Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политический экстремизм как негативное социальное явление и его сущность



2015-11-20 1187 Обсуждений (0)
Политический экстремизм как негативное социальное явление и его сущность 0.00 из 5.00 0 оценок




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ДАГЕСТАНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПОЛИТИКИ

 

 

СОВРЕМЕННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ:

Понятие, истоки, причины, идеология, проблемы, организация, практика, профилактика и противодействие

 

Москва

РОСПЭН


Авторский коллектив: д. полит. н., проф. А.-Н.З. Дибиров (руководитель авторского коллектива); к. полит. н. М.В. Баранов; д. полит. н., проф. В.В. Барис; к. полит. н. Е.В. Барис; д. филос. н., проф. А.Н. Бобков; к. полит. н. Б.М. Еремин; к. полит. н. Т.В. Моисеенко; к. полит. н. Ю.О. Народицкий; Л.М. Пронский; д. ф.-м. н., проф. Г.К. Сафаралиев; к. полит. н. В.В. Федоров; к. филос. н., доц. К.М. Ханбабаев; к. полит. н. Р.А. Шаряпов; д. ист. н. В.А. Шнирельман; д. филос. н., проф. М.Я. Яхьяев.

 

Дибиров А.-Н.З. — д. полит. н., проф., ректор ДИЭиП.

Баранов М.В. — к. полит. н., ст. преподаватель кафедры философии и политологии АТиСО

Барис В.В. — д. полит. н., проф., зам. зав. каф. философии и политологии АТиСО.

Барис Е.В. — к. полит. н., гл. специалист Избирательной комиссии Московской области.

Бобков А.Н. — д. филос. н., проф. кафедры финансов и кредита МГУТУ.

Еремин Б.М. — к. полит. н. , ст.преподаватель кафедры философии и политологии АТиСО

Моисеенко Т.В. — к. полит. н., ст.преподаватель кафедры философии и политологии АТиСО

Народицкий Ю.О. — к. полит. н., преподаватель кафедры философии и политологии АТиСО

Пронский Л.М. — ст. препод. ДИЭиП.

Сафаралиев Г.К. — д. ф.-м. н., проф.

Федоров В.В. — к. полит. н., преподаватель кафедры философии и политологии АТиСО

Ханбабаев К.М. — к. филос. н., доц., ст. н. с. Регионального центра этнополит. исследов. ДНЦ.

Шаряпов Р.А. — к. полит. н., нач. отдела ИПИБ МГУ им. М.В. Ломоносова.

Шнирельман В.А. — д. ист. н., гл. н. с. ИЭиА РАН.

Яхьяев М.Я. — д. филос. н., проф., зав. каф. философии ДГУ.

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................

 

ГЛАВА 1. Понятие и сущность политического экстремизма и терроризма с государственно-политической точки зрения....................................................

 

1.1. Феноменологический анализ политического экстремизма как негативного социального явления ...............................................................

1.2. Социально-философский анализ политического экстремизма ........

1.3. Понятие идеологии. Идеологическое и теоретическое сознание .....

1.4. Консервативные и реформистские идеологии. Радикализм и экстремизм.........................................................................................................

1.5. Политический экстремизм и терроризм ...............................................

 

ГЛАВА 2. Основные виды и формы политического экстремизма.................

 

2.1. Научная классификация видов и форм экстремизма ..........................

2.1.1. Понятие социально-политического конфликта ........................

2.1.2. Субъекты социально-политического конфликта ........................

2.1.3. Содержание социально-политического конфликта ....................

2.1.4. Стратегии разрешения конфликта ................................................

2.1.5. Основные виды и формы экстремизма .......................................

2.2. Внутригосударственный экстремизм ....................................................

2.2.1. Основные виды внутригосударственного экстремизма ..........

2.2.2. Социально-политический экстремизм ........................................

2.2.3. Этнополитический и межэтнический экстремизм ......................

2.2.4. Религиозно-политический экстремизм .......................................

2.2.5. Молодежный, гендерный и экологический экстремизм........

2.3. Межгосударственный (международный) политический экстремизм и терроризм .....................................................................................................

 

ГЛАВА 3. Истоки и причины возникновения и развития политического экстремизма.............................................................................................................

 

3.1. Основные этапы формирования экстремистской деятельности .........

3.2. Философско-идеологические корни экстремизма ..................................

3.3. Социально-экономические корни экстремизма ....................................

3.4. Личностно-психологические корни экстремизма .................................

3.5. Специфика экстремистского поведения .................................................

 

ГЛАВА 4. Историческое развитие общества и основные идеологии современности как концептуальные основы политического экстремизма.........

 

4.1. Современные периодизации исторического развития общества ........

4.2. Природа политической (государственной) легитимной власти ......

4.3. Религиозно-политическое сознание и основные мировые религии в современном обществе .................................................................................

4.3.1. О сущности религии ......................................................................

4.3.2. Буддизм ............................................................................................

4.3.3. Иудаизм ............................................................................................

4.3.4. Ислам .................................................................................................

4.3.5. Христианство ..................................................................................

4.3.6. Отрицание религиозной ценностно-норматив­ной парадигмы в западном обществе .....................................................................

а) Реформация ................................................................................

б) Революция ...............................................................................

в) Секуляризация ...............................................................................

4.4. Социально-политическое сознание и основные социальные идеологии в современном обществе ........................................................

4.4.1. Либерализм ....................................................................................

4.4.2. Социализм .......................................................................................

4.4.3. Конфликт либералистских и социалистских идеологий ............

4.5. Этнополитическое сознание и политическая борьба в современном обществе .....................................................................................................

4.5.1. Этнополитические и расовые концепции государственности и цивилизации ........................................................................

а) Расово-культурная концепция Ж. Гобино .................................

б) Этнокультурная евроцентристская концепция Г. Рюккерта ....

в) Этнокультурная концепция Н.Я. Данилевского .........................

г) Культурно-государственная концепция К.Н. Леонтьева ..........

д) Классово-элитарная концепция А.Дж. Тойнби .......................

е) Пассионарная концепция Л.Н. Гумилева ..................................

4.5.2. Этносы и нации. Проблема этнической и национальной идентичности ............................................................................................

4.5.3. Радикальные этнополитические идеологии и современный этнополитический экстремизм .........................................................

 

ГЛАВА 5. Политический экстремизм в современной России.........................

 

5.1. Исторические особенности формирования и развития российской государственности ....................................................................................

5.2. Политический экстремизм и терроризм в современной России: общее и особенное .................................................................................................

5.3. Современные экстремистские организации и движения в России и странах СНГ................................................................................................

5.4. Истоки, специфика и причины исламского религиозно-политичес­кого экстремизма в современной России ................................................

5.5. Социально-историческая специфика современного политического экстремизма на Северном Кавказе .......................................................

5.6. Причины и особенности русского этнополитического экстремизма в
современной России..................................................................................

5.7. Взаимосвязь межэтнических и культурно-конфессиональных конфликтов в проблемных регионах России и формы их разрешения (на примере республики Дагестан) ............................................................

 

ГЛАВА 6. Основные социально-политические проблемы и стратегия противодействия политическому экстремизму и терроризму в системе мер по обеспечению национальной безопасности России............................................

 

6.1. Социально-политические проблемы современного российского общества и профилактика обострения политических конфликтов .......

6.2. Социально-экономические проблемы современного российского общества и профилактика обострения социально-экономических конфликтов .....................................................................................................

6.3. Проблемы аграрных регионов России и обеспечение продовольственной безопасности российского общества ....................................

6.4. Проблемы борьбы с коррупцией в системе государственного противодействия экстремизму и терроризму .........................................

6.5. Проблемы образования, воспитания и трудоустройства молодежив системе противодействия экстремизму и терроризму .........................

ГЛАВА 7. Государственная политико-правовая система профилактики и противодействия политическому экстремизму и терроризму ...........................

 

7.1. Государственная система профилактики и противодействия политическому экстремизму и терроризму .......................................................

7.2. Зарубежный опыт политико-правового регулирования системы противодействия экстремизму и терроризму..........................................

7.3. Российский опыт политико-правового регулирования системы противодействия экстремизму и терроризму ............................................

7.4. Роль СМИ и массовой культуры в системе противодействия экстремизму и терроризму .......................................................................

7.5. Экстремизм и новейшие информационно-коммуникативныетехнологии ............................................................................................................

7.6. Научно-практические выводы и рекомендации по совершенствованию и укреплению системы профилактики и противодействия политическому экстремизму и терроризму ..................................................

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................

 

БИБЛИОГРАФИЯ ...........................................................................................


ВВЕДЕНИЕ

 

Утвержденная Указом президента РФ 12 мая 2009 г. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» исходит из того, что в ближайшие годы «на обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние будут оказывать вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий. Усилится глобальное информационное противоборство, возрастут угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам. Получат развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма»[1].

В этих условиях исследование теоретических и научно-практических проблем, связанных с феноменом современного политического экстремизма, отнесенного «Стратегией» к числу «основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности» приобретает для нашей страны (как и для всего мирового сообщества) повышенную актуальность.

Политический экстремизм и терроризм как негативные социальные феномены не являются чем-то абсолютно новым, присущим исключительно нашему времени и современному обществу. Насколько позволяет судить писаная история общества, в той или иной форме они существовали во все века и у всех народов и обществ. Однако в современную эпоху политический экстремизм и терроризм, с одной стороны, приобрели совершенно иные масштабы, и многократно умножился негативный эффект от экстремистской и террористической деятельности, а, с другой — они стали восприниматься и оцениваться обществом с гораздо большей остротой и неприятием. Цивилизованное общество, умудренное опытом долгих веков исторического развития, воспринимает сегодня эти негативные политические явления прежде всего как проявление дикости и варварства, как пережиток ранних эпох развития человечества и его политической и духовной культуры. Поэтому противодействие этим негативным феноменам принимает сегодня не локальный и частный, а общецивилизационный, международный характер. Но такой же характер приобретают сегодня, к сожалению, и сами политический экстремизм и терроризм.

В настоящее время в мире насчитывается около 500 террористических организаций. География экстремизма расширяется, он начал распространяться по всем континентам, появляясь на территориях, которые ранее отличались внутриполитической стабильностью. В современном мире не осталось ни одного государства, которое бы не пострадало от этого негативного явления. За многие века своего существования экстремизм и терроризм сильно эволюционировали. Разворачиваясь в условиях глобализации и информационной революции, они гораздо более гибко, нежели государственные структуры, принимают сегодня приспособленные к новым условиям организационные формы деятельности. Поэтому, несмотря на масштабные международные усилия по борьбе с этим злом, количество террористических актов по всему миру продолжает расти. Согласно экспертным оценкам, в 2008 году в мире произошло около 12 тысяч террористических актов, в результате которых пострадало 56 тысяч человек, в том числе 15 тысяч погибло. При этом большинство из жертв — мирные жители, включая женщин и детей[2]. Так, в октябре 2008 года на пляже крупнейшего индийского туристического и банковского центра Мумбаи высадились десяток головорезов из экстремистской исламской организации «Лашкар-Е-Тойбу», созданной в 1989 году на территории Пакистана. В течение трех суток они терроризировали город. В итоге — 174 погибших, более 400 раненых[3].

Следует признать, что в XXI веке экстремизм как весьма эффективный инструмент нелегитимного насильственного достижения политических целей получил небывало широкое распространение в мире. При этом организаторы экстремистской деятельности стремятся извлекать максимальную выгоду из процесса глобализации, ставя себе на службу новейшие информационные технологии, делая все менее уязвимыми для правоохранительных органов элементы своей инфраструктуры, создавая мощную финансовую базу для преступной деятельности. Возникают террористические организации нового типа, построенные по принципу сетевой структуры, обладающей наибольшим потенциалом в современных информационно-коммуникативных условиях. Для них характерны единые центры и информационно-коммуникативные каналы, автономный способ существования входящих в сообщество периферийных преступных группировок, взаимодействующих как с центром, так и между собой[4]. Сторонники экстремистских действий, проповедники идей, противоречащих общечеловеческим ценностям, используют достижения новейших технологий с целью пропаганды собственной идеологии и ведения информационных войн. Так, в настоящее время насчитывается более 500 Интернет-сайтов, направленных на разжигание национальной вражды, более 2000 сайтов — религиозной вражды и т.д.

Экстремизм и одна из его самых опасных форм — терроризм — быстро изменяется, мутирует, осваивает все более опасные и разрушительные методы. При этом многие субъекты экстремистской деятельности уже преодолели те нравственные рамки, которые сдерживали раньше размах и масштабы экстремизма и превратились по существу в бизнесменов от терроризма. Если раньше речь шла о так называемом «жертвенном» терроризме (без криминальных мотивов), то в настоящее время все больше говорят об экономической основе экстремизма и терроризма. Подтверждение тому — видеосъемки самих террористических актов и их последствий, которые по сути своей представляют не что иное, как отчет перед заказчиком за предоставленные денежные средства.

В числе общих причин и условий, способствующих расширению масштабов экстремистской и террористической деятельности многие исследователи отмечают и негативные последствия резкого изменения всей международной обстановки, переживаемой всеми странами и народами в настоящее время. Разрушение биполярного мира и утверждение, по сути, однополярного мирового порядка под эгидой США не дали большей безопасности народам мира и не открыли для них перспектив лучшей жизни. Международные отношения стали более нестабильными и непредсказуемыми, сила во внешней политике государств стала играть гораздо большую роль, чем даже в худшие времена «холодной войны». В глазах подавляющего большинства народов мира современная система мироустройства выглядит несправедливой, по сути, она делегитимизирована. Интернационализация политического экстремизма — очевидное следствие нелегитимной международной практики основных политических игроков на мировой арене, прежде всего — стран Запада.

В условиях глобализации в управлении мировым политическим процессом все большую роль начинают играть наднациональные структуры и институты. Ключевая легитимная наднациональная структура в лице Организации Объединенных Наций, по сути, сегодня отстранена от принятия решений по важнейшим вопросам международной жизни, ее функции явочным порядком присвоили себе отдельные государства и региональные структуры, прежде всего США и НАТО. Кроме того, резко усилилась роль нелегитимных наднациональных структур в управлении мировыми процессами, прежде всего транснациональных компаний и медийных структур, ориентированных не на социальные интересы того или иного народа, национальные интересы той или иной страны, а на извлечение прибыли. Нелегитимные управляющие структуры хозяйничают сегодня в так называемых «безгосударственных обществах», образование которых прослеживается в некоторых странах Азии и Африки и связано с появлением «несосто­явшихся государств». Происходит сращивание лидеров таких стран с международным капиталом, эксплуатирующим природные ресурсы. Это вызывает анархию как внутри, так и за пределами этих стран, питает международную преступность[5].

В этих условиях неизбежна постановка вопроса о необходимости формирования мирового гражданского общества. Гражданское общество в национальных границах демократических государств изначально выступало и выступает сегодня, с одной стороны, как главный ограничитель своеволия и произвола со стороны государства — главной управляющей подструктуры общества, а с другой — как главный независимый от государства носитель легитимной идеи национальной государственности. В условиях обострившегося кризиса всей системы международных отношений сегодня особенно остро ощущается отсутствие мирового гражданского общества, носителя идеи справедливого мироустройства, независимого от управляющих наднациональных структур. Зримые зачатки будущего мирового гражданского общества в условиях несправедливого мироуправления принимают сегодня экстремистский характер.

Современный политический экстремизм хорошо оснащен как интеллектуально, так и инструментально. Высокий интеллектуальный уровень как признак экстремизма не является чем-то новым, появившимся только в условиях Интернета и информационной глобализации. Отцами идеологии экстремизма всегда были неординарные и даже выдающиеся люди. Можно вспомнить в этой связи имена Прудона, Бакунина, Кропоткина, Троцкого, Муссолини, Мао, Че Гевары, Маркузе и т.д. Молодежные бунты шестидесятых годов ХХ века в западных странах прошли, как известно, под знаком трех «М» — Маркс, Мао, Маркузе. Хотя разрыв между бедностью и богатством и сегодня является одной из главных причин социальных и политических конфликтов, тем не менее, идеологическое позиционирование на социально-классовой основе в международном экстремистском движении сегодня отодвинуто на второй план.

Несомненно, главная причина этого сдвига в том, что во второй половине ХХ века был дискредитирован в глазах угнетенных и обездоленных людей и народов коммунистический вариант социалистической идеологии, олицетворявшей в глазах сотен миллионов людей на протяжении многих десятилетий перспективу более справедливого и более безопасного мира. Но идеология как таковая не может перестать играть свою роль в обществе, как это казалось еще недавно некоторым теоретикам. «Конец идеологии» был бы равнозначен концу социально-политического развития общества. Кризис традиционных идеологий, создав на время определенный идеологический вакуум, который так и не смог заполнить собой торжествующий западный либерализм (и сам представляющий собой лишь одну из форм современной идеологии), тем не менее, не мог остановить извечный поиск проектов справедливого общественного устройства. Идеологическая борьба возвращается в современный мир, но возвращается уже на иной, культурно-ценностной и культурно-этнической, основе.

По мнению многих политологов, ХХI век будет эпохой этнических, этноконфессиональныхимежцивилизационныхконфликтов[6]. Не случайно целый ряд авторов характеризуют нашу эпоху как «Новое Средневековье»[7]. А в начале каждого глобального идеологического размежевания, как показывает исторический опыт, неизбежен определенный экстремизм, что мы и наблюдаем сегодня в мире. При этом экстремизм всегда проявляется в претензии той или иной идеологии на исключительность ее проекта общественно-политического устройства. Но практическое проведение идей исключительности той или иной религии, той или иной нации, того или иного социального слоя невозможно без насилия по отношению к носителям другой идентичности. Современный политический экстремизм во всех его разновидностях нацелен на формирование политического устройства общества, легитимированного исключительно ценностями одного порядка. Формой легитимации такого политического устройства выступает политический режим, где террор в отношении инакомыслия возводится в ранг высшей справедливости.

Сегодня можно выделить следующие три основные идеологические течения, оказывающие на мировой политический процесс определяющее влияние и вовлекающие в орбиту своего противостояния сотни миллионов людей, — это западный ультралиберализм, исламский фундаментализм и этнонационализм. Для каждого из этих течений характерна определенная экстремистская политическая практика.

Исламский фундаментализм, пришедший на смену арабскому национализму, разошедшемуся еще в семидесятые годы по национальным квартирам, принял сегодня на вооружение практику религиозно-политического экстремизма. Ислам в глазах многих людей сегодня выступает как знамя борьбы против современного империализма, как идеология угнетенных, в силу того, что наиболее высокий потенциал социального протеста сегодня накоплен именно в мусульманском мире. Целый ряд исследователей ислама пытаются сравнивать салафистское движение в исламе с протестантизмом М. Лютера в христианстве. На наш взгляд, салафизм с его идеями построения государства справедливости и честности возрождает коммунистическую утопию, но уже в новой религиозной упаковке. Показателен в этой связи тот факт, что знаменитый «красный» террорист Карлос Рамирес Санчес принял ислам, как новое идеологическое обоснование для своей террористической деятельности.

Сегодня мир столкнулся также и с совершенно новым видом политического экстремизма, сформировавшегося в недрах западного либерализма и выступающего под идеями демократии. Носителями его выступают страны традиционной либеральной демократии, прежде всего США. В основе демократического экстремизма лежит все та же идея исключительности, — исключительности ценностей либеральной демократии. Все так называемые «цветные» революции, проходившие под лозунгами демократизации, — очевидное проявление этого нового вида политического экстремизма, поскольку методы и формы, которые применялись при этом, несмотря на их относительно мирный характер, находятся в явном противоречии с действующим законодательством той или иной страны. Опасность этого вида политического экстремизма заключается не только в том, что происходит нивелировка такого ключевого понятия международной политики, как суверенитет, но и в том, что подвергается насилию идея национальной государственности, основанная на традициях и ценностях того или иного народа, происходит разрушение этой государственности, а народ — носитель этой идеи — переформатируется в соответствии с принципами, истинность которых, как уже очевидно, довольно сомнительна.

Экстремистская практика современной идеологии национализма проистекает не только из исторической склонности национализма легко скатываться к экстремизму, но и из глобализационных процессов, которые поставили перед каждым этносом вопрос о его идентичности, о его месте в быстро меняющемся мире. Двадцатый век по праву можно считать веком этнонационального ренессанса, ведь никогда в прошлом столько народов не приобретало собственной государственности в столь сжатые сроки.

«Идеология национализма постулирует ... приоритет национальных ценностей перед личностными, приоритет государственности перед любыми иными формами социальной самоорганизации этноса ... приоритет мифологизируемого национального прошлого и желаемого будущего перед настоящим …»[8]. Национализм — это идеология строительства этнонационального государства, и в этом своем качестве она будет востребована, пока существуют этносы, не обладающие своей собственной государственностью. Экстремистский же характер национализм приобретает тогда, когда этнос стремится построить этнократическое государство, т.е. такое государство, в котором данный этнос доминирует политически, культурно и лингвистически, в котором национальными интересами являются интересы данного этноса. Другими словами, этнический экстремизм борется за государственность не для заботы о других этносах, а за возможность их подавления. В современном мире этнический экстремизм взят на вооружение, прежде всего, молодыми государствами с неустоявшейся еще национальной государственностью. Самый свежий пример — политика Грузии в отношении Южной Осетии и Абхазии. Антироссийский и антирусский тренд многих постсоветских республик (в том числе Украины) имеет те же корни.

Несмотря на то, что в современном мире традиционные формы политического экстремизма, сформировавшиеся на социально-классовой основе, уступают свое место культурно-этническим формам, первые, тем не менее, продолжают оказывать существенное влияние на общественно-политическое сознание современных обществ. Хотя общепринятое деление классического политического экстремизма на левый и правый сохраняется и сегодня, но формы проявления у них общие. Это и призывы к захвату власти, и осуществление террористических актов, и угрозы государственным и политическим деятелям, и блокирование административных зданий, и массовые беспорядки, и многое другое. Идеология экстремизма крайне левого толка выступает против проводимой правительством политики в области социального обеспечения, экономических, военных и других реформ и находит отражение в деятельности групп анархистов (анархо-синдикалистов), «новых левых», «проле­таристов», «экологистов», которые на практике прибегают к насильственным формам социальных действий.

Идеология экстремизма крайне правого толка — неонацизм, расизм, шовинизм — отличается агрессивностью своих положений, ее приверженцы призывают к полному уничтожению или запрету противостоящих сил, стремятся к установлению авторитаризма. Сегодня у большинства субъектов этого вида политического экстремизма нет еще какой-то целостной идейно-политической концепции. Пока в основе деятельности экстремистских организаций традиционного толка чаще всего лежит порыв, кратковременное действие по поводу определенных общественных институтов или событий. Но исторический опыт многих стран дает нам достаточно убедительных примеров того, что за порывом постепенно следует и развернутое идеологическое обоснование. Если политическому экстремизму традиционного толка будет представлена возможность дальнейшего развития, особенно в условиях нарастания социально-экономических и политических противоречий в обществе, то последует не только создание идейной основы экстремизма, но и формирование его организационных структур.

Особенно остро проблемы современного политического экстремизма и терроризма стоят перед современной Россией, историческая особенность которой заключается в проживании на ее территории разного по этническому и религиозному составу населения. И данные российской статистики свидетельствуют об увеличении количественных показателей преступных проявлений экстремизма. В 2003 г. было зарегистрировано 157 преступлений экстремистской направленности; в 2004 г. — 130; в 2005 г. — 152; в 2006 г. — 263; за 6 месяцев 2007 г. — уже 115 таких преступлений[9]. По словам замглавы МВД РФ, А. Чекалина за 10 месяцев 2008 года в России зафиксировано 185 преступлений экстремистской направленности, что на 76% превышает аналогичный показатель 2007 года. Только в одной Москве за первое полугодие 2008 г. поставлено на учет 44 преступления на почве национальной розни. Из них — 20 убийств и 24 факта причинения тяжкого вреда здоровья, причем в 6 случаях пострадавшие затем скончались в больницах[10].

Являясь частью мирового сообщества и одним из ведущих политических игроков на мировой арене, Россия неизбежно испытывает на себе те же отрицательные последствия общемирового развития, что и другие развитые страны. В то же время, помимо общемировых процессов и тенденций в России действует и целый ряд и ее собственных исторических обстоятельств, как традиционных для нашей страны, так и приобретенных ею в результате масштабных политических реформ 1990-х годов. Пришедшая в результате этих реформ к власти новая политическая элита получила в наследство от своих предшественников целый ряд сложнейших экономических, социально-политических и духовных проблем, в обострении которых виновна отчасти уже и она сама. В наше время особенно поучительно и актуально для этой новой политической и духовной элиты России звучит одно из знаменитых высказываний Н. Макиавелли. «Римляне, — писал он, — поступали так, как надлежит поступать всем мудрым правителям, то есть думали не только о сегодняшнем дне, но и о завтрашнем, и старались всеми силами предотвратить возможные беды, что нетрудно сделать, если вовремя принять необходимые меры, но если дожидаться, пока беда грянет, то никакие меры не помогут, ибо недуг станет неизлечимым. Здесь происходит то же самое, что с чахоткой: врачи говорят, что в начале эту болезнь трудно распознать, но легко излечить; если же она запущена, то ее легко распознать, но излечить трудно. Так же и в делах государства: если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, но если он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет. ... Римлянам не по душе была поговорка, которая не сходит с уст теперешних мудрецов: полагайтесь на благодетельное время, — они считали благодетельным лишь собственную доблесть и дальновидность. Промедление же может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло»[11].

Многие тяжелейшие проблемы, которые приходится сейчас решать с таким трудом и жертвами нынешней России, являются следствием именно запущенности тяжелых социальных и духовных недугов, поразивших наше общество не вчера, а в гораздо более отдаленное время. И к числу таких тяжелейших проблем относится политический экстремизм и терроризм (как его самое крайнее и острое проявление), поразившие уже не только отдельные местности и регионы нашей страны, но и всю страну в целом, включая и ее крупные города и столицы. Только в 2008 году, по данным МВД РФ, была пресечена деятельность «глубоко законспирированных течений террористической направленности в Татарстане, Башкирии, Ульяновской, Самарской и Оренбургской областях»[12].На недавнем совещании о мерах по стабилизации социально-политической обстановки и нейтрализации террористических и экстремистских угроз в Северокавказском регионе в ответном замечании президента РФ Д.А. Медведева на выступление одного из участников совещания прозвучали следующие оценки: «Вы сказали, — отметил президент, — о влиянии ряда факторов, международных факторов, таких как подпитка бандподполья деньгами, экспорт религиозного экстремизма, — эти внешние факторы есть, Вы правы. Но основная причина коренится внутри страны, как это ни печально. И условия для развития бандитизма, религиозного экстремизма были созданы, Вы сами знаете когда, в результате распада государства. Корни — в устройстве нашей жизни: в безработице, в бедности, в кланах, которым плевать на народ, которые только делят денежные потоки, приходящие сюда, борются за заказы, а потом друг с другом сводят счеты, и в коррупции, которая, действительно, получила очень широкое распространение и в правоохранительных органах тоже»[13]. И эти оценки совпадают выводами российских ученых, исследующих современный феномен российского политического экстремизма и терроризма.

Однако политический экстремизм в России вышел уже за относительно узкие круги оппозиционной политической и духовной элиты и политически активных групп российского общества — сегодня он проникает уже и в самые широкие массы российского населения, включая и молодежь, и даже подростков. Шокирующим примером последнего рода стало недавнее дело семи подростков из банды Артура Рыно и Павла Скачевского, под предводительством которых в Москве совершались преступления на почве национальной вражды. По данным следствия, преступная группировка, в которую входили 9 человек, в период с августа 2006 г. по октябрь 2007 г. убила 20 человек, еще 12-ти причинила телесные повреждения различной степени тяжести. При этом большинству обвиняемых на момент совершения преступлений не было и 18 лет. В Мосгорсуде присяжные вынесли обвинительный вердикт в отношении участников банды, которые приговорены к различным срокам заключения[14].

К сожалению, этот пример является не единственным, и число жертв таких насильственных действий в России быстро растет. Если в 2004 г. правозащитники зафиксировали 268 нападений, повлекших гибель 50 чел., то в 2007 г. эти цифры составили уже соответственно 676 и 85. Наконец, только за пять месяцев 2008 г. от рук скинхедов погибли 59 чел. При этом главным центром их активности остается Москва, а среди жертв в последние два года преобладают узбеки, таджики и киргизы. Кроме того, сегодня скинхеды все чаще обращают свою агрессию против чуждых им по духу молодежных групп, которые они обвиняют в непозволительном «кос­мополитизме»[15]. По данным замглавы МВД РФ, А. Чекалина до 80% участников экстремистских организаций составляют молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет[16].

Между тем, социологические опросы показывают, что если в начале 1990-х гг. молодежь (18-24 года) в меньшей степени, чем представители старших поколений, была подвержена ксенофобии, то начиная с середины 1990-х гг. она оказалась весьма восприимчивой к радикальным настроениям. А уже к началу 2000-х гг. по уровню ксенофобии молодежь превзошла практически все остальные возрастные категории, включая пожилых людей, традиционно отличавшихся ее высоким уровнем. Согласно социологическим исследованиям Центра Ю. Левады, ксенофобия особенно характерна для тех социальных слоев, положение которых ухудшилось в последние годы или неустойчиво. Она сильно выражена у учащихся ПТУ, рабочей молодежи и школьников, проживающих в малых, кризисных городах, но также и в мегаполисах. Ее культивируют экстремистские ультранационалистические группы, организации скинхедов и т.п., причем за спонтанным молодежным экстремизмом часто стоят определенные политические силы. Одна<



2015-11-20 1187 Обсуждений (0)
Политический экстремизм как негативное социальное явление и его сущность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политический экстремизм как негативное социальное явление и его сущность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)