Д. Массершмидт Г.Н. Потанин Е.К. Яковлев Г.Е. Грумм-Гржимайло А.В. Адрианов П.А. Чихачев Д.А. Клеменц Н.Ф. Катанов С.А. Теплоухов Л.П. Потапов В.А. Журавлев, З. Журавлева М.Б. Кенин-Лопсан С.И. Вайнштейн В.Я. Бутанаев Н.А. Алексеев И.Л. КызласовД.Б. Бузур-оол И.В. Монгуш А.К. Кужугет А.В. Семенов. Результатами исследований дореволюционных и советских ученых были создание источникового фонда и его научно обоснованная оценка. Они стали базой для продолжения дальнейших исследований в различных областях, в том числе исследованием данной темы.

В конце XVII века территория Тувы попадает под власть Джунгарского ханства, которое перестает существовать к 1758 г. под напором Маньчжурской династии. В Туве устанавливается господство китайской династии Цин. В это время в России усиливается интерес к Сибирским землям и во времена правления Петра I отправляется несколько экспедиций, которые побывали и в пограничных с Китаем землях сойотов. Это экспедиции Миллера и Мессершмидта.[10] В XVIII веке Д. Мессешмидтом была описана знаменитая буддийская пещера в Туве. Святилище Чурума-Бурханных-хол расположено на правом берегу р. Чаа-Холь вблизи от впадения р. Чаа-Холь в Улуг-Хем.

Русский путешественник ученый Г.Н. Потанин, совершил в 1879 г. экспедицию по поручению ИРГО. В результате экспедиции вышел труд «Очерки Северо-Западной Монголии» (1883 г. выпуск №4). В своем труде он описывает шаманизм тувинцев, в том числе почитание священных мест (гор, лесов, камней), поверья духов, жертвоприношения духам. Наблюдения проводились на Улухеме, Хакеме и Бурене. Впервые упоминает о духов местности, также описывает о почитании различных местностей (таежных степных). Упоминается о священных горах (ыдыктыг даг), на вершине которого установлено обо (оваа). Главный труд А.В. Адрианова – Путешествие на Алтай и за Саяны, совершенное в 1881 году. В своей работе он впервые научно описал культ пещеры, т.е. буддийские ниши на территории Тувы, а также памятников.

Адрианов Александр Васильевич, совершил в 1881 году экспедицию на Туву. Главный труд А.В. Адрианова – «Путешествие на Алтай и за Саяны, совершенное в 1881 году». В своей работе он впервые научно описал культ пещеры, т.е. буддийские ниши на территории Тувы (в Чаа-Хольском районе - буддийскую нишу, а также описывает скалу Бижиктиг-Хая в п. Кызыл-Мажалык. Бассейн р. Хемчик). Эта экспедиция не хватило для подробного изучения, и в то же время природные условия не позволили ему завершить начатое дело (была пылающая жара).

Н.Ф. Катанов (проводил экспедиции в 1889 г.). В своей работе среди тюркских племен Н.Ф. Катанов пишет о (урянхайцев) тувинцах, и также о шаманизме, который связан с почитанием природы. Даются такие факты, что шаман это самый главный человек, который способен общаться с духами. Также ученый собрал информацию о тувинском языке, материальной и духовной культуре тувинцев.

Е. К . Яковлев в своем труде «Этнографический обзор инородческого населения долины южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела музея» описывает различные обряды и обычаи, совершаемые на освящении местности, моления. Например (моление солнцу, небу, освящение горы, тайги, перевала, огня, воды, шамана-дерева), описывает ритуал повязывания чаламы, жертвоприношение духам местности, обряд возжигания курильницы (сан салыры), обряд кропления (чажыг), а также дается много сведений о священнослужителям – шаманам. Есть мнения что экспедиция Яковлева не была на территории Тувы, но в некоторых источниках дается информация, что все таки была. Тем не менее этот вопрос тоже остается открытым и спорным среди ученых.

В 1902 г. состоялась экспедиция Феликса Кона (политического ссыльного, находящегося в Минусинске). В программу экспедиции входило всестороннее изучение быта тувинцев. Маршрут экспедиции охватил западные, центральные и восточные районы Тувы. Было проведено крупнейшее историко-этнографическое исследование и собрана богатейшая коллекция, которая хранится в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге. Экспедиция Ф.Кона была крупнейшей в дореволюционном изучении тувинцев.[11] Вышла в свет его труд «За пятьдесят лет в Сойотию». 3 том, в котором рассмотрены устное творчество тувинского народа. Им записаны в переводе на русский язык тувинские пословицы, поговорки, песни, легенды и сказки; Изучал Ф. Кон и религиозные верования, распространенные тогда среди тувинцев, - буддизм и шаманизм.

В 1903 г. в Туве работал Г.Е. Грумм-Гржимайло, который создал капитальный труд по географии, истории, этнографии и антропологии Западной Монголии и Урянхайского края.[12]

В начале XX века в Туву были направлены иностранные экспедиции. В 1910 г. английские ученые Д. Каррутерс и Прайс осуществили комплексное этнографо-антропологическое исследование тувинцев. В своем труде «Неведомая Монголия» упоминает об обряде освящения оваа. В 1914 г. в Туве побывала норвежская экспедиция Э. Ольсена.[13]

В 1914 году был объявлен протекторат России над Тувой, и здесь проводятся различные хозяйственно-статистические обследования, совершаются поездки местных сибирских краеведов, собираются отдельные сведения по этнографии в основном восточных тувинцев-оленеводов.[14]

В 1921 году в Туве была национально-освободительная революция и создана Танну-Тувинская Народная Республика. Вопрос о революции до настоящего времени остается еще спорным, потому что действительна была ли революция или не была, никто не может дать точного ответа. Но есть мнения о том, что в Туве революции не было, а в Туву проник только частичка той революции, который происходила на Советском Союзе. В связи с этим Тува начинает привлекать пристальное внимание советских ученых. Был издан капитальный труд Г.Е. Грумм-Гржимайло – первый опыт обобщающего комплексного исследования антропологии и этнографии Западной Монголии и Тувы. «Западная Монголия и Урянхайский край» (1926г.). [15]Там тоже дается сведения о различных почитаний священных мест, о духах, о шаманизме.

С 1957 года начала работу Тувинская комплексная археолого-этнографическая экспедиция (ТКЭАН). Начальником экспедиции был Л.П. Потапов. По материалам этой экспедиции была создана монография «Очерки народного быта тувинцев» (1969г.). В своем очерке пишет о традиционных представлениях тувинцев – шаманизме и более позднем ламаизме. И считает, что концепция тувинских верований заключается в том, что жизнь и здоровье человека в целом зависят от воли тех или иных духов и их взаимоотношений с человеком. Рассказывает о различных видах шаманский молений (тагыр). В.П. Дьяконовой принадлежит целый ряд статей по традиционным представлениям тувинцев. Две большие работы опубликованы в сборниках Музея антропологии и этнографии, составленных И.С. Вдовиным. Статья В.П. Дьяконовой в сборнике «Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера» посвящена характеристике представлений тувинцев о природе и человеке.
Статья «Религиозные культы у тувинцев» опубликована в сборнике «Памятники культуры народов Сибири и Севера. В ней В.П. Дьяконовой показано многообразие различных религиозных культов в Туве, «синкретизм различных верований и представлений», а роль шамана в домашних обрядах. В.П.Дьяконова описывает группу культов земли-воды, которая отражает идею почитания природы в олицетворенных образах «хозяев» (ээзи) - персонифицированных духов. Она неразрывно связывает с этой группой культов почитание деревьев (хам ыяш дагыыр). [16]

Одним из представителей который многие годы собирал по крупиночкам сокровища, спрятанные в древнейшее духовной культуре тувинцев является Монгуш Борахович Кенин- Лопсан. Он описал культовую систему тувинцев, шаманские обряды и обычаи, ритуалы. Написал много научных работ: «Алгыши тувинских шаманов», «Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства» (Новосибирск, 1987) и «Магия тувинских шаманов» (Кызыл, 1993) и многое другое. В своих работах автор подробно дает, как правильно проводить обряды, дает очень много мифов, легенд связанных с данной темой.

В последнее время данной темой занимались и занимаются:

n Д.Б. Бузур-оол, в статье «Пещера предков» (2000г.) описывает поклонение пещере, откуда вышел род тюрок-ашинов в раннетюркском каганате.

n В.Я. Бутанаев и Ч.В. Монгуш «Архаические обычаи и обряды Саянских тюрок» (2005г.). В работе подробно дается о горных духов и хозяев почитаемых мест, а также как проводится обряд – оваа дагыыр.

n А.К. Кужугет. В своей работе «Духовная культура тувинцев» (2006г.) дает подробное и систематическое описание о культе гор, о обряде оваа дагыыр, тайга дагыыр, о связи человека с природой, семейные обряды. Провела большую работу с информантами.

n Написана коллективная работа «Традиционные знания коренных народов Алтае-Саянского экорегиона в области природопользования» (2009г.), где даны краткие сведения о материальной и духовной культуре, о быте, также по этнографии, в том числе по данной теме.

n Л.В. Анжиганова – доктор философских наук, директор ГНИИХ ХГУ им. Н.Ф. Катанова г. Абакан

n А.В. Семенов – аспирант из г. Санкт-Петербург, сын В.А. Семенова.

n В.Даржаа – «Тайны мировоззрения тувинцев – номадов», «Мужские занятия тувинцев», «Лошадь в жизни кочевника».

n Е.В. Айыжы – «Тувинцы Кобдосского аймака Монголии: культура и этничность».

Подводя итоги истории изучения культов природы тувинцев можно сделать вывод, что благодаря исследованиям выше описываемых ученых материал, накопленный их предшественниками, был дополнен. Этнографические исследования по данной теме до включения Тувы в состав России носили фрагментарный характер, проводились в основном: комплексный сбор материалов, собирались различные коллекции, изучался фольклор; собирались сведения по языку и очень мало по антропологии. Эти материалы отрывочные, но очень ценные и по сей день. Благодаря ним мы сегодня можем узнать, как проводились обряды обычаи, связанные с культом природы, в то же время священные места которые почитались. Кроме того, эти материалы были получены от информантов, от живых источников. Постепенно появляются новые местные учреждения, которые стали проводить комплексные исследования вместе с другими учеными, также с другими научными учреждениями. Также в последнее десятилетие данной темой занимаются очень многие ученые – этнографы, философы, культурологи, этносоциологи, этнопсихологи которые в своих исследованиях затрагивают культ природы с разных научных позиций.

Еще одной характерной особенностью данной темы является то, что сам этнос – народ начинает активно принимать участие в сохранении своего духовно - культурного наследия.



2015-11-20 679 Обсуждений (0)
Научный руководитель – Айыжы Е.В., к.и.н., доцент кафедры всеобщей истории и археологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научный руководитель – Айыжы Е.В., к.и.н., доцент кафедры всеобщей истории и археологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (679)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)